• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Специфика экономической политики белорусского государства заключается в том, что большинство экономических решений в государстве принимается в первую очередь в интересах чиновников, и только потом думают о бизнесе. Именно по такому пути пошла реализация заявленного государством проекта «Цифровая экономика». В качестве наглядного примера можно рассмотреть подходы к построению белорусской цифровой экономики контролирующими органами.

Электронные справки о доходах

После поголовной электронизации процедуры уплаты НДС, которая проводилась в Беларуси в 2016-2017 годах, государственные контролирующие органы решили применить электронные технологии и в контроле над доходами физических лиц. Так, с 1 января 2019 года налоговые органы обяжут субъекты предпринимательства предоставлять в электронном виде «Справку о доходах физических лиц». Пока окончательный нормативный документ о введении справки не принят, но налоговые органы говорят о введении справки, как о деле решенном.

Справка должны будут предоставлять все субъекты предпринимательства, выплачивающие любые доходы физическим лицам. Данные субъекты хозяйствования, согласно Налоговому кодексу, являются налоговыми агентами по уплате подоходного налога. В свою очередь, согласно новой редакции Налогового кодекса, подпунктом 3.3 пункта 3 статьи 23 определена обязанность налоговых агентов предоставлять по требованию налоговых органов документы и (или) или информацию, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет налогов».

В отношении доходов физических лиц, субъекты хозяйствования являются налоговыми агентами по уплате подоходного налога. А справка будет являться той информацией, которая будет позволять налоговым органам контролировать правильность исчисления и уплаты подоходного налога.

Пока не известна периодичность предоставления справки (налоговые органы ратуют за её ежеквартальное предоставление), но уже сейчас можно говорить о её содержании. Так, в разработанной налоговыми органами инструкции сказано о том, что справка должна содержать не только сведения обо всех выплатах в пользу физического лица, но и о сумме всех льгот предоставляемых физическому лицу.

В перечень указываемых в справке доходов будут попадать не только доходы, облагаемые подоходным налогом, но и все выплаты, подоходным налогом не облагаемые. Речь, в частности, идет о любых выплатах в пользу физического лица, как-то: расчеты по займам, кредитам, материальной помощи, продаже имущества, выигрышами и всем прочим выплатам.

В этой связи можно предвидеть, что наибольшие сложности с составлением справок будут у магазинов комиссионной торговли, казино, организаторов лотерей, ломбардов и прочих субъектов хозяйствования, выплачивающих многочисленные доходы в пользу физических лиц. Указанные представители бизнеса, по-видимому, должны будут составлять справки по всем своим клиентам – физическим лицам. С трудом вериться, что данной категории субъектов хозяйствования будут сделаны какие-либо исключения, иначе теряется весь смысл в предлагаемом налоговыми органами всеобъемлющем электронном контроле над доходами физических лиц.

В пользу последней мысли говорит и структура справки о размере предоставляемых льгот для физических лиц. Так, в справке помимо доходов должны быть перечислены и все предоставленные физическому лицу вычеты (стандартный, социальный, имущественный и профессиональны), а также и расходы по операциям с ценными бумагами и инструментами срочного рынка. Фактически указанная справка станет не только инструментом камерального контроля налоговых органов по правильности исчисления и уплаты подоходного налога, но и базой данных по сбору информации обо всех выплатах в пользу физических лиц.

Себестоимость справки для бизнеса

Предоставляя очевидные выгоды для чиновников, новая справка вынудит бизнес понести дополнительные расходы на выполнение требований государства. Очевидно, что для крупных предприятий, а также предприятий, регулярно выплачивающим доходы физическим лицам (лотереи, казино, комиссионная торговля и другие), без дополнительного программного обеспечения не обойтись.

Не успел бизнес «отойти» от необходимости доработки программного обеспечения для счетов-фактур по НДС и деноминации, как необходимо дорабатывать программное обеспечения и для справок о доходах физических лиц. Последнее создает впечатление, что цифровая экономика по-белорусски – это принятие максимально большого количества нормативных документов, заставляющих бизнес обращаться к программистам.

Искусственное создание работы для резидентов Парка высоких технологий не является показателем высокой развитости и оцифровки белорусской экономики, а свидетельствует лишь об ущербности методов, которыми регулируется экономика в государстве. Так, все вышеперечисленные справки и счета-фактуры по НДС не ведут к созданию дополнительного богатства в экономике, а лишь упрощают работу чиновников по их контролю над доходами белорусов.

Для представителей малого и среднего бизнеса, которые не захотят автоматизировать свои программы, заполнение справок потребует дополнительных трудозатрат. При этом бизнес будет вынужден либо привлекать новых работников, либо отвлекать действующих сотрудников предприятия от их должностных обязанностей на заполнение дополнительных справок для налоговой инспекции. В любом случае, без дополнительных финансовых затрат бизнесу не обойтись.

Дополнительный контроль зарплаты

Помимо введения новой формы справки о доходах, государство позаботилось и о введении дополнительного контроля над ежемесячными доходами белорусов, облагаемых отчислениями в ФЗНС. Так, постановлением  Совета Министров от 9 августа 2018 года № 589 изменены сроки предоставления в Фонд социально защиты отчета ПУ-3 «Индивидуальные сведения».

Если ранее отчет ПУ-3 предоставлялся один раз в год, в течение квартала следующего за отчетным годом, то с 1 января 2019 года данный отчет необходимо будет предоставлять ежеквартально в течение месяца, следующего за отчетным кварталом. При этом отчет ПУ-3 в отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам в январе-сентябре 2018 года, необходимо будет предоставить в ФСЗН уже в октябре 2018 года.

Данная мера, по мнению чиновников, позволит установить оперативный контроль над предприятиями, уплачивающими заработную плату в размере меньшей, нежели минимальная заработная плата. При этом, минимальную заработную плату с 2019 года планируется повышать ежеквартально, а не ежегодно, как это делается сейчас. Данная логика в очередной раз доказывает, что белорусские чиновники управляют белорусской экономикой преимущественно административно-командными, а не экономическими методами.

Ведь любому экономисту давно известно, что частный бизнес не платит высокую заработную плату из-за высокой налоговой нагрузки. А поэтому любое директивное повышение минимальной заработной платы, превышающее финансовые возможности частного бизнеса, приведет лишь к оформлению работников на неполную ставку.

В свою очередь для государственных сельскохозяйственных предприятий, которые в основном и выплачивают заработную плату в размере ниже минимальной зарплаты, усиление государственного контроля по сути ничего не поменяет. Невозможность сельхозпредприятий выплачивать заработную плату в размере, превышающем минимальную зарплату, связана с объективными экономическими обстоятельствами, а именно с их бедностью.

Если у сельскохозяйственных предприятий не хватает денег на выплату даже такой малой заработной платы, как сейчас, и отчислений в ФСЗН из неё, то тем более не появится этих денег и после ежеквартальной подачи отчета ПУ-3 и ежеквартального повышения минимальной заработной платы. Ещё ни в одном государстве усиление государственного контроля не приводило к улучшению экономической ситуации даже в среднесрочной перспективе, не говоря уже о долгосрочных прогнозах.

В заключение хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные новации приняты исключительно в интересах чиновников, но не бизнеса. Это в очередной раз доказывает, что любая положительная и либеральная экономическая идея, каковой изначально являлась идея о цифровой экономике, в условиях Беларуси становится дополнительным бременем для белорусского бизнеса. Очередная попытка чиновников в установлении тотального электронного контроля над доходами белорусов приведет лишь к дополнительным затратам для субъектов предпринимательства, снижая их конкурентоспособность не только на мировом, но и на внутреннем рынке. При этом поступление дополнительных доходов в бюджет весьма сомнительно.

Тэги:

, , , , ,

Календарь майских праздников: рабочие и выходные дни в мае

С 5 по 9 мая в Беларуси будут длинные выходные. Напоминаем расписание праздничных и рабочих дней. Выходные и праздничные дни в Мае 2019:  1 Мая (среда) — День труда;  5 мая выходной день; 7 мая (вторник) — Радуница по календарю православной конфессии; 9 мая (четверг) — День Победы; 12 мая выходной день; 18 и 19

Белорусские банки захлестнула волна реформ и сокращения штатов

Столкнувшись с ограниченностью внутреннего рынка кредитования  в 2018 году, белорусские банки активно ищут новые направления деятельности и сокращают сотрудников. В связи с этим через несколько лет в Беларуси возникнет совсем другая банковская система. В прошлом году белорусские государственные банки увеличили свою чистую прибыль на 237,8 млн. рублей, тогда как банки, контролируемые иностранным капиталом, сократили ее

Прогноз курса рубля на неделю с 22 по 25 апреля

Белорусский рубль может еще раз укрепиться против доллара на БВФБ на 0,5-1%. В то же время возможны резкие колебания курса доллара. При этом оснований для существенного изменения курса доллара в понедельник 22 апреля в какую-либо сторону не имеется. На прошедшей неделе ситуация на валютном рынке РБ, как и ожидалось, оказалась такой же, как и на

Указ №488 о лжепредпринимательстве отменен

Александр Лукашенко накануне выступления с посланием народу и Национальному собранию подписал указ №151. Указом признается утратившим силу  Указ от 23 октября 2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», говорится в сообщении пресс-службы президента. Документ также вносит изменения в Указ от 26 февраля 2015 года № 99 «О взимании

Сможет ли Беларусь скорректировать цены на российскую нефть из-за снижения ее качества?

Проблемы, с которыми столкнулись недавно белорусские НПЗ из-за резкого ухудшения качества российской нефти, дают шанс белорусской стороне пересмотреть подходы к ценообразованию на поставки российской нефти Urals. Белорусская сторона вносит этот вопрос в повестку переговоров постоянно, но безрезультатно. Получится ли на этот раз? Качество Urals падает давно Негативная ситуация с поставками нефти через трубопровод «Дружба» проявилась

Правовые новации белорусской экономической политики (январь-март 2019 года)

Экономическое нормотворчество государства в 1 квартале 2019 года характеризуется не столько новыми документами, сколько несбывшимися ожиданиями бизнеса по отмене старых. Так, по истечении первых трех месяцев текущего года так и не был отменен одиозный указ президента Республики Беларусь от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Несмотря на

Белорусские предприятия спасли курс рубля от обвала

Валютный рынок РБ в марте находился на краю пропасти: жители Беларуси бросились скупать валюту, как это было в кризисном 2014 году. Если бы не белорусские предприятия, которые сделали противоположный финт и начали сливать валюту, курс белорусского рубля ждал бы обвал. Что происходит? Население вдруг стало больше интересоваться валютой По данным Национального банка РБ, физические лица

Белорусские банки стремительно теряют вкладчиков

Около 147,4 тыс. срочных вкладов закрыли физические лица в банках Беларуси в 2018 году, при этом величина таких вкладов сократилась примерно на 0,5 млрд. рублей. Такова довольно печальная статистика, представленная Национальным банком РБ в рамках исследования данных о структуре срочных депозитов по программе «Знай своего клиента» на конец 2018 года. Количество счетов, открытых в банках