• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Россия по-прежнему остается главным рынком для белорусского автопрома, вследствие чего оживление продаж его продукции на тамошнем авторынке вряд ли будет носить стабильный характер.

По данным аналитического агентства «Автостат», в июне 2016 года в России было продано 4.085 новых грузовых автомобилей, что на 2% больше, чем в июне 2015 года (4.003 ед.). Как утверждают специалисты агентства, подобная тенденция наблюдается уже третий месяц подряд. Более того, рост продаж грузовиков наблюдается на фоне падения российского автомобильного рынка в целом.

Грузовики обогнали всех

Первую позицию в грузовом сегменте российского автомобильного рынка (куда относятся автомобили общей массой свыше 3,5 т) по-прежнему уверенно занимает КамАЗ с показателем продаж 1.559 машин (против 1.350 двенадцать месяцев назад), что на 15,5% выше прошлогоднего уровня. Как следствие, удельный вес изделий Камского автозавода в суммарном объеме реализованных в России грузовиков достиг 38%.

Второй по числу проданных в июне грузовых автомобилей стала Группа ГАЗ — 653 ед., что на 17,3% меньше, чем в июне 2015 года (790 ед.). Третье место сохранил за собой Минский автозавод — 269 ед., +1,1% (266). Остальные строчки в Top-5 заняли японская компания Isuzu — 209 ед., +90% (110) и шведская Scania — 188 ед., +8,7% (173).

Если говорить о результатах полугодия, то за первые шесть месяцев 2016 года в России было продано 21.852 новых грузовых автомобиля — на 9,4% меньше, чем в январе-июне 2015 года (24.124). То есть рост реализации грузовиков в последние три месяца не смог компенсировать отставание предыдущих девяти.

Что касается марок грузовых автомобилей, лидирующих по объемам продаж за январь-июнь, то порядок их следования в рейтинге аналогичен июньскому:

При желании приведенные выше цифры можно истолковать в том духе, что многострадальному МАЗу в июне 2016 года удалось стабилизировать продажи на уровне аналогичного периода 2015 года. Хотя наверстать отставание, допущенное им в предыдущее время, удастся, увы, не скоро.

Не радует и то обстоятельство, что ни одна из моделей Минского автозавода не вошла в Top-10 самых продаваемых автомобилей. Первая пятерка этого рейтинга выглядит следующим образом:

Это с какой стороны посмотреть

Между тем, если исходить из информации, опубликованной другим известным аналитическим агентством — «Автостат Инфо», ситуация на российском рынке новых грузовиков вследствие несколько иной методики подсчета выглядит заметно более благоприятно для ведущих игроков сегмента грузовых автомобилей. Так, согласно этим данным, за период с января по июнь 2016 года в России было продано 4.047 грузовых автомобилей, что на 13% превышает показатели первого полугодия 2015 года.

Существенно лучше результаты и у тройки лидеров рынка грузовиков (КамАЗа, ГАЗа и МАЗа). В частности, ОАО «КамАЗ» в июне 2016 года показало рост продаж на 25,3%, за первое полугодие — на 18,1%, увеличив свою долю на российском рынке до 40,8% (+4%).

Группа ГАЗ, хотя и ушла в июне в минус на 11,1%, но в целом за первое полугодии показала рост на 2,3%. Что, впрочем, не позволило сохранить долю присутствия компании на рынке составила 19,6% (-5,3%).

МАЗ, напротив, в июне продемонстрировал рост продаж на 23,7% относительно прошлогоднего уровня, но даже это не помогло ему наверстать отставание (-9,7%), допущенное за полугодие. При этом доля присутствия Минского автозавода на рынке России возросла до 5,7% (+0,5%).

Наряду с ростом продаж новых грузовых автомобилей, аналитики агентства «Автостат Инфо», сообщают о падении продаж грузовиков с пробегом. С января по июнь 2016 года реализация грузовых машин на вторичном авторынке России составила 163.869 ед. Относительно аналогичного периода прошлого года объем рынка грузовиков с пробегом сократился на 19%. Июньские показатели продаж грузовых машин с пробегом также находятся в минусе зоне. К аналогичному месяцу прошлого года спад составил 19%, всего было реализовано 25.875 ед. грузовиков б/у.

Среди 30 марок наиболее популярных грузовых автомобилей с пробегом первое место и по итогам июня и полугодия принадлежит КамАЗу. В июне 2016 года был продан 6.871 такой грузовик, что на 13,7% меньше чем в июне 2015 года (7.964 ед.), а за первое полугодие — 43.395: -15,8% относительно прошлогоднего уровня (51.528). Лидерство КамАЗа на вторичном рынке подчеркивает и то обстоятельство, что среди трех наиболее продаваемых моделей подержанных грузовиков оказались две его машины: КамАЗ-65115 — 1.214 ед. и КамАЗ-55111 — 843 ед. Третье место занял ГАЗ-3307 — 738 ед.

По числу же суммарных продаж подержанные грузовики этой марки вышли на второе место, в июне было реализовано таких 2.768 машин (-28,1%, 3.849), в январе-июне — 18.871 (-24,7%, 24.796).

Следом идут грузовики б/у Минского автозавода, в июне их было куплено 2.143 ед. (-23,1%, 2.788), в январе-июне — 13.428 (-17,7%, 16.308)

Ситуация снижения реализации грузовиков с пробегом достаточно необычна для периода экономического кризиса, который сегодня переживает РФ: обычно в такие времена все бывает наоборот. Отчего невольно возникает мысль о применении мер государственного стимулирования новых грузовых автомобилей.

Говорим «экспорт», подразумеваем в Россию

Не станем скрывать, что из отчетов обеих аналитических агентств нам симпатичнее тот, где результаты работы МАЗа на российском рынке выглядят более выигрышно. Однако в пользу того тезиса, что белорусский автопром начал постепенно выезжать (или точнее выползать) из кризиса говорят результаты экспортных поставок его продукции в январе-мае 2016 года.

Согласно данным Национального статистического комитета, за этот период экспорт белорусских грузовых автомобилей составил 1.413 ед., что на 20,6% относительно января-мая 2015 года. При этом поставки в страны СНГ выросли на 16,6% до 1.239 ед. (80,8% всех загранпоставок), за пределы СНГ — на 59,6% до 174 ед. (19,2%). Еще более существенно вырос экспорт наших седельных тягачей: на 86,7% до 351 ед., в т. ч. в страны СНГ — на 47,7% до 254 ед. (70,2%), вне СНГ — в 6,1 раза до 97 ед. (29,8%).

Конечно на достижение столь впечатляющих темпов роста в значительной мере влияет эффект низкой базы, но тенденция налицо. Негативным моментом является то, что стратегия выхода на альтернативные рынки пока не срабатывает, и основные поставки белорусской автотехники осуществляются в страны СНГ, причем на долю России приходится до 70% нашего автомобильного экспорта.

Что ставит отечественные автозаводы в критическую зависимость от движения конъюнктуры на рынке нашего основного партнера и делает перспективы их развития весьма неопределенными. Тем более, что правительство РФ не брезгует протекционистскими мерами для сохранения доминирования своих автопроизводителей на внутреннем рынке страны.

Как отмечает ряд экспертов, относительное благополучие, например, КамАЗу обеспечивает исключительное использование его техники при реализации крупнейших национальных инвестиционных проектов, таких как космодром «Восточный», мост через Керченский пролив, спортивные сооружения для чемпионата мира 2018 года и т. д. А также для снабжения вооруженных сил РФ.

Косвенным подтверждением служит тот факт, что в числе трех самых продаваемых моделей КамАЗа — строительные самосвалы (КамАЗ-6511 и КамАЗ-6520) и автомобиль армейского образца (КамАЗ-43114).

Однако, работа по казенному заказу не позволяет поставщику диктовать свои ценовые условия покупателю. В связи с чем, при росте выручки Камского автозавода за первое полугодие 2016 года до 42,3 млрд руб. против 30,07 млрд руб. в первом полугодии 2015 года чистая прибыль за этот же период снизилась почти в 6 раз: c 161,6 млн. руб. до 27,5 млн. руб.

Конечно, родное государство найдет способ компенсировать потери своему ведущему производителю и защитить его от нежелательных конкурентов, к коим сегодня в России относят и автозаводы союзной Беларуси.

Тэги:

, , , ,

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Назначены новые директора ОАО «Планар» и «Гомельстекло»

Рассматривая сегодня, 12 сентября, кадровые вопросы Александр Лукашенко дал согласие на назначение генеральным директором ОАО «Планар» Сергея Авакова, гендиректором ОАО «Гомельстекло» — Петра Максимчикова. Сергей Аваков ранее работал  на посту директора ОАО «КБТЭМ-ОМО», который также входит в холдинг «Планар». Ранее должность гендиректора ОАО «Планар» занимал Геннадий Ковальчук. Петр Максимчиков  поднялся до уровня гендиректора с должности

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

Оснований для замедления подъема нет

В России подводят итоги первой пятилетки программы импортозамещения, задуманной как контрудар по Западу, который ввел экономические санкции против этой страны. Контрудар задумывался как адекватный, может быть, даже более разрушительный, но точно известно, что он оказался ассиметричным. Это вполне проявилось в сельском хозяйстве и производстве продовольствия. Российские эксперты приступили к оценке ситуации, которая реализовалась в Беларуси

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 1

Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы

Почему белорусские облигации с высокой доходностью не продаются на белорусской бирже?

В Беларуси доходность государственных и корпоративных облигаций, номинированных в иностранной валюте, намного превышает проценты по валютным депозитам. Но вот парадокс: белорусские облигации, по которым начисляются самые высокие проценты, продаются не на Белорусской валютно-фондовой бирже, а на иностранных биржах или в интернете. Финансовый рынок Беларуси представляет собой довольно странную конструкцию. С одной стороны, существует довольно продвинутая