26.04.2019, 8:52
Зенитные ракетные комплексы: а что скажут в ОДКБ и НАТО?
Практически никто не сомневается в том, что одной из важных тем переговоров Александра Лукашенко и Реджепа Эрдогана во время визита белорусского лидера в Анкару были вопросы военно-технического сотрудничества.
Хотя визит президента Беларуси в Турцию состоялся еще 16 апреля, в экспертном сообществе продолжают обсуждать его итоги.
Несмотря на разногласия в деталях комментаторы единодушны в том, что наряду с торгово-экономической проблематикой Анкара и Минск пришли к соглашениям и в ряде других важных сфер межгосударственных отношений. В частности, относительно усиления военного взаимодействия: профильными ведомствами двух стран был подписан соответствующий меморандум.
Беларусь им в помощь
А вот относительно военно-технического сотрудничества двух стран, несмотря на участие в переговорах председателя Государственного военно-промышленного комитета Романа Головченко, публично ничего не было сказано (кроме традиционной фразы Александра Лукашенко, что «у сторон нет запретных тем»). Это заставило наблюдателей гадать: либо Минск и Анкара не хотят афишировать свои договоренности в столь деликатной сфере, либо соответствующий документ еще не готов к подписанию.
Между тем, как заявил накануне визита белорусского президента изданию «Евразия.Эксперт» ведущий аналитик Экспертно-аналитической сети «Анкара-Москва», турецкий политолог Энгин Озер, Турция в настоящее время рассматривает вопросы приобретения зенитных ракетных комплексов (ЗРК). А также разработки собственных ЗРК к 2021 или 2022 году. Что требует наличия соответствующих технологий.
По мнению Энгина Озера, у Беларуси, которая давно занимается модернизацией ЗРК советского производства и приобрела в этом деле значительный опыт, такие технологии имеются.
Особенно активно предприятия белорусского ВПК занимаются реновацией ЗРК С-125, имеющихся на вооружении бывших республик СССР, многих бывших союзных и дружественных стран. Одной из наиболее совершенных модернизированных версий этого ЗРК является С-125-2БМ «Алебарда».
Разработка этого ракетного комплекса осуществлялась под руководством ОАО «Алевкурп» начиная с 2011 года. Его соисполнителями выступили «ВолатАвто» (предприятия образовано МЗКТ) и 2566-й завод по ремонту радиоэлектронного вооружения.
По информации разработчиков, «Алебарда» представляет собой модернизированный вариант ЗРК «Печора-2М», созданного полтора десятка лет назад белорусско-российской международной финансово-промышленной группой «Оборонительные системы» на базе советского ЗРК серии С-125М «Печора».
С учетом того, что главным разработчиком «Алебарды», как и ведущим исполнителем проекта «Печора-2М», выступило ОАО «Алевкурп», есть основания полагать, что и в очередном проекте этого коллектива были использованы наиболее удачные конструкторские и технологические решения, использованные при создании «Печоры-2М».
Новое — это тщательно модернизированное старое
Напомним, что программа модернизации С-125М до уровня «Печора-2М», в первую очередь, предусматривала замену основной аналоговой аппаратуры исходного комплекса на цифровую, используемую в ЗРК С-300ПМУ1. А также введение новых средств защиты от активных и пассивных радиопомех; устройств автозахвата и автосопровождения целей в телеоптическом канале ТОВ; устройства, обеспечивающего специальные методы сканирования пространства.
Основные тактико-технические характеристики комплекса «Печора-2М»: поражение цели по дальности — 2,5-32 км; поражение цели по высоте — 0,02-20 км; время выхода на стрельбу — менее 30 мин.; сопровождение до 16 воздушных объектов.
Эксперты полагают, что аналогичные показатели ЗРК «Алебарда», как минимум, не хуже. Тем более, что для него разработана оптическая система «день-ночь» (тепловизор и телевизор) с улучшенными характеристиками. Исключены сотни регулировок аппаратуры, все настройки производятся автоматически.
Применение нового передатчика для радиолокационной станции (РЛС) и новой фазированной решетки еще значительнее повысят возможности комплекса. Однако и без того они достаточно велики: РЛС ЗРК С-125 2БМ «Алебарда» способна обнаружить цель типа истребитель F-16 на расстоянии до 70 км.
Специалисты предприятия «Алевкурп» отмечают, что применение более эффективных (по сравнению с другими проектами обновления ЗРК С-125) методов наведения дает возможность использовать в «Алебарде» «старые» версии ракет для С-125, получая примерно такую же дальность поражения, как и у «Печоры 2М» при использовании модернизированных боеприпасов.
Интересной «фишкой» ЗРК «Алебарда» является возможность применения любых типов пусковых установок, на которых могут быть размещены даже «неродные» для комплекса ракеты.
Перепрограммирование процесса формирования команд управления на борт ракеты занимает миллисекунды, после чего они подключаются к имеющемуся пункту боевого управления.
Высокая мобильность комплекса достигается установкой антенного поста и четырех пусковых установок на полуприцепах производства Минского завода колесных тягачей (при этом седельный тягач по выбору заказчика может быть любым).
Кабины управления размещаются на полноприводных автомобильном шасси МАЗ-6317. В ЗРК «Печора-2М» все элементы комплекса размещались на полноприводных автомобильных шасси марки «МЗКТ».
Замена колесных шасси (как и использование комплектующих преимущественно белорусского производства), скорее всего, связана с желанием сэкономить на издержках и сделать «Алебарду» привлекательной по цене для небогатых заказчиков.
Всем бедным и эксплуатируемым
По мнению ряда экспертов, у официального Минска имеются масштабные планы производства и экспорта данного ЗРК. Между тем, скромные финансовые возможности большинства потенциальных заказчиков этих ракетных систем не позволяют белорусским предприятиям в полной мере их реализовать. Так как экономическая ситуация в стране не дает возможности авансировать значительную часть бедных клиентов.
А вот у Анкары есть не только заинтересованность в белорусских технологиях создания ЗРК (как уже говорилось выше), но и необходимые для их приобретения средства. Помимо этого, в качестве бонуса она может предоставить Минску столь необходимый ему полигон для испытания новых ракетных систем различных классов.
Предварительная договоренность о совместной разработке ЗРК на базе «Алебарды», как предполагают некоторые наблюдатели, могла быть достигнута 15 января 2019 года во время визита министра национальной обороны Турции Хулуси Акара в Беларусь, где у него состоялась встреча за закрытыми дверями с Александром Лукашенко. Там обсуждалось не только военное, но и военно-техническое сотрудничество между двумя странами. В том числе, вопросы совместного производства вооружений. По мнению Энгина Озера, достижение договоренностей в данной области будет больше отвечать интересам Турции, чем покупка ею у России ЗРК С-400. Главным образом потому, что Россия не идет на передачу детализированных технологий. В связи с этим возможность производства данных изделий турецким ВПК полностью исключается.
Однако белорусско-турецкое сотрудничество в области создания средств ПВО может носить и более широкий характер. Как следует из недавнего заявления главы турецкого военного ведомства, российская зенитная система С-400 не будет интегрирована в системы вооружения НАТО.
Из чего напрашивается вывод о том, что Турция намеревается создать национальную ПВО, интегрирующую ЗРК российской и совместной белорусско-турецкой разработки.
Автоматизированная система управления такой ПВО вполне может быть разработана и поставлена соответствующими предприятиями Беларуси. В основу такой АСУ изначально заложена идея организации из разнородных сил и средств (дальнего, среднего и ближнего действия) эшелонированной по дальностям и высотам группировки, предназначенной для отражения массированного воздушного нападения.