30.03.2018, 9:04
Что мешает БНК стать совладельцем терминала в Рижском порту?
Фото woodison.lv
ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК, спецэкспортер белорусских нефтепродуктов) и латвийская компания SIA Woodison Terminal еще 4 года назад договорились о сотрудничестве, которое должно было завершиться вхождением БНК в акционерный капитал терминала. Но этого не случилось.
Что помешало БНК реализовать выигрышный для нее с точки зрения логистических затрат проект?
Владение собственностью в европейском порту выгодно белорусам
Белорусское правительство давно нацеливает спецэкспортера нефтепродуктов на продажу основных экспортных объемов нефтепродуктов с базисами поставки FOB (доставка товара на судно) и CIF (до порта назначения).
Оказалось, что решить эту задачу с максимальной для себя эффективностью БНК сможет лишь в том случае, если станет совладельцем терминала в европейском порту.
Дело в том, что рынок транспортировки и перевалки нефтепродуктов достаточно монополизирован. Это позволяет владельцам в ожидании более выгодной конъюнктуры нередко использовать терминалы в качестве складов для хранения нефтепродуктов. В таких условиях БНК работать сложно: По сути, компания лишена возможности маневрировать своими экспортными объемами.
Логисты-нефтяники знают, что делать в такой ситуации: нужно стать владельцем или совладельцем терминала, через который поставляется большой объем белорусской продукции. Предложений о такого рода сотрудничестве от потенциальных зарубежных партнеров в адрес «Белнефтехима» в прежние годы поступало немало — от «Магнат Групп», Рижского контейнерного терминала, латвийской компании Dinaz и т. д. Но все тщетно — несмотря на обоюдный вроде интерес, ни один проект не завершился результатом.
Казалось бы, ухудшение нефтяной конъюнктуры и, как следствие, снижение маржи от экспорта нефтепродуктов заставит белорусское правительство действовать.
Логистический проект завис
В последние два года белорусские НПЗ перерабатывают не 24 млн. тонн нефти, на что потенциально способны, а только 18 млн. тонн. Напомним, в 2016 году Россия снизила поставки нефти в Беларусь из-за газового конфликта, а в 2017 году стороны скорректировали соглашение: теперь Беларусь импортирует 18 млн. тонн российской нефти для переработки на НПЗ, а 6 млн. тонн составляет реэкспорт.
Как следствие, в 2017 году Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов на 6% по сравнению с 2016 годом до 12,288 млн. тонн. При этом примерно 5,16 млн. тонн (42% экспортного объема белорусских нефтепродуктов были поставлены на рынки близлежащих стран), а 7,088 млн. тонн (58%) составили поставки в направлении портов.
Примерно такой же объем белорусских нефтепродуктов транзитом будет поставлен через порты и в 2018 году. Заметим, что еще недавно при объеме переработки 24 млн. тонн БНК заметно больше нефтепродуктов поставляла через порты — около 65% всей экспортируемой продукции.
БНК работает с 12 терминалами в 7 портах Балтийского моря (Клайпеда, Вентспилс, Рига, Мууга, Таллин) и Черного моря (Николаев, Одесса). При этом через порты поставляются в основном темные нефтепродукты (примерно 51% всего экспортного объема), а светлые (49%) продаются на премиальных рынках близлежащих стран – Латвии, Литвы, Польши, Украины, России, Молдовы и т. д.
Среди экспортных приоритетов БНК – порты стран Балтии. Еще недавно своей стратегической задачей на латвийском направлении БНК называла покупку или аренду нефтеналивного терминала в Рижском порту (это ближайший порт для экспорта продукции «Нафтана»). Рижский порт, через который перегружается более 1 млн. тонн белорусских нефтепродуктов в год, давно предлагает Беларуси более эффективно экспортировать свою продукцию в европейские страны.
В 2014 году БНК и компания SIA Woodison Terminal, работающая в Рижском порту, подписали протокол о намерениях по развитию совместной деятельности в области организации перевалки белорусских нефтепродуктов (речь шла о перевалке в первую очередь темных нефтепродуктов – мазута, газойля).
В июне 2015 года БНК и владельцы SIA Woodison Terminal на форуме «Восточное партнерство» подписали соглашение о намерениях по развитию совместной деятельности. Подписи под документом поставили гендиректор БНК Александр Демидов, председатель правления латвийской компании Андрей Максимов и член ее правления Олег Черненко. При подписании соглашения присутствовали первый заместитель министра экономики Беларуси Александр Заборовский и министр экономики Латвии Дана Рейзниеце-Озола. Гендиректор БНК тогда отметил, что соглашение готовилось два года, а его реализация позволит оптимизировать логистику доставки белорусских нефтепродуктов и обеспечить их стабильный поток через Рижский порт. И даже сообщил, что планируется модернизация одного из терминалов в Рижском свободном порту, которая займет 2-2,5 года.
На территории компании SIA Woodison Terminal имеется резервуарный парк, включающий 12 резервуаров различного объема, с общей вместимостью 27 300 куб.м. Фото woodison.lv
Минск «завязал» покупку терминала на результат судебной тяжбы по изъятой нефти?
Дальнейшую судьбу этой сделки официально не комментирует ни одна из сторон.
БЕЛРЫНКУ удалось выяснить, что проект до сих пор не реализован.
«Технически завершить проект не удалось. Причина в том, что ОАО «Полоцктранснефть Дружба» продолжает судебную тяжбу с компанией LatRosTrans по поводу ранее изъятой нефти. Поэтому прежде чем заручиться собственностью на чужой территории, нам хотелось бы заручиться решением латвийского суда», — пояснил ситуацию собеседник в профильном ведомстве.
Коротко напомним суть судебного конфликта. Белорусское предприятие «Полоцктранснефть Дружба» и российско-латвийская компания LatRosTrans уже 7 лет спорят о том, кому принадлежит техническая нефть из законсервированного нефтепровода Полоцк — Вентспилс.
Нефтепровод в Вентспилс был построен в 1969 году для перекачки нефти из России на Запад. В 1994 году правительства Латвии и России создали компанию LatRosTrans, перенявшую транспортировку нефти. В конце 2003 года Россия приняла решение о прекращении эксплуатации нефтепровода Полоцк — Вентспилс. В 2004 году прокачка нефти до Вентспилса была остановлена, и с этого времени нефть по северной ветке магистрального нефтепровода «Дружба» поставляется только до «Нафтана».
В 2010 году компания LatRosTrans приступила к сливу технологической нефти из трубопровода. В нефтепроводе Полоцк — Вентспилс находилось около 150 тысяч тонн нефти стоимостью примерно 50 млн. евро. «Полоцктранснефть Дружба» считает, что оставшаяся в нефтепроводе техническая нефть принадлежит ей, поэтому обратилась в суд.
Суды Латвии рассматривают это дело уже 7 лет. Первоначально оно дошло до Верховного суда Латвии, который в декабре 2016 года принял решение о направление дела для повторного рассмотрения.
Высшей судебной инстанцией Латвии было установлено, что представители вернувших свою независимость стран – Беларуси, Латвии и Литвы от имени правительств своих государств заключили соглашение, назвав его Актом о разделе имущества, расположенного на их территориях, между государствами. Согласно этому документу нефть принадлежит Новополоцкому предприятию по транспорту нефти «Дружба», позже преобразованному в ОАО «Полоцктранснефть Дружба».
Однако окончательная точка в этой судебной тяжбе пока не поставлена.
Искусная отговорка или попытка повлиять на результат суда?
Возникает резонный вопрос: каким образом эта судебная тяжба связана с проектом по покупке терминала?
Известно, что судебный спор ведут два субъекта хозяйствования: «Полоцктранснефть Дружба» и LatRosTrans. При этом Латвия не является владельцем LatRosTrans. В уставном капитале этой компании 34% акций принадлежат российской АК «Транснефтепродукт», которая является 100-процентной «дочкой» российской «Транснефти». Еще 66% акций принадлежат компании «Вентспилс Нафта», крупнейшим акционером которой является международная компания «Витол групп».
Следовательно, как можно предположить, судебный спор о судьбе технологической нефти в нефтепроводе можно считать формальным поводом для Минска отложить решение по сделке с покупкой терминала в Рижском порту.
Но даже в том случае, если судебная тяжба между «Полоцктранснефть Дружба» и LatRosTrans завершится победой белорусской стороны, сомнительно, что Минск решится на покупку портового терминала в Риге. Эта сделка для Минска на фоне стремления Кремля «повернуть» белорусские нефтепродукты в российские порты может стать, безусловно, своего рода «страховкой» от административного диктата РФ. С другой стороны, она послужит сильным раздражителем для Москвы. Взвешивая все «за» и против», правительство, скорее всего, не будет спешить с покупкой, чтобы не спровоцировать недовольство российской стороны и не лишиться в результате неплохих нефтяных дивидендов — по оценкам, их объем сейчас превышает 1 млрд. долларов.
«При реализации этой сделки нам нужно оценивать несколько аспектов: какой будет ее цена, важны вопросы безопасности, экологические гарантии, и т. д. Нам также важна лояльность правительства страны, где совершается сделка… Такие деньги всегда очень внимательно взвешиваются», — отметил собеседник БЕЛРЫНКА.
Справка
Компания SIA Woodison Terminal была основана в 1996 году, работает в Рижском свободном порту. Мощности терминала позволяют переваливать 1,26 млн. тонн нефтепродуктов в год. На территории компании имеется резервуарный парк, включающий 12 резервуаров различного объема, с общей вместимостью 27 300 куб.м. Большое количество резервуаров позволяет хранить широкий спектр нефтепродуктов, и использовать его для получения нужного качества груза при погрузке танкера.
Читайте также:
- ЕС расширил санкции в отношении белорусских банков и уточнил в отношении нефтяной отрасли
- Беларусь с 1 августа повышает экспортные пошлины на нефть
- Назначен гендиректор Белорусской нефтяной компании
- Беларусь с 1 июля повышает экспортные пошлины на нефть
- БНК не продлила долгосрочный контракт с литовской компанией на перевозку продукции в Клайпедский порт