• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Александр Лукашенко вступил в пятый срок правления, предварительно подписав указ о деноминации. Эксперты тем временем рассуждали о реформах, которые глава государства все равно проводить не будет.

«Кастрычніцкі эканамічны форум»: поговорили о реформах

3-4 ноября в рамках «Кастрычніцкага эканамічнага форума» (KEF-2015) прошла конференция «Экономика Беларуси: снова перед выбором». Смысл выбора, вынесенного в название конференции, прост: Беларусь идет либо по пути реформ, либо по пути стагнации. Именно таков был лейтмотив форума.

В конференции принимали участие как эксперты, белорусские и зарубежные, так и представители власти. Причем представители власти однозначного ответа на вопрос о необходимости реформ в ходе форума не дали.

С одной стороны, министр экономики Николай Снопков признал неэффективность «использования вертикали власти как одного из основных элементов устройства общества на данный момент» и упомянул о двух структурных реформах, необходимых для успешного функционирования экономики Беларуси. Первый замминистра экономики Александр Заборовский, в свою очередь, проанонсировал «дорожную карту» структурных реформ в Беларуси, подготовленную Минэкономики совместно с Нацбанком и экспертами Всемирного банка.

С другой стороны, помощник президента Кирилл Рудый выступил с докладом, носящим весьма красноречивое название: «Почему реформы не получатся (в Беларуси в 2016 году)». В этом докладе помощник главы государства назвал 5 причин, по которым структурные реформы в Беларуси невозможны. И хотя К. Рудый сделал оговорку, что его доклад еще не есть официальная позиция власти, наблюдатели восприняли его слова именно как месседж, исходящий от президента.

Если итоги KEF-2015 еще оставляли вопросы по поводу перспективы реформ в Беларуси, то речь Александра Лукашенко в ходе его пятой инаугурации окончательно расставила все точки над «i».

См. также: Есть ли альтернатива структурным реформам в Беларуси?

Пятая инаугурация: ответ «горячим головам»

В Минске во Дворце независимости 6 ноября состоялась церемония вступления в должность вновь избранного президента Беларуси Александра Лукашенко.

Традиционно довольно рутинный ритуал инаугурации был отмечен большой программной речью главы государства, в которой было сказано категорическое «нет» всем, кто рассчитывал на проведение реформ.

«Уж слишком много сегодня говорят и пишут о реформах, о структурных реформах, и никто не сказал, а что это за реформы. Что же это за структурные реформы? Но если кто-то за реформы, так вы же будьте честны и скажите, что надо: сломать политический строй, государственное устройство Беларуси, надо разделить, разрезать государственную народную собственность и раздать. Надо говорить откровенно: на это нас толкают реформы, и за эти реформы кое-кто в мире готов много заплатить», – заявил глава государства.

Антиреформаторский месседж был главным в выступлении президента. Причем главным адресатом, судя по всему, были вовсе не оппоненты власти или гражданское общество. Президент в консолидации общества как раз не сомневается: по мнению Лукашенко, существует лишь «крайне небольшая часть людей, которая не разделяет определенные стратегии власти».

Главным адресатом, скорее всего, были сторонники реформ в самой власти – недаром Лукашенко упомянул о том, что реформаторские предложения звучат «и из властных кабинетов».

«Я не буду делить то, что веками наживалось белорусским народом. Это всегда у славянских народов заканчивается трагедией. Если не революцией, то гражданской войной. А частенько, как было в истории, и тем и другим. Вот мой ответ тем горячим головам, реформаторам, которые сегодня толкают меня на реформы под знаком того, что, мол, смотрите, какой рейтинг доверия. Почти весь народ за президента. Давай быстренько проведем реформы. Давай будем резать по живому. Я уже дал ответ на это: давай резать тех, кто это предлагает. Выдержите – будем думать, что делать дальше. Так тоже не хотят: давайте за счет соседа, давайте за счет народа. Так тоже не пойдет. Вот мой ответ на коренной вопрос. По крайней мере, пока я президент в ближайшие эти 5 лет», – заявил глава государства.

Что же касается внешней политики, то Лукашенко подтвердил сохранение курса на многовекторность. Отдельный пассаж был посвящен заверениям, что никакого «поворота на Запад» не будет и ссориться с Москвой президент не собирается. Правда, о стремлении полностью нормализовать отношения с Западом также было сказано. «Нет никаких препятствий для того, чтобы перевернуть страницы прошлого и начать новую историю отношений (с ЕС и США. – Прим. ред.) с чистого листа», – подчеркнул президент.

Оппозиция хочет вернуться в 1999 год

В понедельник, 2 ноября, стало известно, что пять оппозиционных политиков (Сергей Калякин, Анатолий Лебедько, Владимир Некляев, Павел Северинец и Николай Статкевич) обратились с открытым письмом к руководству ЕС, в котором предложили свою «дорожную карту» белорусско-европейских отношений.

По мнению лидеров оппозиции, для полной отмены санкций белорусские власти должны выполнить три основных пункта. Во-первых, изменить избирательное законодательство. Во-вторых, возобновить переговоры между властью и оппозицией. В-третьих, провести парламентские выборы 2016 года в соответствии с демократическими стандартами.

Обращение могло бы остаться незамеченным, если бы не второй пункт. Тем более что там речь идет не просто о некоем круглом столе, а о возобновлении переговоров образца 1999 года, проходивших при посредничестве ОБСЕ.

Пункт о возобновлении процесса 16-летней давности был воспринят экспертами с иронией. С 1999 года слишком многое изменилось: и Беларусь, и оппозиция, и ее президент стали другими.

Сегодня за плечами Лукашенко 21 год правления, и он просто забыл, как это – вести диалог со своими оппонентами. Да и вспоминать об этом нет никаких оснований. Позиции Александра Лукашенко сегодня выглядят неприступно, а демократические силы разобщены, слабы и не имеют абсолютно никаких рычагов давления на власть.

К тому же и та попытка диалога 16-летней давности (которая, кстати, проходила без личного участия президента) ничего не дала. Соглашение по поводу допуска оппозиции к госСМИ, а также разработка предложений по поводу изменений избирательного законодательства так и остались словами: никакого реального эффекта тот круглый стол не имел.

Сами оппозиционные политики, общаясь с журналистами, поспешили нивелировать значимость своего предложения о переговорах. Мол, это предложение нужно воспринимать в общем контексте, сами они не верят в реальность таких переговоров, да и вообще не стоит придавать этому пункту большого значения. 

Народ разглядывал новые деньги

Пока оппозиция думала о диалоге с властью, а власть, не обращая на нее никакого внимания, вступала в очередной раз в свои права, народные массы увлеченно обсуждали свое «финансовое будущее» и модели кошельков, которые нужно будет приобрести совсем не в связи с увеличением в них количества денег, а с введением через полгода в стране металлической мелочи.

4 ноября Александр Лукашенко подписал указ о деноминации. Отметим, что не было никакой необходимости делать это за два дня до инаугурации, вполне можно было подписать указ и после, однако таким образом Лукашенко, вероятно, хотел еще раз продемонстрировать свое отношение к выборам как к простой формальности. Он и не отходил от дел в период между выборами и инаугурацией, принимал и другие указы, но большинство из них касались изменений в предыдущие, подписанные им же раньше документы. Указ о деноминации стал первым имеющим всеобщее значение указом на пятом президентском сроке, хотя и был принят до фактического его старта.

Тут же продемонстрированные Нацбанком новые деньги, которые, как оказалось, пылились в хранилищах НБ РБ с 2008 года, полностью переключили внимание населения и с обсуждения реформ в экономике, и с катастрофы самолета братской страны, в которой погиб белорусский гражданин, и даже с довольно пышной, хотя и подчеркнуто формальной инаугурации.

«Скорее бы уже деноминация!» – довелось услышать в кассе одного из белорусских банков в момент инаугурации искреннее высказывание клиента, запихивающего в окошко пачки пока еще не обнуленных белорусских рублей.

Так что можно сказать, власть выиграла в информационно-тактическом плане эту неделю. Однако напряжение, которое читалось на лице у Александра Лукашенко на инаугурации, говорит о том, что об окончательных победах и на экономическом, и на политическом фронтах власти думать пока очень рано. Похоже, все только начинается. Правда, уже в пятый раз.

Тэги:

, , , , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

В скачках курса доллара виноват Евразийский банк развития?

Возможной причиной значительных колебаний курсов иностранных валют на Белорусской валютно-фондовой бирже в последнее время может быть смена маркет-мейкера биржевого валютного рынка: со 2 сентября белорусский Банк Дабрабыт утратил этот статус и им стал Евразийский банк развития. Пока Национальный банк не объяснил, что происходит на рынке РБ, поэтому приходится рассматривать возможные варианты объяснения происходящих событий. Одной

Назначены новые директора ОАО «Планар» и «Гомельстекло»

Рассматривая сегодня, 12 сентября, кадровые вопросы Александр Лукашенко дал согласие на назначение генеральным директором ОАО «Планар» Сергея Авакова, гендиректором ОАО «Гомельстекло» — Петра Максимчикова. Сергей Аваков ранее работал  на посту директора ОАО «КБТЭМ-ОМО», который также входит в холдинг «Планар». Ранее должность гендиректора ОАО «Планар» занимал Геннадий Ковальчук. Петр Максимчиков  поднялся до уровня гендиректора с должности

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 1

Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы