• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Намерение Украины ввести санкции в отношении российских нефтепродуктов затрагивает интересы не только российских компаний, но и белорусских поставщиков автомобильного топлива, а также сжиженного газа.

Получат ли дополнительные бонусы от запрета поставок российского автомобильного топлива в Украину белорусский спецэкспортер нефтепродуктов – Белорусская нефтяная компания (БНК) и поставщик сжиженного газа – гособъединение «Белоруснефть»?

«Мы ввели ряд санкций против России, но один из ключевых элементов – это закупка нефтепродуктов – почему-то не попал в санкционный список. Поэтому я прошу министерство экономики наработать механизм запрета на покупку нефтепродуктов в стране-агрессоре, которым является Российская Федерация», – заявил 6 апреля А. Яценюк, добавив, что документ правительство рассмотрит на внеочередном заседании.

Российское дизтопливо как индикатор украинской цены

Украина импортировала в 2015 году 6,76 млн. тонн нефтепродуктов – это 91% от внутреннего потребления. При этом около 72% импорта нефтепродуктов приходится на дизельное топливо, 21% – на бензин.

Украинский рынок традиционно интересен для поставщиков нефтепродуктов, поскольку для многих из них – это премиальный рынок, на котором можно получить хорошую цену. Конечно же, интересен он и российским компаниям, – особенно в условиях неблагоприятной конъюнктуры на нефтяном рынке, когда приходится считать каждый доллар.

По экспертным оценкам, в 2015 году российские компании поставили в Украину около 2 млн. тонн нефтепродуктов на сумму более 1 млрд. долларов. Доля российских компаний в импорте дизельного топлива Украины достигла примерно 27%, бензина – около 5%. Помимо дизельного топлива, российские компании успели занять около половины рынка сжиженного газа Украины.

Что касается дизтоплива, то в последние полгода российские компании не поставляли его в Украину из-за жестких ограничений, которые ввела сама Россия. С сентября 2015 года Россия наложила мораторий на поставки дизельного топлива в Украину на основании того, что это якобы товар двойного назначения, и он может использоваться для нужд армии.

Между тем, до этого запрета российские компании занимали около 30% украинского рынка дизтоплива (их поставки увеличились примерно до 150 тыс. тонн в месяц) и составляли достаточно серьезную конкуренцию БНК.

Эмбарго России на поставки дизтоплива в Украину не стало катастрофой для украинского топливного рынка, который сегодня весьма диверсифицирован. Нефтетрейдеры быстро переориентировались на альтернативные поставки – прежде всего, из Беларуси, Литвы и Польши, а также на поставки топлива через порты. В частности, в 2015 году поставки дизельного топлива через украинские порты увеличились на 70% – до 635 тыс. тонн.

По мнению экспертов, поставки российского дизельного топлива важны для Украины не столько с точки зрения физических объемов, сколько как фактор влияния на цены других игроков (российские компании поставляют топливо на украинский рынок, как правило, без премии к цене поставок). В частности, введенное осенью 2015 года российское эмбарго на поставки дизтоплива в Украину привело к повышению его цены на 20–30 долларов за тонну. На цену прежде всего повлияли «дорогие» поставки дизтоплива через морские порты, что было востребовано после введения эмбараго, а это привело к повышению цен по остальным направлениям поставок.

Таким образом, прошлогодний российский запрет на поставки дизтоплива в Украину сыграл на руку белорусскому спецэкспортеру нефтепродуктов – Белорусской нефтяной компании (БНК).

Получилось так, что из-за налогового маневра и ухудшившейся ценовой конъюнктуры на топливном рынке российским нефтяным компаниям стало выгоднее сжать до минимума давальческую переработку на белорусских НПЗ (прежде всего на Мозырском НПЗ, откуда они ранее поставляли дизтопливо в Украину) и наращивать поставки на украинский рынок прямо с российских заводов. При этом БНК тоже смогла увеличить объем экспорта дизтоплива в Украину благодаря тому, что Мозырский НПЗ увеличил объем собственной переработки нефти.

Однако в конце марта 2016 года российские компании возобновили поставки дизельного топлива в Украине. Игроки рынки ожидали, что возросшая конкуренция приведет к снижению цен в этом топливном сегменте, как это было ранее. Однако если Украина введет санкции в отношении российских нефтепродуктов, цены поведут себя иначе.

Белорусский интерес

За последние 10 лет объем производства нефтепродуктов в Украине сократился в 10 раз. Но хотя Украина и осталась без собственной нефтепереработки, дефицита топлива на украинском рынке нет – это открытый, высококонкурентный и диверсифицированный рынок. В 2015 году нефтепродукты в Украину поставляли компании из 10 стран и более 20 НПЗ.

Согласно данным Государственной таможенной службы Украины, всего Украина в 2015 году импортировала нефтепродукты (бензины, дизтопливо, мазут, реактивное топливо и др.) на сумму 3,957 млрд. долларов. В натуральном выражении импорт нефтепродуктов упал на 6,7% (на 485,34 тыс. тонн) по сравнению с 2014 годом – до 6,760 млн. тонн (это примерно на 30% меньше, чем на пиковом уровне 2012 года).

Крупнейшим поставщиком автомобильного топлива в Украину в прошлом году стала Беларусь. По итогам 2015 года около половины всего объема импорта нефтепродуктов в Украину было поставлено из Беларуси (1,733 млрд. долларов. Кстати, в стоимостном выражении снижение составило 1,4 млрд. долларов в сравнении с 2014 годом). На втором месте был импорт топлива из России (0,845 млрд. долларов), на третьем – из Литвы (0,414 млрд. долларов).

При этом БНК в 2015 году снизила поставки в Украину дизельного топлива на 13% – до 2,2 млн. тонн, такое же снижение отмечено по бензинам (650 тысяч тонн). Специалисты объясняют снижение в целом падением украинского рынка автомобильного топлива из-за снижения покупательской способности.

По этой причине в 2015 году внутренний рынок автомобильного топлива в Украине потерял, по официальным оценкам, около 20% потребителей. Согласно оценкам, за последние 2 года рынок потерял порядка 30% потребления бензина и порядка 15% – дизтоплива.

Эксперты при этом отмечают, что на самом деле потребление нефтепродуктов в Украине на 20% не упало. Дело в том, что государство мониторит лишь легальный сектор. Фактически же, по экспертным оценкам, падение составило около 10%. Часть потребителей перешла на фальсифицированное топливо, а часть – на потребление сжиженного газа. В целом, согласно оценкам, около 10-12% украинских потребителей перешли на покупку нелегального топлива.

Украинский рынок остается для БНК самым привлекательным: так как автомобильное топливо Украина импортирует, то вынуждена пересчитывать его цену в соответствии с курсом валюты. В январе-феврале 2016 года БНК увеличила поставки нефтепродуктов в Украину на 52% – до 662,736 тыс. тонн. Правда, в денежном выражении экспорт компании снизился на 3% в сравнении с январем-февралем 2015 года – до 234,2 миллиона долларов. В том числе феврале текущего года БНК увеличила экспорт в Украину дизтоплива на 70%, а бензинов – на треть.

Но при любом раскладе БНК вряд ли сможет существенно нарастить поставки нефтепродуктов в Украину в этом году. В 2015 году компания экспортировала на украинский рынок 13,8 млн. тонн нефтепродуктов. Аналогичный объем БНК планирует поставить и в 2016 году. Возможности для наращивания экспорта фактически исчерпаны, учитывая, что российские компании-давальцы практически снизили переработку нефти до предела, и, следовательно, белорусские НПЗ не смогут заметно нарастить объемы переработки.

Следует также отметить, что в последние годы изменилась также структура потребления топлива в Украине – на рынке отмечается рост потребления сжиженного газа. Продажи этого моторного топлива за последние 2 года выросли на 20%. Что тоже сыграло на руку белорусскому поставщику – «Белоруснефти». Согласно оценочным данным, поставки белорусского сжиженного газа в Украину составляют порядка 20-22% от потребностей рынка. В частности, в январе 2016 года «Белоруснефть» увеличила поставки сжиженного газа в Украину до 23,4 тыс. тонн, в то время как в январе 2015 года было поставлено 16,7тыс. тонн. Валютная выручка при этом выросла до 5,85 млн. долларов с 4,9 млн. долларов январе 2015 года.

Что касается российского сжиженного газа, то, по данным первого квартала 2016 года, на украинском рынке он занимал 45% (около 155 тыс. тонн). Понятно, что запрет на поставки российского сжиженного газа в Украину не приведет к дефициту этого топлива. Как и в случае с дизтопливом, место российских поставщиков поспешат занять европейские и белорусские компании. Но стоить он будет заметно дороже. Кстати, как отмечают эксперты, европейские трейдеры и сейчас готовы поставлять сжиженный газ в Украину, но их ценовое предложение (на 50–60 долларов за тонну дороже) не выдерживает конкуренции с ценой нынешних поставщиков.

Украинский топливный выбор

В Украине в ближайшее время появится новое правительство. Ранее эксперты склонны были приписывать поручение А. Яценюка рассмотреть вопрос о введении санкций в отношении российских нефтепродуктов эмоциональности премьера в сложившейся непростой для него ситуации.

С прагматичной точки зрения устанавливать эмбарго на российское топливо не стоит, считают эксперты. Ведь львиная доля импортируемых в Украину нефтепродуктов, – в частности, из Беларуси, Литвы, Польши, Венгрии, которые достигают 80% импортных поставок в Украину, производятся из российской нефти. Россия в любом случае получит деньги за свое сырье, а вот Украине в результате запрета придется покупать топливо по гораздо более высокой цене.

Иными словами, без топлива украинский рынок в любом случае не останется, а вот ценники заметно вырастут. Так что эмбарго на российские нефтепродукты вряд ли отвечает интересам национальной экономики Украины.

Тем боле, что на топливном рынке Украины возможны перемены, которые могут привести к повышению конкуренцию и снижению цен для потребителей. Игроки этого рынка ожидают возобновления работы нефтепродуктопровода из России, по которому в лучшие времена снабжалось до 25% украинского рынка, или около 1,5 млн. тонн дизтоплива в год.

Недавно российская компания «Транснефть» завершила сделку по продаже проходящего по территории Украины трубопровода «ПрикарпатЗападтранс» швейцарской International Trading Partners. В конце 2015 года Антимонопольный комитет Украины разрешил швейцарской компании купить эту трубу, простаивающую с 2014 года. Если этот нефтепродуктопровод заработает (надо полагать, новый владелец приобретал ее именно с такой целью), то структура поставок дизельного топлива в Украину претерпит принципиальные изменения. В результате объем импорта дизтоплива из России увеличится до 2,5 млн. тонн, или до половины от всего потребления страны. Самое главное, появление нового источника поставок подстегнет конкуренцию и приведет к снижению цен на топливном рынке, в чем Украина как раз и заинтересована. Станут ли эти аргументы решающими для нового правительства Украины при принятии решения в отношении поставок российского автомобильного топлива?


 

Тэги:

, , , , , , , ,

Зеркало белорусской экономической модели: долги предприятий превысили объем ВВП страны

Эксперты считают, что высокая закредитованность белорусских предприятий – следствие экономической модели их развития, в основе которой лежит долговое, а не долевое финансирование. Правительство предпринимает попытки решить проблему через внедрение на предприятиях корпоративного управления. Промышленные предприятия заплатили за кредиты на четверть больше, чем заработали На 1 января 2019 года общая задолженность предприятий страны достигла 123,6 млрд.

Около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок на российский рынок — Лукашенко

Александр Лукашенко проводит сегодня совещание по экономическим вопросам. Он заявил, что важнейшим для него является вопрос экспорта и также отметил ряд проблем с поставками в Россию. «Второй вопрос — он так и не снят — поставки сельхозпродукции на российский рынок. По моей информации, на сегодня около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок

Чудеса на валютном рынке: население продает и копит валюту одновременно

Жители Беларуси удивляют: если в 2018 году они понемногу избавлялись от своих валютных сбережений в банках, то в апреле текущего года они накапливали там средства, одновременно увеличив продажу валюты банкам. Изменение настроений физических лиц в отношении сбережений особенно хорошо заметно, если сравнивать данные за апрель 2019 и апрель 2018 годов. Спасибо ФРС США за рост

Как два миротворца войну начинали

Обычно говорят, какую страну потеряли, сетуя на исчезновение с политической карты мира СССР. Который победил фашизм, а жители оставленного им геополитического пространства с каждым новым годом с нарастающим неистовством празднуют день победы. День победы страны, которой давно уже нет. Мистика какая-то! Притом, что «повторение прошлого» никому никогда не удавалось. И сейчас, если повторение начнется, то

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.

Зенитные ракетные комплексы: а что скажут в ОДКБ и НАТО?

Практически никто не сомневается в том, что одной из важных тем переговоров Александра Лукашенко и Реджепа Эрдогана во время визита белорусского лидера в Анкару были вопросы военно-технического сотрудничества. Хотя визит президента Беларуси в Турцию состоялся еще 16 апреля, в экспертном сообществе продолжают обсуждать его итоги. Несмотря на разногласия в деталях комментаторы единодушны в том, что

Послание как повод порассуждать о справедливости

Экономика – наш неоспоримый приоритет. В этом белорусов постоянно пытается убедить глава государства. Но нет правил без исключения. Состоявшееся 19 апреля очередное ежегодное послание к белорусскому народу и Национальному собранию, неожиданно таким исключением и стало.

Сможет ли Беларусь скорректировать цены на российскую нефть из-за снижения ее качества?

Проблемы, с которыми столкнулись недавно белорусские НПЗ из-за резкого ухудшения качества российской нефти, дают шанс белорусской стороне пересмотреть подходы к ценообразованию на поставки российской нефти Urals. Белорусская сторона вносит этот вопрос в повестку переговоров постоянно, но безрезультатно. Получится ли на этот раз? Качество Urals падает давно Негативная ситуация с поставками нефти через трубопровод «Дружба» проявилась