12 января сего года правительство Беларуси утвердило комплекс мер по реализации Программы социально-экономического развития страны на 2016-2020 годы, то есть на текущую пятилетку, хотя она началась год назад. И возникает такое ощущение, что народное хозяйство развивалось не совсем на программной основе.

Определенные меры правительство к экономике применяло, но отсутствовала комплексность в подходах. Но принятая программа, как подчеркивается в прессе, учитывает результаты, уже достигнутые в 2016 году.

Из прогнозируемых  к росту важнейших социально-экономического показателей развития страны не выполнены следующие: ВВП фактически составило 97,4% от прошлого года,  повышения производительности труда по ВВП ( здесь и далее-данные за 11 месяцев 2016 года к аналогичному периоду 2015 года) – 99%,  повышение реальных располагаемых денежных доходов населения – 92,7%,  наращивание экспорта – 88,6%. Снизился и объем прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги).

ПАДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЛОСЬ

Таким образом, в первый год пятилетки экономика продолжила падение, что еще больше ухудшило шансы правительства на вывод ее на уровень роста. Как говорится, задача становится более ответственной и почетной. В случае успеха.

Комплексом мер охвачены 380 направлений развития, для которых указаны сроки реализации, ответственные исполнители и формы реализации. Получается комплексный план, чем-то напоминающий комплексный обед в заводской столовке. То есть сбалансированным по калорийности, рецептуре, калькуляции, цене, качеству, сроку производства и подаче к столу. Лучше может быть, но не хуже, котлета  должна быть с мясом, борщ со сметаной, десерт можно выставить заранее, а первые блюда непосредственно перед обедом.

В прежние плановые времена существовала такая идеологическая мода – исполнители всегда спешили обогнать время и сделать больше, чем запланировано. В результате хлеба производилось больше запланированного, мяса – меньше, и в фарше хлеб стал вытеснять мясо. Супы  готовились ко вчерашнему ужину и теряли свои качества к сегодняшнему обеду.

Примерно так выглядел и производственный процесс во всем народном хозяйстве. Специалисты отмечали, что каждому предприятию сверху доводились не только стоимостные объемы, но и показатели производства в натуре – в тоннах, штуках, метрах и т.д. Степень детализации была очень высокой. Госплан утверждал 2 тыс. укрупненных наименований, Госснаб разбивал эти укрупненные позиции на 15 тысяч, министерства – на 50 тысяч, на стадии прикрепления потребителей к поставщикам каждая номенклатурная позиция дробилась еще на 10-15 наименований.

Но даже такая высокая детализация планируемых показателей не учитывала реальных потребностей производителей и потребителей, поэтому номенклатура производимых изделий с каждым годом увеличивалась и достигла в 80-годы 25 миллионов наименований. Предприятия должны были выпускать «свою номенклатуру», но и одновременно обеспечивать стоимостные показатели – увеличивать «вал». Например, предприятия не могло производить рельсы вместо предписанных гвоздей, но оно могло выпускать одни гвозди вместо других.

ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ

Но речь не столько о чрезмерной детализации планов, которые затрудняют их расчеты,  препятствует их выполнению. Даже сталинские пятилетки, сбалансированные по ресурсам и ожидаемым результатам, оказались фактически не выполненными. Из 16 важнейших видов промышленной продукции,  установленных первым пятилетним планом (1928 – 1932 гг.) в натуре, были выполнены только 2. По 5 видам продукции (нефть, чугун, минеральные удобрения, шерстяные ткани, сахар) показатели были достигнуты только в 50-е годы. Хотя еще в январе 1933 года Сталин заявлял, что пятилетка выполнена.

В СССР плохо получалось и с долгосрочным планированием. Настоящим бичом экономики стала рассогласованность исполняемых крупных народнохозяйственных программ. Самым характерным примером стало строительство БАМа. Только после завершения «стройки века» страна узнала, что БАМ не приносит никакой пользы, поскольку загруженность БАМа оказалась в 50 раз ниже загруженности любой другой советской железной дороги.

По опубликованным в 1985 году данным, в СССР на единицу национального дохода затрачивалось в 4,5 раза больше топливно-энергетических ресурсов, чем в США, в 6-8 раз больше, чем в Японии. Кроме колоссальных энергопотерь, в отходы уходило огромное количество сырья и материалов. Оценивая эффективность использования ресурсов в  экономике, специалисты утверждали, что торговля отходами оказалась бы более выгодной, чем экспорт готовой продукции. 

Действительно, так больше жить нельзя. С этим соглашались все – и либералы, и большинство «андроповцев», ратующих за ужесточение дисциплины в стране на социалистических началах. И каждый предлагал свою программу. В 1990 году Верховный Совет БССР принял программу перехода к рынку в общем и целом – весьма радикальную. В частности, основными условиями достижения цели были определены:

— гарантии свободы предпринимательства и реализации права собственности, признание законным существование капитала и применение наемного труда;

— свобода экономического выбора для всех граждан, которые имеют равные возможности для самореализации в качестве предпринимателя, наемного работника, собственника, государственного служащего и т. д.;

— использование свободного ценообразования как основного регулятора рыночной системы в целях всего общества;

— максимальная открытость внешним экономическим связям.

Обретение реального государственного суверенитета открывало перед Беларусью принципиально новые возможности в создании оптимальной для себя экономической модели, но реализовать она их не смогла. По разным причинам. На мой взгляд, потому,  что среди всех равных правах граждан на экономический выбор, больше прав получил именно государственный служащий. Он присвоил себе право на экономический выбор и навязал его всем остальным. Сначала он восстановил командно-административную систему, подчинил ей финансовую систему страну, восстановил практику планирования под видом научного прогнозирования и перешел на «ручное управления» в экономике.

НО МЫ ЖИВЕМ

В итоге экономика стала неуправляемой. Экономика повторилась в советском инварианте,  когда ее сравнивали с черепахой,  организм которой с каждым часом хиреет под грузом набирающего рост и вес панциря.

Нет никакого сомнения, что все 380 направлений, запланированных программой на текущую пятилетку, будут максимально детализированы задачами и решениями, порученными и перепорученными для исполнения множеству субстанций и должностным лицам,  которым предстоит, допустим, раскрепощать инициативу исполнителей под их бдительным и заинтересованным руководством. Это напоминает прежнюю попытку организовать в стране социально ориентированный капитализм руками государственных чиновников. Без участия в этом деле капиталистов.

И что получилось? По авторитетному свидетельству директора НИЭИ Александра Червякова, Беларусь по доле высокотехнологичных производств отстает от развитых стран в три раза, по уровню производительности труда – в четыре-пять раз. Это почти повторение ситуации, которая существовала в СССР (и БССР) тридцать лет назад. Какие-то подвижки были,  пропорции принципиально повторились.

Никто не болеет «о бесцельно прожитых годах», себя не винит, но решительно строит новые и дерзкие планы. Ведь низкая технологичность, невысокая производительность труда – это высокая ресурсоемкость экономики и, соответственно, низкая конкурентоспособность. В таких условиях проводить, допустим, импортозамещение можно, только навязывая населению очень дорогой и сомнительный по качеству продукт.

В нынешней программе узких мест гораздо больше, но создается впечатление, она в целом не может удовлетворительно решить принципиальных проблем, которые стоят перед экономикой. И в этой пятилетке, и в последующих.

Тэги:

, , , , , , , ,

Для осуществления некоторых сделок и админпроцедур нужно будет приехать в Беларусь — указ

Александр Лукашенко подписал Указ № 278 «О порядке выдачи документов и совершения действий». Документ направлен «на оптимизацию деятельности дипломатических представительств и консульских учреждений Беларуси», говорится в комментарии к указу. Указом устанавливается перечень сделок и административных процедур, которые могут совершаться только при личном обращении гражданина либо по доверенности, оформленной в Беларуси. То есть теперь для осуществления

Доллар немного подорожал на торгах на БВФБ 6 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар немного подорожал на торгах на БВФБ 5 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,