По мнению Лукашенко, будущий глава государства в отличие от нынешнего главы государства должен быть главой государства.

Экономика – наш неоспоримый приоритет. В этом белорусов постоянно пытается убедить глава государства. Но нет правил без исключения. Состоявшееся 19 апреля очередное ежегодное послание к белорусскому народу и Национальному собранию, неожиданно таким исключением и стало.

Годом ранее слово с корнем «эконом» было упомянуто в послании 42 раза, что соответствовало среднегодовой норме за последние пять лет. Текущий год оказался на четверть менее урожайным – 32 упоминания.

Приведу ключевую цитату из Послания-2018: «Главное теперь – придать позитивным изменениям необратимый характер. Это – краеугольный камень экономической политики, то, что даст возможность сохранить экономическую стабильность, а значит, мир и порядок в обществе!»

О каких позитивных изменениях в апреле 2018 г. шла речь? Обратимся к статистике. На протяжении 2015-2016 гг. валовой внутренний продукт в Беларуси сокращался, соответственно, на 3,8% и 2,5%. Но по итогам 2017 г. был зафиксирован рост на 2,4%, а за I квартал 2018 г. накануне послания экономика прибавила 5,3%, так что оптимизм докладчика следует признать вполне обоснованным.

Однако праздник на нашей улице продолжался недолго. Начиная с февраля прошлого года, каждый последующий месяц откусывал несколько десятых процента от главного экономического показателя. Негативная тенденция продолжилась и в текущем году, что и подтвердил результат I квартала – 1,1%. Прямо скажем, негусто. Если так пойдет и дальше, то рост по итогам года может смениться падением. А тут еще неопределенность с условиями поставки российской нефти…

Обязанность главы государства обращаться с посланием оговорена в статье 84 Конституции, но, как и многое в основном законе, оговорено неоднозначно. Так, согласно пункту 13, глава государства «обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики». Согласно же пункту 14, он «обращается с ежегодными посланиями к парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики». Поди после этого разберись, об одном и том же послании идет речь или о разных.

Судя по отсутствию анализа положения дел на самом приоритетном направлении (в экономике), 19 апреля мы стали свидетелями ежегодного обращения к парламенту. Количество же обращений к народу в Конституции не оговорено (см. пункт 13), что позволяет мне причислять к такого рода обращениям все телесюжеты, связанные с посещением Лукашенко сельскохозяйственных и промышленных объектов.

Их пересказ занял бы слишком много места, поэтому ограничусь напоминанием сюжета об о***ой корове, ставшего своеобразным символом «белорусской модели» на современном этапе ее развития, точнее на современном этапе ее деградации.

Но вернемся к Конституции. На кого в Беларуси возложена ответственность за разработку основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации? Вы будете удивлены, но на правительство (статья 107). А что же глава государства? Его роль ограничена ролью гаранта. Он «гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики» (статья 107).

Догадаться о таком распределении обязанностей между правительством и главой государства, знакомясь с текстами ежегодных посланий, невозможно в принципе. За все, что относится к политике, в Беларуси отвечает администрация президента, орган, чьи права и обязанности никак не оговорены в Конституции. Из основного закона об этом всевластном институте можно узнать лишь то, что он образуется, упраздняется и реорганизуется лично главой государства (статья 84, пункт 5).

Вытеснение формальных институтов неформальными – явление весьма популярное на постсоветском пространстве. Оно находится в русле общей тенденции на концентрацию властных полномочий в руках глав государств. Ничего сугубо белорусского в этом нет. Если отличия и имеются, то исключительно в стиле.

О том, что он регулярно занимается не своим делом, Лукашенко признался 19 апреля: «Что касается главы государства, будущего главы государства, он должен быть главой государства! Он не должен так много мотаться по полям и фермам».

В рамках «белорусской модели» мотаться по полям и фермам положено министрам: «Я недавно упрекнул правительство. Говорю: «Люди не видят вас там. На фермах, на полях – президент. Как будто нет правительства. И министров же не видно! Надо идти туда! Надо заниматься своими функциями».

Но как бы не отлынивали министры от посещения ферм и полей, «эта модель доказала свою эффективность». Свидетельством тому не только окончательное решение проблемы продовольственной безопасности, но и экспорт, составивший в 2018 г. «аж больше пяти миллиардов долларов сельскохозяйственной продукции».

Много это или мало? Эффективность управленческих решений принято измерять путем сравнения достигнутых результатов с плановыми заданиями. Для тех, кто запамятовал, напомню, что в феврале 2015 г. на встрече Лукашенко с губернатором Амурской области речь шла об экспорте в семь миллиардов. Семь от пяти отделяет дистанция в 40%. Но стоит ли обращать внимание на такой пустяк, да к тому же выраженный в процентах. Главное, что «все обещания, данные народу, должны быть исполнены. В этом формула нашего поведения».

Своеобразное обращение с цифрами – важная особенность руководителя, наделенного неограниченной властью. На каких, например, расчетах основаны регулярные утверждения Лукашенко о стоимости «Беларуськалия»? Мол, предлагают 5 млрд долларов, тогда как «гигант оценивается не меньше чем в 30 млрд».

Немного статистики. В 2015 г. объем производства калийных удобрений на белорусском гиганте составил 10 млн т. (экспорт – 9,5 млн т.), что сравнимо с показателями его основного конкурента «Уралкалия» – 11,8 (8,7). Рыночная капитализация российской компании, рассчитанная как суммарная стоимость всех ее акций, по текущим котировкам на Московской бирже составила на момент подготовки настоящей статьи 250 млрд рублей, т. е. около 3,9 млрд долларов. Следует отметить, что в 2016 г. стоимость «Уралкалия» составляла 485 млрд рублей.

Таков рынок. Справедливые цены на товары и компании, эти товары производящие, каждый день свои. Однако любую непредсказуемость человек традиционной (сельской) культуры, привыкший принимать решения «от жизни», воспринимает как хаос.

Но в противопоставлении 5 млрд долларов 30 млрд есть и политический смысл. За этим противопоставлением стоит хозяин (батька), постоянно думающий об интересах народа. В своих решениях он руководствуется не рыночной конъюнктурой, не законами, в которых всего не пропишешь, а справедливостью.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что очередное послание можно смело рассматривать в качестве гимна справедливости. Ограничусь одной цитатой: «Нас Господь толкнул на эту стезю борьбы за справедливость с первых дней моего президентства. Как видите, этот тезис сегодня востребован как никогда. Каждый гражданин должен быть уверен, что он надежно защищен государством. Это задача всех органов власти. И в первую очередь – правоохранительных и судебных».

О том, как с этой задачей справляется «государство для народа», организаторы «Чернобыльского шляха» на днях получили возможность узнать из ценника, выставленного Мингорисполкомом. Городские власти оценили услуги милиции по обеспечению безопасности участников «Шляха» в 4 тыс. долларов.

Тэги:

,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,