Согласно программе деятельности правительства РБ на 2018-2020 годы рост ВВП предполагается обеспечить в значительной степени за счет денежного стимулирования экономики, на чем правительство старается не акцентировать внимание.

Министр экономики РБ Дмитрий Крутой, представляя программу деятельности правительства на 2018-2020 годы 29 октября на расширенном заседании Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей, указал в качестве направлений, которые обеспечат рост ВВП страны, развитие предпринимательства, повышение эффективности госсектора и снижение межрегиональной дифференциации. В программе действительно имеются меры по реализации этих направлений, однако одновременно предпринимаются шаги по денежному стимулированию экономики посредством увеличения расходов бюджета и кредитования, что является более надежным и проверенным способом подъема экономики.

Ранее подобные действия правительства неоднократно приводили к росту темпов инфляции и девальвации рубля. Поэтому на этот раз Совмин собирается действовать осторожно, а о том, что он планирует усилить денежное стимулирование экономики посредством увеличения внутреннего спроса со стороны населения, в правительстве не говорят вообще, наверное, чтобы не пугать народ. Хотя в разумных пределах это вполне нормальная практика, к которой постоянно прибегают в экономически развитых странах мира.

Доходы населения вырастут примерно на 6 млрд. рублей

Итак, Дмитрий Крутой сообщил, что валовой внутренний продукт Беларуси в ближайшие три года должен устойчиво расти не менее чем на 4% в год. При этом в IV квартале 2018 года средняя начисленная зарплата составит 1 тыс. рублей, в среднем за текущий год – 938 рублей, в среднем за 2019 год – 1.025 рублей, а в декабре 2019 года – 1.100 рублей. Прогноз на декабрь кажется довольно странным, так как в последний месяц года зарплата традиционно резко возрастает в связи с осуществлением выплат за год. Так, в декабре 2017 года она составляла 995,3 рублей.

Дмитрий Крутой подчеркнул, что заработная плата работников бюджетной сферы должна составлять не менее 80% от средней по стране, и именно на этом правительство будет делать главный акцент в своей работе.

Правительство прогнозирует, что в реальном выражении денежные доходы населения в 2018 году должны вырасти на 7,1% по сравнению с предыдущим годом, в 2019 году – на 3,4%, а в 2020 году – на 3,5%.

Повышать зарплату бюджетникам планируется за счет двух источников. Во-первых, погашение государственного долга в иностранной валюте, согласно программе, предполагается осуществлять «преимущественно за счет привлечения несвязанного финансирования». То есть долг планируется рефинансировать.  Средства бюджета будут направляться на погашение долга в ограниченном объеме, что позволит сократить его профицит бюджета.

Во-вторых, правительство собирается сократить объем финансирования экономики за счет бюджета «во всех видах государственной поддержки реального сектора экономики». Ежегодно предполагается уменьшать поддержку на 10%, а освободившиеся средства планируется направлять на увеличение расходов на социальную сферу.

Рост доходов населения в относительных величинах в 2019-2020 годах кажется довольно умеренным, хотя в абсолютных величинах он впечатляет. Так, денежные доходы населения за семь месяцев 2018 года составили 40,8 млрд. рублей (при ВВП 66,7 млрд. рублей), следовательно, за весь год они подберутся где-то к 75 млрд. рублей (с учетом повышения зарплат и пенсий в последние месяцы года). А в 2019 году они увеличатся еще примерно на 6 млрд. рублей. Вот и источник подъема ВВП, который обеспечит значительную часть его прироста. Надо ведь иметь в виду и мультипликативный эффект: рост внутреннего спроса на товары и услуги со стороны населения (бюджетников, в первую очередь) будет приводить к увеличению объемов производства и прибыли предприятий, что позволит и им увеличить зарплаты.

Правда, увеличится и давление на цены и курс рубля, но умеренно. Девальвации рубля и обвала цен по этой причине ожидать не стоит, хотя выполнение плана по снижению инфляции до 5% может оказаться под угрозой.

Кредитный бум не планируется

Кроме того, стимулировать рост ВВП будет и увеличение объемов кредитования. В программе правительства в отношении кредитов сказано только то, что предполагается расширение эффективного рыночного кредита на коммерческих принципах, в том числе за счет сокращения кредитования на нерыночных условиях. Ставки по рублевым инструментам планируется поддерживать на положительном уровне в реальном выражении, с постепенным их снижением по мере снижения инфляции. При этом инфляцию в 2018 году правительство планирует удерживать на уровне менее 6%, а в последующие годы – менее 5%.

При этом ставку рефинансирования Нацбанк в 2018 году больше снижать с текущего уровня в 10% не планирует, хотя в декабре еще раз рассмотрит вопрос об этом. Таким образом, судя по темпам инфляции, в ближайшие годы это ставка может опуститься примерно до 9%. Этого слишком мало для того, чтобы вызвать новый кредитный бум в стране.

Кроме того, правительство собирается отвлечь часть средств населения с рынков потребительских товаров и валюты. Дмитрий Крутой 29 октября сообщил, что в правительстве считают, что к 2020 году, наконец, заработают механизмы жилищных строительных сбережений и ипотечного кредитования. Он тут же уточнил: «Но это будет зависеть от достигнутых макроэкономических параметров, способности правительства их поддерживать на среднесрочном и долгосрочном горизонтах».

Таким образом, общая стратегия правительства понятна: оно не собирается значительно наращивать объемы финансирования жилищного строительства за счет бюджета, рассчитывая на то, что люди начнут сами копить средства. Это как раз и может отвлечь часть возросших доходов населения с рынка потребительских товаров и валюты.

Надо также отметить, что в программе правительства предполагается использовать для роста экономики не только бюджетные средства, но, в частности, и иностранные инвестиции. Так, планируется привлекать ресурсы международных финансовых организаций (Всемирного банка, ЕБРР, Европейского инвестиционого банка) не менее чем на 400-500 млн. долларов ежегодно. Объем прямых иностранных инвестиций в чистой основе также должен расти. В 2018 году планируется привлечение 1,4 млрд. долларов, в 2019 году –1,6 млрд. долларов, а в 2020 году – 1,7 млрд. долларов.

При этом правительство собирается продолжать наращивать международные резервные активы РБ: в 2018 году не менее чем до 6,5 млрд. долларов, в 2019 году – не менее 7,1 млрд. долларов, а в 2020 году – 7,5 млрд. долларов. Стоит обратить внимание, что темпы прироста резервов предлагается сократить с 0,6 млрд. долларов в 2019 году до 0,4 млрд. долларов в 2020 году. Это также позволит правительству больше ресурсов направить на стимулирование спроса на внутреннем рынке.

В программе содержится и большое количество различного рода реформ. В частности, Дмитрий Крутой сделал акцент в своем выступлении 29 октября на развитии регионов. Собственно, это идея президента Беларуси Александра Лукашенко. Планируется выделить 33 района и предоставить им ряд преференций.

Но меры по реформированию вряд ли дадут быстрый результат, так как на изменения законодательства в Беларуси обычно уходят годы. То есть подобные предложения, даже если их удастся реализовать, дадут эффект, по-видимому, только в перспективе нескольких лет. А в ближайшие два года развитие экономики РБ будет определять возможность наращивать бюджетные расходы и кредитования, а также внешние условия, формирующие спрос на отдельные виды белорусской продукции, будь то нефтепродукты, калийные удобрения или IT-услуги. Как это было и в прошлые годы. Правительства в Беларуси меняются, а методы экономического стимулирования экономики остаются, по сути, теми же. Экономические реформы при этом идут, но черепашьими темпами.

В целом изложенные планы правительства выглядят вполне осуществимыми, если, разумеется, не произойдет нового обвала цен на нефть на мировом рынке, глобальной рецессии и падения объемов белорусского экспорта. Что, отметим, вполне вероятно.

Тэги:

, , , ,

Прогнозы на 2021 год: доллару грозит девальвация

После потрясений 2020 года хочется надеяться на стабильность в 2021 году, но существуют значительные риски того, что мир потрясет новый кризис, который не обойдет стороной и Беларусь: доллар, который является основной валютой для сбережения у жителей Беларуси, подешевеет, а золото вырастет в цене, что поддержит резервы страны. Эксперты Всемирного банка прогнозируют рост мировой экономики в

Прогноз курса рубля на неделю 4-6 января

Январь 2021 года вполне может оказаться удачным месяцем для белорусского рубля, и курс доллара на БВФБ уже за первую неделю месяца способен снизиться на 0,5-1%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже за последнюю неделю 2020 года не вырос, как прогнозировалось, а уменьшился: на 0,4%, составив 30 декабря 2,5789 рубля. Причиной этого стало неожиданное ослабление

Прогноз курса рубля на неделю 25-29 января

За последнюю неделю января курс доллара на БВФБ может вырасти еще примерно на 1% на фоне небольшого роста курсов других валют. Уже в понедельник 25 января доллар может подорожать где-то на 0,5%. В начале прошедшей недели курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже снизился, как и ожидалось, но в пятницу 22 января он резко вырос, и

Прогноз курса рубля на неделю 1-5 февраля

Можно ожидать коррекции курса доллара на БВФБ примерно на 1%, хотя нельзя исключить резких колебаний курса. Уже в понедельник 1 февраля доллар может ослабеть на величину в пределах 0-0,5%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе вырос, как и прогнозировалось, но существенно больше, чем ожидалось: на 3,1% – до 2,6262 рубля. Причиной

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия