Согласно программе деятельности правительства РБ на 2018-2020 годы рост ВВП предполагается обеспечить в значительной степени за счет денежного стимулирования экономики, на чем правительство старается не акцентировать внимание.

Министр экономики РБ Дмитрий Крутой, представляя программу деятельности правительства на 2018-2020 годы 29 октября на расширенном заседании Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей, указал в качестве направлений, которые обеспечат рост ВВП страны, развитие предпринимательства, повышение эффективности госсектора и снижение межрегиональной дифференциации. В программе действительно имеются меры по реализации этих направлений, однако одновременно предпринимаются шаги по денежному стимулированию экономики посредством увеличения расходов бюджета и кредитования, что является более надежным и проверенным способом подъема экономики.

Ранее подобные действия правительства неоднократно приводили к росту темпов инфляции и девальвации рубля. Поэтому на этот раз Совмин собирается действовать осторожно, а о том, что он планирует усилить денежное стимулирование экономики посредством увеличения внутреннего спроса со стороны населения, в правительстве не говорят вообще, наверное, чтобы не пугать народ. Хотя в разумных пределах это вполне нормальная практика, к которой постоянно прибегают в экономически развитых странах мира.

Доходы населения вырастут примерно на 6 млрд. рублей

Итак, Дмитрий Крутой сообщил, что валовой внутренний продукт Беларуси в ближайшие три года должен устойчиво расти не менее чем на 4% в год. При этом в IV квартале 2018 года средняя начисленная зарплата составит 1 тыс. рублей, в среднем за текущий год – 938 рублей, в среднем за 2019 год – 1.025 рублей, а в декабре 2019 года – 1.100 рублей. Прогноз на декабрь кажется довольно странным, так как в последний месяц года зарплата традиционно резко возрастает в связи с осуществлением выплат за год. Так, в декабре 2017 года она составляла 995,3 рублей.

Дмитрий Крутой подчеркнул, что заработная плата работников бюджетной сферы должна составлять не менее 80% от средней по стране, и именно на этом правительство будет делать главный акцент в своей работе.

Правительство прогнозирует, что в реальном выражении денежные доходы населения в 2018 году должны вырасти на 7,1% по сравнению с предыдущим годом, в 2019 году – на 3,4%, а в 2020 году – на 3,5%.

Повышать зарплату бюджетникам планируется за счет двух источников. Во-первых, погашение государственного долга в иностранной валюте, согласно программе, предполагается осуществлять «преимущественно за счет привлечения несвязанного финансирования». То есть долг планируется рефинансировать.  Средства бюджета будут направляться на погашение долга в ограниченном объеме, что позволит сократить его профицит бюджета.

Во-вторых, правительство собирается сократить объем финансирования экономики за счет бюджета «во всех видах государственной поддержки реального сектора экономики». Ежегодно предполагается уменьшать поддержку на 10%, а освободившиеся средства планируется направлять на увеличение расходов на социальную сферу.

Рост доходов населения в относительных величинах в 2019-2020 годах кажется довольно умеренным, хотя в абсолютных величинах он впечатляет. Так, денежные доходы населения за семь месяцев 2018 года составили 40,8 млрд. рублей (при ВВП 66,7 млрд. рублей), следовательно, за весь год они подберутся где-то к 75 млрд. рублей (с учетом повышения зарплат и пенсий в последние месяцы года). А в 2019 году они увеличатся еще примерно на 6 млрд. рублей. Вот и источник подъема ВВП, который обеспечит значительную часть его прироста. Надо ведь иметь в виду и мультипликативный эффект: рост внутреннего спроса на товары и услуги со стороны населения (бюджетников, в первую очередь) будет приводить к увеличению объемов производства и прибыли предприятий, что позволит и им увеличить зарплаты.

Правда, увеличится и давление на цены и курс рубля, но умеренно. Девальвации рубля и обвала цен по этой причине ожидать не стоит, хотя выполнение плана по снижению инфляции до 5% может оказаться под угрозой.

Кредитный бум не планируется

Кроме того, стимулировать рост ВВП будет и увеличение объемов кредитования. В программе правительства в отношении кредитов сказано только то, что предполагается расширение эффективного рыночного кредита на коммерческих принципах, в том числе за счет сокращения кредитования на нерыночных условиях. Ставки по рублевым инструментам планируется поддерживать на положительном уровне в реальном выражении, с постепенным их снижением по мере снижения инфляции. При этом инфляцию в 2018 году правительство планирует удерживать на уровне менее 6%, а в последующие годы – менее 5%.

При этом ставку рефинансирования Нацбанк в 2018 году больше снижать с текущего уровня в 10% не планирует, хотя в декабре еще раз рассмотрит вопрос об этом. Таким образом, судя по темпам инфляции, в ближайшие годы это ставка может опуститься примерно до 9%. Этого слишком мало для того, чтобы вызвать новый кредитный бум в стране.

Кроме того, правительство собирается отвлечь часть средств населения с рынков потребительских товаров и валюты. Дмитрий Крутой 29 октября сообщил, что в правительстве считают, что к 2020 году, наконец, заработают механизмы жилищных строительных сбережений и ипотечного кредитования. Он тут же уточнил: «Но это будет зависеть от достигнутых макроэкономических параметров, способности правительства их поддерживать на среднесрочном и долгосрочном горизонтах».

Таким образом, общая стратегия правительства понятна: оно не собирается значительно наращивать объемы финансирования жилищного строительства за счет бюджета, рассчитывая на то, что люди начнут сами копить средства. Это как раз и может отвлечь часть возросших доходов населения с рынка потребительских товаров и валюты.

Надо также отметить, что в программе правительства предполагается использовать для роста экономики не только бюджетные средства, но, в частности, и иностранные инвестиции. Так, планируется привлекать ресурсы международных финансовых организаций (Всемирного банка, ЕБРР, Европейского инвестиционого банка) не менее чем на 400-500 млн. долларов ежегодно. Объем прямых иностранных инвестиций в чистой основе также должен расти. В 2018 году планируется привлечение 1,4 млрд. долларов, в 2019 году –1,6 млрд. долларов, а в 2020 году – 1,7 млрд. долларов.

При этом правительство собирается продолжать наращивать международные резервные активы РБ: в 2018 году не менее чем до 6,5 млрд. долларов, в 2019 году – не менее 7,1 млрд. долларов, а в 2020 году – 7,5 млрд. долларов. Стоит обратить внимание, что темпы прироста резервов предлагается сократить с 0,6 млрд. долларов в 2019 году до 0,4 млрд. долларов в 2020 году. Это также позволит правительству больше ресурсов направить на стимулирование спроса на внутреннем рынке.

В программе содержится и большое количество различного рода реформ. В частности, Дмитрий Крутой сделал акцент в своем выступлении 29 октября на развитии регионов. Собственно, это идея президента Беларуси Александра Лукашенко. Планируется выделить 33 района и предоставить им ряд преференций.

Но меры по реформированию вряд ли дадут быстрый результат, так как на изменения законодательства в Беларуси обычно уходят годы. То есть подобные предложения, даже если их удастся реализовать, дадут эффект, по-видимому, только в перспективе нескольких лет. А в ближайшие два года развитие экономики РБ будет определять возможность наращивать бюджетные расходы и кредитования, а также внешние условия, формирующие спрос на отдельные виды белорусской продукции, будь то нефтепродукты, калийные удобрения или IT-услуги. Как это было и в прошлые годы. Правительства в Беларуси меняются, а методы экономического стимулирования экономики остаются, по сути, теми же. Экономические реформы при этом идут, но черепашьими темпами.

В целом изложенные планы правительства выглядят вполне осуществимыми, если, разумеется, не произойдет нового обвала цен на нефть на мировом рынке, глобальной рецессии и падения объемов белорусского экспорта. Что, отметим, вполне вероятно.

Тэги:

, , , ,

Доллар, евро и юань укрепились на торгах на БВФБ 19 декабря

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар и евро подорожали на торгах на БВФБ 5 декабря

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар и евро подорожали на торгах на БВФБ 3 октября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар и евро продолжили дорожать на торгах на БВФБ 19 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,