• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Россия и Турция после годовой заморозки вновь возобновили переговоры о строительстве газопровода «Турецкий поток». Теперь их интересы совпадают: властям Турции важно продемонстрировать улучшение отношений с Россией и показать Западу, что у нее есть альтернативный партнер, а России — использовать эти переговоры для давления на ЕС по проекту «Северный поток-2».

Ожидается, что ключевые решения по строительству «Турецкого потока» будут приняты сегодня на встрече президентов России и Турции Путина и Эрдогана в Санкт-Петербурге.

Позиция Анкары относительно «Турецкого потока» не изменилась

Напомним, Россия приступила к реализации проекта «Турецкий поток» — через Турцию и далее в Европу – после того, как Еврокомиссия заблокировала строительство газопровода «Южный поток» мощностью 63 млрд. куб. м (РФ планировала построить его по дну Черного моря через Болгарию далее в Европу, — фактически этот проект был направлен на транзит российского газа в Европу в обход Украины).

«Газпром» собирался запустить первую нитку «Турецкого потока» уже в конце 2016 года. А всего до конца 2019 года российский концерн хотел построить 4 нитки мощностью 63 млрд. куб. м, чтобы полностью отказаться от украинского транзита. (Отметим, что «Газпром» собирался построить «Турецкий поток» до границы с ЕС, а что делать с этим газом дальше – неизвестно: европейские партнеры должны были сами позаботиться о строительстве необходимой инфраструктуры).

Однако летом 2015 года турецкий проект изменили: вместо 4-х ниток в «Турецком потоке» осталось 2 нитки, а его мощность снизили до 31,5 млрд куб. м. Но приступить к строительству «Турецкого потока» «Газпрому» мешало отсутствие межправительственных соглашений с Турцией, а оно было увязано с предоставлением скидок на поставку российского газа в Турцию. Переговоры по проекту прервали выборы и смена правительства в Турции. А после того, как турецкие ВВС сбили российский военный самолет, отношения двух стран осложнились, а «Турецкий поток» с конца 2015 года был заморожен.

26 июля 2016 года состоялась встреча министра экономики Турции Нихат Зейбекчи с главой Минэнерго РФ Александром Новаком. На ней подчеркивалось, что проект выгоден для обеих сторон. Сообщалось также, что Россия и Турция создадут рабочую группу по проекту.

Пока обе стороны осторожно комментируют параметры и сроки «Турецкого потока». «С точки зрения энергетической потребности Турции в газе мы принципиально открыты к строительству первой нитки «Турецкого потока», — заявил недавно вице-премьер Турции Мехмет Шимшек.

Эта может означать, что позиция турецкой стороны по этому не изменилась: в 2015 году Анкара была готова подписать соглашение тоже по строительству только одной нитки газопровода. Это и понятно: ведь самой Турции достаточно одной нитки. Однако «Газпрому» проект в таком усеченном вряд ли нужен, – он не окупится даже при выходе на полную мощность. Поэтому «Газпром» изначально настаивал на двух нитках «Турецкого потока» и до подписания межправсоглашения отказывался предоставлять турецкой госкомпании Botas обещанную скидку на газ.

«Газпрому» одна нитка не нужна

Таким образом, получается, что пока проблемы у «Турецкого потока» прежние: непонятно, сколько ниток будет построено и предоставит ли «Газпром» Турции скидку по цене на газ.

Турция — второй рынок «Газпрома» после Германии. В 2015 году экспорт российского газа в эту страну превысил 27 млрд. куб. м Турция заинтересована получать российский газ по трубе. К тому же сам проект находится в высокой степени готовности: инфраструктура под первую нитку 16 млрд. кубометров уже построена (по оценкам, «Газпром» уже потратил на подготовку к поставкам газа по этому маршруту 15-18 млрд. долларов).

Для «Газпрома», безусловно, важно построить две нитки «Турецкого потока». По замыслу, вторая нитка может обеспечить российским газом Балканы и юг Италии. Однако на этом пути остается пока непреодолимое препятствие: неясно, кто, на каких условиях и зачем будет строить инфраструктуру для поставок газа из Турции в Eвропу.

Скорее всего, эти вопросы будут обсуждаться на встрече президентов России и Турции 9 августа. Главной проблемой переговоров станет ценовой спор, — ведь именно от него зависит развитие ситуации вокруг «Турецкого потока».

«Северный поток-2»: польский регулятор против

Следует отметить, что сейчас переговорная позиция «Газпрома» на переговорах с Анкарой выглядит сильнее, чем осенью 2015 года. Это обусловлено тем, что российскому концерну за время «заморозки» турецкого проекта удалось заметно продвинуться по реализации проекта «Северный потоку-2».

После недавнего провала «Турецкого потока» Москва старалась максимально ускорить реализацию альтернативного проекта, каким в это время стал газопровод «Северный поток-2». Поэтому даже формальные переговоры Кремля с Турцией усиливают позицию «Газпрома» по проекту «Северный поток-2», который в последнее время также столкнулся с определенными трудностями.

Теперь серьезным препятствием для «Северного потока-2» остается непримиримая позиция Польши (отметим, что Польша, как и страны Балтии остаются последовательными противниками газопроводного маршрута через Балтийское море). В июне 2016 года польский регулятор UOKiK дал отрицательное заключение по проекту «Северный поток-2».

«Мы вовремя подали заявки в антимонопольные управления Германии и Польши. Германия нам выдала разрешение за 18 дней. Поляки получили нашу заявку в то же время, и 18 июня мы уже должны были бы получить по срокам, предусмотренным польским законодательством, разрешение. Но, к сожалению, мы получили не разрешение, а получили шесть дополнительных запросов, на которые мы обязаны ответить», — заявил председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков 19 июля в эфире телеканала «России 24».

В результате, как было сказано, получение разрешение от антимонопольного управления Польши сдвигается на 31 августа. «Но это в том случае, если не будет дополнительных запросов. А так это может еще продолжаться», — сказал председатель совета директоров «Газпрома». «Мы считаем, что (позиция польской стороны – ред.) несколько политизирована. Тем не менее, работа идет. Я думаю, что там должно быть все нормально», — добавил он.

Следует отметить, что без разрешения польского регулятора партнеры «Газпрома» не могут стать акционерами «Северного потока-2» и предоставить проекту финансирование.

Недавно польский антимонопольный регулятор UOKiK опубликовал возражения против создания СП «Газпрома» и европейских газовых компаний — Shell, Uniper (бывший E.On), Wintershall, OMV и Engie — для строительства газопровода «Северный поток-2». UOKiK отмечает, что сделка (а по польскому антимонопольному законодательству она характеризуется как слияние) «может привести к ограничению конкуренции». По мнению регулятора, «Газпром» занимает доминирующее положение в поставках газа на польский рынок и сделка может привести к дальнейшему укреплению рыночной власти компании по отношению к польским клиентам.

По мнению экспертов, наиболее вероятным вариантом развития дальнейших событий по этому остается компромисс, — но после того, как «Газпром» пойдет на определенные уступки по условиям поставок газа в Польшу. В худшем случае конфигурацию проекта, вполне возможно, придется переформатировать, и, не исключено, что «Газпром» будет вынужден прокладывать газопровод «Северный поток-2» в одиночку.

Между тем, логика «Газпрома» по привлечению иностранных акционеров в проекты всегда заключалась в том, что зарубежные партнеры должны сами уладить регуляторные вопросы. По мнению экспертов, власти Германии, для которых «Северный поток-2» важен, сумеют обеспечить поддержку проекта на уровне ЕС. Тем более, что сам регулятор вряд ли заинтересован в запрете сделки, — ему нужно, чтобы крупные международные компании согласились на условия, которые были бы максимально выгодными польским потребителям.

Отметим, что Германия в этом году активизировала усилия по созданию политических условий в Евросоюзе для строительства «Северного потока-2». (При этом Германия, согласившись на реализацию проекта, дала ясно понять, что поддерживает «Северный поток-2» только при условии сохранения украинского транзита). Она начала активный диалог с восточными странами ЕС — противниками строительства нового газопровода. В июне 2016 года канцлер Германии Ангела Меркель провела переговоры с премьером Словакии, которая ранее возражала против реализации данного проекта, требуя компенсации потерь. А 20 июня на переговоры к премьеру Словакии приезжал глава «Газпрома» Алексей Миллер, которому удалось договориться с Братиславой.

Для справки
Польша – один из крупных клиентов «Газпрома», Контракт госкомпании PGNiG с «Газпромом» от 1996 года на поставку до 10,2 млрд. куб. м газа в год действует до 2022 года, однако Варшава отказалась его продлевать: ее категорически не устраивает цена. Польша рассчитывает, что если российский газ будет поступать в страну через Германию, и цена на него будет ниже (цена газа в Польше, как правило, на 5-10% выше цен на газ на хабе в Германии).
Также Польша может не продлить с «Газпромом» и контракт на транзит газа по газопроводу Ямал — Eвропа. Этот контракт истекает в 2020 году. Российский концерн предложил продлить его на 25-30 лет, но ответа не получил. В 2015 году транзитом через Польшу в сторону Германии было прокачано около 29 млрд. куб. м.

Тэги:

, , , , , ,

БелАЭС снизит не цены на электричество, а курс белорусского рубля

Государственный долг Беларуси в 2020 году вырастет примерно на 11 млрд. рублей по сравнению с текущем значением и достигнет 54,4 млрд. рублей, так как будет учтен российский кредит на строительство БелАЭС. Расходы на обслуживание этого кредита, если правительство не примет специальные меры, приведут к росту спроса на валюту и ослаблению белорусского рубля. В соответствие с

Прогноз курса рубля на неделю 18-22 ноября

Ожидается совпадение нескольких негативных факторов для американской валюты, в связи с чем курс доллара на БВФБ может снизиться более чем на 1%. Уменьшение этого курса на доли процента возможно уже в понедельник 18 ноября. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, как прогнозировалось, а вырос, хотя и всего на 0,1%,

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает