Россия предложила Беларуси сместить спор о равных ценах на газ с евразийского уровня на союзный. Она обещает установить для Беларуси равные цены в обмен на более глубокую интеграцию в Союзном государстве. Но официальный Минск в своем желании добиться нужного результата ссылается на более свежие — евразийские, а не на союзные договоренности. Получится ли у него переспорить Москву?

После дискуссии президента Беларуси Александра Лукашенко с российским президентом Владимиром Путиным 6 декабря на открытии саммита ЕАЭС, где он настаивал на скорейшем выравнивании белорусских и российских цен на газ, Москва тоже публично обозначила свою позицию по злободневному для Минска вопросу: единая ценовая политика — только после глубокой интеграция в Союзном государстве.

Интеграционный приоритет России

Российский премьер Дмитрий Медведев на союзном Совмине 13 декабря обрисовал два сценария дальнейшего развития Союзного государства. Консервативный, то есть нынешний, — без повышения уровня интеграции, без формирования всех институтов, предусмотренных союзным договором. Второй вариант – более продвинутый: развитие интеграции с Беларусью и повышение ее уровня до пределов, установленных в Договоре «с одновременным повышением взаимозависимости экономик, возможности оказания помощи и поддержки в ходе союзного строительства, решения самых разных вопросов интеграции».

Таким образом, шанс получить равные с РФ цены на газ Беларусь имеет только в случае реализации второго сценария. А именно: в случае «создание единого эмиссионного центра, единой таможни, суда, счетной палаты в том порядке, который предусмотрен Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года». Именно это следует из заявления российского премьера.

При этом, добавил Д. Медведев, «конечно, мы продолжим формирование Евразийского экономического союза на пять стран».

А. Лукашенко считает, что такой подход нарушает договоренности по ценам на газ. «Низких цен на газ мы не требуем, дайте нам 70 долларов, как в Смоленске. У нас все это в два-три раза дороже… Мы требуем, чтобы были исполнены наши договоренности, они пронизывают все наши соглашения и договоры, о равных условиях для субъектов хозяйствования», — заявил А. Лукашенко 14 декабря на встрече с российскими медиа.

По словам А. Лукашенко, для белорусской стороны «очень важен… показатель в себестоимости любой продукции, как цена на газ». «Да, 2019 год у нас определен, но мы договаривались, что в середине этого года мы определимся аж до 2025 года», — сказал он.

Однако, по его утверждению, «Россия не стала даже вести переговоры, хотя мы с Путиным об этом договорились в Питере». По словам А. Лукашенко, «это неправильно». «Договорились, надо двигаться. Мы не знаем, что будет с 2020 года. А природного газа 25 миллиардов кубов мы потребляем», — сказал он.
А. Лукашенко высказал мнение, что под предлогом «глубокой интеграции» Москва хочет инкорпорировать Беларусь в состав России.

Чем объясняется нетерпение Минска

Дискуссия Лукашенко и Путина на открытии саммита ЕАЭС 6 декабря демонстрирует твердую позицию официального Минска как можно скорее сравнять цены газ для Беларуси с ценой в Смоленской области России (сейчас она различается примерно в 2 раза). Задачу белорусский президент обозначил публично: равные права для субъектов хозяйствования в ЕАЭС, а значит равные цены и на газ. При этом белорусская сторона не исключает возможности ускорить сближение газовых цен. А это — шанс не только сдержать тарифы для предприятий и населения, но и организовать экспорт электроэнергии на рынок ЕАЭС после строительства БелАЭС.

В России считают, что незачем торопить события, если цена газа определена для Беларуси по 2019 год включительно. В 2018 году Беларусь покупает газ по фиксированной цене — 129 долларов за тыс. куб. м (на границе), а в 2019 году будет покупать по 127 долларов. Общий рынок газа в ЕАЭС должен быть создан к 1 января 2025 года.

По сути, в запасе год, чтобы договориться о новых ценах. Но после апрельских нефтегазовых договоренностей в 2017 году белорусская сторона фактически не позволила себе взять паузу в переговорном процессе, даже несмотря на смену за это время переговорной команды в России и в Беларуси.

Беларусь и Россия должны были до 1 января 2018 года выработать общие подходы по формированию общего рынка газа в ЕАЭС, а затем на их основе до 1 июля 2019 года внести изменения в соглашение о цене на газ по условиям поставок газа в Беларусь на 2020-2024 годы.

Проект программы по формированию общего рынка газа в ЕАЭС подготовлен, но в нем есть принципиальное замечание белорусской стороны — это вопрос формирования тарифов на транспортировку газа по территории стран ЕАЭС. Россия хочет сохранить нынешнюю схему формирования тарифов, когда для себя она имеет низкий тариф, а для субъектов общего рынка газа ЕАЭС — более высокий. Беларусь с этим не согласна и считает, что тарифы нужно уравнять.

Именно на транзитную составляющую цены обратил внимание А. Лукашенко во время дискуссии с В. Путиным на саммите ЕАЭС 6 декабря. Тариф «Газпрома» для Беларуси на транспортировку газа из Ямало-Ненецкого автономного округа до белорусской границы составляет почти 3 доллара за тыс. куб.м на 100 км, а внутрироссийский тариф — порядка 1 доллара.. «С учетом этих обстоятельств газ на границе со Смоленской областью обходится Беларуси по цене почти 130 долларов за тыс. куб.м, а установленная оптовая цена для потребителей в Смоленской области России – 70 долларов», — заявил А. Лукашенко.

Нельзя при этом не отметить: несмотря на разницу в тарифах, Беларусь, тем не менее, покупает российский газ по самой низкой цене в Европе. В 2017 году Беларусь закупала газ с привязкой к стоимости газа в Ямало-ненецком автономном округе с учетом затрат на логистику, долларовой инфляции и т. д. В 2018 году цена фиксированная — 129 долларов, а в следующем году будет 127 долларов. Для сравнения: в 2018 году «Газпром» планирует поставлять газ в дальнее зарубежье по 242,6 долларов за тыс. кубометров (в 2017 году эта цена составляла 195 долларов).

Но что любопытно: даже при таких низких фиксированных ценах «Газпром» ничего не теряет при поставках газа в Беларусь. Экс-вице-премьер РФ Аркадий Дворкович в интервью телеканалу «Россия 24» летом 2017 года отметил, что газовые договоренности с Беларусью выгодны для «Газпрома» с учетом изменения курса рубля и иных условий. «Да, мы дали дополнительную скидку по газу, потому что с учетом резкого падения курса рубля и иных условий «Газпром» посчитал, что он получает ту же выгоду для себя даже при меньшей цене», — сказал А. Дворкович.

Ранее белорусская сторона настаивала на переходе в оплате за российские энергоносители на российские рубли, чтобы избавиться от курсовых рисков. В 2017 году Беларусь и Россия приступили к согласованию проекта перехода на расчеты за поставки нефти и газа в российских рублях. Пока такое решение не принято. Ожидать его принятия следует, скорее всего, на этапе создания общего рынка газа в ЕАЭС.

Туманные обещания общего тарифа

Если бы Минску удалось настоять на равных тарифах на транспортировку газа в ЕАЭС, это помогло бы «сбить» цену на российский газ практически в два раза – фактически до желаемого уровня. Однако вряд ли Москва согласится уравнять тарифную политику в евразийском союзе.

Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян в конце ноября сообщил БелТА, что сейчас по договору ЕАЭС определение стоимости транспортировки газа находится в компетенции национальных правительств. То есть, ЕЭК как наднациональный орган такой компетенции не имеет. Но чтобы выработать общую позицию, ЕЭК по поручению премьер-министров провела встречу министров энергетики евразийской «пятерки». «И нам удалось сделать очень существенный шаг вперед», — сказал Саркисян.

Прогресс заключается в том, что, по его словам, Россия согласилась закрепить в программе по формированию общего рынка газа основополагающие принципы недискриминационности, транспарентности, обеспечения равных условий в сфере тарифообразования, определенные в Договоре о ЕАЭС. «Это очень серьезный шаг вперед. Он создает предпосылки, чтобы мы пришли к разумному компромиссу относительно того, как должен функционировать рынок газа», — заявил Т. Саркисян.

Однако оптимизм евразийского чиновника вряд ли обнадеживает белорусскую сторону. Очевидно, что четких договоренностей по этому вопросу у союзников нет. Это означает, что столь важный для Беларуси вопрос в кулуарах евразийской «пятерки» может дискутироваться еще долго – с неизвестным для Беларуси результатом. А результат Минску очень нужен и как можно скорее.

Этим и объясняется пафос дискуссии в ходе саммита ЕАЭС, инициированный белорусским президентом. «Вы правильно сказали: мы определились до 2025 года выйти на этот уровень. Но ключевое слово — в данный момент, чтобы мы шли к этому, а не остановились. Да, мы будем еще разговаривать, и у меня будет к вам просьба только одна: чтобы шли к этому. Если будем идти, так и вопросов не будет. Мы понимаем, что за год этого не решить», — заявил А. Лукашенко.

Минэкономразвития России подготовило уточненный макроэкономический прогноз на 2018 год и основные параметры на период до 2024 года (базовый сценарий). По оценке российского ведомства, стоимость поставки российского газа в Беларусь в 2018-2021 годах составит 132,2 долларов за тыс. кубометров. С 2022 года цена газа для Беларуси может снизиться до 126,4 долларов за тыс. кубометров, в 2023 году – до 125,1 долларов и в 2024 году – до 122,2 долларов.

Беларуси нужно два рынка в одном

На этапе подготовки создания общего электроэнергетического рынка ЕАЭС (предполагается, что этот рынок заработает с июля 2019 года) Беларусь заранее твердо обозначила свою позицию по данному вопросу. Она заключается в следующем: невозможно создать общий энергетический рынок в евразийском союзе, не имея общего рынка газа.

Согласно проекту программы формирования в ЕАЭС общего электроэнергетического рынка, создание такого рынка предполагает свободный переток электроэнергии. Это означает, что промышленные предприятия евразийской «пятерки» смогут выбирать поставщиков с более низкой стоимостью электроэнергии. Таким образом, Беларусь получает шанс поставлять свою электроэнергию на рынок ЕАЭС. В последние годы Беларусь вложила много денег в модернизацию отечественной энергосистемы (преимущественно, кредиты, в том числе Китая), что заметно повысило ее эффективность на фоне стран ЕАЭС.

Однако конкурентные преимущества белорусской энергосистемы в ЕАЭС могут проявиться лишь при одном условии: если «базовые цены на газ у нас и наших партнеров будут близки». Вот почему официальный Минск проявляет жесткую настойчивость в вопросе скорейшего сближения цен на газ. После ввода в эксплуатацию БелАЭС (первый блок планируется в вести в 2018 гоу) ребром встанет вопрос об экспорте белорусской электроэнергии.

Будем ли ускоряться?

В феврале 2017 года вице-премьер В. Семашко заявлял, что «траектория движения к единому рынку электроэнергии «позволяет рассчитывать, что к 1 июля 2019 года цена получаемого Беларусью газа на белорусско-российской границе будет сопоставима с ценой газа внутри России». Теперь ясно, что этого не будет. Но белорусская сторона по-прежнему настаивает на том, что эти процессы необходимо синхронизировать. Директор Департамента энергетики ЕЭК Леонид Шенец (кстати, белорусский чиновник, проработавший долгое время в системе энергетики) в октябре 2018 года заявил, что «при доброй воле» государств-членов ЕАЭС общий рынок газа в ЕАЭС может заработать уже с 2023 года, а не с 2025 года, как планируется.
Но после недавнего заявления российского премьера Д. Медведева очень сомнительно, что Россия проявит такую волю без серьезных интеграционных шагов официального Минска в рамках союзной «двойки».

Тэги:

, , , , , , ,

Избран новый председатель Палаты представителей Нацсобрания

Председателем Палаты представителей восьмого созыва стал бывший руководитель Администрации Александра Лукашенко Игорь Сергеенко. Такое решение было принято на ее первом заседании. Игорь Сергеенко сменил на посту председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, который занимал этот пост 16 лет. В новом составе Палаты представителей будут работать 20 депутатов предыдущего созыва, а также 27 депутатов местных советов 28-го

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Инфляция в апреле продолжила снижение

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в апреле 2024 года выросли на 0,4% после роста в марте 2024 года на 0,5% . Годовая инфляция (апрель 2024г./апрель 2023г.) составила 5,6% и не изменилась по сравнению с мартом ( такой же была и в феврале). С начала года ( к декабрю

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 3 июня

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,