25.05.2017, 9:46
Белорусская продовольственная альтернатива – Китай?
В целом на экспорт из Беларуси поставляется около 58% от всего объема производства молочной продукции.
Продовольственные «войны» с Россией вынуждают белорусских сельхозпроизводителей все активнее искать альтернативные рынков сбыта своей продукции. В качестве одного из таких рынков правительственные чиновники все чаще называют Китай. Оправданы ли эти надежды?
Следует отметить, что за первый квартал 2017 года белорусские предприятия поставили в Китай продуктов на сумму около 4,2 млн. долларов — в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2016 года.
Александр Лукашенко во время встречи в Минске с губернатором Ростовской области РФ Василием Голубевым 11 мая в очередной раз заявил о необоснованных претензиях российской стороны к качеству белорусских продуктов. «Когда нас сегодня упрекают, что у нас продукты питания не те, это уж слишком. Беларусь — единственная республика, которая сохранила ГОСТы, мы их ужесточили. Они жестче, чем в Евросоюзе», — сказал Лукашенко.
И далее подчеркнул, что если белорусская продукция не нужна на российском рынке, то Беларусь переориентирует экспортные потоки, — например, произведет сухое молоко и поставит его в Китай, страны Латинской Америки и Африки.
Сертификатами по поставку молока в Китай воспользовались немногие
Что касается производства молока, то уместно будет заметить следующее: в прошлом году все страны ЕАЭС произвели 45,4 млн. тонн молока, при этом около 70% этого объема — молоко российского производства. При этом сама Россия закрывает свои потребности в молоке лишь на 82%. В Армении и Казахстане свое производство закрывает потребности в молоке на 90%. А вот в Беларуси производство молока превышает внутренний спрос в 2,5 раза. Этим и объясняется стремление белорусских производителей нарастить экспорт.
В целом на экспорт из Беларуси поставляется около 58% от всего объема производства молочной продукции. В прошлом году белорусские сельхозпроизводители поставили на экспорт 4,135 млн. тонн молочной продукции (на 0,3% больше, чем в 2015 году) на сумму 1,822 млрд. долларов (на 4,5% больше, чем в 2015 году.
При этом китайская доля в общем объеме экспорта занимает мизерную долю – всего белорусской молочной продукции в Китай в прошлом году было поставлено на 1 млн. долларов.
Между тем, 34 молокоперерабатывающих белорусских предприятия в 2016 году получили сертификаты на поставку молочной продукции в Китай. Правда, воспользоваться такой возможностью удалось пока немногим – молочную продукцию в Китай в прошлом году поставляли всего 3 белорусских предприятия.
Китайская доля в общем объеме экспорта занимает мизерную долю – всего белорусской молочной продукции в Китай в прошлом году было поставлено на 1 млн. долларов.
В 2017 году поставки немного активизировались: по итогам января-февраля объем поставок составил около 600 тыс. долларов. Правительство пытается подстегнуть этот процесс — поставлена задачу обеспечить объем экспорта молочной продукции в Китай на сумму не менее 10 млн. долларов в год.
На днях посол Беларуси в Китае Кирилл Рудый сообщил о том, что ряд белорусских предприятий заключили контрактов с китайскими компаниями на поставку молочных продуктов общей суммой более 13 млн. долларов. Относительно общего товарооборота сумма небольшая, признал посол, как было сказано, «это наши первые большие поставки, которые растут, и за последние месяцы — в несколько раз».
К. Рудый отметил, что для белорусских поставщиков продовольствия в Китай сейчас складываются благоприятные возможности, — китайский рынок сам по себе меняется, богатеет, растет, и китайские потребители все больше начинают ориентироваться на импортные товары.
На очереди – экспорт белорусской говядины
Беларусь – крупнейший экспортер говядины на постсоветском пространстве. Страна поставляет более 135 тыс. тонн говядины в год и занимает 7 строчку в мировом рейтинге экспортеров охлажденного мяса говядины. В 2016 году белорусская говядина поставлялась на рынки 10 стран. Китая в этом перечне пока нет. Однако белорусская сторона рассчитывает в скором времени начать поставки говядины в Китай. Специалисты при этом обращают внимание, что цена на мясо говядины на китайском рынке достаточно высокая.
В октябре 2016 года представители Главного государственного управления по контролю качества, инспекции и карантину Китая провели аудит четырех белорусских перерабатывающих предприятий — ОАО «Брестский мясокомбинат», «Гродненский мясокомбинат», «Могилевский мясокомбинат» и компании «Велес-Мит» (Молодечненский район Минской области). По итогам проверки белорусские специалисты постарались поскорее привести некоторые технологические процессы, а также ветеринарную документацию в соответствие с китайскими требованиями.
Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Александр Субботин на конференции «Бизнес с Китаем: инструкция экспортера» 16 мая отметил, что сертификация 21 белорусского мясоперерабатывающего предприятия близка к завершению. По его словам, китайская ветеринарная инспекция высоко оценила качество работы отечественной ветеринарной службы, работу предприятий. «Они получили самую высокую оценку, и в результате инспекции и последующих переговоров появился протокол о возможности поставок говядины (замороженной, охлажденной, продукции из говядины, полуфабрикатов и т. д.) в КНР», — сказал А. Субботин.
Соглашение, разрешающее поставки белорусской говядины на китайский рынок, было парафировано 15 мая в рамках визита белорусской делегации в Китай.
«После завершения некоторых формальностей оно будет подписано в ходе официального визита главы китайского ветеринарного ведомства в Минск 7-12 июля 2017 года», — сообщил начальник главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексей Богданов.
По его словам, с открытием китайского рынка белорусская сторона сможет заметно диверсифицировать экспорт. «Конечно, предстоит много работы по выстраиванию торговых цепочек с китайскими партнерами, но в ближайший год мы планируем выйти на поставки мяса говядины в объеме порядка 20 тысяч тонн», — сказал А. Богданов.
В Минсельхозпроде рассчитывают, что вслед за поставками говядины получат сертификаты также ряд белорусских птицефабрик и начнут поставки мяса птицы в Китай. Помимо этого, рассматривается возможность поставок в Китай также белорусской речной рыбы (карп, судак).
Российский рынок: приоритет надолго
Белорусские молочные продукты сейчас экспортируются в основном в страны ЕАЭС. Всего на рынки стран евразийского союза в 2016 году было поставлено 98,4% (на 0,5% меньше, чем в 2015 году) от общего объема экспортной продукции. При этом доминирующим экспортным рынком для белорусской молочной продукции остается российский рынок — на этот рынок было поставлено 96,3% всего объема белорусской «молочки».
Экспорт белорусской молочной продукции в 2016 году: |
||||||||
Россия | Казахстан | Армения | Кыргызстан | Страны Азии |
Страны ЕС |
Страны Америки |
Страны Африки |
Прочие страны |
96,3 | 2,1 | 0,03 | 0,02 | 0,2 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 1,4 |
Однако уже через 3-4 года ситуация может принципиально изменится. По оценкам профильного белорусского министерства, к 2020 году Беларусь вряд ли сможет продать в России аналогичный объем продукции. Следует ожидать, что к этому времени конкуренция на соседнем молочном рынке обострится, поскольку в России прогнозируется рост производства молока примерно на 25%. Это обстоятельство также вынуждает белорусских сельхозпроизводителей искать новые перспективные рынки сбыта.
Отметим, что в первом квартале 2017 года белорусские производители увеличили экспорт молока и молочных продуктов на 42,4% — до 525,1 млн. долларов. Основным рынком сбыта белорусской «молочки» по-прежнему остается Россия — экспорт эту страну составил 491,6 млн. долларов. Правда, российские поставки растут медленнее — плюс 38,4% за квартал.
В числе стран, куда Беларусь экспортировала «молочки» более чем на 1 млн. долларов в январе-марте, — Грузия (2 млн.долларов), Китай, и Турция.
СПРАВКА БЕЛРЫНКА
В исследовании Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) отмечается, что почти 90% суммарного объема внутрисоюзного экспорта в ЕАЭС приходится на Россию (62,4%) и Беларусь (26,5%). При этом в 2016 году доля внутрисоюзной торговли в общем объеме экспорта ЕАЭС увеличилась до 12,1% с 10,9% в 2015 году. В денежном выражении объем внутрисоюзного экспорта снизился до 42,5 млрд. долларов с 45,6 млрд. долларов.
В товарной структуре взаимной торговли преобладают минеральные продукты (27,1%), как и в структуре экспорта из ЕАЭС в третьи страны.
Минеральные продукты являются основой экспорта государств — членов ЕАЭС как внутри союза, так и за его пределы. В то же время стоимостной объем внутрисоюзного экспорта этой группы товаров в 2016 году по сравнению с 2015 г сократился на 24%, что привело к заметному снижению доли этой группы товаров в общем объеме внутрисоюзного экспорта (на 6,2 п.п.). Значимую долю в товарной структуре внутрисоюзной торговли ЕАЭС имеют также машины и оборудование (17,5%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (16,1%), продукция химической промышленности (12,4%), а также металлы и изделия из них (11,3%).
Относительно объема внешней торговли ЕАЭС в географическом разрезе, лидирует Китай – на него приходится 15,4%, или 78,6 млрд. долларов. Доля Германии составляет 8,8%, или 45,1 млрд. долларов, Нидерландов – 7,3% или 37 млрд. долларов, Италии 5,7%, или 28,9 млрд. долларов. США – 4,5%, или 23,1 млрд. долларов.
В целом объем экспорта из ЕАЭС в третьи страны снизился в 2016 году на 17,5% до 308,4 млрд. долларов. По итогам 2016 году 56,9% стоимостного объема экспорта ЕАЭС обеспечивали несырьевые товары и 43,1% — сырьевые. «Существенная доля энергоресурсов в структуре торговли государств — членов ЕАЭС (22,8% во взаимной торговле и 58,9% при экспорте в третьи страны) обусловила ключевое влияние динамики мировой цены на нефть на снижение стоимостных показателей в 2016 году», — отмечают эксперты ЦИИ ЕАБР.
Основным рынком сбыта белорусской «молочки» по-прежнему остается Россия — экспорт эту страну составил 491,6 млн. долларов.