В середине января белорусские коммерческие банки завершили второй этап перехода к новой системе депозитов: следуя рекомендациям Нацбанка, они снизили ставки по сберегательным банковским карточкам в белорусских рублях до 3% и в иностранной валюте – до 0,2%. Первый этап был осуществлен в ноябре, когда ввели безотзывные депозиты. А завершится вся реформа 1 апреля, когда начнут взиматься налоги с процентов по краткосрочным депозитам.

Когда государственные чиновники рассказывают о преобразованиях депозитной системы, они делают упор на необходимости обеспечения стабильности финансов Беларуси. У банков появятся «длинные» (долгосрочные) ресурсы. Но наш мир устроен так, что если у кого-то прибудет, то у кого-то убудет. В данном случае ясно, у кого убудет: у клиентов банков.

Бюджет пополнится за счет налогов

Как сообщил еще в начале декабря прошлого года первый заместитель председателя правления Нацбанка Тарас Надольный на заседании Совета республики Национального собрания Беларуси, налог с процентов по депозитам в 2016 году может составить 900 млрд. BYR. Но в Нацбанке надеются на то, что эффект от увеличения сроков депозитов будет намного выше, чем от поступления денег в бюджет. В какую сумму выльется этот эффект и кому попадет в карман, Тарас Надольный не объяснил.

Не обсуждался тогда и вопрос о выгоде, которую получат банки, и, соответственно, сколько потеряет население от снижения процентов по сберегательным картам. А это несложно примерно оценить.

По данным Нацбанка, переводные депозиты населения, то есть в основном средства на карточках, в декабре выросли по сравнению с ноябрем на 0,77 трлн. BYR (5,8%) и достигли на 1 января 2016 года 14,1 трлн. BYR. Нацбанк не сообщил, какая часть из этих средств лежит на сберегательных карточках, но можно предположить, что большая, так как подобные карточки получили широкое распространение и многие люди стремились переводить на них свою зарплату.

Денежные доходы населения в Беларуси в месяц составляют около 46 трлн. BYR, и эти средства находятся у людей либо в виде наличных, либо в виде денег на карточках. Наличных не так уж и много: на 1 января их в обращении было всего 14,2 трлн. BYR. А это ведь не только средства населения, но и деньги предприятий, которые нуждаются в наличных для осуществления торговли с населением.

Таким образом, сумма наличных денег и средств на карточках значительно меньше доходов населения за месяц, а это значит, что на карточках хранятся в основном не какие-то долгосрочные накопления, а средства на повседневные нужды. Эти деньги владельцы карточек не будут переводить на срочные депозиты, они останутся на карточках, может быть, не на сберегательных, а на зарплатных. Следовательно, после снижения ставок по сберкартам люди просто потеряют проценты с тех средств, которые там хранились. Если предположить, что доля таких средств составила половину от переводных депозитов, то получится 7 трлн. BYR. А если учесть, что проценты по рублевым карточкам до их снижения находились на уровне около 24% годовых, потери доходов населения в 2016 году составят примерно 1,5 трлн. BYR.

Вкладчики голосуют ногами

К этим потерям доходов населения можно смело добавить и те, которые люди понесут из-за снижения склонности к сбережениям. Ставки по депозитам падают, условия становятся менее привлекательными, поэтому кто-то будет отказываться от сбережений вообще и, следовательно, не получит проценты.

Этот процесс уже идет полным ходом. Сумма срочных рублевых депозитов населения в декабре снизилась по сравнению с ноябрем на 1,25 трлн. BYR, то есть на 5,6%, и составила на 1 января 2016 года 26,1 трлн. BYR. За 2015 год данные депозиты сократились на 4%.

Тают и валютные сбережения населения. Сумма срочных валютных депозитов физических лиц в декабре по сравнению с ноябрем снизилась на 83,4 млн. USD (на 1,1%) и составила на 1 января 2016 года 7,69 млрд. USD. В целом за 2015 год срочные валютные депозиты населения увеличились, но всего на 2,3%. Это меньше процентов по данным вкладам, то есть можно говорить об оттоке и валютных средств населения из банков.

А сумма переводных валютных депозитов физических лиц, то есть в основном средств на их карточках, в декабре снизилась по сравнению с ноябрем на 14,1 млн. USD (на 2,6%) и достигла 521,3 млн. USD. Правда, за год данный параметр увеличился на 10,4%.

Конечно, отток средств с вкладов в декабре объяснялся не только снижением склонности населения к сбережениям, но и сокращением доходов белорусов и расходами в связи с новогодними и рождественскими праздниками. Однако если предположить, что около половины декабрьского оттока вызвано именно ухудшением условий сбережения средств в банках, то отток средств можно оценить примерно в 50 млн. USD и 0,6 трлн. BYR в месяц. В год это составит около 0,6 млрд. USD и 7,2 трлн. BYR. Приличные суммы. Проценты от этой суммы за год составляют около 24 млн. USD и 1,8 трлн. BYR. В рублевом выражении это в сумме около 2,3 трлн. BYR. Это тот доход, который жители Беларуси могли бы получить, если бы условия по депозитам в белорусских банках не изменились в худшую сторону и склонность населения к сбережениям осталась на прежнем уровне.

Это, конечно, очень приблизительные расчеты, но они показывают порядок величины: речь идет о триллионах рублей. В сумме потери населения от введения новой системы депозитов в банках могут достигать, согласно проведенным примерным расчетам, от 2,5 до 5 трлн. BYR. Эти величины можно будет уточнить после появления данных об изменении депозитов населения за январь.

В масштабах страны это, может быть, не так уж и много – всего-то около 1% от доходов населения за год. Но тут важна тенденция. В условиях, когда заработная плата и доходы населения и так уменьшаются в реальном выражении, в банковской системе Беларуси осуществляется реформа, которая еще больше сокращает доходы жителей страны. А это означает, что возможны и новые реформы подобного рода. Государство не знает, где взять деньги на поддержку своих проектов в экономике. Раньше правительство брало в долг за рубежом, теперь уже в долг нам не дают, поэтому дошла очередь до сбережений населения.

Тэги:

, , , ,

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 3 июня

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в апреле продолжила снижение

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в апреле 2024 года выросли на 0,4% после роста в марте 2024 года на 0,5% . Годовая инфляция (апрель 2024г./апрель 2023г.) составила 5,6% и не изменилась по сравнению с мартом ( такой же была и в феврале). С начала года ( к декабрю

Доллар продолжил дешеветь на торгах на БВФБ 28 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,