• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Между архаикой и постмодерном

Белорусская многовекторная внешняя политика служит укреплению режима личной власти Лукашенко. Иной цели у нее нет и быть не может

Получать информацию из первоисточника всегда интересно, тем более, когда речь идет об информации связанной с формированием независимого белорусского государства. Для людей моего поколения это не книжная, а живая история, современниками которой нам посчастливилось быть. Разумеется, в качестве массовки. Но историю делает народ. Так, по крайней мере, объясняли советским школьникам и студентам на занятиях по марксизму-ленинизму. Ну как тут не вспомнить Маяковского:

«Я счастлив, что я этой силы частица,
что общие даже слезы из глаз.
Сильнее и чище нельзя причаститься
великому чувству по имени — класс!»

Причащаться классовому чувству в атомизированном белорусском обществе сегодня не просто, что не исключает возможности локального причастия, например, экспертному сообществу на форуме «Минский диалог». Спасибо организаторам за приглашение.

24 мая на форуме состоялась секция «Внешняя политика Беларуси в региональном контексте». Открывал ее Петр Кравченко, министр иностранных дел Белорусской ССР и Республики Беларусь (1990-1994).

Петр Кравченко

Петр Кравченко

Большую часть своего выступления, что вполне естественно, экс-министр посвятил не анализу современного состояния внешней политики Беларуси, а истории ее формирования. Тем не менее для позитивной оценки современному состоянию того, что с легкой руки Лукашенко принято у нас называть «многовекторностью», в завершающей части своего выступления Кравченко место нашел.

Как подсказывает Википедия, под внешней политикой следует понимать взаимоотношения с другими странами в интересах собственной страны. В авторитарных государствах, тут я не делаю открытия, интересы собственно стран редуцируются до интересов правящих клик. Поэтому современные успехи белорусской внешней политики вносят существенный вклад в поддержание так называемой стабильности, суть которой заключается в несменяемости власти.

В этом следует отдавать себе отчет, читая эмоциональные панегирики зарубежных участников форума. Ограничусь фрагментом высказывания программного директора по Беларуси Фонда имени Конрада Аденауэра (Германия) Вольфганга Зендера: «Что же касается итогов этого форума – важно то, что мы профессионально сделали международную, высокого уровня конференцию тут, в Беларуси. То, что президент выступал на ней, – это просто шикарно. Это был такой знак уважения и поддержки, которая была очень полезна. <…> Практически все участники конференции, с которыми я разговаривал, высоко оценили это, потому что мы чувствовали – президент убежден в необходимости безопасности. Все международные участники увидели, что эта воля здесь присутствует, что эти возможности существуют».

Исходя из подчиненности внешней политики задачам политики внутренней, я и попросил Петра Кравченко оценить вклад многовекторности в укрепление белорусского авторитарного режима.

Ответ экс-министра был ожидаем. Перескажу его своими словами, заранее прося прощение за неточность пересказа: белорусская модель (белорусский политический режим) относится к разряду переходных. Беларусь уверенно движется в направлении либерализации, что, в частности, подтверждается многочисленными инициативами по раскрепощению деловой активности образца 2017 г. Внешняя политика этому переходу способствует.

Поддержание стабильности – головная боль любого современного авторитарного режима. Данный вывод справедлив вдвойне для отечественного варианта авторитаризма, сформировавшегося в географическом центре Европы. Отсутствие «железного занавеса» на границе со странами Евросоюза и значительный торговый оборот (в I кв. доля экспорта в страны ЕС составил 40,5% от общего объема, импорта – 58,9%) принуждают республику-партизанку соответствовать если не по содержанию, то хотя бы по форме современным представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» во внутренней политике.

Пустить козла в огород

«Эволюция политической системы в направлении авторитаризма не может остановиться на полпути», – утверждают авторы книги «История России: конец или новое начало. Но этот путь не обязательно ведет в светлое демократическое будущее, как это представляется экс-министру иностранных дел Петру Кравченко.

На постсоветском пространстве движение в направлении неототалитарных и даже султанистских режимов является скорее правилом, чем исключением.

Главное отличие вторых от первых заключается в отсутствии государственной идеологии. В Беларуси и России целенаправленные усилия по ее разработке принимались неоднократно. Однако при неспособности политических элит сформировать образ будущего, они (усилия) неизменно упирались в государственный патриотизм, предлагавший заменить любовь к березкам под окнами и картинкам в букваре любовью к «национальным лидерам».

Что касается различий между государственной службой и служением правителю, то провести границу между неототалитарными и султанистскими режимами уже практически невозможно, как невозможно остановить процесс «закручивания гаек» по отношению к структурам гражданского общества.

Эпопея со вступлением Беларуси в Болонский процесс – наглядный пример эволюции белорусского авторитаризма в направлении, противоположном от общеевропейского мейнстрима.

25 мая в Париже завершилась двухдневная конференция министров образования Европы, на которой обсуждался белорусский вопрос. Три года, отведенные на выполнение требований Дорожной карты, прошли, но воз и ныне там. Дальше готовности Министерства образования РБ признать «свою приверженность дальнейшему внедрению принципов и инструментов Европейского пространства высшего образования в систему высшего образования РБ» дело не сдвинулось.

Декларация, принятая по итогам конференции, обязывает Беларусь выполнить прежние обязательства до 2020 г. Ограничусь одним обязательством из перечня: «предоставить автономию университетам». Это, простите, как? Вывести управление университетов из-под опеки властной «вертикали»? Кто же в администрации президента, находясь в здравом уме, на это согласится!

Более крамольного предложения я и представить себе не могу. В основе «белорусской модели», подобно ее советской предшественнице, лежит учет и контроль. Управлять автономными, независимыми субъектами наша политическая и экономическая элита в принципе не способна. Поэтому допустить существование таких субъектов – все равно, что пустить козла в огород и оставить его там без присмотра.

«Я всегда сторонник того, что государству есть дело до всего». Эту управленческую максиму Лукашенко сформулировал еще в марте 2003 г. на идеологическом семинаре. За пятнадцать лет своей актуальности она не потеряла. Напротив, по мере трансформации авторитарного белорусского режима в неототалитарный, ее практический вклад в поддержание стабильности только возрастает.

По мнению российского экономиста Александра Аузана, «В авторитарное управление входить легче, оттуда выходить дорого. А войти очень дешево можно, потому что не требуется широкого распространения образования, более или менее равномерного распространения собственности, широкого развития форм гражданской организации».

Как такой вход осуществляется на практике, мои сверстники имели возможность наблюдать после триумфальной победы Лукашенко на первых президентских выборах в 1994 г. Времени для этого много не понадобилось. Под аплодисменты «большинства» уже к концу 1996 г. со свободами, продекларированными первой белорусской Конституцией, было покончено.

* * *

Несмотря на свой безуспешный опыт изучения английского языка, я осмелюсь процитировать в конце статьи строку из «Гамлета» в оригинале: «Something is rotten in the state of Denmark» («Все гнило в Датском королевстве»).

Шекспир написал трагическую историю датского принца в 1600-1601 гг., опираясь при этом на хронику начала XIII века. Потомки подданных бывшего Датского королевства сегодня процветают, чего не скажешь о потомках подданных Великого княжества Литовского. Предлагаю сравнить два показателя: в списке стран по ВВП на душу населения, рассчитанного по паритету покупательной способности в 2017 г., Дания расположилась на 23-м месте ($48 тыс.), а Беларусь – на 72-м ($18 тыс.).

Развитие есть изменение в соответствии с мейнстримом, что и демонстрирует Дания. Беларусь же такие изменения лишь имитирует. Отсюда и результат. Многовекторностью его не исправить.

 

Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 24-28 февраля

По-прежнему ожидаем коррекцию курса доллара на БВФБ на 0-0,5%, причем значительный обвал курса (на величину до 0,5%) возможен уже в понедельник 24 февраля, после чего он начнет восстанавливаться. Возможны значительные колебания курсов валют. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, как ожидалось, а даже вырос на 0,6%, составив 21 февраля

Призыв 2020: Лукашенко подписал указ о призыве на строчную службу и увольнение в запас

Александр Лукашенко 17 февраля подписал указ №55 «Об увольнении в запас и призыве на срочную военную службу, службу в резерве». Документом предусматривается призвать в феврале — мае 2020 года на срочную военную службу, службу в резерве граждан Беларуси мужского пола, которым ко дню призыва исполнилось 18 лет и которые не имеют права на отсрочку, а

Курсы валют развернулись на торгах 18 февраля на БВФБ: доллар — выше 2,2 рубля

Во вторник, 18 февраля, на Белорусской валютно-фондовой бирже прошли первые торги иностранными валютами на текущей неделе. По итогам торгов на БВФБ 18 февраля 2020 года сложились следующие курсы: курс доллара США вырос по сравнению с предыдущими торгами 0,0086 BYN (+0,39%) и был зафиксирован на уровне 2,2030 BYN/USD; курс евро вырос на 0,0080 BYN(+0,34%) и по итогам

Сколько нефти нужно Беларуси?

Ответить на этот вопрос невозможно, не зная ответа на еще один вопрос: а по какой цене? Так что сейчас оба вопроса звучат риторически..Но уже очевидно, что в этом году белорусским НПЗ придется забыть о переработке 24 млн.тонн нефти, на что «заточены» их модернизированные мощности. Более того, проблематичной окажется для них загрузка даже 18 млн. тонн,

Первый месяц нефтяного кризиса обошелся Беларуси в 0,5 млрд. долларов

В январе текущего года валютные депозиты населения и предприятий, а также валютные резервы РБ сократились на 503 млн. долларов. Это было вызвано,  снижением доходов НПЗ и бюджета от экспорта нефтепродуктов, а также значительными объемами погашения государственного долга. Беларусь не прожила еще и двух месяцев в условиях новых отношений с Россией на рынке нефти, а финансовые

Фиаско белорусского президента

Новому правительству России сейчас не до Беларуси, так как оно собирается значительно увеличить объемы финансирования национальных проектов и ищет необходимые для этого ресурсы. Беларуси, скорее всего, уготована роль не получателя денег, а одного из источников средств для подъема российской экономики. Поражение потерпел президент Беларуси на встрече с российским президентом 7 февраля. Александр Лукашенко рассчитывал, что

Зенитные ракетные комплексы: похоже только название

Творчески используя советский опыт, предприятия белорусского ВПК создают средства ПВО, отвечающие современным требованиям и конкурентные по цене. Летные испытания зенитной управляемой ракеты (ЗУР) для разработанного в Беларуси зенитного ракетного комплекса (ЗРК) средней дальности “Бук-МБ3К” пройдут в ближайшее время. Об этом сообщил 31 января представителям СМИ председатель Государственного военно-промышленного комитета (Госкомвоенпрома) Роман Головченко. По его словам,

Выдержит ли Беларусь испытание нефтяной альтернативой?

Затянувшийся спор об условиях поставок нефти в Беларусь вряд ли завершится ожидаемыми уступками со стороны крупнейших российских поставщиков. Понимая это, Минск, не дожидаясь времени «Ч», — завершения к 2024 году налогового маневра – продолжает искать альтернативные источники и маршруты импорта сырья. Поиски альтернативы похвальны, но представляют ли белорусские власти цену, которую придется за это заплатить?