8.02.2017, 8:58
Почему в Беларуси не работает концессия?
Белорусское руководство еще 10 лет назад созрело для передачи в концессию инвесторам ряда месторождений полезных ископаемых. Однако несмотря на большое желание притянуть в освоение недр частные деньги, концессионные соглашения в Беларуси так и не заработали.
«При таких сумасшедших ценах выгодно даже лопатой копать»
Практически все месторождения полезных ископаемых в Беларуси были открыты еще в советское время. Однако к разработке многих месторождений в то время так и не приступили – и не только потому, что не было денег, — скорее, в этом не было необходимости.
Лет 10 назад, когда цены на энергоресурсы стремительно поползли вверх, белорусское руководство всерьез озаботилось необходимостью разработки собственных месторождений полезных ископаемых. «В мире идет постоянный рост цен на продовольствие, дорожают газ, калийные удобрения, апатиты, а мы все решаем: добывать нам наши ресурсы или нет, есть ли у нас технологии для их переработки. При таких сумасшедших ценах выгодно даже лопатой копать», – сокрушался в свое время вице-премьер Беларуси Иван Бамбиза.
Однако одно дело – осознать проблему и заявить о желании поскорее приступить к освоению месторождений, а другое дело – реализовать такие проекты. В одиночку, без денег и, имея современных технологий, сделать это невозможно.
Понимая это, белорусским чиновникам удалось достаточно быстро создать необходимую законодательную базы для того, чтобы в стране стартовал институт концессии.
В Беларуси закон «О концессиях» вступил в силу с 1 января 2014 года. Вслед за этим достаточно оперативно своим указом №372 от 24 июля 2014 года А. Лукашенко утвердил положение о порядке формирования объектов, имеющих стратегически важное значение для Беларуси, предлагаемых для передачи в концессию.
Согласно этому документу, под такими объектами понимаются объекты концессии, обеспечивающие военную безопасность Беларуси, защиту и реализацию национальных интересов страны в экономической, научно-технической, социальной, информационной и иных сферах, имеющих важное государственное значение. При этом, как сказано в указе, действие положения не распространяется на участки недр, водные объекты, леса (участки лесного фонда), земельные участки.
Первые концессионные объекты
Первый перечень концессионных объектов в Беларуси был утвержден указом №44, который А. Лукашенко подписал 28 января 2008 года. Он включал 4 объекта: месторождения гипса «Бриневское» (Гомельская область), железных руд «Околовское» (Минская обл.) и «Новоселковское» (Гродненская область), а также месторождение бентонитовых глин «Острожанское» (Гомельская область).
Чуть позже в развитие указа правительство приняло постановление №806. В нем содержались предложения для иностранных инвесторов по освоению белорусских месторождений на условиях концессии. В частности, месторождение гипса «Бриневское» предлагалось предоставить концессионеру на 27 месяцев — для разведки и на 20 лет — для добычи. При этом условием этого договора концессии была передача государству 30% готовой продукции.
Месторождение «Острожанское» с промышленными запасами бентонитовых глин передавалось в концессию на 20 лет с условием строительства горнодобывающего предприятия и начала добычи не позднее 2 лет со дня заключения концессионного договора. При этом государство претендовало получить не менее 30% годовой продукции.
Месторождение «Околовское» планировали передать в концессию на 20 лет, годовой объем добычи должен составить не менее 4 млн. тонн. Разработка месторождения должна была начаться не позднее 5 лет после заключения концессионного договора. Месторождение железных руд «Новоселковское» государство было также готово передать на 20 лет с предварительным 2-летним сроком на доразведку.
В то время «Околовское» и «Новоселковское» месторождения хотели передать одному концессионеру. От него требовалось построить 2 горнодобывающих предприятия, горно-обогатительную фабрику и цех по производству металлизированных окатышей. По обоим месторождениям государство претендовало на 15% готовой продукции с оговоркой, что Беларусь будет иметь право на первоочередное приобретение у концессионера остальной готовой продукции.
По всем 4 месторождениям концессионеров собирались выбрать на конкурсной основе с участием национальных и иностранных инвесторов. И в то время интерес к этим проектам был. Более того, были подготовлены даже договоры о передаче прав на освоение Добрушского месторождения мела МГК «ИТЕРА» и Хотиславского месторождения мела белорусской компании «Трайпл». Предполагалось, что осваивать Добрушское месторождение мела и строить на его базе цементный завод будет компания ИТЕРА вместе с российской компанией «Базовый элемент». «ИТЕРА-Инвест-Строй» и «БазэлЦемент» даже подписали соглашение о сотрудничестве.
В разработку Добрушского месторождения мела с последующим строительством цементного завода мощностью до 2 млн. тонн «Итера-Инвест-Строй» на первом этапе собиралась вложить около 1 млн. долларов – сначала в доразведку месторождения и разработку проекта, на основании которого планировала принять окончательное решение по строительству завода и необходимой транспортной инфраструктуры.
Австралийская компания «Минералоджи» в то время собиралась принять участие по освоению Околовского и Новоселковского месторождений железных руд. (суммарно запасы двух месторождений оцениваются в 1,5 млрд. тонн руды). Однако ни один из этих проектов реализовать не получилось.
В концессию готовы передавать объекты либо сложные, либо не очень важные
Несмотря на первый неуспешный опыт, Беларусь, тем не менее, в 2015 году сделала первый шаг по привлечению инвесторов к поиску углеводородов на территории страны — еще на стадии геолого-разведочных работ. В 2015 году Минприроды Беларуси предложило инвесторам два участка в Гомельской области (Познякевичская и Акуличская площадки) для поиска и, в случае выявления на них месторождений нефти, — их разработки.
Белорусская сторона в этой ситуации возлагала большие надежды на концессию, не стал скрывать начальник управления по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Сергей Мамчик на пресс-конференции 1 февраля. При этом он пояснил, почему белорусская сторона выразила готовность передать эти участки в концессию. «Они находятся на территориях, не очень удобных для «Белоруснефти», а также требуют дополнительного вложения средств», — сказал С. Мамчик.
Однако после объявления концессионных конкурсов инвесторы белорусскими проектами не заинтересовались. Почему? «К сожалению, мы решили передать эти участки в концессию в не очень удобное время – произошло падение мировых цен на нефть. Поэтому, скорее всего, инвесторы по этой причине и не пришли», — отметил С. Мамчик.
Тем не менее, Минприроды не оставляет попыток привлечь инвесторов в эти проекты. Теперь министерство направило конкретные предложения по участию в конкурсе зарубежным компаниям, — возможно у них появятся дополнительные условия, чтобы белорусская сторона мола объявить повторный конкурс. «Думаю, после проведения переговоров в ближайшие 1-1,5 месяца мы придем к тому, чтобы объявить повторный конкурс с учетом новых условий и результатов переговоров с инвесторами», — рассказал представитель Минприроды.
Он также сообщил, что белорусская сторона намерена передать в концессию месторождение с запасами драгоценных металлов, среди которых обнаружена платина. «Объект интересный, там выявлена хорошая промышленная концентрация драгоценных металлов, в том числе платины», — отметил С, Мамчик. По его словам, для проведения геологоразведочных работ на этом месторождении решено привлечь частные компании, «так как для страны это — не основное направление деятельности по развитию минерально-сырьевой базы».
Кроме того, с помощью частных инвесторов в Беларуси планируют приступить к выявлению алмазов. Хотя пока алмазоносные породы в стране не обнаружены, у геологов есть основания предполагать, что такие породы в белорусских недрах есть, заметил С. Мамчик. По его словам, вкладывать большие бюджетные деньги в это направление не планируется, однако работы могут быть активизированы, если к ним удастся привлечь частного инвестора. Если это случится, то Минприроды рассмотрит возможность предоставления инвесторам участков для изучения добычи алмазов.
В то же время специалист министерства подчеркнул, что разработкой большинства месторождений полезных ископаемых Беларусь занимается самостоятельно. «В концессию мы передаем, как правило, те объекты, которые сегодня или достаточно сложные для реализации, либо у нас нет серьезной потребности в разработке данных месторождений», — отметил С. Мамчик. В качестве примера он привел месторождения по разработке железных руд. Как было сказано, «мы готовы передать в концессию эти месторождения с такой точки зрения: найдется инвестор, — хорошо, нет — будем решать потребности в данном сырье за счет импорта».
СПРАВКА БЕЛРЫНКА
Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — уступка государством на определенный срок своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям на определенных условиях.
Оформляется в виде концессионного соглашения, сторонами которого являются концедент (государство, от имени и по поручению которого действует определенное ведомство или государственная компания) и концессионер (юридическое лицо, получающее от концедента соответствующие активы, права на ведение хозяйственной деятельности).
Представляет специфическую разновидность долговременной (на срок до 99 лет) крупномасштабной аренды, объектом которой служит не только имущество, но и право осуществления деятельности в области коммунальных услуг, водо- и энергоснабжения, перевозок и др.
Концессионный договор — письменное соглашение, в силу которого одна сторона (концедент) обязуется предоставить другой стороне (концессионеру) на возмездной или безвозмездной основе на определенный срок право владения и пользования объектом концессии или право на осуществление вида деятельности.
Концессионный договор может заключаться на срок до 99 лет. По истечении срока договора добросовестный концессионер пользуется преимущественным правом на его перезаключение. При этом президентом или по его поручению правительством может быть принято при наличии заявки концессионера решение о продлении действия договора на тот же срок без проведения конкурса или аукциона.
Как свидетельствует мировая практика, список потенциальных объектов концессионных отношений может быть достаточно широк. В него входят в том числе месторождения полезных ископаемых, автодороги, аэропорт, лечебные учреждения, даже памятники архитектуры. В 2014 году Министерство транспорта Беларуси выступило с инициативой передать в концессию несколько автодорог, в том числе М3 Минск – Витебск. Концессионеру предлагалось провести реконструкцию автотрассы и в последующем ее эксплуатировать в течение 20 лет, взимая за это соответствующую плату и тем самым возвращая затраты. Но реализовать инициативу не удалось.