• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Во вторник белорусский Минфин выложил на своем сайте проект республиканского бюджета на 2017 год со всеми сопутствующими приложениями и даже пояснительной запиской, которая всегда считалась «ценным документом» для журналистов и экспертов, так как в нем содержались основные параметры, закладываемые в бюджет. В этом году в него заложили «пессимистичный» сценарий, что позволило даже окрестить бюджет-2017 реалистичным.

Основная же причина очередного приступа прозрачности и экономического «реализма» властей очевидна – в стране с понедельника работает миссия МВФ. А от фонда мы ждем очень нужный нам кредит. Ждем давно и пока безрезультатно.

Поэтому присутствием МВФ, скорее всего, объясняются и резкие заявления, сделанные Лукашенко 20 сентября о взаимоотношениях с Россией: это уже через край, мы оптимизируем наши отношения, на нас нельзя давить и т. д. Впрочем, это лишь молодым политикам и экономистам со стороны может почудиться в этих словах что-то концептуально новое. Все это уже было не раз и даже в более жесткой форме: «в землянки пойдем, но на шантаж не поддадимся» (Лукашенко, декабрь 2006 года).


Помимо невиданной уже много лет прозрачности бюджетного процесса, поражает также дисциплинированность. Уже давно все позабыли о внесенном когда-то в законодательство правиле, по которому бюджет и связанные с ними изменения в налоговое законодательство должны были утверждаться за два месяца до начала года. Какое-то время это выполнялось, но в последние годы все снова пошло наперекосяк. Власти озвучивали то один сценарий, то другой, до последних дней года обсуждали изменения в Налоговый кодекс, после чего бюджет все равно не выполнялся в соответствии с заложенными в него параметрами, а выполнялся «от жизни».

В связи с этим и фактором присутствия в стране миссии МВФ не стоило бы и сегодня придавать большое значение показной дисциплине и прозрачности властей, а также подробно изучать цифры, заложенные якобы в реалистичный бюджет. Но проект на 2017 год неожиданно обнажил основные проблемы нереформированной белорусской экономики, которая находится в жесткой зависимости от России, и красноречиво демонстрирует, что никаких перемен в своей экономической политике белорусская власть проводить не собирается.

Российская нефть и российский рубль

В первых двух абзацах пояснительной записки к бюджету содержатся основные параметры, на которых строился бюджет. Их всего четыре. Рост ВВП – на 0,2%, цена на нефть – 35 долларов США за баррель, курс в 75 российских рублей за доллар США, ставка рефинансирования Нацбанка – 15-17%.

В параметрах не указывается прогнозируемая инфляция или курс белорусского рубля, при этом два показателя – цена на нефть и курс российского рубля вообще не имеют отношения к экономике независимой Беларуси. Вернее, не должны иметь, если не на словах, а на деле считать свою экономику самостоятельной или хотя бы стремиться к уходу от зависимости, в которой находится Беларусь от России .

И если раньше эти параметры скромно умалчивались, то сегодня их просто выставляют напоказ, вероятно чтобы продемонстрировать, что виноваты в экономических проблемах не мы, а они. Премьер-министр страны, объясняя ухудшение показателей по ВВП в июле, и вовсе почти с радостью заявлял о том, что причиной является сокращение поставок нефти в Беларусь. «В июле мы немножко просели — на 0,2%. Но это было в конкретной ситуации с конкретными обстоятельствами в связи с ограничением поставки нефти на НПЗ — порядка 700 тыс. т. Получилось, что концерн «Белнефтехим» уменьшил объемы промышленного производства, и сократились соответствующие объемы оптовой торговли нефтепродуктами», — сказал Кобяков.

То есть цена роста (падения) ВВП на 0,2% для несырьевой Беларуси с высоким интеллектуальным потенциалом – 700 тыс. тонн нефти. Спасибо, что объяснили нам буквально на пальцах, в какой стране мы живем и до чего докатились. И никому не кажется странным, что, посмотрев на эти цифры, правительство не ужаснулось, не созвало срочное совещание, и не принялось писать программу по отвязке экономики от поставок нефти. Не переверстало бюджет с ценой на нефть ноль долларов, чтобы посмотреть, за счет чего сможет выжить страна в случае «землянок».

Кстати, интересно, какой размер поставок нефти в 2017 году закладывали при расчете роста ВВП, так как вопрос с поставками из России все еще не решен. Может быть, уже спешат к нам на помощь танкеры с нефтью из Венесуэлы? Или это нарушает интеграционные договоренности? А когда мы не платим за газ по контракту, мы ничего не нарушаем? Мы, оказывается, строим общий энергетический рынок к 2025 году. Так мы его уже «построили» досрочно, раз свой бюджет привязали к цене нефти, а ее поставки нам привязали к цене газа.

Между тем, цена на газ — еще один «важный» параметр, который обычно закладывается в белорусский бюджет. В этот раз ее озвучивать не стали. Понятно, что в этом году никто нам контрактную цену менять не будет. Все-таки «Газпром» – публичная компания, торгующая на международных рынках. Ну, не принято таким компаниям менять контрактную цену в середине года. И этого не могли не знать в белорусском правительстве. Со следующего года, цену, конечно, могут изменить и, наверное, уже все знают, как. Но чтобы не сорвать переговоры, с которыми мы телепаемся, мы бюджет от цены на газ «отвязали», привязав его к курсу российского рубля. В какой-то степени это логично, так как платим мы за газ в российских рублях (хотя внутренние цены устанавливаются в долларах для наших потребителей).

Белорусское правительство, которое никак не может договориться по нефти и газу, взяло на себя смелость и спрогнозировал курс на уровне 75 рублей за доллар. Ну, тут даже сложно что-то комментировать. В самой России прогнозов масса. Кто-то считает, что 75 рублей за доллар будет уже к концу этого года, кто-то говорит о том, что рубль даже может укрепиться, потому что в России в 2018 году пройдут президентские выборы.

Похоже, для нас они важнее собственных, как и курс доллара к российскому рублю, а не к белорусскому – тоже, потому что он по сути привязан к российскому. Осталось совсем немного до валютного союза, мы уже и деньги свои не печатаем, а просто ждем, когда начнет их печатать Россия, обеспечив спрос на наши товары.

Долги: от прошлых — к будущим

Конечно, если отбросить все рассуждения на тему зависимости от России и посмотреть на бюджет с технической точки зрения, то стоимость российского рубля и цена на нефть – это абсолютно необходимые параметры для расчета сегодняшнего белорусского бюджета. Ядром которого в последние годы являются выплаты по внешнему долгу и его рефинансирование.

Именно для выплат по внешнему долгу и внутреннему валютному бюджет уже второй год формируется с профицитом. И именно в профицит прямиком направляются те самые пошлины от продажи нефтепродуктов, которые мы когда-то отдавали в российский бюджет (по 2-3 млрд. долларов в год), а теперь, когда «героически» за счет интеграционных интриг добились права оставлять их себе (в размере до 1,5 млрд. долларов), цена на нефть упала и нам их не хватает, чтобы рассчитаться с кредиторами, основным из которых является все та же Россия (вместе с ЕФСР). Вот почему для бюджетных расчетов нужна цена на нефть. Хоть какая-то (хотя почему не 17-20 долларов за баррель как в 90-е?), чтобы посчитать размер профицита, направляемого на погашение валютного долга. И нужен курс российского рубля, так как часть долга мы выплачиваем уже рублями.

Из пояснительной записки Минфина к бюджету мы узнаем, что в 2017 году при цене на нефть 35 долларов за баррель мы получим 491,7 млн. долларов пошлин, которые полностью будут направлены на профицит. Эта сумма, по данным Минфина, эквивалентна 1 079,5 млн. рублей (то есть в бюджете закладывается среднегодовой курс 2,1954 белорусских рубля за доллар). Размер профицита по проекту бюджета составит 1 496,2 млн. рублей, значит пошлины обеспечат лишь 70% профицита.

Профицит прежде всего предполагается направить на погашение валютного госдолга (до 25% от суммы погашения), которая составит в 2017 году 2,3 млрд. долларов. Отметим, что весь профицит при заложенных параметрах составляет примерно 30% от этой суммы. И даже если цена нефти будет выше 35 долларов (например, 45-50 долларов за баррель), то пошлин все равно не хватит для оплаты 50% валютного долга за счет профицита. А именно такой параметр закладывался в 2016 году и фигурирует в матрице мер, согласованных с ЕФСР.

В свою очередь ЕСФР является нашим кредитором, и новые транши в размере 700 млн. долларов тоже уже заложены в бюджет в качестве средств для погашения валютного долга в 2017 году. Легко ли мы сможем их получить? Ведь если белорусские власти в очередной раз попытаются попугать Россию «оптимизацией» интеграции в надежде на то, что Путин перед президентскими выборами будет защищать свой интеграционный проект — ЕАЭС, то эти 700 млн. долларов могут стать очередным поводом для «шантажа» со стороны России. И опыт неполучения транша от этого фонда у Беларуси уже есть.

Ну, предположим, получили. 700 млн. долларов плюс 500-600 млн. долларов из профицита (при хорошем раскладе с нефтью) – это чуть больше половина средств, необходимых для погашения валютного долга. Нужен еще миллиард. Поэтому в бюджет закладывается выпуск внутренних валютных облигаций на 360 млн. долларов и еврооблигаций на 800 млн. долларов.

Про выпуск еврооблигаций мы слышим уже несколько лет, но пока Минфин не решается пойти на этот шаг: не та ситуация на рынках — уклончиво говорят там. И в прошлом году, когда надо было гасить еврооблигации на миллиард долларов, выпустили внутренние облигации вместо «внешних» (выпуск которых тоже был заложен в бюджете), да еще и кредит у России взяли.

Если мы в следующем году попытаемся снова вместо ерооблигаций выпустить внутренние на миллиард долларов, то это может стать поводом для невыдачи нам очередного транша по кредиту ЕФСР, потому что это идет вразрез с заявленными мерами экономической политики. Так что тут палка о двух концах.

Если разместим еврооблигации (пусть и по невыгодным ценам), то с учетом плотного и емкого плана погашения и рефинансирования валютного долга, заложенного в бюджете 2017 году, это создает проблему в январе 2018 года, когда придется гасить еврооблигации на 800 млн. долларов, размещенные в начале 2011 года. То есть фактически сразу после окончания 2017 года, даже если все получится, как написано в бюджете, нужно снова будет или занимать на внутреннем рынке, или размещать еще раз облигации на 800 млн. долларов. А это уже очень напоминает ситуацию 2010 года, когда на фоне потепления отношений с западом сначала разместили облигаций на миллиард долларов, потом в начале 2011 года до санкций успели разместить еще на 800 миллионов, и это, как оказалось, был последний вздох перед обвальной девальвацией.

Так что как ни крути, с учетом всех возможных рисков кредит МВФ, которого вроде бы нет в бюджете на 2017 год, в него очень просится. Ведь даже нефть по 50 долларов за баррель нас не спасет. Именно в этом, а не в цене в 35 долларов кроется истинная реальность бюджета-2017. По сути, бюджет об этом просто кричит и взывает к помощи МВФ. Причем решение фонду нужно принять до конца года, чтобы можно было получить несколько траншей в следующем году общей суммой не менее миллиарда.

Впрочем, о чем это мы? Прежде чем думать, как наполнять «сбалансированный» за счет включения в него денег, получение которых весьма сомнительно, бюджет-2017, еще этот год сначала нужно прожить до конца. Разобраться с поставками нефти, долгом за газ и получить очередной транш ЕФСР, чтобы не пришлось уже новый год встречать в землянках.

Тэги:

, , , , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 6-10 июля

Курс доллара на БВФБ может продолжить подъем, но увеличение, скорее всего, окажется не таким значительным, как на прошедшей неделе и составит примерно 0,5-1%. Но в понедельник 6 июня не исключен скачек курса примерно на 1%. Как и прогнозировалось, на прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже значительно вырос: – на 1,6% (до 2,4214

Финансовая система Беларуси: тренд на кризис

Из-за обострения ситуации в стране в связи с президентскими выборами, девальвационные настроения населения снова усиливаются, а из-за экономического кризиса банки сокращают объемы кредитования экономики, и их чистая прибыль падает. И это становится тенденцией. Еще месяц назад казалось, что выборная компания в РБ пройдет спокойно, но  ситуация довольно неожиданно обострилась, после того как самый опасный конкурент

Два пункта пропуска возобновили работу на белорусско-украинской границе

С полуночи 7 июля 2020 года на границе с Беларусью возобновлена работа пунктов пропуска «Дольск» (Волынская область) и «Вильча» (Киевская область). Еще в девяти пунктах пропуска на украинско-российской и украинско-белорусской границах восстановлена возможность пешего пересечения границы. Об этом сообщила Госпогранслужба Украины.В ГПСУ подчеркнули, что в «Дольске» и «Вильче» границу можно пересечь пешком, на пассажирском или

Экспорт белорусской электроэнергии в Украину: только прагматичный интерес

Ключевым вопросом белорусско-украинской повестки в ближайшее время могут стать поставки электроэнергии в Украину. Еще недавно Минск рассматривал украинский рынок в качестве приоритетного для экспорта электроэнергии после запуска БелАЭС. Однако эти надежды вряд ли оправданы. Актуальная экономическая повестка белорусско-украинского сотрудничества будет обсуждаться на третьем Форуме регионов Украины и Беларуси, который планируется провести в этом году в

Экспорт белорусской электроэнергии в Украину: только прагматичный интерес

Ключевым вопросом белорусско-украинской повестки в ближайшее время могут стать поставки электроэнергии в Украину. Еще недавно Минск рассматривал украинский рынок в качестве приоритетного для экспорта электроэнергии после запуска БелАЭС. Однако эти надежды вряд ли оправданы. Актуальная экономическая повестка белорусско-украинского сотрудничества будет обсуждаться на третьем Форуме регионов Украины и Беларуси, который планируется провести в этом году в

Противотанковые средства: хотя “Барражирующая труба” и не Иерихонская

Дефицит финансовых средств и отсутствие необходимой технологической базы заставляют наш оборонный комплекс идти на нетривиальные технические решения при создании вооружений для успешного противодействия современным танкам и бронетехнике. В последние несколько лет на мировом рынке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) военного назначения набирает силу новая многообещающая тенденция: растет предложение ударных БПЛА на базе мультикоптеров. Причем в качестве

Анекдот о спорте и политике

Сейчас мало кто слушает Галича, в том числе и «репортаж о матче британских и советских футболистов», но кто прослушал его в юности, видимо, запомнил многое из этого текста на всю жизнь. Главное в нем, по форме и содержанию, это классный современный анекдот на тему спорта и политики. Точнее, полного поглощение спортом политикой в тоталитарном обществе при авторитарном методе его управлением.

Экспорт под вирусом: как пандемия повлияет на продажи минеральных удобрений?

Динамику белорусского ВВП во многом определяет конъюнктура на рынке минеральных удобрений. Каковы прогнозы для этой отрасли на 2020 год? Для белорусской экономики цена этого вопроса достаточна высока. В первом квартале текущего года белорусский экспорт товаров и услуг снизился на 11,7% к аналогичному периоду 2019 года и составил 16, 833 млрд долларов. При этом основное снижение