• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Намерение Украины ввести санкции в отношении российских нефтепродуктов затрагивает интересы не только российских компаний, но и белорусских поставщиков автомобильного топлива, а также сжиженного газа.

Получат ли дополнительные бонусы от запрета поставок российского автомобильного топлива в Украину белорусский спецэкспортер нефтепродуктов – Белорусская нефтяная компания (БНК) и поставщик сжиженного газа – гособъединение «Белоруснефть»?

«Мы ввели ряд санкций против России, но один из ключевых элементов – это закупка нефтепродуктов – почему-то не попал в санкционный список. Поэтому я прошу министерство экономики наработать механизм запрета на покупку нефтепродуктов в стране-агрессоре, которым является Российская Федерация», – заявил 6 апреля А. Яценюк, добавив, что документ правительство рассмотрит на внеочередном заседании.

Российское дизтопливо как индикатор украинской цены

Украина импортировала в 2015 году 6,76 млн. тонн нефтепродуктов – это 91% от внутреннего потребления. При этом около 72% импорта нефтепродуктов приходится на дизельное топливо, 21% – на бензин.

Украинский рынок традиционно интересен для поставщиков нефтепродуктов, поскольку для многих из них – это премиальный рынок, на котором можно получить хорошую цену. Конечно же, интересен он и российским компаниям, – особенно в условиях неблагоприятной конъюнктуры на нефтяном рынке, когда приходится считать каждый доллар.

По экспертным оценкам, в 2015 году российские компании поставили в Украину около 2 млн. тонн нефтепродуктов на сумму более 1 млрд. долларов. Доля российских компаний в импорте дизельного топлива Украины достигла примерно 27%, бензина – около 5%. Помимо дизельного топлива, российские компании успели занять около половины рынка сжиженного газа Украины.

Что касается дизтоплива, то в последние полгода российские компании не поставляли его в Украину из-за жестких ограничений, которые ввела сама Россия. С сентября 2015 года Россия наложила мораторий на поставки дизельного топлива в Украину на основании того, что это якобы товар двойного назначения, и он может использоваться для нужд армии.

Между тем, до этого запрета российские компании занимали около 30% украинского рынка дизтоплива (их поставки увеличились примерно до 150 тыс. тонн в месяц) и составляли достаточно серьезную конкуренцию БНК.

Эмбарго России на поставки дизтоплива в Украину не стало катастрофой для украинского топливного рынка, который сегодня весьма диверсифицирован. Нефтетрейдеры быстро переориентировались на альтернативные поставки – прежде всего, из Беларуси, Литвы и Польши, а также на поставки топлива через порты. В частности, в 2015 году поставки дизельного топлива через украинские порты увеличились на 70% – до 635 тыс. тонн.

По мнению экспертов, поставки российского дизельного топлива важны для Украины не столько с точки зрения физических объемов, сколько как фактор влияния на цены других игроков (российские компании поставляют топливо на украинский рынок, как правило, без премии к цене поставок). В частности, введенное осенью 2015 года российское эмбарго на поставки дизтоплива в Украину привело к повышению его цены на 20–30 долларов за тонну. На цену прежде всего повлияли «дорогие» поставки дизтоплива через морские порты, что было востребовано после введения эмбараго, а это привело к повышению цен по остальным направлениям поставок.

Таким образом, прошлогодний российский запрет на поставки дизтоплива в Украину сыграл на руку белорусскому спецэкспортеру нефтепродуктов – Белорусской нефтяной компании (БНК).

Получилось так, что из-за налогового маневра и ухудшившейся ценовой конъюнктуры на топливном рынке российским нефтяным компаниям стало выгоднее сжать до минимума давальческую переработку на белорусских НПЗ (прежде всего на Мозырском НПЗ, откуда они ранее поставляли дизтопливо в Украину) и наращивать поставки на украинский рынок прямо с российских заводов. При этом БНК тоже смогла увеличить объем экспорта дизтоплива в Украину благодаря тому, что Мозырский НПЗ увеличил объем собственной переработки нефти.

Однако в конце марта 2016 года российские компании возобновили поставки дизельного топлива в Украине. Игроки рынки ожидали, что возросшая конкуренция приведет к снижению цен в этом топливном сегменте, как это было ранее. Однако если Украина введет санкции в отношении российских нефтепродуктов, цены поведут себя иначе.

Белорусский интерес

За последние 10 лет объем производства нефтепродуктов в Украине сократился в 10 раз. Но хотя Украина и осталась без собственной нефтепереработки, дефицита топлива на украинском рынке нет – это открытый, высококонкурентный и диверсифицированный рынок. В 2015 году нефтепродукты в Украину поставляли компании из 10 стран и более 20 НПЗ.

Согласно данным Государственной таможенной службы Украины, всего Украина в 2015 году импортировала нефтепродукты (бензины, дизтопливо, мазут, реактивное топливо и др.) на сумму 3,957 млрд. долларов. В натуральном выражении импорт нефтепродуктов упал на 6,7% (на 485,34 тыс. тонн) по сравнению с 2014 годом – до 6,760 млн. тонн (это примерно на 30% меньше, чем на пиковом уровне 2012 года).

Крупнейшим поставщиком автомобильного топлива в Украину в прошлом году стала Беларусь. По итогам 2015 года около половины всего объема импорта нефтепродуктов в Украину было поставлено из Беларуси (1,733 млрд. долларов. Кстати, в стоимостном выражении снижение составило 1,4 млрд. долларов в сравнении с 2014 годом). На втором месте был импорт топлива из России (0,845 млрд. долларов), на третьем – из Литвы (0,414 млрд. долларов).

При этом БНК в 2015 году снизила поставки в Украину дизельного топлива на 13% – до 2,2 млн. тонн, такое же снижение отмечено по бензинам (650 тысяч тонн). Специалисты объясняют снижение в целом падением украинского рынка автомобильного топлива из-за снижения покупательской способности.

По этой причине в 2015 году внутренний рынок автомобильного топлива в Украине потерял, по официальным оценкам, около 20% потребителей. Согласно оценкам, за последние 2 года рынок потерял порядка 30% потребления бензина и порядка 15% – дизтоплива.

Эксперты при этом отмечают, что на самом деле потребление нефтепродуктов в Украине на 20% не упало. Дело в том, что государство мониторит лишь легальный сектор. Фактически же, по экспертным оценкам, падение составило около 10%. Часть потребителей перешла на фальсифицированное топливо, а часть – на потребление сжиженного газа. В целом, согласно оценкам, около 10-12% украинских потребителей перешли на покупку нелегального топлива.

Украинский рынок остается для БНК самым привлекательным: так как автомобильное топливо Украина импортирует, то вынуждена пересчитывать его цену в соответствии с курсом валюты. В январе-феврале 2016 года БНК увеличила поставки нефтепродуктов в Украину на 52% – до 662,736 тыс. тонн. Правда, в денежном выражении экспорт компании снизился на 3% в сравнении с январем-февралем 2015 года – до 234,2 миллиона долларов. В том числе феврале текущего года БНК увеличила экспорт в Украину дизтоплива на 70%, а бензинов – на треть.

Но при любом раскладе БНК вряд ли сможет существенно нарастить поставки нефтепродуктов в Украину в этом году. В 2015 году компания экспортировала на украинский рынок 13,8 млн. тонн нефтепродуктов. Аналогичный объем БНК планирует поставить и в 2016 году. Возможности для наращивания экспорта фактически исчерпаны, учитывая, что российские компании-давальцы практически снизили переработку нефти до предела, и, следовательно, белорусские НПЗ не смогут заметно нарастить объемы переработки.

Следует также отметить, что в последние годы изменилась также структура потребления топлива в Украине – на рынке отмечается рост потребления сжиженного газа. Продажи этого моторного топлива за последние 2 года выросли на 20%. Что тоже сыграло на руку белорусскому поставщику – «Белоруснефти». Согласно оценочным данным, поставки белорусского сжиженного газа в Украину составляют порядка 20-22% от потребностей рынка. В частности, в январе 2016 года «Белоруснефть» увеличила поставки сжиженного газа в Украину до 23,4 тыс. тонн, в то время как в январе 2015 года было поставлено 16,7тыс. тонн. Валютная выручка при этом выросла до 5,85 млн. долларов с 4,9 млн. долларов январе 2015 года.

Что касается российского сжиженного газа, то, по данным первого квартала 2016 года, на украинском рынке он занимал 45% (около 155 тыс. тонн). Понятно, что запрет на поставки российского сжиженного газа в Украину не приведет к дефициту этого топлива. Как и в случае с дизтопливом, место российских поставщиков поспешат занять европейские и белорусские компании. Но стоить он будет заметно дороже. Кстати, как отмечают эксперты, европейские трейдеры и сейчас готовы поставлять сжиженный газ в Украину, но их ценовое предложение (на 50–60 долларов за тонну дороже) не выдерживает конкуренции с ценой нынешних поставщиков.

Украинский топливный выбор

В Украине в ближайшее время появится новое правительство. Ранее эксперты склонны были приписывать поручение А. Яценюка рассмотреть вопрос о введении санкций в отношении российских нефтепродуктов эмоциональности премьера в сложившейся непростой для него ситуации.

С прагматичной точки зрения устанавливать эмбарго на российское топливо не стоит, считают эксперты. Ведь львиная доля импортируемых в Украину нефтепродуктов, – в частности, из Беларуси, Литвы, Польши, Венгрии, которые достигают 80% импортных поставок в Украину, производятся из российской нефти. Россия в любом случае получит деньги за свое сырье, а вот Украине в результате запрета придется покупать топливо по гораздо более высокой цене.

Иными словами, без топлива украинский рынок в любом случае не останется, а вот ценники заметно вырастут. Так что эмбарго на российские нефтепродукты вряд ли отвечает интересам национальной экономики Украины.

Тем боле, что на топливном рынке Украины возможны перемены, которые могут привести к повышению конкуренцию и снижению цен для потребителей. Игроки этого рынка ожидают возобновления работы нефтепродуктопровода из России, по которому в лучшие времена снабжалось до 25% украинского рынка, или около 1,5 млн. тонн дизтоплива в год.

Недавно российская компания «Транснефть» завершила сделку по продаже проходящего по территории Украины трубопровода «ПрикарпатЗападтранс» швейцарской International Trading Partners. В конце 2015 года Антимонопольный комитет Украины разрешил швейцарской компании купить эту трубу, простаивающую с 2014 года. Если этот нефтепродуктопровод заработает (надо полагать, новый владелец приобретал ее именно с такой целью), то структура поставок дизельного топлива в Украину претерпит принципиальные изменения. В результате объем импорта дизтоплива из России увеличится до 2,5 млн. тонн, или до половины от всего потребления страны. Самое главное, появление нового источника поставок подстегнет конкуренцию и приведет к снижению цен на топливном рынке, в чем Украина как раз и заинтересована. Станут ли эти аргументы решающими для нового правительства Украины при принятии решения в отношении поставок российского автомобильного топлива?


 

Тэги:

, , , , , , , ,

БелАЭС снизит не цены на электричество, а курс белорусского рубля

Государственный долг Беларуси в 2020 году вырастет примерно на 11 млрд. рублей по сравнению с текущем значением и достигнет 54,4 млрд. рублей, так как будет учтен российский кредит на строительство БелАЭС. Расходы на обслуживание этого кредита, если правительство не примет специальные меры, приведут к росту спроса на валюту и ослаблению белорусского рубля. В соответствие с

Прогноз курса рубля на неделю 18-22 ноября

Ожидается совпадение нескольких негативных факторов для американской валюты, в связи с чем курс доллара на БВФБ может снизиться более чем на 1%. Уменьшение этого курса на доли процента возможно уже в понедельник 18 ноября. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, как прогнозировалось, а вырос, хотя и всего на 0,1%,

ЦИК Беларуси опубликовал предварительные списки избранных 17 ноября депутатов в Палату представтелей

17 ноября 2019 года в Беларуси состоялись выборы в Палату представителей Национального собрания. Как сообщает ЦИК РБ, общая явка составила 77,22%, при этом досрочно проголосовали 35,77% от общего числа избирателей, включенных в списки ( 6 859 866 человек) 18 ноября ЦИК обнародовал фамилии кандидатов, которые, по предварительным данным, избраны в состав Палаты представителей Национального собрания

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает