20.09.2018, 7:04
Контроль доходов в цифровой экономике
Специфика экономической политики белорусского государства заключается в том, что большинство экономических решений в государстве принимается в первую очередь в интересах чиновников, и только потом думают о бизнесе. Именно по такому пути пошла реализация заявленного государством проекта «Цифровая экономика». В качестве наглядного примера можно рассмотреть подходы к построению белорусской цифровой экономики контролирующими органами.
Электронные справки о доходах
После поголовной электронизации процедуры уплаты НДС, которая проводилась в Беларуси в 2016-2017 годах, государственные контролирующие органы решили применить электронные технологии и в контроле над доходами физических лиц. Так, с 1 января 2019 года налоговые органы обяжут субъекты предпринимательства предоставлять в электронном виде «Справку о доходах физических лиц». Пока окончательный нормативный документ о введении справки не принят, но налоговые органы говорят о введении справки, как о деле решенном.
Справка должны будут предоставлять все субъекты предпринимательства, выплачивающие любые доходы физическим лицам. Данные субъекты хозяйствования, согласно Налоговому кодексу, являются налоговыми агентами по уплате подоходного налога. В свою очередь, согласно новой редакции Налогового кодекса, подпунктом 3.3 пункта 3 статьи 23 определена обязанность налоговых агентов предоставлять по требованию налоговых органов документы и (или) или информацию, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет налогов».
В отношении доходов физических лиц, субъекты хозяйствования являются налоговыми агентами по уплате подоходного налога. А справка будет являться той информацией, которая будет позволять налоговым органам контролировать правильность исчисления и уплаты подоходного налога.
Пока не известна периодичность предоставления справки (налоговые органы ратуют за её ежеквартальное предоставление), но уже сейчас можно говорить о её содержании. Так, в разработанной налоговыми органами инструкции сказано о том, что справка должна содержать не только сведения обо всех выплатах в пользу физического лица, но и о сумме всех льгот предоставляемых физическому лицу.
В перечень указываемых в справке доходов будут попадать не только доходы, облагаемые подоходным налогом, но и все выплаты, подоходным налогом не облагаемые. Речь, в частности, идет о любых выплатах в пользу физического лица, как-то: расчеты по займам, кредитам, материальной помощи, продаже имущества, выигрышами и всем прочим выплатам.
В этой связи можно предвидеть, что наибольшие сложности с составлением справок будут у магазинов комиссионной торговли, казино, организаторов лотерей, ломбардов и прочих субъектов хозяйствования, выплачивающих многочисленные доходы в пользу физических лиц. Указанные представители бизнеса, по-видимому, должны будут составлять справки по всем своим клиентам – физическим лицам. С трудом вериться, что данной категории субъектов хозяйствования будут сделаны какие-либо исключения, иначе теряется весь смысл в предлагаемом налоговыми органами всеобъемлющем электронном контроле над доходами физических лиц.
В пользу последней мысли говорит и структура справки о размере предоставляемых льгот для физических лиц. Так, в справке помимо доходов должны быть перечислены и все предоставленные физическому лицу вычеты (стандартный, социальный, имущественный и профессиональны), а также и расходы по операциям с ценными бумагами и инструментами срочного рынка. Фактически указанная справка станет не только инструментом камерального контроля налоговых органов по правильности исчисления и уплаты подоходного налога, но и базой данных по сбору информации обо всех выплатах в пользу физических лиц.
Себестоимость справки для бизнеса
Предоставляя очевидные выгоды для чиновников, новая справка вынудит бизнес понести дополнительные расходы на выполнение требований государства. Очевидно, что для крупных предприятий, а также предприятий, регулярно выплачивающим доходы физическим лицам (лотереи, казино, комиссионная торговля и другие), без дополнительного программного обеспечения не обойтись.
Не успел бизнес «отойти» от необходимости доработки программного обеспечения для счетов-фактур по НДС и деноминации, как необходимо дорабатывать программное обеспечения и для справок о доходах физических лиц. Последнее создает впечатление, что цифровая экономика по-белорусски – это принятие максимально большого количества нормативных документов, заставляющих бизнес обращаться к программистам.
Искусственное создание работы для резидентов Парка высоких технологий не является показателем высокой развитости и оцифровки белорусской экономики, а свидетельствует лишь об ущербности методов, которыми регулируется экономика в государстве. Так, все вышеперечисленные справки и счета-фактуры по НДС не ведут к созданию дополнительного богатства в экономике, а лишь упрощают работу чиновников по их контролю над доходами белорусов.
Для представителей малого и среднего бизнеса, которые не захотят автоматизировать свои программы, заполнение справок потребует дополнительных трудозатрат. При этом бизнес будет вынужден либо привлекать новых работников, либо отвлекать действующих сотрудников предприятия от их должностных обязанностей на заполнение дополнительных справок для налоговой инспекции. В любом случае, без дополнительных финансовых затрат бизнесу не обойтись.
Дополнительный контроль зарплаты
Помимо введения новой формы справки о доходах, государство позаботилось и о введении дополнительного контроля над ежемесячными доходами белорусов, облагаемых отчислениями в ФЗНС. Так, постановлением Совета Министров от 9 августа 2018 года № 589 изменены сроки предоставления в Фонд социально защиты отчета ПУ-3 «Индивидуальные сведения».
Если ранее отчет ПУ-3 предоставлялся один раз в год, в течение квартала следующего за отчетным годом, то с 1 января 2019 года данный отчет необходимо будет предоставлять ежеквартально в течение месяца, следующего за отчетным кварталом. При этом отчет ПУ-3 в отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам в январе-сентябре 2018 года, необходимо будет предоставить в ФСЗН уже в октябре 2018 года.
Данная мера, по мнению чиновников, позволит установить оперативный контроль над предприятиями, уплачивающими заработную плату в размере меньшей, нежели минимальная заработная плата. При этом, минимальную заработную плату с 2019 года планируется повышать ежеквартально, а не ежегодно, как это делается сейчас. Данная логика в очередной раз доказывает, что белорусские чиновники управляют белорусской экономикой преимущественно административно-командными, а не экономическими методами.
Ведь любому экономисту давно известно, что частный бизнес не платит высокую заработную плату из-за высокой налоговой нагрузки. А поэтому любое директивное повышение минимальной заработной платы, превышающее финансовые возможности частного бизнеса, приведет лишь к оформлению работников на неполную ставку.
В свою очередь для государственных сельскохозяйственных предприятий, которые в основном и выплачивают заработную плату в размере ниже минимальной зарплаты, усиление государственного контроля по сути ничего не поменяет. Невозможность сельхозпредприятий выплачивать заработную плату в размере, превышающем минимальную зарплату, связана с объективными экономическими обстоятельствами, а именно с их бедностью.
Если у сельскохозяйственных предприятий не хватает денег на выплату даже такой малой заработной платы, как сейчас, и отчислений в ФСЗН из неё, то тем более не появится этих денег и после ежеквартальной подачи отчета ПУ-3 и ежеквартального повышения минимальной заработной платы. Ещё ни в одном государстве усиление государственного контроля не приводило к улучшению экономической ситуации даже в среднесрочной перспективе, не говоря уже о долгосрочных прогнозах.
В заключение хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные новации приняты исключительно в интересах чиновников, но не бизнеса. Это в очередной раз доказывает, что любая положительная и либеральная экономическая идея, каковой изначально являлась идея о цифровой экономике, в условиях Беларуси становится дополнительным бременем для белорусского бизнеса. Очередная попытка чиновников в установлении тотального электронного контроля над доходами белорусов приведет лишь к дополнительным затратам для субъектов предпринимательства, снижая их конкурентоспособность не только на мировом, но и на внутреннем рынке. При этом поступление дополнительных доходов в бюджет весьма сомнительно.
Читайте также:
- Беларусь приостанавливает 27 договоров об избежании двойного налогообложения
- Льготы декрета №8 в криптосфере продлены на два года — указ
- Определены плательщики налога на профессиональный доход
- С 2023 года изменится порядок уплаты взносов в ФСЗН для ИП
- Как будут уплачивать налоги ИП и физлица в 2022 году? МНС разъясняет