Последние нормотворческие инициативы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь напоминает старую русскую поговорку: «Голь на выдумку хитра». Так, проблему сложностей с формирование бюджета в условиях экономического кризиса чиновники пытаются решить не путем упрощения законодательства и создания благоприятной бизнес-среды, отмены ненужных ограничений, а путем принятия новых нормативных документов, запутывающих и без того сложное белорусское законодательство. Вслед за лжепредпринимателями и электронными счетами-фактурами МНС РБ озаботилось налоговыми консультантами.

Так, на сайте МНС РБ появился проект Указа Президента Республики Беларусь «О налоговом консультировании в Республике Беларусь» (далее – Указ о налоговых консультантах). Похоже, что скоро в массиве белорусского налогового законодательства смогут разбираться только специально обученные люди – налоговые консультанты. Но смогут ли налоговые консультанты сделать это на самом деле и кому выгоден Указ о налоговых консультантах, попробуем разобраться в данном материале. Для этого проанализируем суть Указа исходя из преамбулы, обосновывающей его принятие.

Зачем налоговые консультанты бизнесу

Нужны ли налоговые консультанты для бизнеса? Вопрос неоднозначный. По мнению МНС РБ, отсутствие налоговых консультантов ведет к тому, что «предприятия несут неоправданные расходы по содержанию штата бухгалтеров и внешних аудиторов, что увеличивает себестоимость продукции и снижает ее конкурентоспособность».

Отсюда возникают закономерные вопросы. А что, налоговые консультанты будут работать бесплатно или за меньшие деньги, чем бухгалтеры или аудиторы? Судя по процедуре получения аттестата налогового консультанта (которая по своей сути идентична получению аттестата аудитора) этим видом деятельности смогут заниматься только высококвалифицированные специалисты. Захотят ли высококвалифицированные специалисты работать бесплатно или за символические деньги? Практика подсказывает, что, наоборот, на первоначальном этапе стоимость услуг налоговых консультантов в силу их ограниченного количества будет даже выше, чем у аудиторов и бухгалтеров. Отсюда и тезис о снижении себестоимости за счет аудиторов и бухгалтеров сомнителен. Реального снижения себестоимость можно добиться только существенным упрощением налогового законодательства, которое позволит отказаться от внешних консультантов, на что государство пока не идет.

В условиях наличия высококвалифицированных аудиторов сомнителен и тезис о «неоправданных расходах» на аудиторов и бухгалтеров. В современных условиях профессиональные налоговые консультанты смогут появиться только из действующих аудиторов или бывших работников налоговых органов, которые вместо или вместе с аудитом будут заниматься и налоговым консультированием. Вряд ли принятие Указа поднимет уровень налогового консультирования, потому что этими же вопросами будут заниматься одни и те же люди: аудиторы – налоговые консультанты.

При этом изменение название не изменит сути оказываемых услуг, так как хороший аудитор должен работать на стыке трех сфер: экономики, бухгалтерского учета и хозяйственного права и, соответственно, может оказать профессиональные консультационные услуги по налоговым вопросам. При этом на практике любая аудиторская проверка либо консультация в первую очередь направлена на правильное исполнение налогового законодательства как наиболее важного аспекта деятельности белорусского бизнеса.

Дополнительным фактором, подтверждающим данный тезис, является и то обстоятельство, что в Указе о налоговых консультантах права этих самых консультантов прописаны размыто и неконкретно. Поэтому принятие Указа не решает актуального вопроса трактовки спорных моментов налогового законодательства. Если бы в Указе была закреплена норма о том, что в спорных ситуациях применения налогового законодательства мнение налогового консультанта имеет приоритетное значение при разрешении конфликтов в экономических судах, тогда принятие Указа о налоговых консультантах имело бы положительное значение для бизнеса. Иначе принятие Указа о налоговых консультантах для бизнеса бессмысленно.

Зачем налоговые консультанты гражданам

Нужны ли налоговые консультанты для граждан? По мнению МНС РБ малый бизнес и физические лица «зачастую не имеют необходимой информации об особенностях налогообложения в Республике Беларусь. Как следствие, налогоплательщики в процессе налогового декларирования, ведения налогового учета и подготовки налоговых отчетов допускают ошибки, что может привести как к неуплате налогов, так и их излишней уплате».

В этой связи возникает закономерный вопрос, а что сейчас мешает малому бизнесу и физическим лицам обратиться к аудитору по налоговым вопросам, а не ждать появления налоговых консультантов. Может быть, налоговые консультанты будут предоставлять свои услуги физическим лицам бесплатно в отличие от аудиторов? Очень сомнительно. А значит, нашему человеку проще сходить на бесплатную консультацию к налоговому инспектору, чем платить «ни за что» (налоговую консультацию) аудитору или налоговому консультанту.

При этом ссылка на то, что в Германии существует более 80 тысяч налоговых консультантов и 9 тысяч налоговых консультаций (организаций), вызывает горькую улыбку. Наши чиновники привыкли брать от высокоразвитых стран только то, что им нужно, и только в такой форме, в какой им выгодно. Также и в случае с налоговыми консультантами.

Налоговые консультанты в Германии появились в 60-ые годы прошлого века вместе с формированием богатого среднего класса, владеющего многими активами: недвижимостью, акциями, облигациями, депозитными вкладами и так далее. В условиях роста социальных обязательств государство постепенно увеличивало налоговую нагрузку на физических лиц, усложняя тем самым налоговое законодательство. В итоге уплата налогов физическими лицами в Германии без налоговых консультантов действительно затруднительна.

Но нужно ли нам усложнять нашу простую и достаточно эффективную систему подоходного налогообложения? Зачем брать «плохое» от Германии в условиях отсутствия богатого среднего класса. Или МНС РБ считает, что у нас уже сформирован «богатый средний класс»? Без акций и облигаций, но с депозитами и теневыми доходами тунеядцев. Отсюда, похоже, и последние изменения в налогообложении депозитов и тунеядцев – первые ласточки планируемого усложнения подоходного налогообложения в Республике Беларусь.

Если налоговая система будет и дальше изменяться в сторону усложнения подоходного налогообложения, то потребность в налоговых консультантах для физических лиц, возможно, возрастет. При этом слово «возможно» здесь выбрано неслучайно, так как с учетом белорусского менталитета, потенциальные изменения законодательства скорее усилят социальную напряженность в обществе, чем вызовут рост спроса на платные услуги налоговых консультантов.

Зачем налоговые консультанты чиновникам

Какие выгоды от налоговых консультантов получат чиновники? Первый и наиболее очевидный плюс для государства заключается в дополнительных поступлениях в бюджет. Проектом Указа о налоговых консультантах предусмотрена уплата государственной пошлины в размере 5 базовых величин за право получение аттестата налогового консультанта.

Второй неявный плюс будет заключаться в том, что у налоговых органов появится возможность отказываться от официальных консультаций в пользу налоговых консультантов. То есть принятие Указа о налоговых консультантах может стать началом процедуры внесения изменений в налоговое законодательство, по которому бизнес и физических лиц обяжут получать платные консультации у налоговых консультантов. Сразу отметим, что этот тезис является лишь предположением, хотя давно известно, что в нашем государстве любое самое нелепое предложение может быть реализовано в законодательном акте.

Третьим плюсом для чиновников в принятии Указа о налоговых консультантах является возможность переквалификации бывших сотрудников налоговых органов в налоговые консультанты. Последнее особенно актуально в связи с повышением пенсионного возраста и тем обстоятельством, что бывшие налоговые работники хорошо знают налоговое законодательство.

Косвенным подтверждением последнего предположения является и форма принятия нормативного документа о налоговых консультантах. Так, МНС РБ предлагает принятие Указа, а не Закона о налоговых консультантах. Процедура принятия Закона является более трудоемкой и обсуждаемой, а следовательно, Закон о налоговых консультантах может быть и не принят.

В этом смысле показателен опыт Российской Федерации, на который ссылаются разработчики Указа о налоговых консультантах, в которой Закон о налоговых консультантах не принят до сих пор, хотя и был внесен в Государственную Думу в 2014 году. Похоже, что в данном документе ярко прослеживаются узковедомственные цели налоговых органов, поэтому он и не принят в Российской Федерации до сих пор.

Указ о налоговых консультантах вписывают в общую тенденцию белорусского нормотворчества последних лет. Прикрываясь узковедомственными интересами, чиновники принимают нормативные акты без учета интересов населения и бизнеса и долгосрочных макроэкономических последствий. При этом своих ошибок белорусские чиновники не признают и мнение бизнеса (судя по электронным счетам-фактурами и лжепредпринимателям) на практике не учитывают. В этой связи с большой долей уверенности можно утверждать, что Указ о налоговых консультантах будет принят в предлагаемой редакции. Принесет этот Указ больше вреда или пользы для государства и бизнеса, покажет лишь время и правоприменительная практика. Но уже сегодня можно утверждать, что общая тенденция изменения белорусского законодательства ведет к ухудшению делового климата в государстве.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Подписаны указы о назначении выборов Беларуси в 2024 году

Александр Лукашенко подписал 20 ноября указы № 367 «О назначении выборов депутатов» и № 368 «О назначении выборов в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь», сообщает пресс-служба. «Данными документами в соответствии с требованиями Конституции предусматривается проведение выборов в Палату представителей Национального собрания восьмого созыва и местные Советы депутатов двадцать девятого созыва в единый день голосования

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,