К концу сентября в Беларуси должна быть разработана Комплексная программа реформирования госпредприятий. «По каждому сможем сказать, что будем делать», – заверил депутатов премьер-министр Андрей Кобяков, представляя 5 апреля в парламенте проект программы правительства на 2016−2020 годы.

Правительство не может не настораживать то, как быстро растет количество потенциальных банкротов среди знаковых предприятий страны.

Плохих активов становится все больше

В 2015 году процедуры банкротства были возбуждены в отношении 32 предприятий с долей государства. Среди них достаточно крупные, ставшие визиткой национальной экономики – ОАО «Могилевский завод «Строммашина» (персонал – более 1,5 тыс. человек), ОАО «Управляющая компания холдинга «Забудова» (более 1,2 тыс. человек), ОАО «КИМ» (более 600 человек) и другие.

На начало 2016 года в судах Беларуси по процедурам банкротства находилось 67 дел о банкротстве юридических лиц с долей государства. На 1 февраля 2016 года процедуры банкротства применялись уже на 70 предприятиях с госдолей. А уже через месяц, по данным на 1 марта, количество дел об экономической несостоятельности предприятий в производстве экономических судов Беларуси увеличилось до 74 (между тем, год назад, на 1 марта 2015 года, таковых было 45).

В этом списке оказались ОАО «Ковры Бреста» и «Брестское пиво», ОАО «Мозырьдрев», Кобринская птицефабрика, Брестский и Пружанский комбинаты строительных материалов, Витебский комбинат шелковых тканей, Витебский и Гомельский винодельческие заводы, Гомельский авторемонтный завод, ОАО «Свитязь», ЗАО «Завод химических изделий», ОАО «Гомельский рыбокомплекс», ОАО Холдинг «Могилевоблпищепром», УКПП «Бобруйский завод напитков» и ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод», СЗАО «Стеклозавод Елизово», ПРУП «Борисовский хрустальный завод» и т. д.

Отметим, что речь идет не просто о предприятиях с госдолей в уставном капитале, а о градообразующих и бюджетообразующих. Градообразующим в Беларуси считается предприятие, на котором работает более 20% от экономически активного населения города. По оценкам, в стране насчитывается 150 городов, где имеются такие предприятия.

Основная мотивация дел о банкротстве предприятий с госдолей – их закредитованность. Причем, истории их во многом похожи: хотели модернизироваться, набрали кредиты, а вернуть не смогли. Тем более, что по завершении проектов оказывалось, что бизнес-план не был просчитан, и вместо ожидавшегося роста спроса на рынке – спад. Погасить кредиты в этих условиях более чем проблематично. А когда кредитное бремя становится неподъемным, предприятия сами ищут спасения в процедуре банкротства.

Надо полагать, что переломить эту тенденцию в ближайшее время не удастся. К примеру, в Гродненской области, как сообщил на пресс-конференции в конце марта председатель Гродненского облисполкома Владимир Кравцов, систематически неплатежеспособными являются 43 предприятия. Раньше, как отметил В. Кравцов, были случаи, когда поддержка оказывалась, чтобы предприятие не утонуло. «Однако мы не можем больше поддерживать экономику бюджетными ссудами», – подчеркнул он.

Об этом же 5 апреля депутатам заявил А. Кобяков. «Мы переходим от индивидуальной к секторальной системе оказания господдержки. Перестанем «бить по хвостам», поддерживать тех, кому просто тяжело. Будем поддерживать то, что соответствует приоритетам развития страны», – подчеркнул он.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Спасите от банкротов: в Беларуси сейчас насчитывается около 1,6 тыс. убыточных предприятий – это 20,2% от их общего количества.

Попробуют управлять эффективно

Сложившаяся ситуация в экономике требует принципиально новых подходов к промышленной политике, в том числе создания четкого механизма «отбраковки» неэффективных предприятий. Однако вряд ли следует ожидать, что в ближайшее время в Беларуси заработает классический институт банкротства. Пока из общего числа дел о банкротстве бюджетообразующих предприятий с госдолей решение о санации было принято по 16 делам, решение об открытии ликвидационного производства – по 42 делам. При этом еще по 16 делам решение о банкротстве вообще не было принято.

Судя по всему, ставку на ближайшие годы правительство делает на новую стратегию управления госактивами, которая должна быть подготовлена до 1 сентября 2016 года. Она будет включать стратегию реформирования госорганизаций и стратегию управления государственными активами. Подготовкой документа занимается созданная по распоряжению премьера Андрея Кобякова межведомственная координационная группа под руководством первого вице-премьера Василия Матюшевского, его заместителями назначены председатель Госкомимущества (ГКИ) Андрей Гаев и министр экономики Владимир Зиновский.

Концепцию управления госсобственностью ГКИ разработало еще в прошлом году. Потерпев в предыдущие годы фиаско в области расширение полномочий в сфере приватизации, Госкомимущество теперь постаралось не только диверсифицировать способы и формы управления госактивами, но и по возможности монетизировать их.

В частности, проектом новой стратегии управления госактивами предусмотрено разделение регулятивных функций отраслевых министерств и организаций, которые будут представлять государство как собственника при реализации планов по развитию предприятий. Планируется, что эту функцию передадут Госкомимуществу.

В концепции заложена идея о том, что все имущество, которое нужно вовлечь в хозоборот, будет сконцентрировано в одной специализированной организации. При этом ГКИ предложило создать на базе комитета, а также в облисполкомах унитарные предприятия, которые будут не только аккумулировать проблемные активы, но и управлять ими, вовлекать в оборот, а часть вырученных средств направлять на развитие объектов, которые не удалось продать. Чтобы стимулировать руководство предприятий, предложено оставлять у балансодержателей половину выручки от реализации имущества. Заявляется и о прямой продаже за 1 базовую величину тех объектов, которые не удалось продать на предыдущих торгах.

Предполагается также внедрить систему корпоративного управления. В прошлом году ГКИ разработало Корпоративный кодекс, где прописаны базовые принципы выстраивания корпоративного управления в акционерных обществах. Пока он применяется добровольно, но в перспективе планируют сделать обязательным для крупных ОАО с госдолей. Подготовлен проект указа о профессиональных управляющих, который предусматривает возможность привлечения профессиональных управляющих к управлению акционерными обществами.

Поставлена задача очистить от непрофильных активов – передать их в коммунальную собственность или продать. Предполагается также передавать вспомогательные функции на аутсорсинг. В принципе все это уже практикуется: и передача предприятий на аутсорсинг (в авангарде этого процесса идут предприятия концерна «Белнефтехим»), и передача социальных объектов в коммунальную сферу. Тем не менее, эти осторожные шаги в нужном направлении не могут решить проблему неплатежеспособности отечественных предприятий, которая превращается в хроническую.

На повестке – реструктуризация. Потребуется зарубежная помощь

Похоже, ситуация вынуждает правительство вспомнить еще об одном рецепте лечения хронически больных предприятий. Как заявлено, в этом году правительство приступит к реструктуризации крупных предприятий. И для этого, надо полагать, вновь будет востребована техническая помощь европейских структур.

Трансформация госсектора названа одной из 6 ключевых разделов «дорожной карты» структурных реформ в Беларуси, которая была подготовлена Минэкономики совместно с Нацбанком и экспертами Всемирного банка и анонсирована в октябре 2015 года с трибуны Кастрычницкаго форума. Согласно озвученной официальной версии, трансформация госсектора в Беларуси включает сокращение господдержки, оказание ее на конкурсной основе, установление жестких бюджетных ограничений, отказ от убыточных видов деятельности, а также реструктуризацию госкомпаний.

Кстати, экономисты Всемирного банка еще в 2012 году направили белорусским властям свои рекомендации по реформированию госсектора. Они включают три направления.

Это – поэтапный отказ от мягких бюджетных ограничений: госпредприятия должны работать в условиях таких же цен на кредитные ресурсы, энергоносители, сырье, что и частные компании. Такой подход позволит достаточно быстро определить, какие госпредприятия способны работать в рыночных условиях, а какие – нет. Второе направление – изменения правил корпоративного управления госсектором. И, наконец реструктуризации вертикально интегрированных госпредприятий. Понятно, что в Беларуси вертикальная интеграция (в рамках холдингов) госпредприятий часто используется для того, чтобы скрыть неэффективность присоединенных организаций. По мнению экспертов ВБ, в тех случаях, когда такая интеграция не оправдана, нужно проводить реструктуризацию холдингов с привлечения инвесторов на отдельные предприятия.

Стоит заметить, что в последние годы белорусские власти слишком увлеклись созданием холдингов. В последние годы холдинги в Беларуси росли как грибы. В авангарде этого начинания находился Минпром. Здесь уже создано около двух десятков холдингов – в частности, «БелАЗ-Холдинг», «Лидсельмаш», «Белстанкоинструмент» во главе с управляющей компанией ОАО «Минский станкостроительный завод» (ОАО «МЗОР»), «Амкодор», «БелавтоМАЗ», «Белорусская металлургическая компания», «Интеграл», «БЕЛОМО», «Горизонт», «Автокомпоненты» (головное предприятие – борисовское ОАО «БАТЭ»), «Бобруйскагромаш», «Минский моторный завод» и т. д.

Правительство рассчитывало, что создание холдингов оптимизирует производственные затраты, а централизация инвестиций позволит эффективно управлять модернизацией предприятий. Помогло ли это большинству предприятий, которые оказались в холдингах, Вопрос риторический.

Тем не менее, даже в сегодняшней ситуации, которая требует противоположных подходов, белорусские власти остаются приверженцами этой идеи. В частности, согласно недавнему решению правительства в холдинг объединяют 7 ОАО деревообработки, а их акции передадут в управление Банку развития. Теперь вот таким способом власти попытаться спасти из кризиса деревообрабатывающие предприятия, на модернизацию которые еще недавно были потрачены колоссальные госресурсы.

На новый круг

Правительственные чиновники отмечают, что сегодня правительство не располагает реальными данными о сложившейся ситуации на ряде крупных предприятий страны. Поэтому получить объективную картину на проблемных предприятиях попытаются с помощью внешних аудиторов.

Не исключено, что такой аудит будет проводиться на европейские деньги. Глава представительства Европейского союза в Беларуси Андреа Викторин недавно сообщила, что Европейский союз намерен увеличить поддержку проектов в Беларуси в 2016 году почти в 2 раза – до 29 млн. евро (эта сумма является индикативной; окончательное решение будет озвучено в середине 2016 года). Эти проекты включают 3 приоритета: вопросы миграции, региональное экономическое развитие и – оказание технической помощи.

Между тем, Беларусь в своей новой истории уже пользовалась зарубежной финансовой помощью для проведения реструктуризации промышленных предприятий.

Следует напомнить, что в 1996–1997 году в Беларуси работала программа технического содействия Евросоюза ТАСИС, в рамках которой были предложены подходы по реструктуризации отдельных промышленных предприятий.

В 2012 году ПРООН пытался апробировать в Беларуси практику реструктуризации градообразующих предприятий. Осенью 2012 года Программа развития ООН (ПРООН) совместно с Департаментом по занятости Министерства труда и социальной защиты Беларуси приступила к реализации нового проекта, который поможет градообразующим белорусским предприятиям приступить к реформам. «Развитие диалога по предотвращению роста безработицы и бедности при реструктуризации градообразующих предприятий» – так называется новый проект ПРООН. Белорусские чиновники отмечали, что проект особенно важен для Беларуси именно сейчас, потому что поможет местной власти не бояться начинать реформы на крупных предприятиях и подтолкнет развитие малого бизнеса в малых городах.

На участие в проекте было подано 16 заявок. О своем желании заявил даже крупнейший белорусский экспортер калийных удобрений – «Беларуськалий». Но в качестве пилотной площадки проекта был определен стеклозавод «Неман».

Предполагалось, что методика реструктуризации градообразующих предприятий, апробированная на стеклозаводе «Неман», станет своего рода ориентиром при реформировании градообразующих предприятий Беларуси. Однако несмотря на усилия экспертов, это не сработало.

Прошло время, и тема реструктуризации градообразующих предприятий Беларуси, похоже, вновь актуализирована. Осилит ли ее нынешнее правительство? Одна надежда, что жизнь в любом случае заставит это сделать. Тем более, альтернатива этому процессу – реальное банкротство хронических должников.

Справка БЕЛРЫНКА
По данным Белстата, в Беларуси за 2015 год чистый убыток убыточных предприятий увеличился в 2,2 раза и достиг 42,807 трлн. рублей (1,955 млрд. долларов). Количество убыточных организаций, отчитывающихся на постоянной основе, возросло с 1128 до 1625 единиц, удельный вес числа убыточных организаций – с 14,3% до 20,6%.
Наибольшие чистые убытки в 2015 году понесли убыточные организации обрабатывающей промышленности – 26,242 трлн. рублей (1,199 млрд. долларов, рост в 2,1 раза). При этом самые крупные убытки фиксировались у убыточных предприятий: металлургического производства и производства готовых металлических изделий – 7,061 трлн. рублей (322,5 млн. долларов, рост в 5,2 раза); производства машин и оборудования – 5,571 трлн. рублей (254,5 млн. долларов, +70,0%); производства пищевых продуктов и табака – 4,913 трлн. рублей (224,4 млн. долларов, +94,9%).
В 2015 году весь чистый убыток отчитывающихся организаций связи был сконцентрирован на одном из подведомственных Минсвязи предприятий и составлял 4,694 трлн. рублей (214,4 млн. долларов, рост убытка в 2,3 раза).
Чистые убытки убыточных организаций Минска за 2015 год сложились на уровне 12,874 трлн. рублей (588,1 млн. долларов, +69,8%), Гомельской области – 12,321 трлн. рублей (554,6 млн. долларов, рост в 4,6 раза). По итогам 2015 года во всех регионах чистый убыток убыточных организаций увеличился по отношению к показателю за 2014 год в 1,5 и более раза.
Среди организаций, подчиненных госорганам, в 2015 году наибольшие чистые убытки показали убыточные организации системы Минпрома – 13,773 трлн. рублей (629,2 млн. долларов, рост убытка в 2,4 раза), Минсельхозпрода – 6,977 трлн. рублей (318,7 млн. долларов, рост убытка в 2 раза).
Чистые убытки свыше 1 трлн. рублей (45,68 млн. долларов) в декабре 2015 года показали такие виды деятельности, как металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (валообразующее предприятие – Белорусский металлургический завод), производство пищевых продуктов и табака, сельское хозяйство, производство машин и оборудования (крупнейшие предприятия – Гомсельмаш и МТЗ).

 

Тэги:

, , , , , , ,

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 3 июня

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в апреле продолжила снижение

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в апреле 2024 года выросли на 0,4% после роста в марте 2024 года на 0,5% . Годовая инфляция (апрель 2024г./апрель 2023г.) составила 5,6% и не изменилась по сравнению с мартом ( такой же была и в феврале). С начала года ( к декабрю

Доллар продолжил дешеветь на торгах на БВФБ 28 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,