Основные положения новой редакции закона о занятости населения Беларуси вступают в силу с 24 октября текущего года. Она направлена на развитие и поддержку высокой мотивации безработных к активному поиску работы, усиление ответственности нанимателей и безработных за соблюдение законодательства о занятости населения. Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» подписан президентом страны 18 июля нынешнего года. Как отмечает БЕЛТА, новации касаются всех участников рынка труда — нанимателей, соискателей, службы занятости.

Отдельной статьей нового закона закреплены обязанности безработного. Так, они должны самостоятельно заниматься поиском работы, являться на переговоры с нанимателем по вопросу трудоустройства в течение двух рабочих дней со дня выдачи направления, являться в органы по труду, занятости и социальной защите для получения направления на работу или учебу. Это закрепит взаимоответственность службы занятости, нанимателей и граждан в решении вопросов трудоустройства, а также позволит увязать выполнение обязанностей безработного с его правом на получение социальных выплат (например, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи и др.).

В целях стимулирования к более активному поиску работы усилена ответственность безработных за нарушение законодательства о занятости населения. Вдвое сокращен максимальный период нахождения на учете в качестве безработных — с 36 до 18 календарных месяцев. Уточнены и нюансы повторной регистрации в качестве безработных.

Безработным предоставляется право на получение содействия в приобретении опыта практической работы в соответствии с полученной профессией (специальностью), что позволит повысить их конкурентоспособность и в дальнейшем увеличит шансы на трудоустройство. Такое право на участие в программе «Молодежная практика» будет распространяться и на безработных женщин-матерей, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет.

Для нанимателей установлена обязанность письменно уведомлять органы по труду, занятости и соцзащите о наличии вакансий в течение пяти дней с даты их образования (в действующей редакции — в течение двух недель). Нанимателей также обязали информировать органы по труду, занятости и соцзащите о заполнении вакансий в тот же день. К слову, впервые определено само понятие свободного рабочего места (вакансии). Это предусмотренная штатным расписанием должность (профессия), которая не замещена работником, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора по данной должности (профессии).

В соответствии с новым законом наниматели обязаны информировать службу занятости о предстоящем высвобождении работников не позднее, чем за два месяца (в настоящее время — только в случае массового высвобождения). Реализация этой нормы позволит обеспечить оперативное прогнозирование численности граждан, потенциально нуждающихся в подборе места работы.

Органам государственной службы занятости населения предоставляется право полностью или частично компенсировать затраты нанимателей на обучение работников, находящихся под угрозой увольнения. Эта мера в республике уже использовалась, теперь она закреплена в законе. Данная норма позволит обеспечивать опережающее обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, и их последующее трудоустройство, минуя стадию безработицы.

Кстати, впервые законодательно определены категории работников, находящихся под угрозой увольнения. К ним относятся те сотрудники, которые подлежат увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя; предупреждены о сокращении численности или штата работников; по инициативе нанимателя находятся в вынужденном простое, работают в режиме неполного рабочего времени, в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы.

У нанимателей, привлекающих граждан на оплачиваемые общественные работы, появилась возможность заключать не только срочные трудовые договоры, но и гражданско-правовые. Это значительно упростит процедуру трудоустройства на такие работы, а также снизит материальные и временные затраты кадровых служб нанимателей.

Законом изменены и возрастные критерии, при которых нанимателями полностью возмещаются органам по труду, занятости и соцзащите затраты на переподготовку или повышение квалификации безработных из числа работников, уволенных ими в связи с сокращением численности или штата работников (за исключением занятых на неквалифицированных работах, а также достигших возраста 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин) и не проходивших по последнему месту работы в течение пяти лет перед увольнением переподготовку или повышение квалификации. Ранее предельный возраст составлял 45 лет для женщин и 50 лет для мужчин.

Важной новацией закона о занятости является и то, что с 1 января 2017 года услуги по трудоустройству смогут оказывать только включенные в реестр агентства по трудоустройству (сегодня деятельность таких агентств законодательно не регламентирована и на нее распространяются лишь общие механизмы защиты прав граждан при предоставлении им некачественных услуг, в том числе в сфере трудоустройства). Перечень услуг по содействию в трудоустройстве, предоставляемых агентствами по трудоустройству, порядок формирования и ведения реестра агентств будут определяться правительством.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар подорожал на первых торгах на БВФБ в 2024 году

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в 2023 году в Беларуси оказалась лучше прогноза

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в декабре 2023 года выросли на 0,9% после роста в ноябре на 0,7% . Цены на продовольственные товары в декабре 2023 года выросли на 1,5% к ноябрю 2023 года, цены на непродовольственные товары выросли на 0,1%, тарифы на услуги выросли на 0,9%. Годовая

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,