12.12.2015, 16:49
Итоги недели: Нобель в Беларуси и неожиданные визиты президента
Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию, Александр Лукашенко совершил свои первые официальные визиты после переизбрания, а в оппозиции окончательно была оформлена ликвидация последней коалиции.
Нобелевская премия – Светлане Алексиевич
В Стокгольме 10 декабря Светлане Алексиевич была вручена Нобелевская премия по литературе.
Первая для Беларуси Нобелевская премия стала, безусловно, темой недели, причем эта тема выходила далеко за границы литературы и культуры. На выступления Алексиевич в Стокгольме возлагались большие надежды, причем у каждого надежды были свои.
Демократически ориентированная общественность ожидала от Нобелевского лауреата выражения гражданской позиции, политических заявлений и внимания к белорусскому языку.
Власти, наоборот, надеялись, что Алексиевич воздержится от политической злобы дня, а говорить будет только о литературе и абстрактном гуманизме. Причем в то, что так и произойдет, власти все же не верили, поэтому на Белорусском телевидении предусмотрительно отказались от трансляции и нобелевской лекции, и торжественной церемонии вручения премии.
Однако на практике акценты были расставлены немного иначе. Нобелевская лекция Светланы Алексиевич была посвящена судьбе «красного человека» (стержневой темы ее творчества), почти ничего не было сказано на политическую злобу дня и почти не вспоминалась Беларусь. Последнее вызвало сдержанный оптимизм властей, ведь она пока оказалась выше «навязываемого ей оппозиционного стиля» (как писала «Советская Белоруссия»). У части демократически настроенной общественности такой текст лекции, наоборот, вызвал легкое разочарование – мол, первый белорусский Нобелевский лауреат о Беларуси-то и забыла.
А вот в короткой речи после торжественной церемонии награждения Алексиевич не просто говорила о свободе в Беларуси и героях Площади, вспомнила Василя Быкова и Алеся Адамовича, но еще и использовала белорусский язык. Такое содержание речи Алексиевич полностью удовлетворило демократическую общественность, вызвав реакцию, близкую к восторгу. А власти после этого, вероятно, только утвердились в правильности своего решения игнорировать первую Нобелевскую премию Беларуси.
См. также: Светлана Алексиевич: «Надо иметь смелость говорить себе и людям правду»
Отложенное свидание
8-12 декабря Александр Лукашенко совершил свои первые официальные визиты после переизбрания президентом.
К общему удивлению, первые визиты были совершены во Вьетнам и Туркменистан – страны, находящиеся на периферии внешнеполитических интересов Беларуси.
Первый визит после переизбрания традиционно считается символическим, и, по логике событий, Лукашенко неизбежно должен был отправиться в Россию. Такое развитие событий и предполагалось – встреча в Москве с президентом РФ Владимиром Путиным была назначена на 26 ноября. Однако незадолго до визита турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик, и под этим предлогом встреча была перенесена. В результате вместо Москвы свой первый визит глава белорусского государства совершил во Вьетнам.
Впрочем, Россию он посетит совсем скоро: как сообщила пресс-служба Кремля, 14-15 декабря Александр Лукашенко по приглашению Путина посетит Россию с официальным визитом.
Впрочем, резкое обострение российско-турецких отношений вряд ли было единственной причиной того, что встречу Путина и Лукашенко отложили почти на 20 дней. Очевидно, что в отношениях Москвы и Минска накопилось столько проблемных вопросов, что разговор между двумя лидерами не может быть простым. Соответствующий вывод можно было сделать еще по многочисленным оговоркам Лукашенко о «недомолвках» и «настороженности» в отношениях двух стран, о чем говорилось в ноябре во время встречи с послом РФ Александром Суриковым. При этом спектр проблемных вопросов в отношениях двух стран максимально широкий: от нового кредита до российской авиабазы под Бобруйском.
Еще одним свидетельством «недомолвок» между Москвой и Минском стало заявление главы Минфина России Антона Силуанова о новом кредите Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) для Беларуси. 8 декабря после заседания совета фонда Силуанов заявил, что решение о выделении нового кредита Беларуси пока не принято, хотя Минск снизил запрос на привлечение средств с 3 до 2 миллиардов долларов. Причем в заявлении Силуанова прозвучали достаточно неожиданные слова об отклонении Беларуси от первоначальных показателей по росту зарплат бюджетников, динамике тарифов по услугам ЖКХ и по транспорту (это притом что роста зарплат в Беларуси как раз и не наблюдается).
Впрочем, можно предположить, что на «отклонение от первоначальных показателей» ЕФСР вполне может закрыть глаза, если переговоры Лукашенко и Путина в Москве пройдут успешно.
Таинственные отставки
Перед тем как поехать во Вьетнам, Лукашенко отправил в отставку трех высокопоставленных чиновников: замминистра сельского хозяйства Василия Пивовара, первого замминистра транспорта и коммуникаций Евгения Рогачева, а также первого заместителя начальника Белорусской железной дороги Владимира Михайлюка.
Все трое были освобождены от занимаемых постов «за поступки, которые несовместимы с нахождением на госслужбе». Что это за поступки – осталось тайной. Исходя из опыта предыдущих лет, можно предположить, что суть этих поступков станет известна во время какого-либо продолжительного выступления Александра Лукашенко. А может быть, и вовсе никогда не станет известна, учитывая, что государственная система Беларуси отличается крайней закрытостью.
Ни референдума, ни коалиции
Лидеры Партии БНФ, движения «За свободу» и Белорусской социал-демократической партии (Грамада) 8 декабря опубликовали заявление о прекращении кампании «Народный референдум».
Три участника коалиции фактически открытым текстом свалили вину на развал «Народного референдума» на четвертого – кампанию «Говори правду».
«Мы с большим сожалением констатируем, что совместно наработанный потенциал был ненадлежащим образом использован одним из партнеров ради достижения собственных тактических задач, далеких от первоначальных целей. В результате было подорвано как доверие общества к кампании «Народный референдум», так и доверие между организациями – участниками НР», – подчеркивают авторы заявления.
Заявление «тройки» стало юридическим оформлением смерти коалиции «Народный референдум», которая де-факто состоялась уже давно – еще до президентских выборов. Тогда Татьяна Короткевич, которая презентовалась первоначально как кандидат в президенты от коалиции, последовательно лишилась поддержки движения «За свободу», БСДП(Г) и Партии БНФ. Причем Партия БНФ вышла из предвыборной кампании уже в ходе президентской гонки, что, судя по всему, мало расстроило команду Короткевич.
Распад «Народного референдума» означает, что сейчас в среде оппозиции никаких коалиций просто не существует. На данный момент декларируется создание нового правоцентристского союза с участием Объединенной гражданской партии, движения «За свободу», Партии БНФ и оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия». Однако пока реальных фактов существования такого объединения не замечено и оппозиция остается в состоянии катастрофической раздробленности.