• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

«Благими намерениями вымощена дорога в ад». Именно такая мысль приходит в голову после прочтения Инструкции о порядке осуществления контроля за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 августа 2015 года № 22 (далее – Инструкция № 22).

Инструкция № 22 вступила в силу с 13 октября 2015 года и, по разъяснениям Министерства по налогам и сборам, касается только так называемых тунеядцев, то есть лиц, которые официально работали в течение календарного года менее 183 дней. Сразу же следует отметить, что разъяснения налоговых органов не являются нормативным документом, обязательным для исполнения, а выражают мнение чиновников по конкретному вопросу. При этом мнение налоговиков в данной ситуации скорее направлено на успокоение добропорядочных граждан, чем на постатейный комментарий Инструкции № 22.

В комментариях Министерства по налогам и сборам несколько раз настоятельно подчеркивается, что Инструкция № 22 направлена только на контроль за доходами тунеядцев, при этом в самой инструкции ни одной ссылки на этот факт нет. Единственной косвенной ссылкой на тунеядцев является указание на то, что «иные термины и определения употребляются в значениях, установленных Декретом президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Данная ссылка не дает полной уверенности в том, что Инструкция № 22 используется только для контроля доходов тунеядцев и не может быть применена к любому гражданину Республики Беларусь.

С формальной точки зрения, если налоговый инспектор захочет составить расчет доходов и расходов конкретного гражданина на основании имеющихся у него данных (по сути, составить декларацию о доходах и расходах тунеядца), то никто ему это запретить не сможет. Прямого указания на использование Инструкции № 22 для контроля доходов тунеядцев в самом нормативном документе нет. Поэтому не стоит удивляться, если завтра в вашем почтовом ящике окажется письмо из налоговых органов с письменным требованием о даче пояснений об источниках доходов.

При этом ваши ссылки на то, что вы являетесь добропорядочным гражданином, а не тунеядцем, будут для вас скорее отягощающим обстоятельством. Добропорядочному белорусскому гражданину нечего скрывать от своего государства, и поэтому он всегда сможет объяснить налоговым органам все относительно источников своих доходов. Решение обжаловать действия налоговых органов в рамках Инструкции № 22, скорее всего, будет воспринято как вышестоящими налоговыми органами, так и судом в качестве попытки сокрытия своих доходов от налогообложения, и поэтому вряд ли будет удовлетворено.

По сути, Инструкция № 22 продолжает «добрую традицию», заложенную еще в Указе № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488). Инструкция № 22, так же как и Указ № 488, направлена на то, чтобы гражданин или предприятие сами доказывали свою невиновность. По мнению белорусских контролирующих органов, если предприятие или гражданин по каким-либо критериям попали под действие Инструкции № 22 или Указа № 488, то они априори являются нарушителями налогового законодательства и сами должны доказывать свою невиновность. Указанные нормативные документы свидетельствуют о том, что презумпция невиновности в современном белорусском налоговом праве фактически отсутствует.

Для минимизации отрицательных последствий Инструкции № 22 добропорядочным гражданам необходимо знать следующие нюансы ее практической реализации. Инструкция № 22 является попыткой выявления теневых доходов граждан через анализ их расходов. При этом на первом этапе вполне возможно, что действие инструкции будет направлено именно на тунеядцев.

Определить тунеядцев на практике возможно, только используя данные Фонда социальной защиты населения. На основании отчетности, предоставляемой предприятиями, ФСЗН ведет базу данных, по которой можно отследить время официальной работы (с уплатой отчислений в ФСЗН) каждого гражданина Республики Беларусь. Базы данных ведут по личному номеру в паспорте, их используют для начисления пенсий и поэтому их легко обработать. Далее данные по тунеядцам сверяются с данными информационных баз ГАИ (о покупателях машин) и БРТИ (о покупателях недвижимости). Фактически у налоговых органов после анализа вышеуказанных баз данных появляется информация для того, чтобы запросить у тунеядца декларацию на основании его расходов, истребовать объяснение о доходах и дополнительно начислить подоходный налог.

В дальнейшем по мере сокращения количества тунеядцев, совершающих дорогостоящие покупки, указанные выше базы данных могут быть использованы для проверки доходов добропорядочных граждан, совершающих дорогостоящие покупки. При этом, вполне возможно, будет выбран какой-то стоимостный критерий объекта недвижимости или автомобиля, превышение которого автоматически приведет к тому, что от тунеядца потребуют составить декларацию о доходах.

Так как источники получения информации налоговыми органами Инструкцией № 22 или другими нормативными актами не ограничены, то можно ожидать, что будут использоваться все возможные источники информации о ваших доходах и расходах. Мировая налоговая практика свидетельствует, что более 80% внеплановых проверок проводится на основании оперативных данных, полученных от физических лиц. В нашем случае такими физическими лицами – «доброжелателями» могут стать соседи, коллеги по работе, случайные знакомые и так далее. Поэтому при общении со знакомыми или коллегами рекомендуется меньше упоминать о своих достижениях и успехах, дорогостоящих покупках, поездках за границу и т. д. Излишняя откровенность в дальнейшем может быть использована налоговыми органами для составления вашей декларации тунеядца.

Декларацию тунеядца теоретически может получить любой гражданин Республики Беларусь, что требует от каждого белоруса внимательного отношения к своим доходам и расходам. Действия налоговых органов, направленные на поиск дополнительных поступлений в бюджет, косвенно будут стимулировать повышение финансовой и юридической грамотности белорусов. При планировании крупной покупки (квартиры, дома, машины и т. п.) каждый белорус теперь должен задуматься: а есть ли у меня документ, подтверждающий мои доходы для данной покупки? При отсутствии указанных документов от дорогостоящей покупки лучше воздержаться, иначе гражданина ждут долгие объяснения в налоговых органах и обязанность дополнительной уплаты подоходного налога в бюджет. Единственным слабым утешением может стать то, что доходы и расходы граждан по новой методике будут контролировать только с 1 января 2015 года, поэтому граждане, совершившие дорогостоящие покупки до этого периода, пока могут спать спокойно.

См. также: Налоговые игры. Особенная часть

Тэги:

, , , ,

Призыв 2019: более 20 тыс. человек получили отсрочку от призыва — Минобороны

Как сообщает Министерство обороны Беларуси, 15 мая началась отправка граждан Республики Беларусь, призванных на срочную военную службу, службу в резерве, в соединения и воинские части Вооруженных Сил, другие войска и воинские формирования. Начавшаяся сегодня отправка нового пополнения в войска с областных сборных пунктов страны продлится до 31 мая 2019 года. Церемония принятия Военной присяги вновь прибывшим

Прогноз курса рубля на неделю 20-24 мая

Средневзвешенный курс доллара США на торгах на БВФБ может уменьшиться еще на 0-0,5% на фоне небольшого роста курса российского рубля. В понедельник 20 мая возможно укрепление американской валюты на доли процента. Как и ожидалось, средневзвешенный курс доллара на БВФБ на прошедшей неделе снизился на 0,5% и достиг 17 мая 2,0854 рубля за доллар. Средневзвешенный курс

Между плохим и очень плохим сценарием

Если для белорусского «большинства» российская цивилизация – это спасательный круг, то для типичного представителя «меньшинства» – лузер, застрявший на мировой обочине Статьи, содержащие слово «единство», популярны в «СБ Беларусь сегодня». Со времени появления интернет-версии самой солидной газете страны (2001 г.) по 14 мая текущего года поисковик насчитал таких статей 1019. Интересная деталь: статьи распределены по

Что мешает убрать барьеры для выхода белорусских предприятий на европейский рынок?

Вступление Беларуси в ВТО не поможет отечественным предприятиям снизить пошлины при вхождении на европейский рынок. Это может случиться, если Беларусь станет членом Евросоюза или подпишет соглашение об ассоциированном членстве с ЕС. Ни один, ни второй вариант белорусские власти сейчас не рассматривают. Беларусь соседствует с европейским рынком, и белорусские чиновники прекрасно знают, насколько это выгодный рынок.

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.

Зенитные ракетные комплексы: а что скажут в ОДКБ и НАТО?

Практически никто не сомневается в том, что одной из важных тем переговоров Александра Лукашенко и Реджепа Эрдогана во время визита белорусского лидера в Анкару были вопросы военно-технического сотрудничества. Хотя визит президента Беларуси в Турцию состоялся еще 16 апреля, в экспертном сообществе продолжают обсуждать его итоги. Несмотря на разногласия в деталях комментаторы единодушны в том, что

Послание как повод порассуждать о справедливости

Экономика – наш неоспоримый приоритет. В этом белорусов постоянно пытается убедить глава государства. Но нет правил без исключения. Состоявшееся 19 апреля очередное ежегодное послание к белорусскому народу и Национальному собранию, неожиданно таким исключением и стало.

Сможет ли Беларусь скорректировать цены на российскую нефть из-за снижения ее качества?

Проблемы, с которыми столкнулись недавно белорусские НПЗ из-за резкого ухудшения качества российской нефти, дают шанс белорусской стороне пересмотреть подходы к ценообразованию на поставки российской нефти Urals. Белорусская сторона вносит этот вопрос в повестку переговоров постоянно, но безрезультатно. Получится ли на этот раз? Качество Urals падает давно Негативная ситуация с поставками нефти через трубопровод «Дружба» проявилась