• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Россия по-прежнему остается главным рынком для белорусского автопрома, вследствие чего оживление продаж его продукции на тамошнем авторынке вряд ли будет носить стабильный характер.

По данным аналитического агентства «Автостат», в июне 2016 года в России было продано 4.085 новых грузовых автомобилей, что на 2% больше, чем в июне 2015 года (4.003 ед.). Как утверждают специалисты агентства, подобная тенденция наблюдается уже третий месяц подряд. Более того, рост продаж грузовиков наблюдается на фоне падения российского автомобильного рынка в целом.

Грузовики обогнали всех

Первую позицию в грузовом сегменте российского автомобильного рынка (куда относятся автомобили общей массой свыше 3,5 т) по-прежнему уверенно занимает КамАЗ с показателем продаж 1.559 машин (против 1.350 двенадцать месяцев назад), что на 15,5% выше прошлогоднего уровня. Как следствие, удельный вес изделий Камского автозавода в суммарном объеме реализованных в России грузовиков достиг 38%.

Второй по числу проданных в июне грузовых автомобилей стала Группа ГАЗ — 653 ед., что на 17,3% меньше, чем в июне 2015 года (790 ед.). Третье место сохранил за собой Минский автозавод — 269 ед., +1,1% (266). Остальные строчки в Top-5 заняли японская компания Isuzu — 209 ед., +90% (110) и шведская Scania — 188 ед., +8,7% (173).

Если говорить о результатах полугодия, то за первые шесть месяцев 2016 года в России было продано 21.852 новых грузовых автомобиля — на 9,4% меньше, чем в январе-июне 2015 года (24.124). То есть рост реализации грузовиков в последние три месяца не смог компенсировать отставание предыдущих девяти.

Что касается марок грузовых автомобилей, лидирующих по объемам продаж за январь-июнь, то порядок их следования в рейтинге аналогичен июньскому:

При желании приведенные выше цифры можно истолковать в том духе, что многострадальному МАЗу в июне 2016 года удалось стабилизировать продажи на уровне аналогичного периода 2015 года. Хотя наверстать отставание, допущенное им в предыдущее время, удастся, увы, не скоро.

Не радует и то обстоятельство, что ни одна из моделей Минского автозавода не вошла в Top-10 самых продаваемых автомобилей. Первая пятерка этого рейтинга выглядит следующим образом:

Это с какой стороны посмотреть

Между тем, если исходить из информации, опубликованной другим известным аналитическим агентством — «Автостат Инфо», ситуация на российском рынке новых грузовиков вследствие несколько иной методики подсчета выглядит заметно более благоприятно для ведущих игроков сегмента грузовых автомобилей. Так, согласно этим данным, за период с января по июнь 2016 года в России было продано 4.047 грузовых автомобилей, что на 13% превышает показатели первого полугодия 2015 года.

Существенно лучше результаты и у тройки лидеров рынка грузовиков (КамАЗа, ГАЗа и МАЗа). В частности, ОАО «КамАЗ» в июне 2016 года показало рост продаж на 25,3%, за первое полугодие — на 18,1%, увеличив свою долю на российском рынке до 40,8% (+4%).

Группа ГАЗ, хотя и ушла в июне в минус на 11,1%, но в целом за первое полугодии показала рост на 2,3%. Что, впрочем, не позволило сохранить долю присутствия компании на рынке составила 19,6% (-5,3%).

МАЗ, напротив, в июне продемонстрировал рост продаж на 23,7% относительно прошлогоднего уровня, но даже это не помогло ему наверстать отставание (-9,7%), допущенное за полугодие. При этом доля присутствия Минского автозавода на рынке России возросла до 5,7% (+0,5%).

Наряду с ростом продаж новых грузовых автомобилей, аналитики агентства «Автостат Инфо», сообщают о падении продаж грузовиков с пробегом. С января по июнь 2016 года реализация грузовых машин на вторичном авторынке России составила 163.869 ед. Относительно аналогичного периода прошлого года объем рынка грузовиков с пробегом сократился на 19%. Июньские показатели продаж грузовых машин с пробегом также находятся в минусе зоне. К аналогичному месяцу прошлого года спад составил 19%, всего было реализовано 25.875 ед. грузовиков б/у.

Среди 30 марок наиболее популярных грузовых автомобилей с пробегом первое место и по итогам июня и полугодия принадлежит КамАЗу. В июне 2016 года был продан 6.871 такой грузовик, что на 13,7% меньше чем в июне 2015 года (7.964 ед.), а за первое полугодие — 43.395: -15,8% относительно прошлогоднего уровня (51.528). Лидерство КамАЗа на вторичном рынке подчеркивает и то обстоятельство, что среди трех наиболее продаваемых моделей подержанных грузовиков оказались две его машины: КамАЗ-65115 — 1.214 ед. и КамАЗ-55111 — 843 ед. Третье место занял ГАЗ-3307 — 738 ед.

По числу же суммарных продаж подержанные грузовики этой марки вышли на второе место, в июне было реализовано таких 2.768 машин (-28,1%, 3.849), в январе-июне — 18.871 (-24,7%, 24.796).

Следом идут грузовики б/у Минского автозавода, в июне их было куплено 2.143 ед. (-23,1%, 2.788), в январе-июне — 13.428 (-17,7%, 16.308)

Ситуация снижения реализации грузовиков с пробегом достаточно необычна для периода экономического кризиса, который сегодня переживает РФ: обычно в такие времена все бывает наоборот. Отчего невольно возникает мысль о применении мер государственного стимулирования новых грузовых автомобилей.

Говорим «экспорт», подразумеваем в Россию

Не станем скрывать, что из отчетов обеих аналитических агентств нам симпатичнее тот, где результаты работы МАЗа на российском рынке выглядят более выигрышно. Однако в пользу того тезиса, что белорусский автопром начал постепенно выезжать (или точнее выползать) из кризиса говорят результаты экспортных поставок его продукции в январе-мае 2016 года.

Согласно данным Национального статистического комитета, за этот период экспорт белорусских грузовых автомобилей составил 1.413 ед., что на 20,6% относительно января-мая 2015 года. При этом поставки в страны СНГ выросли на 16,6% до 1.239 ед. (80,8% всех загранпоставок), за пределы СНГ — на 59,6% до 174 ед. (19,2%). Еще более существенно вырос экспорт наших седельных тягачей: на 86,7% до 351 ед., в т. ч. в страны СНГ — на 47,7% до 254 ед. (70,2%), вне СНГ — в 6,1 раза до 97 ед. (29,8%).

Конечно на достижение столь впечатляющих темпов роста в значительной мере влияет эффект низкой базы, но тенденция налицо. Негативным моментом является то, что стратегия выхода на альтернативные рынки пока не срабатывает, и основные поставки белорусской автотехники осуществляются в страны СНГ, причем на долю России приходится до 70% нашего автомобильного экспорта.

Что ставит отечественные автозаводы в критическую зависимость от движения конъюнктуры на рынке нашего основного партнера и делает перспективы их развития весьма неопределенными. Тем более, что правительство РФ не брезгует протекционистскими мерами для сохранения доминирования своих автопроизводителей на внутреннем рынке страны.

Как отмечает ряд экспертов, относительное благополучие, например, КамАЗу обеспечивает исключительное использование его техники при реализации крупнейших национальных инвестиционных проектов, таких как космодром «Восточный», мост через Керченский пролив, спортивные сооружения для чемпионата мира 2018 года и т. д. А также для снабжения вооруженных сил РФ.

Косвенным подтверждением служит тот факт, что в числе трех самых продаваемых моделей КамАЗа — строительные самосвалы (КамАЗ-6511 и КамАЗ-6520) и автомобиль армейского образца (КамАЗ-43114).

Однако, работа по казенному заказу не позволяет поставщику диктовать свои ценовые условия покупателю. В связи с чем, при росте выручки Камского автозавода за первое полугодие 2016 года до 42,3 млрд руб. против 30,07 млрд руб. в первом полугодии 2015 года чистая прибыль за этот же период снизилась почти в 6 раз: c 161,6 млн. руб. до 27,5 млн. руб.

Конечно, родное государство найдет способ компенсировать потери своему ведущему производителю и защитить его от нежелательных конкурентов, к коим сегодня в России относят и автозаводы союзной Беларуси.

Тэги:

, , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 15-19 июля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ на текущей неделе может уменьшиться еще примерно на 0,5-1%. В понедельник 15 июля курс может сохраниться на текущем уровне. На прошедшей неделе мы прогнозировали рост курса доллара в том случае, если Дональд Трамп не предпримет меры по снижению курса. Президент США бездействовал, но его заменил глава ФРС Джером Пауэлл, который

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Компенсация за налоговый маневр для Беларуси: как минимум, через несколько лет и с пакетными условиями

Налоговый маневр и поставки некачественной нефти уже затормозили темпы экономического роста в Беларуси. И если белорусским властям в ближайшее время не удастся договориться с Москвой о компенсации понесенных потерь, прогнозные показатели в 2019 году могут быть провалены. Рост ВВП в Беларуси, согласно основным параметрам прогноза социально-экономического развития страны на 2019 год, запланирован на уровне 4%.

Крупнейший игрок на белорусском рынке корпоративных облигаций Ласерта и сливается с депозитарием Промреестр

Компания Lacerta, лидер в сфере корпоративных облигаций, завершила сделку по слиянию с депозитарием «Промреестр». Сделка позволит компаниям увеличить отрыв от конкурентов в сегменте организации размещения и продаж долговых бумаг компаний, а также предоставить более выгодные условия для клиентов — как эмитентов, так и покупателей облигаций. В ближайшее время произойдет реорганизация ООО «Ласерта» и ООО «Промреестр».

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Реформа белорусского госсектора: как заменить кнут на пряник?

Наконец-то белорусское правительство на официальном уровне признало, в чем корень проблем национальной экономики, — в госсекторе, который остается самым громадным в европейском регионе и самым неэффективным. Однако провести реформы госсектора быстро правительство Беларуси не может. Оно опасается негативных социальных последствий. Поэтому выбрало пошаговую тактику, без резких движений. Но даст ли медленная трансформация белорусского госсектора нужный

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.

Зенитные ракетные комплексы: а что скажут в ОДКБ и НАТО?

Практически никто не сомневается в том, что одной из важных тем переговоров Александра Лукашенко и Реджепа Эрдогана во время визита белорусского лидера в Анкару были вопросы военно-технического сотрудничества. Хотя визит президента Беларуси в Турцию состоялся еще 16 апреля, в экспертном сообществе продолжают обсуждать его итоги. Несмотря на разногласия в деталях комментаторы единодушны в том, что