14.02.2019, 9:32
Беларусь готовится к созданию энергетической корпорации?
Внеочередное собрание акционеров ОАО «Гомельтранснефть Дружба» в конце 2018 года приняло решение о реорганизации путем присоединения ОАО «Полоцктранснефть Дружба». Объединение двух нефтетранспортных предприятий может стать первым шагом на пути создания в Беларуси энергетического холдинга, корпорации или центра.
Процедура реорганизации пока не завершена, но известно, что Полоцкое предприятие станет филиалом «Гомельтранснефть Дружба».
По территории Беларуси проходят северная и южная ветки магистрального нефтепровода «Дружба». Оператором северной ветки является ОАО «Полоцктранснефть Дружба». Предприятие эксплуатирует нефтепроводы Унеча — Полоцк 1 (380 км), Унеча — Полоцк 2 (380 км), Сургут — Полоцк (83 км), Полоцк — Вентспилс (112,5 км), Полоцк — Биржай — Мажейкяй (112,5 км). Предприятие располагает техническими возможностями оказания услуг по транзиту нефти в страны Балтии на АО «ОРЛЕН Летува» (Литва) и в порт Вентспилс (Латвия). Но уже много лет оно не занимается транзитом российской нефти, а поставляет ее только на «Нафтан». Поставки российской нефти в направлении Латвии новополоцкая «Дружба» вынуждена была прекратить из-за решения РФ с 1 января 2003 года, а в направлении Литвы – с июля 2006 года.
ОАО «Гомельтранснефть Дружба», которая является оператором южной ветки магистрального нефтепровода «Дружба», по-прежнему остается важнейшим транзитным нефтяным коридором для прокачки российской нефти в Европу. Предприятие осуществляет транзит российской и казахстанской нефти через Беларусь в Польшу, Германию, Украину, Венгрию, Словакию, Чехию, а также поставляет нефть на Мозырский НПЗ.
Правда, из-за строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС) – нефтяной «трубы» в обход Беларуси, гомельская «Дружба» в последние года снижает объемы транзита российской нефти. Для сравнения: транзит российской нефти через Беларусь до 2012 года составлял 75-80 млн. тонн — около 1/3 экспортных поставок РФ. В 2018 году предприятие прокачало 60,4 млн. тонн нефти, из них 58,8 млн. тонн российской (при этом 9,8 млн. тонн – поставки на Мозырский НПЗ) – то есть, около четверти нефтеэкспорта РФ. В 2019 году российская компания «Транснефть» планирует увеличить транзит нефти по территории Беларуси на 2,24% в сравнении с 2018 годом — до 50 млн. тонн.
Гомельская «Дружба» небезразлична российской «Транснефти»
Зачем понадобилось объединение двух хотя и однопрофильных, но достаточно успешных на сегодняшний день и самостоятельных предприятий? В концерне «Белнефтехим» отмечают, что от объединения ожидают повышения эффективности обоих предприятий.
Достаточно рядовое решение об объединении двух нефтетранспортных предприятий, возможно, не вызвало бы особого интереса, если бы не обострившиеся в конце прошлого года из-за налогового маневра отношения Беларуси и РФ.
Вслед за этим на новогоднем приеме 11 января 2019 года Александр Лукашенко сделал заявление о том, что предстоящие два года будут для Беларуси непростыми. «Это непростые годы, потому что, скажу откровенно, в эти два года нас будут очень сильно «пробовать на зуб», на предмет того, достойны ли мы, если конкретизировать, той независимости, о которой мы всегда и везде говорим», — сказал он.
Такой «пробой на зуб» может стать поставка в страну нефти, учитывая зависимость Беларуси от одного поставщика, а также налоговый маневр в РФ, который к 2024 году повысит стоимость российской нефти до уровня мировой. Москва пообещала компенсировать Беларуси издержки от налогового маневра (около 400 млн. долларов в 2019 году и далее по нарастающей, по оценкам белорусской стороны, до 10 млрд. долларов в год) только при условии более глубокой интеграции.
Одним из объектов такой «интеграции» теоретически может стать гомельская «Дружба».
В Беларуси всерьез думали о приватизации этой нефтяной «трубы» после того, как в 2008 году российский премьер Владимир Путин принял решение построить Балтийскую трубопроводную систему (БТС-2) – вторую трубу в обход белорусской «Дружбы». Такое решение Москва приняла после громкого нефтяного конфликта с Беларусью в 2007 году. В то время Минск, не согласившись с условиями поставок российской нефти, пошел на резкое обострение отношений с Кремлем, что привело к остановке на несколько дней транзита российской нефти через Беларусь в Европу. Громкий конфликт в конце концов удалось разрешить, но в пакете с соглашением о новой методике тарифного регулирования при транспортировке российской нефти по «Дружбе», что лишило Минск самостоятельности в установлении тарифов на транзит.
«Нефтепровод «Дружба» надо приватизировать, и, может быть, мы уже опоздали. Были такие моменты, когда были желающие. Но сейчас вы видите, что происходит на нефтяном рынке, что в отношениях с Россией происходит. А если труба будет пустая и по ней не будет нефть качаться, то это просто кусок железа в земле закопан», — такое неожиданное заявление сделал председатель Госкомитета по имуществу Беларуси Георгий Кузнецов в феврале 2010 года.
В то время белорусская сторона направляла предложения «Транснефти» по приватизации «Дружбы», но та в ответ потребовала подписать межправсоглашение о сохранности инвестиций на территории Беларуси. В результате сделка не состоялась
Теперь же ситуация поменялась. Если Беларусь на самом деле заинтересована в диверсификации в перспективе поставок сырья на отечественные НПЗ, продажа гомельской «Дружбы» должна быть исключена из повестки союзной интеграции. Иначе Беларусь потеряет реальную техническую возможность поставлять альтернативную нефть на Мозырский НПЗ через украинские порты по трубопроводу Одесса-Броды.
Кроме того, несколько лет назад в рамках программы «Восточное партнерство» Беларуси предлагали поучаствовать в других проектах использования нефтепровода Одесса — Броды. В частности, предлагалось обсудить возможность строительства участка Бобовичи — Костюковичи для соединения украинского и белорусского нефтепроводов с выходом на страны Балтии. Чем хорош этот проект? Его реализация позволяет обеспечить поставки альтернативной нефти по «трубе» не только для Мозырского НПЗ, но и для «Нафтана».
Если Москва останется непоколебима относительно компенсации издержек для Беларуси в связи с налоговым маневром, создание альтернативных коридоров поставки нефти на белорусские НПЗ может быть актуализировано в ближайшие несколько лет.
Может показаться, что, объявив об объединении гомельской и новополоцкой «Дружбы», Минск таким образом страхует свою главную нефтяную транзитную артерию от возможной приватизации российской монополией.
«Белнефтехим» нацелили на создание энергетического «монстра»
Тем не менее, нынешнее объединение гомельской и новополоцкой «Дружбы» вряд ли обусловлено скорыми намерениями Минска заняться поисками нефтяной альтернативы.
Летом 2018 года, напутствуя нового председателя концерна «Белнефтехим» Андрея Рыбакова, А. Лукашенко заявил следующее. «Возможно, вам придется сформировать еще одного «монстра» в Беларуси как единый энергетический центр: это и электричество, это нефть, это природный газ и прочее. Поэтому нацеливайтесь. Но на этом этапе я решил не торопиться: не горит».
Не секрет, что трансформацию концерна «Белнефтехим» прорабатывают давно. Заместитель председателя концерна по нефти и химии концерна «Белнефтехим» Виталий Милевич обрисовал ее контуры в статье, опубликованной в журнале «Вестник «Белнефтехима» в апреле 2018 года.
Он обратил внимание, что основными игроками на мировом рынке химической продукции сейчас являются крупные нефтехимические холдинговые объединения. Такие компании построены по принципу вертикальной интеграции: когда в ней есть вся цепочка производства от сырья до конечного продукта. Это позволяет холдингам обеспечивать существенные конкурентные преимущества в сравнении с предприятиями, не имеющими доступа к первоначальным источникам сырья.
«В чем положительный эффект от создания нефтехимической корпорации? В повышении эффективности деятельности предприятий нефтехимической отрасли за счет совершенствования стратегии продаж, обеспечения прозрачности движения товаров и оптимизации закупок и расходов, усиления контроля финансовых потоков… Хороший эффект дают упрощение урегулирования взаимной задолженности организаций, входящих в холдинговую структуру, а также использование рыночных механизмов экономической поддержки организаций за счет перераспределения центра формирования прибыли между участниками холдинга» — поясняет в статье В. Милевич.
Комментируя возможные формы будущей трансформации «Белнефтехима», первый заместитель председателя Госкомимущества Беларуси Алексей Васильев отмечает, что в мире есть много форм объединения коммерческих организаций, но, как показывает опыт ведущих холдингов, специализирующихся на выпуске нефтехимической продукции, наибольшую эффективность демонстрируют именно они. «Проанализировав различные стратегии развития крупных нефтехимических объединений, мы видели бы возможность, в частности, для «Белнефтехима», в перспективе пойти по их пути: создания такого холдингового образования как государственная корпорация», — отмечал А. Васильев.
Долгосрочная стратегия или очередной «реформаторский» дубль?
Об организационной и структурной перестройке концерна «Белнефтехим» говорят на протяжении двух десятилетий. В частности, в 2001 году «Белнефтехим» предлагал свою программу — создать республиканское унитарное предприятие на базе Гомельского и Новополоцкого нефтепроводов «Дружба», ПО «Белоруснефть» и 38 нефтебаз. Получалось, что под «крышей» новой структуры концентрировались финансовые ресурсы ведущих предприятий отрасли. Поэтому основные «киты» этой программы — «Белоруснефть» и «Дружба» — отчаянно сопротивлялись вхождению в РУП.
В 2002 году эта идея претерпела изменения в пользу формирования финансово-промышленной группы (ФПГ). Протокол о создании ФПГ на базе концерна «Белнефтехим» подписал президент Александр Лукашенко. Новая структура должна была заработать с 1 января 2003 года. Но оппонентов у нее оказалось слишком много, в том числе и первый вице-премьер, курировавший в то время ТЭК, Сергей Сидорский. В результате госорганам было рекомендовано вернуться к старой идее – созданию на базе концерна «Белнефтехим» холдинга.
Инициаторы создания холдинга рассчитывали, что в результате получится объединить все финансовые ресурсы предприятий концерна, что ускорит реализацию инвестпрограмм в отрасли.
Правительство потребовало создать нефтехимический холдинг на базе «Белнефтехима» в течение 2006 года. Обсуждались два варианта: создание холдинга на базе всего концерна или несколько вертикально-интегрированных холдингов на базе предприятий концерна. После долгих дискуссий Александр Лукашенко принял решение в пользу первого варианта. Предполагалось поэтапно сформировать новую структуру с правом хозяйственной и коммерческой деятельности. Согласно планам, созданный на базе «Белнефтехима» холдинг должен был получить в управление по 25% акций вошедших в него предприятий. Новая структура должна была заработать с первого квартала 2012 года.
Но этому жестко воспротивилась «Белоруснефть», заявив, что этот проект может финансово обескровить предприятие, и нефтедобыча как самостоятельная отрасль вообще перестанет существовать в стране. Аргументы были услышаны. Но дискуссии вокруг преобразования «Белнефтехима» на этом не закончились.
Позже рабочая группа, которой поручено проанализировать разные концепции реформирования «Белнефтехима», предлагала создать на базе концерна несколько вертикально-интегрированных холдингов по опыту Минпрома. По такому принципу собирались создать холдинги на базе ПО «Белоруснефти», ОАО «Гродно Азот», «Беларуськалий» с возможным включением в него ОАО «Гомельский химический завод» и т. д. Но и эти планы не были реализованы
В 2015 году Администрация президента подготовила решения, направленные фактически на ликвидацию в Беларуси отраслевых концернов. Предполагалось, что реформа коснется и «Белнефтехима». Концерн планировали разделить согласно профильным направлениям: нефтянка должна уйти под крыло Минэнерго, а всю нефтехимию планировали передать в подчинение Минпрому.
Однако в «Белнефтехиме» с таким подходом не были согласны. Здесь считали более актуальной задачей создание на базе «Белнефтехима» нефтехимического холдинга. Но когда закулисные страсти вокруг ликвидации концернов улеглись, председатель «Белнефтехима» Игорь Ляшенко, комментирую планы реформирования концерна, заявил, что «в нынешних реалиях мы видим, что существующая структура концерна «Белнефтехим» пока должна быть сохранена».
Однако, как видим, эпопея с трансформацией нефтехимического концерна не завершена. При этом пока непонятно, является ли заявление о создании в перспективе на базе «Белнефтехима» энергетической корпорации действительно продуманной и созревшей стратегией или всего лишь очередной декларацией.