Минтруда и соцзащиты отреагировало на статью  заведующей отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси Анастасии Бобровой «О чем нужно договариваться», у которой затронуты вопросы, касающиеся проекта Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС.

Журнал Министерства финансов Беларуси «Финансы. Учет. Аудит», в которой была опубликована статья, распространяется только по подписке, поэтому дать на нее ссылку не представляется возможным. В короткой аннотации к статье,  размещенной на сайте Минфина говорится: «В последние годы набирает силу трудовая миграция белорусов в другие страны. По ряду причин (языковая близость, дефицит рабочей силы) чаще всего ими делается выбор в пользу России. Данная ситуация создает ряд трудностей. Одной из них является то, что соотечественники работают на экономику другой страны, но тяжесть пенсионных выплат часто ложится на плечи нашего государства. Противоречия призван разрешить Договор о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза. Однако первые редакции документа содержат ряд норм, на принятие которых соглашаться Беларуси нецелесообразно». По мнению автора, Беларуси нужно отстаивать вопрос перечисления средств пенсионного страхования в пенсионный фонд государства, гражданином которого является работник — в страну постоянного проживания.

Министерства труда и соцзащиты, которое, вероятно, участвует в подготовке обсуждаемого Договора решило разъяснить свою позицию, разместив на своем сайте сообщение «О пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС)»

В нем говорится, что » утверждения автора статьи существенно искажают действительное содержание проекта Договора и дезинформируют относительно будущих подходов к пенсионному обеспечению трудящихся государств-членов ЕАЭС».

«Базовый принцип, положенный в основу проекта Договора – принцип пропорциональности. Он означает, что договаривающие государства принимают на себя ответственность по финансированию будущих пенсий трудящимся-мигрантам за периоды работы на своей территории, как если бы эти граждане проживали в стране трудоустройства. Такой подход предопределяет, что в период работы взносы уплачиваются в пенсионный фонд государства, на территории которого выполняется работа», — говорится в сообщении. Там также подчеркивается, что «на современном этапе применение пропорционального принципа оправдано с точки зрения интересов государства в целом: при возвращении мигрантов на родину расходы на пенсии за «зарубежный» стаж остаются за странами, в которых велась трудовая деятельность (с уплатой пенсионных взносов), и не возлагаются на страну проживания пенсионера. В то же время трудящимся предоставляется право на получение пенсионных выплат от каждого из государств, на экономику которых они работали».

Более того, как считают в Минтруда и соцзащиты, «все перечисленные преимущества, апробированные международной практикой, были бы утрачены при реализации в проекте Договора предложения о перечислении («переводе») взносов за периоды работы на территории государств-членов ЕАЭС в пенсионный фонд страны по прежнему месту жительства работника. В частности, именно такой подход привел бы к наращиванию пенсионных обязательств страны места проживания. Но даже если согласиться с таким предложением автора, обеспечить и проконтролировать исполнение законодательства об уплате взносов работодателями – нерезидентами Республики Беларусь невозможно. Также невозможно в периоды работы трудящегося однозначно определить, какое из государств в конечном счете будет избрано им в качестве места постоянного проживания при выходе на пенсию. И не получится ли так, что переведя взносы в Беларусь, гражданин, не возвратившийся в республику, окажется вообще без пенсии».

«При вступлении в силу норм проекта Договора (в случае если он будет принят и ратифицирован странами-участниками ЕАЭС) Республика Беларусь будет нести ответственность (выплачивать пенсию) за периоды работы на своей территории. Пенсии за стаж работы в государствах-членах ЕАЭС будут выплачиваться из пенсионных фондов этих государств. То есть, в республике нагрузка на фонд социальной защиты населения по финансированию пенсий мигрантам будет не возрастать, а ограничиваться», — подчеркивает в своем комментарии министерство труда и соцзащиты.

Тэги:

, ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в 2023 году в Беларуси оказалась лучше прогноза

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в декабре 2023 года выросли на 0,9% после роста в ноябре на 0,7% . Цены на продовольственные товары в декабре 2023 года выросли на 1,5% к ноябрю 2023 года, цены на непродовольственные товары выросли на 0,1%, тарифы на услуги выросли на 0,9%. Годовая

Доллар подорожал на первых торгах на БВФБ в 2024 году

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,