• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Да, есть. Это – стагнация. Так в лаконичной форме можно обозначить лейтмотив дискуссии, которая развернулась 3-4 ноября на конференции «Экономика Беларуси: снова перед выбором», прошедшей в рамках «Кастрычніцкага эканамічнага форума» (KEF-2015).

Беспрецедентный интерес к этой теме со стороны ведущих зарубежных экспертов и практиков, а также белорусской экономической элиты, чиновников и представителей власти объясним: Беларусь встала у черты реформ, откладывать которые дальше она просто не в состоянии.

«Вертикаль» оказалась неэффективной

Аудитория ждала сигналов реформ прежде всего от государственных спикеров. И когда замглавы Администрации президента Беларуси Николай Снопков признал неэффективность «использования вертикали власти как одного из основных элементов устройства общества на данный момент», надежды усилились.

Николай СНОПКОВ: при проведении реформ недостаточно знать, что нужно делать, – нужно обязательно знать, как и кто будет это делать.

Николай СНОПКОВ: при проведении реформ недостаточно знать, что нужно делать, – нужно обязательно знать, как и кто будет это делать.

Н. Снопков обратил внимание, что экономическое развитие как понятие в последние годы претерпело изменения: темпы роста экономик всех стран сблизились, падение цен на энергоресурсы лишило многие страны дополнительных преимуществ, их рост замедлился. «Поэтому все, кто приспособился к этой ситуации и провел реформы, растут на уровне. Остальные – буксуют и ищут источники роста», – констатировал Н. Снопков.

Что же касается Беларуси, то для нее, как было сказано, краеугольным камнем становится вопрос повышения внутренней эффективности и конкурентоспособности, прежде всего за счет проведения структурных преобразований и «всеобщего вовлечения всех граждан страны в процесс создания национального дохода». Если этого не делать, то можно остаться на задворках мировой экономики.

Н. Снопков назвал две структурные реформы, необходимые для успешного развития белорусской экономики: это разделение функций государства как регулятора и как собственника и переход к индикативному прогнозированию. «Это первейшая задача, которая позволит создать совершенно другие экономические взаимосвязи в стране. Это не приватизация – это разделение функций, ответственности и направлений деятельности министерств, концернов, облисполкомов. Это является фундаментом», – подчеркнул Н. Снопков.

При этом, по его словам, при проведении реформ недостаточно знать, что нужно делать, – нужно обязательно знать, как и кто будет это делать. «Если бы мы смогли ответить на этот вопрос на нашем форуме, это было бы хорошим подспорьем правительству для того, чтобы оно сформулировало четкий и понятный системный план по проведению системных изменений в стране», – сказал Н. Снопков.

Размышления помощника президента: почему реформы в 2016 году не получатся и когда могут получиться?

Помощник президента Кирилл Рудый, сделав ремарку, что высказывает не официальную позицию, а размышляет в рамках дискуссионного форума, назвал 5 причин, по которым структурные реформы в Беларуси в 2016 году невозможны.

Во-первых, сказал он, необходимость реформ неочевидна.

Кирилл РУДЫЙ: перегрузка текущими проблемами не оставляет ни секунды времени на принятие стратегических решений.

Кирилл РУДЫЙ: перегрузка текущими проблемами не оставляет ни секунды времени на принятие стратегических решений.

Как было сказано, то, что необходимость реформ очевидна для экономистов, не означает, что это ясно широким массам. Да и сами реформы, продолжил он, «по мнению многих, – это перемены в эпоху серьезных катаклизмов». Но белорусскую ситуацию «сложно сравнить с Сингапуром 1960 года или с Китаем 1970-х годов, когда были миграция, массовый голод, что в то время подталкивало власть для действительно серьезных структурных реформ», – заметил К. Рудый.

В Беларуси, по его словам, «ситуация иная, визуально благополучная». «Очевидного общественного запроса на проведение реформ, кроме как в узком кругу специалистов, я не вижу и не ощущаю», – сказал К. Рудый.

Еще одна причина невозможности реформ была проиллюстрирована цитатой из Жванецкого: «Реформы проводят, когда нет денег». С деньгами в Беларуси тоже вроде бы все нормально: работают банки, частные компании и т. д. «В бюджет деньги идут» и «необходимости срочно что-то менять не ощущается», сказал помощник президента.

Третья причина: для проведения реформ в Беларуси нет внешних стимулов. Опыт 12 стран Центральной и Восточной Европы говорит о том, что стимулом структурных реформ в этих странах было вступление в Евросоюз. Но сразу же после вступления в ЕС все страны, кроме Латвии, приостанавливали реформы, некоторые даже возвращались к менее рыночному управлению, отметил К. Рудый. Что же касается внешних стимулов для Беларуси, то это – замедление региональной экономики, падение цен на нефть, усиление влияния России, но, как было сказано, «в таких условиях страна живет не первый год».

Далее. А кто будет проводить реформы? «Перегрузка текущими проблемами не оставляет ни секунды времени на принятие стратегических решений», – признался К. Рудый. «Кто у нас имеет опыт, образование, чтобы провести реформы по-рыночному, по-западному?» – задал риторический вопрос помощник президента. И не без грусти добавил: «Западный костюм надо отличать от западных мозгов». Да, согласился он, у нас есть немало финансистов, экономистов, инженеров, которые могут реализовать лучшие практики реформ. «Но как они будут с силовиками и правоохранителями советской школы уживаться? С хозяйственниками, которые сейчас работают?» – задал еще пару риторических вопросов помощник президента.

Эти риторические вопросы могли полностью похоронить любые иллюзии относительно структурных реформ в Беларуси. Но К. Рудый оставил оптимистам шанс. Получатся реформы в Беларуси в 2016 году или нет, «можно будет увидеть только из официальных документов и решений главы государства». «Посмотрим, будет ли увеличение расходов на соцзащиту, сокращение расходов на господдержку предприятий… Если в бюджете принципиально ничего не поменяется, реформы не получатся», – сказал он.

«А вот при ухудшении ситуации реакция властей точно будет», – подчеркнул К. Рудый.

Но, в принципе, отметил он, «реформы не являются чем-то чуждым для Беларуси». Ведь нельзя сказать категорично, что в последние годы ничего не происходило в стране: растет частный сектор, появляются иностранные инвестиции, есть ежегодный прирост ПИИ. Кроме того, есть попытки провести структурные реформы, в том числе через модернизацию некоторых отраслей – цементной, стекольной и т. д. Как отмечалось, доля сельского хозяйства в ВВП страны за последние 4 года снизилась с 13 до 8%, доля промышленности за это время тоже заметно снизилась.

«Поэтому нужно признать, что идут они медленно, идут реактивно, неустойчиво, со смешанными последствиями, но идут», – отметил К. Рудый.

«Главный итог – они возможны», – добавил он. И назвал три условия, при которых реформы могут «получиться» в Беларуси. «Полагаю, нужна общественная вовлеченность, постоянные разъяснения, прозрачность. Причем прозрачность не только самих решений, но и процесса их принятия. Нужна ясность ожиданий: чтобы все понимали, чего мы ждем, что за реформы и к чему они приведут», – сказал К. Рудый.

Еще одно важное условие: запрос на реформы со стороны среднего класса, который в Беларуси, по словам К. Рудого, «с учетом колебаний валютного курса и изменения доходов неустойчивый и меньше, чем в развитых странах».

«Дорожная карта» структурных реформ

Пока помощник президента размышляет, возможны ли структурные реформы в стране, Минэкономики совместно с Нацбанком и экспертами Всемирного банка подготовило «дорожную карту» структурных реформ в Беларуси. Ее проанонсировал первый замминистра экономики Беларуси Александр Заборовский.

Александр ЗАБАРОВСКИЙ проанонсировал «дорожную карту» структурных реформ в Беларуси.

Александр ЗАБОРОВСКИЙ проанонсировал «дорожную карту» структурных реформ в Беларуси.

В ней 6 ключевых разделов. Приоритетным «моментом» «дорожной карты» А. Заборовский назвал вовлеченность: «открытый и понятный диалог, что делает политику правительства и Нацбанка предсказуемой для экономических агентов».

Макроэкономическая сбалансированность была названа фундаментом экономического развития страны. Однако это необходимое, но не достаточное условие для экономического роста. В связи с этим были озвучены ключевые параметры макроэкономического прогноза на будущий год, одобренные 4 ноября правительством. Инфляция в 2016 году не должна превысить 12%, дефицит счета текущих операций – до 3% ВВП, приток ПИИ на чистой основе – до 2,5% ВВП, что, как было сказано, обеспечит в целом бездолговое финансирование дефицита счета текущих операций.

Второй блок «дорожной карты» – формирование эффективных финансовых рынков для улучшения распределения капитала. Теперь приоритет – пошаговое устранение дисбалансов. Директивное кредитование не по рыночным ставкам сокращается, при этом расширяется рыночное кредитование на коммерческих принципах. «В 2016 году, и сегодня это решение утверждено правительством, будет наведен идеальный порядок с администрированием и последовательным сокращением нерыночных кредитов», – заявил А. Заборовский.

Трансформация госсектора – еще одна составляющая «дорожной карты» реформ. А. Заборовский заметил, что госдоля в экономике Беларуси составляет не 70-80%, как принято думать, – сегодня субъекты хозяйствования с долей государства 50% плюс 1 акция и более производят менее 50% добавленной стоимости. А если еще убрать металлургию, калий и нефтянку – сугубо сырьевые, рентные отрасли, работающие эффективно и имеющие специфику, то доля государства снизится до 37%, а к 2020 году этот вклад составит и вовсе менее 1/4.

Как было сказано, для трансформации госсектора предлагается «многомерная последовательная стратегия», она включает сокращение господдержки, оказание ее на конкурсной основе (соответствующий пакет документов уже подготовлен), установление жестких бюджетных ограничений, реструктуризацию госкомпаний и отказ от убыточных видов деятельности (проект документа тоже уже подготовлен). При этом в 2016 году правительство намерено заняться реструктуризацией крупных предприятий и вопросами управляемого банкротства.

Все эти меры, подчеркнул А. Заборовский, создают условия «для межсекторального перетока ресурсов из государственного в частный сектор, в том числе – в малый и средний бизнес, из сокращающихся секторов экономики – в растущие».

Четвертый пункт программы реформ – создание условий для роста рабочих мест в частном секторе путем улучшения инвестиционного климата, снижения регулятивной и налоговой нагрузки и т. д.

Пятый элемент «дорожной карты» нацелен на развитие рынка труда для повышения эффективности распределения трудовых ресурсов. «Ключевая новация – переход к проактивной политике: защищать не собственно рабочие места, а возможности людей зарабатывать доход, в том числе на новых рабочих местах», – отметил А. Заборовский.

При этом он заверил, что рынок труда в Беларуси не будет профицитным. За 5 лет численность занятого населения сократится на 225 тысяч человек. Следовательно, ежегодно на рынок страны приходит меньше трудовых ресурсов, чем его покидает, и здесь, как было сказано, в Беларуси схожий профиль проблем, как и в Европе.

Шестая составляющая – формирование эффективных товарных рынков и рынков финансовых услуг. Эта тема, как было сказано, включает весь спектр институциональных секторальных реформ, прежде всего – в сферах инфраструктурных монополий: в энергетике и ЖКХ. Здесь продекларированы развитие мощной антимонопольной службы, поддержка конкуренции, либерализация ценообразования.

ЕС готов помочь белорусским реформам

В ходе двухдневных дискуссий за столом конференции и в кулуарах зарубежные чиновники, эксперты и практики не жалели усилий, чтобы убедить белорусские власти в необходимости реформ. То, что белорусская модель оказалась уязвимой перед внешними шоками, стало очевидно всем. Да, еще недавно белорусская экономика демонстрировала высокие показатели, но устойчивого роста все равно нет. Реформы неизбежны, и чем дальше их откладывать, тем дороже придется заплатить за это потом.

Как отметил депутат Национального совета Словацкой Республики, советник министра финансов и министра экономики Украины Иван Миклош, в любой стране люди не любят реформы. Вопрос заключается в степени боли от реформ. Практика говорит о том, что боль быстрее проходит при быстрых реформах. Он также подчеркнул, что в любой стране реформы носят прежде всего политический характер. И в связи с этим он сделал красноречивую ремарку: есть политики и есть государственные деятели. Политики думают о следующих выборах, а государственные деятели – о будущих поколениях.

Если Беларусь решится на структурные реформы, Евросоюз готов оказать ей необходимую помощь. «То, что мы присутствуем здесь, означает нашу готовность помочь Беларуси», – сказал начальник управления стран – соседей ЕС и макрофинансовой помощи генерального директората Еврокомиссии по экономике и финансам Гелиодоро Темпрано. Он отметил, что на днях были приостановлены санкции против Беларуси, ЕС готов содействовать Беларуси при вступлении в ВТО, в финансовом плане при проведении реформ готовы оказать поддержку МВФ, а также ЕБРР и европейские банки и т. д. «Фактически речь идет об открытии всех финансовых возможностей для Беларуси», – подчеркнул Гелиодоро Темпрано.

 

Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 14-18 октября

На текущей неделе курс доллара, скорее всего, продолжит падение под давлением продаж валют в целях уплаты налогов и опустится еще на 1-1,5%. Снижение на величину до 0,5% возможно уже в понедельник 14 октября. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе значительно снизился: на 1,1% – до 2,0505 рубля за

Себестоимость, стоимость и цена рабочей силы

В отличие от заработной платы, которая  всегда заканчивается в тот момент, когда деньги больше всего нужны,  идеи, тем паче художественные образы, особенно удачные, могут кормить всех и всегда. И богачей, и бедняков одинаково. Многие помнят сценку из музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке»,  когда дед Нечипор интересуется у новоявленного атамана (верховного правителя села), есть ли у

Новая реальность: жители Беларуси привыкли к скачкам курса рубля

На валютном рынке РБ в августе-сентябре традиционно происходят всякие неприятности. В этом году они заключались в повышенной нестабильности курса рубля. Население на этот раз сохранило хладнокровие, но если нестабильность сохранится, это может вызвать рост спроса на валюту. Год назад сентябрь был довольно беспокойным месяцем – вслед за обвалом курса российского рубля по отношению к доллару

Сергей КАМОРНИКОВ: «При такой маржинальности топливного бизнеса никто не будет строить новые АЗС в Беларуси»

Как налоговый маневр в нефтяной отрасли и политика ценообразования на моторное топливо на внутреннем рынке сказываются на спросе и бизнесе крупнейшего игрока отечественного рынка нефтепродуктов – компании «Белоруснефть»? Сохранили ли интерес российские компании к поставкам топлива в Беларусь, что еще недавно подстегивало конкуренцию продавцов топлива за белорусского потребителя? Об этом обозреватель БЕЛРЫНКА попросила рассказать заместителя

Российская авиационная база в Беларуси: если о ней не забывают, то это кому-то нужно

Несмотря на уверения в верности союзническим обязательствам перед РФ руководство РБ не готово жертвовать ради них независимостью и суверенитетом. «Неприятным эпизодом» назвал глава МИД России Сергей Лавров отказ Минска размещать российскую военную базу на территории Беларуси, комментируя 25 сентября 2019 года ситуацию в интервью «Коммерсанту». Данное заявление стало определенной неожиданностью для экспертов, которые помнят, что

БелАЭС: предстартовая готовность и грядущие проблемы

Строительство БелАЭС приближается к финишу – первый энергоблок намечено построить до конца 2019 года, второй — в 2020 году. При этом пока нет ответов на ряд ключевых вопросов, которые несет масштабный проект белорусской экономике. На первом энергоблоке БелАЭС идут предпусковые операции Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк в интервью БелТА 17 сентября рассказал, что на

Жители Беларуси тратят на обслуживание кредитов десятую часть доходов

Отношение выплат домашних хозяйств Беларуси в счет обслуживания долга и процентов по кредитам на 1 июля 2019 года достигло 10,8% от их доходов. В сравнении с данными на 1 апреля текущего года отношение не изменилась, а с начала года увеличилось на 1 процентный пункт. В то же время, по данным Национального банка РБ, отношение долга

Анти-Криштапович, или в Поисках белорусской идентичности. Часть 3

В рамках Союзного государства достигнут очередной интеграционный прорыв: в сентябре Беларусь и Россия подписали программу, предусматривающую объединение экономик двух стран. Двум братским народам предстоит жить в условиях единого Налогового и Гражданского кодекса, унифицированного учета социальных гарантий, единого регулятора рынков газа и нефти и т. д. Все перечисленное начнет функционировать с января 2021 г. Как и