7.08.2019, 18:16
Снижение ставки рефинансирования позволит сохранить нейтральный характер монетарной политики — заявления главы Нацбанка
фото nbrb.by
Нацбанк распространил заявление главы Нацбанка Павла Каллаура в связи с решением о снижении ставки рефинансирования и других ключевых ставок. Приводим заявление полностью.
Хочу подробнее остановиться на тех факторах, которые мы учитывали, принимая решение о процентных ставках. Статистика свидетельствует, что в целом динамика инфляции соответствует ожидаемой траектории. Постепенно уходят проинфляционные факторы второй половины прошлого и начала текущего года. Это – ускоренный рост заработных плат, конъюнктурный шок на рынке продовольствия, повышение цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке.
Как следствие, идет замедление интенсивности инфляционных процессов. Так, в II квартале 2019 года квартальный темп прироста цен с исключением сезонности оценивается меньше 5%. В предыдущие три квартала он был выше целевого ориентира в 5%.
Также по итогам июня как трендовая инфляция, представляющая собой показатель, очищенный от влияния кратковременных шоков, так и средняя интенсивность прироста цен в годовом выражении не превысили 4,5%. Это ниже уровня фактической инфляции, а также нашей цели на текущий год.
Далее подробнее о воздействии фундаментальных факторов.
Фактические монетарные условия сохранили свой нейтральный характер. Реальный обменный курс, несмотря на незначительное укрепление, оценивается вблизи своего равновесия.
Ставки кредитно-депозитного рынка оставались нейтральными. Сохранение стабильных условий доступности кредитов поддерживает рост кредитного портфеля банков, соответствующий платежеспособному спросу экономики. При этом кредитование экономики близко к своему равновесному уровню. Увеличение денежной массы соответствовало прогнозным параметрам 9–12% на этот год. В июле средняя широкая денежная масса выросла по отношению к июлю прошлого года на 11,7%.
Со стороны денежного предложения нет инфляционного давления. В то же время его динамика в целом способствовала поддержанию деловой и инвестиционной активности.
При этом на протяжении уже нескольких кварталов темпы роста экономики сохраняются вблизи своего равновесного уровня. То есть экономическая активность также остается нейтральной с точки зрения инфляционного воздействия.
Еще один важный фактор, который формирует траекторию изменения потребительских цен и который мы учитывали, – инфляционные ожидания. Проведенные опросы показывают их определенное снижение за весенние месяцы. Однако они по-прежнему выше фактической инфляции, что сдерживает ее замедление. При этом снижение фактической инфляции будет способствовать повышению уверенности у экономических агентов и, как следствие, уменьшению их инфляционных ожиданий в среднесрочном периоде.
Прежде чем перейти к прогнозу инфляции, кратко расскажу, как развитие ситуации на внешнем контуре может повлиять на нашу инфляцию. Мы видим, что внешние проинфляционные риски снизились, особенно на краткосрочном горизонте.
В первую очередь это касается России, где сформировалась устойчивая тенденция к замедлению инфляции. Банк России улучшил прогноз по росту потребительских цен, что позволило ему в июле текущего года в очередной раз снизить ключевую ставку. ФРС США и Европейский центральный банк также заявили о смягчении монетарной политики на фоне ослабления инфляционного давления и замедления мировой экономики. Тенденция уменьшения проинфляционного влияния внешних факторов на внутренние цены сохранится и в среднесрочном периоде.
Теперь непосредственно о прогнозной динамике индекса потребительских цен.
Наши оценки в целом не претерпели изменений. Как мы говорили на предыдущих встречах, во втором полугодии рост цен будет замедляться. Вместе с тем мы не исключаем, что годовая инфляция в июле текущего года будет выше уровня июня. Но это обусловлено эффектом низкой базы прошлого года. Напомню, в июле 2018 года было зафиксировано рекордное для этого периода года снижение цен на плодоовощную продукцию. Кроме того, произошло изменение сроков повышения тарифов на услуги ЖКХ: в текущем году – в июле, в 2018 году – в сентябре. Именно за счет этих позиций мы можем увидеть более высокие цифры по инфляции в июле 2019 года. В то же время базовая инфляция, по нашим оценкам, продолжит снижаться.
В последующие месяцы инфляция будет замедляться и к концу 2019 года сложится вблизи 5 %. Мы считаем, что нейтральное влияние на динамику инфляционных процессов со стороны внутренней экономики сохранится. Этому во многом будут способствовать уменьшение интенсивности потребительского кредитования и рост заработных плат, основанный на повышении производительности труда. В совокупности это ограничит риски роста цен выше целевого ориентира. Мы ожидаем, что поступление нового урожая позволит нивелировать рост продовольственных цен второй половины прошлого года, а также снизит вероятность возникновения конъюнктурных шоков в ближайшем будущем.
Резюмируя вышесказанное, еще раз повторю главное. Инфляция складывается в соответствии с нашими ожиданиями и остается на траектории достижения целевого ориентира на 2019 год. Уменьшилось воздействие факторов, которые могли усилить интенсивность инфляционных процессов. Снизились неопределенности и риски нарушения ценовой стабильности в будущем. Все эти факторы в совокупности предопределили наше решение о снижении ставки рефинансирования на 50 базисных пунктов. Это позволит сохранить нейтральный характер монетарной политики в условиях прогнозируемого замедления инфляционных процессов в стране.
В последующем при принятии решений по ключевым ставкам Правление Национального банка по-прежнему будет учитывать весь комплекс внутренних и внешних условий, а также формируемое ими изменение баланса между дефляционными и инфляционными факторами.