Либерализация экономического законодательства, проводившаяся в Беларуси в 2017 году, затронула наконец-то и налоговую сферу. Впервые с 2009 года, с момента принятия особой части Налогового кодекса Республики Беларусь, основные годовые налоговые изменения утверждаются не Законом, а Указом президента Беларуси от 25 января 2018 года № 29 «О налогообложении». Но повлияло ли изменение формы нормативного документа на суть налоговых изменений?

Сразу же отметим, что количество налоговых изменений по сравнение с прошлыми годами сократилось на порядок. Если в прошлых периодах ежегодные налоговые изменения составляли около 100 страниц текстового  документа, то налоговые новации 2018 года уместились в 45 страниц Указа № 29.

Фактически можно говорить о количественной либерализации налогового законодательства, так как бухгалтерам и экономистам необходимо будет меньше времени тратить на изучения налоговых новаций. Что касается качества налоговых изменений 2018 года, то все новации можно условно разделить на 2 категории: существенные и технические.

Существенные изменения налогового законодательства меняют экономическую суть подходов к исчислению и уплате налогов. В свою очередь технические изменения либо продляют действие ранее установленного порядка налогообложения, или связаны с количественным изменением налоговых ставок, налоговых вычетов и так далее и не меняют экономической сути исчисления и уплаты налогов.

Существенные изменения

В свою очередь все существенные изменения условно можно подразделить на изменения порядка уплаты налогов и порядка начисления налогов. К первой группе относятся изменения, связанные с правом уплаты налогов третьими лицами. Напомним, что ранее действовал принцип, по которому все налоговые обязательства исполняются непосредственно предприятием. Сейчас же налоговые обязательства могут уплачиваться за предприятие должника перед бюджетом и третьими лицами.

Изменение подходов связано со сложностями в формировании бюджета и значительной суммой задолженности по платежам в бюджет. Очевидно, что данное нововведение расширяет возможности контролирующих органов по взысканию задолженности перед бюджетом с собственников, аффилированных лиц и иных физических лиц и предприятий, юридически связанных с предприятием-должником.

Также к нововведениям в порядке уплаты налогов следует отнести обязанность налоговых органов с 1 февраля 2018 года информировать электронным письмом дебиторов плательщика о взыскании с них задолженности плательщика перед бюджетом. Письмо будет направляться в личный кабинет дебитора. В случае выявления недостоверной информации о задолженности дебитора ранее взысканная сумма должна быть возвращена дебитору из бюджета.

К изменениям, связанным с порядком начисления налогов, следует отнести льготы по порядку налогообложения операций, связанных с инвентаризацией и регистрацией капитальных строений и земельных участков. Так, в 2018 году освобождаются от НДС работы по технической инвентаризации ранее не зарегистрированных зданий и строений, а также землеустроительные работы, связанные с этими капитальными строениями. Также освобождаются от государственной пошлины право удостоверяющие документы на землю, на которых расположены ранее не зарегистрированные капитальные строения. Очевидно, что государство пытается простимулировать вовлечение в хозяйственный оборот незарегистрированного имущества государственных предприятий банкротов.

Уточнен и порядок уплаты налогов иностранными организациями, оказывающими услуги на территории Республики Беларусь в электронной форме. Напомним, что с 1 января 2018 года облагаются НДС электронные услуги, предоставляемые на территории Республики Беларусь. Постановка на учет иностранных организаций будет осуществляться в электронной форме без использования электронной подписи. При этом НДС по электронным услугам должен исчисляться ежеквартально без нарастающего итога с начала года. Перечень иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме на территории Беларуси, будет размещаться на официальном сайте Министерства по налогам и сборам.

С 1 января 2018 года приведен в соответствие порядок налогового и бухгалтерского учета при определении выручки для исчисления НДС в случаях, когда валюта обязательства и платежа отличаются. Так, не будут облагаться НДС курсовые и суммовые разницы, возникающие в связи с изменение курса валют, в случаях, когда момент фактической реализации предшествовал дате определения величины обязательства.

Местом исчисления налога на недвижимость по объектам, расположенным в нескольких административно-территориальных единицах будет считаться организация, на бухгалтерском учете которой находится объект недвижимости. При этом налог на недвижимость будет исчисляться по ставке и с повышающим коэффициентам той местности, в которой расположена данная организация.

Также к существенным изменениям следует отнести и рост на 20% сумм валовой выручки, при которой возможно применение упрощенной системы налогообложения. Так, в 2018 году для индивидуальных предпринимателей порог валовой выручки увеличен до 202 700 рублей, а для организаций до 1 851 100 рублей. Отрадно, что государство понимает важность данной системы налогообложения для белорусского малого бизнеса и то, что без полноценного развития малого бизнеса в Беларуси не возможно эффективное формирование государственного бюджета.

Важной новацией является возможность создания первичного учетного документа, подтверждающего совершение хозяйственной операции, единолично в случаях, установленных Министерством финансов Республики Беларусь. Очевидно, контролирующие органы постепенно начинают упрощать подходы к ведению налогового учета, что свидетельствует о реальной либерализации в Беларуси.

Технические изменения

К техническим изменениям следует отнести индексацию налоговых ставок по акцизам, земельному и экологическому налогу, единому налогу с индивидуальных предпринимателей, фиксированному подоходному налогу. Все новые налоговые ставки за исключением акцизов вступают в силу с 1 января 2018 года. Новые ставки по акцизам вступают в силу с 1 февраля 2018 года.

Также к техническим изменениям следует отнести индексацию налоговых вычетов по подоходному налогу. Так, с 1 января 2018 года стандартный налоговый вычет составляет 102 рубля в случае если заработная плата не превышает 602 рубля, а стандартный налоговый вычет на ребенка или иждивенца – 30 рублей.

К техническим изменениям следует отнести и уточнения в порядке предоставления электронных счетов-фактур по НДС (ЭСЧФ). Так, теперь не являются обязательными ЭСЧФ с случаях, когда освобождаются от обложения НДС обороты по импорту товаров, безвозмездной передаче товаров и производству продукции растеневодства и животноводства. До 20 числа месяца, следующего за отчетным, продлены сроки предоставления ЭСЧФ по ввозу товаров и приобретению товаров у иностранных организаций, не состоящих на учете в Республике Беларусь.

Также технической новацией является и продление на 2018 год действовавшей ранее нулевой ставки по НДС на работы (услуги) по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах. Напомним, что данный порядок действует с 1 января 2015 года.

К отрицательным техническим новациям следует отнести продление на 2018 год государственного эксперимента по 60 дневной отсрочке принятия к вычету НДС по товарам, импортируемым из-за пределов Евразийского экономического союза. Очевидно, что государство не хочется отказываться от возможности попользоваться в течение 60 дней деньгами предприятий-импортеров и поэтому данную неоднозначную норму налогового законодательства решили сохранить.

Обобщая в целом анализ новаций налогового законодательства 2018 года следует отметить их общий положительный экономический эффект для бизнеса. Во-первых, количество изменений по сравнению с прошлыми годами существенно сократилось, а значит, бухгалтерам и экономистам потребуется меньше времени на их изучения. Во-вторых, большинство налоговых изменений направлены действительно на упрощение или уточнение порядка исчисления порядка исчисления и уплаты налогов.

Ложкой дегтя в этой бочке налоговой либерализации стал лишь момент принятия документа. Жаль, что наши чиновники не научились подготавливать нормативные документы в срок, и в очередной раз налоговые изменения у нас вступают в силу задним числом.

Тэги:

, , , , ,

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 3 июня

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в апреле продолжила снижение

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в апреле 2024 года выросли на 0,4% после роста в марте 2024 года на 0,5% . Годовая инфляция (апрель 2024г./апрель 2023г.) составила 5,6% и не изменилась по сравнению с мартом ( такой же была и в феврале). С начала года ( к декабрю

Доллар подорожал на торгах на БВФБ 30 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,