5.11.2015, 9:04
Есть ли альтернатива структурным реформам в Беларуси?
Да, есть. Это – стагнация. Так в лаконичной форме можно обозначить лейтмотив дискуссии, которая развернулась 3-4 ноября на конференции «Экономика Беларуси: снова перед выбором», прошедшей в рамках «Кастрычніцкага эканамічнага форума» (KEF-2015).
Беспрецедентный интерес к этой теме со стороны ведущих зарубежных экспертов и практиков, а также белорусской экономической элиты, чиновников и представителей власти объясним: Беларусь встала у черты реформ, откладывать которые дальше она просто не в состоянии.
«Вертикаль» оказалась неэффективной
Аудитория ждала сигналов реформ прежде всего от государственных спикеров. И когда замглавы Администрации президента Беларуси Николай Снопков признал неэффективность «использования вертикали власти как одного из основных элементов устройства общества на данный момент», надежды усилились.
Н. Снопков обратил внимание, что экономическое развитие как понятие в последние годы претерпело изменения: темпы роста экономик всех стран сблизились, падение цен на энергоресурсы лишило многие страны дополнительных преимуществ, их рост замедлился. «Поэтому все, кто приспособился к этой ситуации и провел реформы, растут на уровне. Остальные – буксуют и ищут источники роста», – констатировал Н. Снопков.
Что же касается Беларуси, то для нее, как было сказано, краеугольным камнем становится вопрос повышения внутренней эффективности и конкурентоспособности, прежде всего за счет проведения структурных преобразований и «всеобщего вовлечения всех граждан страны в процесс создания национального дохода». Если этого не делать, то можно остаться на задворках мировой экономики.
Н. Снопков назвал две структурные реформы, необходимые для успешного развития белорусской экономики: это разделение функций государства как регулятора и как собственника и переход к индикативному прогнозированию. «Это первейшая задача, которая позволит создать совершенно другие экономические взаимосвязи в стране. Это не приватизация – это разделение функций, ответственности и направлений деятельности министерств, концернов, облисполкомов. Это является фундаментом», – подчеркнул Н. Снопков.
При этом, по его словам, при проведении реформ недостаточно знать, что нужно делать, – нужно обязательно знать, как и кто будет это делать. «Если бы мы смогли ответить на этот вопрос на нашем форуме, это было бы хорошим подспорьем правительству для того, чтобы оно сформулировало четкий и понятный системный план по проведению системных изменений в стране», – сказал Н. Снопков.
Размышления помощника президента: почему реформы в 2016 году не получатся и когда могут получиться?
Помощник президента Кирилл Рудый, сделав ремарку, что высказывает не официальную позицию, а размышляет в рамках дискуссионного форума, назвал 5 причин, по которым структурные реформы в Беларуси в 2016 году невозможны.
Во-первых, сказал он, необходимость реформ неочевидна.
Как было сказано, то, что необходимость реформ очевидна для экономистов, не означает, что это ясно широким массам. Да и сами реформы, продолжил он, «по мнению многих, – это перемены в эпоху серьезных катаклизмов». Но белорусскую ситуацию «сложно сравнить с Сингапуром 1960 года или с Китаем 1970-х годов, когда были миграция, массовый голод, что в то время подталкивало власть для действительно серьезных структурных реформ», – заметил К. Рудый.
В Беларуси, по его словам, «ситуация иная, визуально благополучная». «Очевидного общественного запроса на проведение реформ, кроме как в узком кругу специалистов, я не вижу и не ощущаю», – сказал К. Рудый.
Еще одна причина невозможности реформ была проиллюстрирована цитатой из Жванецкого: «Реформы проводят, когда нет денег». С деньгами в Беларуси тоже вроде бы все нормально: работают банки, частные компании и т. д. «В бюджет деньги идут» и «необходимости срочно что-то менять не ощущается», сказал помощник президента.
Третья причина: для проведения реформ в Беларуси нет внешних стимулов. Опыт 12 стран Центральной и Восточной Европы говорит о том, что стимулом структурных реформ в этих странах было вступление в Евросоюз. Но сразу же после вступления в ЕС все страны, кроме Латвии, приостанавливали реформы, некоторые даже возвращались к менее рыночному управлению, отметил К. Рудый. Что же касается внешних стимулов для Беларуси, то это – замедление региональной экономики, падение цен на нефть, усиление влияния России, но, как было сказано, «в таких условиях страна живет не первый год».
Далее. А кто будет проводить реформы? «Перегрузка текущими проблемами не оставляет ни секунды времени на принятие стратегических решений», – признался К. Рудый. «Кто у нас имеет опыт, образование, чтобы провести реформы по-рыночному, по-западному?» – задал риторический вопрос помощник президента. И не без грусти добавил: «Западный костюм надо отличать от западных мозгов». Да, согласился он, у нас есть немало финансистов, экономистов, инженеров, которые могут реализовать лучшие практики реформ. «Но как они будут с силовиками и правоохранителями советской школы уживаться? С хозяйственниками, которые сейчас работают?» – задал еще пару риторических вопросов помощник президента.
Эти риторические вопросы могли полностью похоронить любые иллюзии относительно структурных реформ в Беларуси. Но К. Рудый оставил оптимистам шанс. Получатся реформы в Беларуси в 2016 году или нет, «можно будет увидеть только из официальных документов и решений главы государства». «Посмотрим, будет ли увеличение расходов на соцзащиту, сокращение расходов на господдержку предприятий… Если в бюджете принципиально ничего не поменяется, реформы не получатся», – сказал он.
«А вот при ухудшении ситуации реакция властей точно будет», – подчеркнул К. Рудый.
Но, в принципе, отметил он, «реформы не являются чем-то чуждым для Беларуси». Ведь нельзя сказать категорично, что в последние годы ничего не происходило в стране: растет частный сектор, появляются иностранные инвестиции, есть ежегодный прирост ПИИ. Кроме того, есть попытки провести структурные реформы, в том числе через модернизацию некоторых отраслей – цементной, стекольной и т. д. Как отмечалось, доля сельского хозяйства в ВВП страны за последние 4 года снизилась с 13 до 8%, доля промышленности за это время тоже заметно снизилась.
«Поэтому нужно признать, что идут они медленно, идут реактивно, неустойчиво, со смешанными последствиями, но идут», – отметил К. Рудый.
«Главный итог – они возможны», – добавил он. И назвал три условия, при которых реформы могут «получиться» в Беларуси. «Полагаю, нужна общественная вовлеченность, постоянные разъяснения, прозрачность. Причем прозрачность не только самих решений, но и процесса их принятия. Нужна ясность ожиданий: чтобы все понимали, чего мы ждем, что за реформы и к чему они приведут», – сказал К. Рудый.
Еще одно важное условие: запрос на реформы со стороны среднего класса, который в Беларуси, по словам К. Рудого, «с учетом колебаний валютного курса и изменения доходов неустойчивый и меньше, чем в развитых странах».
«Дорожная карта» структурных реформ
Пока помощник президента размышляет, возможны ли структурные реформы в стране, Минэкономики совместно с Нацбанком и экспертами Всемирного банка подготовило «дорожную карту» структурных реформ в Беларуси. Ее проанонсировал первый замминистра экономики Беларуси Александр Заборовский.
В ней 6 ключевых разделов. Приоритетным «моментом» «дорожной карты» А. Заборовский назвал вовлеченность: «открытый и понятный диалог, что делает политику правительства и Нацбанка предсказуемой для экономических агентов».
Макроэкономическая сбалансированность была названа фундаментом экономического развития страны. Однако это необходимое, но не достаточное условие для экономического роста. В связи с этим были озвучены ключевые параметры макроэкономического прогноза на будущий год, одобренные 4 ноября правительством. Инфляция в 2016 году не должна превысить 12%, дефицит счета текущих операций – до 3% ВВП, приток ПИИ на чистой основе – до 2,5% ВВП, что, как было сказано, обеспечит в целом бездолговое финансирование дефицита счета текущих операций.
Второй блок «дорожной карты» – формирование эффективных финансовых рынков для улучшения распределения капитала. Теперь приоритет – пошаговое устранение дисбалансов. Директивное кредитование не по рыночным ставкам сокращается, при этом расширяется рыночное кредитование на коммерческих принципах. «В 2016 году, и сегодня это решение утверждено правительством, будет наведен идеальный порядок с администрированием и последовательным сокращением нерыночных кредитов», – заявил А. Заборовский.
Трансформация госсектора – еще одна составляющая «дорожной карты» реформ. А. Заборовский заметил, что госдоля в экономике Беларуси составляет не 70-80%, как принято думать, – сегодня субъекты хозяйствования с долей государства 50% плюс 1 акция и более производят менее 50% добавленной стоимости. А если еще убрать металлургию, калий и нефтянку – сугубо сырьевые, рентные отрасли, работающие эффективно и имеющие специфику, то доля государства снизится до 37%, а к 2020 году этот вклад составит и вовсе менее 1/4.
Как было сказано, для трансформации госсектора предлагается «многомерная последовательная стратегия», она включает сокращение господдержки, оказание ее на конкурсной основе (соответствующий пакет документов уже подготовлен), установление жестких бюджетных ограничений, реструктуризацию госкомпаний и отказ от убыточных видов деятельности (проект документа тоже уже подготовлен). При этом в 2016 году правительство намерено заняться реструктуризацией крупных предприятий и вопросами управляемого банкротства.
Все эти меры, подчеркнул А. Заборовский, создают условия «для межсекторального перетока ресурсов из государственного в частный сектор, в том числе – в малый и средний бизнес, из сокращающихся секторов экономики – в растущие».
Четвертый пункт программы реформ – создание условий для роста рабочих мест в частном секторе путем улучшения инвестиционного климата, снижения регулятивной и налоговой нагрузки и т. д.
Пятый элемент «дорожной карты» нацелен на развитие рынка труда для повышения эффективности распределения трудовых ресурсов. «Ключевая новация – переход к проактивной политике: защищать не собственно рабочие места, а возможности людей зарабатывать доход, в том числе на новых рабочих местах», – отметил А. Заборовский.
При этом он заверил, что рынок труда в Беларуси не будет профицитным. За 5 лет численность занятого населения сократится на 225 тысяч человек. Следовательно, ежегодно на рынок страны приходит меньше трудовых ресурсов, чем его покидает, и здесь, как было сказано, в Беларуси схожий профиль проблем, как и в Европе.
Шестая составляющая – формирование эффективных товарных рынков и рынков финансовых услуг. Эта тема, как было сказано, включает весь спектр институциональных секторальных реформ, прежде всего – в сферах инфраструктурных монополий: в энергетике и ЖКХ. Здесь продекларированы развитие мощной антимонопольной службы, поддержка конкуренции, либерализация ценообразования.
ЕС готов помочь белорусским реформам
В ходе двухдневных дискуссий за столом конференции и в кулуарах зарубежные чиновники, эксперты и практики не жалели усилий, чтобы убедить белорусские власти в необходимости реформ. То, что белорусская модель оказалась уязвимой перед внешними шоками, стало очевидно всем. Да, еще недавно белорусская экономика демонстрировала высокие показатели, но устойчивого роста все равно нет. Реформы неизбежны, и чем дальше их откладывать, тем дороже придется заплатить за это потом.
Как отметил депутат Национального совета Словацкой Республики, советник министра финансов и министра экономики Украины Иван Миклош, в любой стране люди не любят реформы. Вопрос заключается в степени боли от реформ. Практика говорит о том, что боль быстрее проходит при быстрых реформах. Он также подчеркнул, что в любой стране реформы носят прежде всего политический характер. И в связи с этим он сделал красноречивую ремарку: есть политики и есть государственные деятели. Политики думают о следующих выборах, а государственные деятели – о будущих поколениях.
Если Беларусь решится на структурные реформы, Евросоюз готов оказать ей необходимую помощь. «То, что мы присутствуем здесь, означает нашу готовность помочь Беларуси», – сказал начальник управления стран – соседей ЕС и макрофинансовой помощи генерального директората Еврокомиссии по экономике и финансам Гелиодоро Темпрано. Он отметил, что на днях были приостановлены санкции против Беларуси, ЕС готов содействовать Беларуси при вступлении в ВТО, в финансовом плане при проведении реформ готовы оказать поддержку МВФ, а также ЕБРР и европейские банки и т. д. «Фактически речь идет об открытии всех финансовых возможностей для Беларуси», – подчеркнул Гелиодоро Темпрано.