25.04.2019, 9:06
Послание как повод порассуждать о справедливости
По мнению Лукашенко, будущий глава государства в отличие от нынешнего главы государства должен быть главой государства.
Экономика – наш неоспоримый приоритет. В этом белорусов постоянно пытается убедить глава государства. Но нет правил без исключения. Состоявшееся 19 апреля очередное ежегодное послание к белорусскому народу и Национальному собранию, неожиданно таким исключением и стало.
Годом ранее слово с корнем «эконом» было упомянуто в послании 42 раза, что соответствовало среднегодовой норме за последние пять лет. Текущий год оказался на четверть менее урожайным – 32 упоминания.
Приведу ключевую цитату из Послания-2018: «Главное теперь – придать позитивным изменениям необратимый характер. Это – краеугольный камень экономической политики, то, что даст возможность сохранить экономическую стабильность, а значит, мир и порядок в обществе!»
О каких позитивных изменениях в апреле 2018 г. шла речь? Обратимся к статистике. На протяжении 2015-2016 гг. валовой внутренний продукт в Беларуси сокращался, соответственно, на 3,8% и 2,5%. Но по итогам 2017 г. был зафиксирован рост на 2,4%, а за I квартал 2018 г. накануне послания экономика прибавила 5,3%, так что оптимизм докладчика следует признать вполне обоснованным.
Однако праздник на нашей улице продолжался недолго. Начиная с февраля прошлого года, каждый последующий месяц откусывал несколько десятых процента от главного экономического показателя. Негативная тенденция продолжилась и в текущем году, что и подтвердил результат I квартала – 1,1%. Прямо скажем, негусто. Если так пойдет и дальше, то рост по итогам года может смениться падением. А тут еще неопределенность с условиями поставки российской нефти…
Обязанность главы государства обращаться с посланием оговорена в статье 84 Конституции, но, как и многое в основном законе, оговорено неоднозначно. Так, согласно пункту 13, глава государства «обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики». Согласно же пункту 14, он «обращается с ежегодными посланиями к парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики». Поди после этого разберись, об одном и том же послании идет речь или о разных.
Судя по отсутствию анализа положения дел на самом приоритетном направлении (в экономике), 19 апреля мы стали свидетелями ежегодного обращения к парламенту. Количество же обращений к народу в Конституции не оговорено (см. пункт 13), что позволяет мне причислять к такого рода обращениям все телесюжеты, связанные с посещением Лукашенко сельскохозяйственных и промышленных объектов.
Их пересказ занял бы слишком много места, поэтому ограничусь напоминанием сюжета об о***ой корове, ставшего своеобразным символом «белорусской модели» на современном этапе ее развития, точнее на современном этапе ее деградации.
Но вернемся к Конституции. На кого в Беларуси возложена ответственность за разработку основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации? Вы будете удивлены, но на правительство (статья 107). А что же глава государства? Его роль ограничена ролью гаранта. Он «гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики» (статья 107).
Догадаться о таком распределении обязанностей между правительством и главой государства, знакомясь с текстами ежегодных посланий, невозможно в принципе. За все, что относится к политике, в Беларуси отвечает администрация президента, орган, чьи права и обязанности никак не оговорены в Конституции. Из основного закона об этом всевластном институте можно узнать лишь то, что он образуется, упраздняется и реорганизуется лично главой государства (статья 84, пункт 5).
Вытеснение формальных институтов неформальными – явление весьма популярное на постсоветском пространстве. Оно находится в русле общей тенденции на концентрацию властных полномочий в руках глав государств. Ничего сугубо белорусского в этом нет. Если отличия и имеются, то исключительно в стиле.
О том, что он регулярно занимается не своим делом, Лукашенко признался 19 апреля: «Что касается главы государства, будущего главы государства, он должен быть главой государства! Он не должен так много мотаться по полям и фермам».
В рамках «белорусской модели» мотаться по полям и фермам положено министрам: «Я недавно упрекнул правительство. Говорю: «Люди не видят вас там. На фермах, на полях – президент. Как будто нет правительства. И министров же не видно! Надо идти туда! Надо заниматься своими функциями».
Но как бы не отлынивали министры от посещения ферм и полей, «эта модель доказала свою эффективность». Свидетельством тому не только окончательное решение проблемы продовольственной безопасности, но и экспорт, составивший в 2018 г. «аж больше пяти миллиардов долларов сельскохозяйственной продукции».
Много это или мало? Эффективность управленческих решений принято измерять путем сравнения достигнутых результатов с плановыми заданиями. Для тех, кто запамятовал, напомню, что в феврале 2015 г. на встрече Лукашенко с губернатором Амурской области речь шла об экспорте в семь миллиардов. Семь от пяти отделяет дистанция в 40%. Но стоит ли обращать внимание на такой пустяк, да к тому же выраженный в процентах. Главное, что «все обещания, данные народу, должны быть исполнены. В этом формула нашего поведения».
Своеобразное обращение с цифрами – важная особенность руководителя, наделенного неограниченной властью. На каких, например, расчетах основаны регулярные утверждения Лукашенко о стоимости «Беларуськалия»? Мол, предлагают 5 млрд долларов, тогда как «гигант оценивается не меньше чем в 30 млрд».
Немного статистики. В 2015 г. объем производства калийных удобрений на белорусском гиганте составил 10 млн т. (экспорт – 9,5 млн т.), что сравнимо с показателями его основного конкурента «Уралкалия» – 11,8 (8,7). Рыночная капитализация российской компании, рассчитанная как суммарная стоимость всех ее акций, по текущим котировкам на Московской бирже составила на момент подготовки настоящей статьи 250 млрд рублей, т. е. около 3,9 млрд долларов. Следует отметить, что в 2016 г. стоимость «Уралкалия» составляла 485 млрд рублей.
Таков рынок. Справедливые цены на товары и компании, эти товары производящие, каждый день свои. Однако любую непредсказуемость человек традиционной (сельской) культуры, привыкший принимать решения «от жизни», воспринимает как хаос.
Но в противопоставлении 5 млрд долларов 30 млрд есть и политический смысл. За этим противопоставлением стоит хозяин (батька), постоянно думающий об интересах народа. В своих решениях он руководствуется не рыночной конъюнктурой, не законами, в которых всего не пропишешь, а справедливостью.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что очередное послание можно смело рассматривать в качестве гимна справедливости. Ограничусь одной цитатой: «Нас Господь толкнул на эту стезю борьбы за справедливость с первых дней моего президентства. Как видите, этот тезис сегодня востребован как никогда. Каждый гражданин должен быть уверен, что он надежно защищен государством. Это задача всех органов власти. И в первую очередь – правоохранительных и судебных».
О том, как с этой задачей справляется «государство для народа», организаторы «Чернобыльского шляха» на днях получили возможность узнать из ценника, выставленного Мингорисполкомом. Городские власти оценили услуги милиции по обеспечению безопасности участников «Шляха» в 4 тыс. долларов.