• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Одной из особенностей белорусского налогового контроля последних лет стало более пристальное внимание к доходам физических лиц. Похоже, государство на основании совокупных данных о депозитах физических лиц, а также информации о количестве автомобилей и недвижимости, приходящихся на физических лиц, оценило масштабы возможных неучтенных, и соответственно не обложенных подоходным налогов доходов физических лиц, и решило эту «недоработку» устранить.

Белорусские налоговые органы в вопросе контроля над доходами физических лиц пошли по общемировой практике и построили систему декларирования не на контроле над доходами, а на контроле над расходами. Именно по такому принципу и построено Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2017 г. № 516 «О порядке осуществления контроля в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов». Фактически суммы расходов физического лица являются основанием для выставления требования к нему о предоставлении декларации о доходах и имуществе.

Базы данных госорганов

На практике налоговые органы могут пользоваться тремя источниками информации для получения данных, используемых в Расчете расходов и доходов физического лица (далее – Расчет). Именно Расчет является основой для составления требования к физическому лицу о предоставлении декларации о доходах и имуществе. Информация о доходах и расходах в Расчете собирается за последние 10 лет.

Первым источником информации являются базы данных государственных органов власти. На практике при составлении Расчета налоговые органы пользуются, как правило, четырьмя базами данных. Во-первых, это база данных тунеядцев, то есть граждан Беларуси, которые нигде официально не работают.  Данная база, как правило, изначально является основой для выбора людей, доходы и расходы которых проверяются налоговыми органами в первую очередь.

Во-вторых, источником информации для налоговых органов являются базы данных БРТИ. Они содержат данные о покупателях недвижимости, которая является одним из наиболее дорогостоящих расходов граждан Беларуси.

В-третьих, налоговые органы анализируют базы данных ГАИ, в которых  содержится информация о приобретаемых физическими лицами автомобилях. На практике встречаются случаи, когда данные базы данных ГАИ о покупке дорогих автомобилей по доверенности или для знакомых служат основанием для подачи декларации о доходах и имуществе.

В-четвертых, информацией для Расчета являются базы данных таможенных органов, в которых содержится информация о  приобретенных физическими лицами за границей и задекларированных на таможне товарах. В этой связи следует отметить, что по законодательству физические лица обязаны декларировать свой товар письменно только в случае необходимости уплаты таможенных платежей. В случае, когда физические лица таможенные платежи не уплачивают, декларирование товара может быть устным, а значит, эти сведения не попадут в базу данных таможенных органов. Следовательно, информация об устно задекларированных товарах не будет доступна налоговым органам.

Для того, чтобы минимизировать суммы расходов, по которым налоговые органы могут предъявить требования о доначислении подоходного налога важно знать о том, как информация попадает в базы данных государственных органов. Это позволит, например, избежать попадания излишней информации в базу данных таможенных органов, а также может заставить физическое лицо подумать о том, как вообще не попасть в базу данных тунеядцев. В базу, которая является первоначальной основой для анализа расходов физических лиц со стороны налоговых органов.

Важно также понимать, что все базы данных анализируются комплексно. Это значит, что при попадании сведений о физическом лице в одну базу данных, сведения об этом же физическом лице будут перепроверяться и в других базах данных.

Нестандартные источники расходов

Помимо сведений из государственных баз данных налоговые органы используют и иные нестандартные источники информации. Вторым источником налоговых органов является оперативная информация, поступающая по следующим трем направлениям. Во-первых, это данные, полученные в ходе проведения выездных налоговых проверок. Речь в данном случае может идти о сведениях, связанных с займами, предоставляемыми физическими лицами предприятиям, или о сведениях по выплате доходов физическим лицам, из которых не был исчислен подоходный налог.

Во-вторых, это аналогичные или схожие данные, полученные из других контролирующих органов. Как правило, речь идет о проверке источников доходов и факта уплаты подоходного налога по имуществу, выявленному у физического лица в процессе возбуждения уголовных дел.

В-третьих, оперативная информация может поступать в налоговые органы и из прочих источников: анонимные письма, звонки на телефон доверия и так далее. Последняя информация возникает в том случае, если физическое лицо ведет не по средствам «роскошный образ жизни», и, по мнению не равнодушных окружающих (соседей, знакомых, коллег по работе и так далее), имеет теневые доходы без уплаты подоходного налога. Избежать последнего возможно в случае строго дозирования информации о своих доходах и успехах в кругу знакомых и близких, какими бы надежными и дружелюбными они бы ни были на первый взгляд.

Последним, третьим источником информации для составления Расчета являются данные, предоставляемые предприятиями по запросам контролирующих органов. Данная информация, как правило, запрашивается на конечной стадии составлении Расчета и является явным сигналом о том, что налоговые органы готовят запрос в адрес физического лица о необходимости предоставления декларации о доходах и имуществе. Как правило, на предприятиях запрашивается информациях о выплатах в пользу физического лица: заработная плата, премии, дивиденды, займы и так далее. Также на предприятиях запрашивают сведения о выплатах, поступающих на предприятия от самих физических лиц. Речь идет о займах или иных денежных переводах, предоставляемых учредителями-физлицами на развитие предприятия.

Алгоритм превышения расходов

Помимо источников информации важным элементом в составлении Расчета является анализ временных расхождений между доходами и расходами физического лица. Именно на такой временной нестыковке и построены все Расчеты, а, соответственно, и требования налоговых органов о предоставлении декларации о доходах и расходах.

В этой связи на практике возникают вопросы о том, почему в течение года доходы физического лица превышают расходы, а вопросы со стороны налоговых органов об источниках доходов возникают. Дело в том, что Расчет составляется последовательно помесячно за период в последние 10 лет. При этом изначально берется «нулевой вариант», когда доходы и расходы физического лица равны. В дальнейшем помесячно анализируются доходы и расходы физического лица на основании имеющейся у налоговых органов информации.

В этой связи, если Расчет произведен, начиная с 2009 года, а, например, физическое лицо продало машину или квартиру в 2008 году, то эти доходы 2008 года не будут учтены в Расчете. Соответственно, все расходы, которые будут произведены с 2009 года, в Расчете не будут подтверждаться доходами 2008 года, а значит, у налоговых органов будут вопросы. Последнее не говорит о том, что физическое лицо не доплатило подоходный налог. Это свидетельствует лишь о том, что физическому лицу необходимо дать пояснения о более ранних доходах, которые не попали в Расчет налоговых органов.

Указанные временные особенности составления Расчета необходимо учитывать всем физическим лицам при подготовке декларации о доходах и имуществе и подготовке пояснений по Расчету налоговых органов. Важно помнить, что все пояснения и обоснования должны учитывать временные ограничения, при которых расходы не могут быть произведены раньше, чем были получены соответствующие доходы. При несоблюдении данного правила физическому лицу придется доплатить подоходный налог в бюджет.

В заключении отметим, что существенно минимизировать вероятность получения «письма счастья» от налоговых органов с требованием о предоставлении декларации о доходах и имуществе возможно в случае соблюдения следующих простых правил. Во-первых, необходимо по возможности избегать попадания сведений о себе в базы данных государственных органов. Во-вторых, следует весьма серьезно и взвешенно подходить ко всем запросам налоговых органов, касающимся физических лиц. В-третьих, желательно вести скромный и незаметный образ жизни для избегания излишнего внимания к своей персоне со стороны окружающих. Необходимо помнить, что любая информация или фотография в социальных сетях может быть использована против вас и стать основой для выставления требования налоговых органов к вам о предоставлении декларации о доходах и имуществе.

Тэги:

, , ,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

В скачках курса доллара виноват Евразийский банк развития?

Возможной причиной значительных колебаний курсов иностранных валют на Белорусской валютно-фондовой бирже в последнее время может быть смена маркет-мейкера биржевого валютного рынка: со 2 сентября белорусский Банк Дабрабыт утратил этот статус и им стал Евразийский банк развития. Пока Национальный банк не объяснил, что происходит на рынке РБ, поэтому приходится рассматривать возможные варианты объяснения происходящих событий. Одной

Назначены новые директора ОАО «Планар» и «Гомельстекло»

Рассматривая сегодня, 12 сентября, кадровые вопросы Александр Лукашенко дал согласие на назначение генеральным директором ОАО «Планар» Сергея Авакова, гендиректором ОАО «Гомельстекло» — Петра Максимчикова. Сергей Аваков ранее работал  на посту директора ОАО «КБТЭМ-ОМО», который также входит в холдинг «Планар». Ранее должность гендиректора ОАО «Планар» занимал Геннадий Ковальчук. Петр Максимчиков  поднялся до уровня гендиректора с должности

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 1

Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы