• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Либерализация экономического законодательства, проводившаяся в Беларуси в 2017 году, затронула наконец-то и налоговую сферу. Впервые с 2009 года, с момента принятия особой части Налогового кодекса Республики Беларусь, основные годовые налоговые изменения утверждаются не Законом, а Указом президента Беларуси от 25 января 2018 года № 29 «О налогообложении». Но повлияло ли изменение формы нормативного документа на суть налоговых изменений?

Сразу же отметим, что количество налоговых изменений по сравнение с прошлыми годами сократилось на порядок. Если в прошлых периодах ежегодные налоговые изменения составляли около 100 страниц текстового  документа, то налоговые новации 2018 года уместились в 45 страниц Указа № 29.

Фактически можно говорить о количественной либерализации налогового законодательства, так как бухгалтерам и экономистам необходимо будет меньше времени тратить на изучения налоговых новаций. Что касается качества налоговых изменений 2018 года, то все новации можно условно разделить на 2 категории: существенные и технические.

Существенные изменения налогового законодательства меняют экономическую суть подходов к исчислению и уплате налогов. В свою очередь технические изменения либо продляют действие ранее установленного порядка налогообложения, или связаны с количественным изменением налоговых ставок, налоговых вычетов и так далее и не меняют экономической сути исчисления и уплаты налогов.

Существенные изменения

В свою очередь все существенные изменения условно можно подразделить на изменения порядка уплаты налогов и порядка начисления налогов. К первой группе относятся изменения, связанные с правом уплаты налогов третьими лицами. Напомним, что ранее действовал принцип, по которому все налоговые обязательства исполняются непосредственно предприятием. Сейчас же налоговые обязательства могут уплачиваться за предприятие должника перед бюджетом и третьими лицами.

Изменение подходов связано со сложностями в формировании бюджета и значительной суммой задолженности по платежам в бюджет. Очевидно, что данное нововведение расширяет возможности контролирующих органов по взысканию задолженности перед бюджетом с собственников, аффилированных лиц и иных физических лиц и предприятий, юридически связанных с предприятием-должником.

Также к нововведениям в порядке уплаты налогов следует отнести обязанность налоговых органов с 1 февраля 2018 года информировать электронным письмом дебиторов плательщика о взыскании с них задолженности плательщика перед бюджетом. Письмо будет направляться в личный кабинет дебитора. В случае выявления недостоверной информации о задолженности дебитора ранее взысканная сумма должна быть возвращена дебитору из бюджета.

К изменениям, связанным с порядком начисления налогов, следует отнести льготы по порядку налогообложения операций, связанных с инвентаризацией и регистрацией капитальных строений и земельных участков. Так, в 2018 году освобождаются от НДС работы по технической инвентаризации ранее не зарегистрированных зданий и строений, а также землеустроительные работы, связанные с этими капитальными строениями. Также освобождаются от государственной пошлины право удостоверяющие документы на землю, на которых расположены ранее не зарегистрированные капитальные строения. Очевидно, что государство пытается простимулировать вовлечение в хозяйственный оборот незарегистрированного имущества государственных предприятий банкротов.

Уточнен и порядок уплаты налогов иностранными организациями, оказывающими услуги на территории Республики Беларусь в электронной форме. Напомним, что с 1 января 2018 года облагаются НДС электронные услуги, предоставляемые на территории Республики Беларусь. Постановка на учет иностранных организаций будет осуществляться в электронной форме без использования электронной подписи. При этом НДС по электронным услугам должен исчисляться ежеквартально без нарастающего итога с начала года. Перечень иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме на территории Беларуси, будет размещаться на официальном сайте Министерства по налогам и сборам.

С 1 января 2018 года приведен в соответствие порядок налогового и бухгалтерского учета при определении выручки для исчисления НДС в случаях, когда валюта обязательства и платежа отличаются. Так, не будут облагаться НДС курсовые и суммовые разницы, возникающие в связи с изменение курса валют, в случаях, когда момент фактической реализации предшествовал дате определения величины обязательства.

Местом исчисления налога на недвижимость по объектам, расположенным в нескольких административно-территориальных единицах будет считаться организация, на бухгалтерском учете которой находится объект недвижимости. При этом налог на недвижимость будет исчисляться по ставке и с повышающим коэффициентам той местности, в которой расположена данная организация.

Также к существенным изменениям следует отнести и рост на 20% сумм валовой выручки, при которой возможно применение упрощенной системы налогообложения. Так, в 2018 году для индивидуальных предпринимателей порог валовой выручки увеличен до 202 700 рублей, а для организаций до 1 851 100 рублей. Отрадно, что государство понимает важность данной системы налогообложения для белорусского малого бизнеса и то, что без полноценного развития малого бизнеса в Беларуси не возможно эффективное формирование государственного бюджета.

Важной новацией является возможность создания первичного учетного документа, подтверждающего совершение хозяйственной операции, единолично в случаях, установленных Министерством финансов Республики Беларусь. Очевидно, контролирующие органы постепенно начинают упрощать подходы к ведению налогового учета, что свидетельствует о реальной либерализации в Беларуси.

Технические изменения

К техническим изменениям следует отнести индексацию налоговых ставок по акцизам, земельному и экологическому налогу, единому налогу с индивидуальных предпринимателей, фиксированному подоходному налогу. Все новые налоговые ставки за исключением акцизов вступают в силу с 1 января 2018 года. Новые ставки по акцизам вступают в силу с 1 февраля 2018 года.

Также к техническим изменениям следует отнести индексацию налоговых вычетов по подоходному налогу. Так, с 1 января 2018 года стандартный налоговый вычет составляет 102 рубля в случае если заработная плата не превышает 602 рубля, а стандартный налоговый вычет на ребенка или иждивенца – 30 рублей.

К техническим изменениям следует отнести и уточнения в порядке предоставления электронных счетов-фактур по НДС (ЭСЧФ). Так, теперь не являются обязательными ЭСЧФ с случаях, когда освобождаются от обложения НДС обороты по импорту товаров, безвозмездной передаче товаров и производству продукции растеневодства и животноводства. До 20 числа месяца, следующего за отчетным, продлены сроки предоставления ЭСЧФ по ввозу товаров и приобретению товаров у иностранных организаций, не состоящих на учете в Республике Беларусь.

Также технической новацией является и продление на 2018 год действовавшей ранее нулевой ставки по НДС на работы (услуги) по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах. Напомним, что данный порядок действует с 1 января 2015 года.

К отрицательным техническим новациям следует отнести продление на 2018 год государственного эксперимента по 60 дневной отсрочке принятия к вычету НДС по товарам, импортируемым из-за пределов Евразийского экономического союза. Очевидно, что государство не хочется отказываться от возможности попользоваться в течение 60 дней деньгами предприятий-импортеров и поэтому данную неоднозначную норму налогового законодательства решили сохранить.

Обобщая в целом анализ новаций налогового законодательства 2018 года следует отметить их общий положительный экономический эффект для бизнеса. Во-первых, количество изменений по сравнению с прошлыми годами существенно сократилось, а значит, бухгалтерам и экономистам потребуется меньше времени на их изучения. Во-вторых, большинство налоговых изменений направлены действительно на упрощение или уточнение порядка исчисления порядка исчисления и уплаты налогов.

Ложкой дегтя в этой бочке налоговой либерализации стал лишь момент принятия документа. Жаль, что наши чиновники не научились подготавливать нормативные документы в срок, и в очередной раз налоговые изменения у нас вступают в силу задним числом.

Тэги:

, , , , ,

БелАЭС снизит не цены на электричество, а курс белорусского рубля

Государственный долг Беларуси в 2020 году вырастет примерно на 11 млрд. рублей по сравнению с текущем значением и достигнет 54,4 млрд. рублей, так как будет учтен российский кредит на строительство БелАЭС. Расходы на обслуживание этого кредита, если правительство не примет специальные меры, приведут к росту спроса на валюту и ослаблению белорусского рубля. В соответствие с

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Сравнительный тест шин: «еврозима» против всесезонки

Зимние шины делятся не только на фрикционные и шипованные. Среди первых, то есть шин без шипов, выделяют две группы. Это шины, предназначенные для мягкой зимы европейского типа, а также шины для суровой зимы скандинавского типа. Важная разница между этими двумя типами шин состоит в том, что «европейки» предназначены для эксплуатации по относительно чистым асфальтовым дорогам

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает

Военно-политическая ситуация: Коридорные страхи

Западные СМИ вновь обеспокоены судьбой Сувалкского коридора — небольшого участка земли между Польшей и Литвой, захватом которого Россия в случае начала войны может отсечь Балтию от остальных стран НАТО. Однако информационная компания может стать одним из факторов обострения военно-политической ситуации в нашем регионе. На днях американское издание The Daily Beast опубликовало статью из которой следует,