• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Согласно программе деятельности правительства РБ на 2018-2020 годы рост ВВП предполагается обеспечить в значительной степени за счет денежного стимулирования экономики, на чем правительство старается не акцентировать внимание.

Министр экономики РБ Дмитрий Крутой, представляя программу деятельности правительства на 2018-2020 годы 29 октября на расширенном заседании Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей, указал в качестве направлений, которые обеспечат рост ВВП страны, развитие предпринимательства, повышение эффективности госсектора и снижение межрегиональной дифференциации. В программе действительно имеются меры по реализации этих направлений, однако одновременно предпринимаются шаги по денежному стимулированию экономики посредством увеличения расходов бюджета и кредитования, что является более надежным и проверенным способом подъема экономики.

Ранее подобные действия правительства неоднократно приводили к росту темпов инфляции и девальвации рубля. Поэтому на этот раз Совмин собирается действовать осторожно, а о том, что он планирует усилить денежное стимулирование экономики посредством увеличения внутреннего спроса со стороны населения, в правительстве не говорят вообще, наверное, чтобы не пугать народ. Хотя в разумных пределах это вполне нормальная практика, к которой постоянно прибегают в экономически развитых странах мира.

Доходы населения вырастут примерно на 6 млрд. рублей

Итак, Дмитрий Крутой сообщил, что валовой внутренний продукт Беларуси в ближайшие три года должен устойчиво расти не менее чем на 4% в год. При этом в IV квартале 2018 года средняя начисленная зарплата составит 1 тыс. рублей, в среднем за текущий год – 938 рублей, в среднем за 2019 год – 1.025 рублей, а в декабре 2019 года – 1.100 рублей. Прогноз на декабрь кажется довольно странным, так как в последний месяц года зарплата традиционно резко возрастает в связи с осуществлением выплат за год. Так, в декабре 2017 года она составляла 995,3 рублей.

Дмитрий Крутой подчеркнул, что заработная плата работников бюджетной сферы должна составлять не менее 80% от средней по стране, и именно на этом правительство будет делать главный акцент в своей работе.

Правительство прогнозирует, что в реальном выражении денежные доходы населения в 2018 году должны вырасти на 7,1% по сравнению с предыдущим годом, в 2019 году – на 3,4%, а в 2020 году – на 3,5%.

Повышать зарплату бюджетникам планируется за счет двух источников. Во-первых, погашение государственного долга в иностранной валюте, согласно программе, предполагается осуществлять «преимущественно за счет привлечения несвязанного финансирования». То есть долг планируется рефинансировать.  Средства бюджета будут направляться на погашение долга в ограниченном объеме, что позволит сократить его профицит бюджета.

Во-вторых, правительство собирается сократить объем финансирования экономики за счет бюджета «во всех видах государственной поддержки реального сектора экономики». Ежегодно предполагается уменьшать поддержку на 10%, а освободившиеся средства планируется направлять на увеличение расходов на социальную сферу.

Рост доходов населения в относительных величинах в 2019-2020 годах кажется довольно умеренным, хотя в абсолютных величинах он впечатляет. Так, денежные доходы населения за семь месяцев 2018 года составили 40,8 млрд. рублей (при ВВП 66,7 млрд. рублей), следовательно, за весь год они подберутся где-то к 75 млрд. рублей (с учетом повышения зарплат и пенсий в последние месяцы года). А в 2019 году они увеличатся еще примерно на 6 млрд. рублей. Вот и источник подъема ВВП, который обеспечит значительную часть его прироста. Надо ведь иметь в виду и мультипликативный эффект: рост внутреннего спроса на товары и услуги со стороны населения (бюджетников, в первую очередь) будет приводить к увеличению объемов производства и прибыли предприятий, что позволит и им увеличить зарплаты.

Правда, увеличится и давление на цены и курс рубля, но умеренно. Девальвации рубля и обвала цен по этой причине ожидать не стоит, хотя выполнение плана по снижению инфляции до 5% может оказаться под угрозой.

Кредитный бум не планируется

Кроме того, стимулировать рост ВВП будет и увеличение объемов кредитования. В программе правительства в отношении кредитов сказано только то, что предполагается расширение эффективного рыночного кредита на коммерческих принципах, в том числе за счет сокращения кредитования на нерыночных условиях. Ставки по рублевым инструментам планируется поддерживать на положительном уровне в реальном выражении, с постепенным их снижением по мере снижения инфляции. При этом инфляцию в 2018 году правительство планирует удерживать на уровне менее 6%, а в последующие годы – менее 5%.

При этом ставку рефинансирования Нацбанк в 2018 году больше снижать с текущего уровня в 10% не планирует, хотя в декабре еще раз рассмотрит вопрос об этом. Таким образом, судя по темпам инфляции, в ближайшие годы это ставка может опуститься примерно до 9%. Этого слишком мало для того, чтобы вызвать новый кредитный бум в стране.

Кроме того, правительство собирается отвлечь часть средств населения с рынков потребительских товаров и валюты. Дмитрий Крутой 29 октября сообщил, что в правительстве считают, что к 2020 году, наконец, заработают механизмы жилищных строительных сбережений и ипотечного кредитования. Он тут же уточнил: «Но это будет зависеть от достигнутых макроэкономических параметров, способности правительства их поддерживать на среднесрочном и долгосрочном горизонтах».

Таким образом, общая стратегия правительства понятна: оно не собирается значительно наращивать объемы финансирования жилищного строительства за счет бюджета, рассчитывая на то, что люди начнут сами копить средства. Это как раз и может отвлечь часть возросших доходов населения с рынка потребительских товаров и валюты.

Надо также отметить, что в программе правительства предполагается использовать для роста экономики не только бюджетные средства, но, в частности, и иностранные инвестиции. Так, планируется привлекать ресурсы международных финансовых организаций (Всемирного банка, ЕБРР, Европейского инвестиционого банка) не менее чем на 400-500 млн. долларов ежегодно. Объем прямых иностранных инвестиций в чистой основе также должен расти. В 2018 году планируется привлечение 1,4 млрд. долларов, в 2019 году –1,6 млрд. долларов, а в 2020 году – 1,7 млрд. долларов.

При этом правительство собирается продолжать наращивать международные резервные активы РБ: в 2018 году не менее чем до 6,5 млрд. долларов, в 2019 году – не менее 7,1 млрд. долларов, а в 2020 году – 7,5 млрд. долларов. Стоит обратить внимание, что темпы прироста резервов предлагается сократить с 0,6 млрд. долларов в 2019 году до 0,4 млрд. долларов в 2020 году. Это также позволит правительству больше ресурсов направить на стимулирование спроса на внутреннем рынке.

В программе содержится и большое количество различного рода реформ. В частности, Дмитрий Крутой сделал акцент в своем выступлении 29 октября на развитии регионов. Собственно, это идея президента Беларуси Александра Лукашенко. Планируется выделить 33 района и предоставить им ряд преференций.

Но меры по реформированию вряд ли дадут быстрый результат, так как на изменения законодательства в Беларуси обычно уходят годы. То есть подобные предложения, даже если их удастся реализовать, дадут эффект, по-видимому, только в перспективе нескольких лет. А в ближайшие два года развитие экономики РБ будет определять возможность наращивать бюджетные расходы и кредитования, а также внешние условия, формирующие спрос на отдельные виды белорусской продукции, будь то нефтепродукты, калийные удобрения или IT-услуги. Как это было и в прошлые годы. Правительства в Беларуси меняются, а методы экономического стимулирования экономики остаются, по сути, теми же. Экономические реформы при этом идут, но черепашьими темпами.

В целом изложенные планы правительства выглядят вполне осуществимыми, если, разумеется, не произойдет нового обвала цен на нефть на мировом рынке, глобальной рецессии и падения объемов белорусского экспорта. Что, отметим, вполне вероятно.

Тэги:

, , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 6-10 июля

Курс доллара на БВФБ может продолжить подъем, но увеличение, скорее всего, окажется не таким значительным, как на прошедшей неделе и составит примерно 0,5-1%. Но в понедельник 6 июня не исключен скачек курса примерно на 1%. Как и прогнозировалось, на прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже значительно вырос: – на 1,6% (до 2,4214

Финансовая система Беларуси: тренд на кризис

Из-за обострения ситуации в стране в связи с президентскими выборами, девальвационные настроения населения снова усиливаются, а из-за экономического кризиса банки сокращают объемы кредитования экономики, и их чистая прибыль падает. И это становится тенденцией. Еще месяц назад казалось, что выборная компания в РБ пройдет спокойно, но  ситуация довольно неожиданно обострилась, после того как самый опасный конкурент

Два пункта пропуска возобновили работу на белорусско-украинской границе

С полуночи 7 июля 2020 года на границе с Беларусью возобновлена работа пунктов пропуска «Дольск» (Волынская область) и «Вильча» (Киевская область). Еще в девяти пунктах пропуска на украинско-российской и украинско-белорусской границах восстановлена возможность пешего пересечения границы. Об этом сообщила Госпогранслужба Украины.В ГПСУ подчеркнули, что в «Дольске» и «Вильче» границу можно пересечь пешком, на пассажирском или

Экспорт белорусской электроэнергии в Украину: только прагматичный интерес

Ключевым вопросом белорусско-украинской повестки в ближайшее время могут стать поставки электроэнергии в Украину. Еще недавно Минск рассматривал украинский рынок в качестве приоритетного для экспорта электроэнергии после запуска БелАЭС. Однако эти надежды вряд ли оправданы. Актуальная экономическая повестка белорусско-украинского сотрудничества будет обсуждаться на третьем Форуме регионов Украины и Беларуси, который планируется провести в этом году в

Экспорт белорусской электроэнергии в Украину: только прагматичный интерес

Ключевым вопросом белорусско-украинской повестки в ближайшее время могут стать поставки электроэнергии в Украину. Еще недавно Минск рассматривал украинский рынок в качестве приоритетного для экспорта электроэнергии после запуска БелАЭС. Однако эти надежды вряд ли оправданы. Актуальная экономическая повестка белорусско-украинского сотрудничества будет обсуждаться на третьем Форуме регионов Украины и Беларуси, который планируется провести в этом году в

Противотанковые средства: хотя “Барражирующая труба” и не Иерихонская

Дефицит финансовых средств и отсутствие необходимой технологической базы заставляют наш оборонный комплекс идти на нетривиальные технические решения при создании вооружений для успешного противодействия современным танкам и бронетехнике. В последние несколько лет на мировом рынке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) военного назначения набирает силу новая многообещающая тенденция: растет предложение ударных БПЛА на базе мультикоптеров. Причем в качестве

Анекдот о спорте и политике

Сейчас мало кто слушает Галича, в том числе и «репортаж о матче британских и советских футболистов», но кто прослушал его в юности, видимо, запомнил многое из этого текста на всю жизнь. Главное в нем, по форме и содержанию, это классный современный анекдот на тему спорта и политики. Точнее, полного поглощение спортом политикой в тоталитарном обществе при авторитарном методе его управлением.

Экспорт под вирусом: как пандемия повлияет на продажи минеральных удобрений?

Динамику белорусского ВВП во многом определяет конъюнктура на рынке минеральных удобрений. Каковы прогнозы для этой отрасли на 2020 год? Для белорусской экономики цена этого вопроса достаточна высока. В первом квартале текущего года белорусский экспорт товаров и услуг снизился на 11,7% к аналогичному периоду 2019 года и составил 16, 833 млрд долларов. При этом основное снижение