• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Хотя маршрут «Нового Шелкового пути» пока не определен, Беларусь совместно с Литвой прилагает максимум усилий, чтобы он проходил по территории двух стран.

«Мы – в одной транспортной связке и должны быть привлекательны для международных компаний. Это особенно актуально в рамках проекта «Новый Шелковый путь», – подчеркнул посол по особым поручениям, ответственный за развитие транспорта МИДа Литвы, Кестутис Кудзманас 5 октября в Минске на Белорусско-литовском форуме, который прошел в рамках Белорусской транспортной недели.

Литва сыграла на опережение

«Литва, развивая свою транспортную и портовую инфраструктуру, давно готовилась к новым вызовам», – подчеркнул посол.

В октябре 2009 года в ходе первого Евроазиатского транспортного форума ASEM министры транспорта Беларуси, Литвы и Китая подписали в Вильнюсе декларацию о создании сухопутного транзитного коридора Восток – Запад, который, как предполагалось еще тогда, должен стать альтернативой морскому Азия – Европа. В то время стороны предпринимали активные попытки, чтобы к этому проекту подключить Россию и Казахстан, по территории которых пройдет новый транспортный маршрут.

За последние годы Литовские железные дороги (ЛЖД) приобрели богатый опыт работы по организации контейнерных линий, а также в развитии мультимодальных перевозок и экспедировании грузов в направлениях Восток – Центральная Европа, Восток – Запад, а также в страны СНГ.

«Литовские железные дороги очень заинтересованы в развитии транспортного моста между Азией и ЕС, особенно в организации железнодорожного сообщения между Китаем и ЕС», – подчеркнул заместитель генерального директора – директор дирекции по грузовым перевозкам ЛЖД Стасис Гудвалис на Белорусско-литовском форуме.

С этой целью ЛЖД подписали соглашение о сотрудничестве с China Railway International Co (CRIMT), которая занимается международными перевозками грузов морским и железнодорожным транспортом. Также подписаны договоры по экспедированию грузов с компаниями China CAMC Engineering, Sinotrans Limited, Kerry Logistics, Genertec International Logistics, Bondex Logistics.

Литовские профильные эксперты просчитали логистику и предлагают два возможных маршрута для перевозок контейнеров из Китая в Европу. Это маршрут Алашанькоу/Достык – Ильецк (KZ) / Кунисай – Красное Exp (RU) / Осиновка Опыт – Гудогай Exp (BY) / Кена – Моцкава Exp (LG) и Алашанькоу/Достык – Семиглавый мар Exp (KZ) / Озинки – Злинка Exp (RU) / Закопытье – Гудогай Exp (BY) / Кена – Моцкава Exp (LG). Время в пути контейнерных поездов – 8-9 суток.

Чтобы быть надежным логистическим коридором для «Нового Шелкового пути», Литва уделяет большое внимание расширению географии контейнерного поезда «Викинг» в регионе Балтийского моря, который может стать успешным инструментом для перевозки грузов между Скандинавией и странами Черноморского региона.

В рамках амбициозного транспортного проекта «Новый Шелковый путь» на первый план выходят рынки Скандинавских стран: Швеции, Финляндии и Норвегии. В ходе недавнего визита делегации представителей Литовских железных дорог в Швецию компания Green Cargo заявила о согласии присоединиться к проекту «Викинг». Финская компания Steveco также уже согласует детали пробных перевозок в Турцию.

Напомним, совместный проект Литвы, Беларуси и Украины по созданию контейнерного поезда «Викинг», стартовавший в 2003 году и соединивший Клайпедский и Одесский (Ильичевский) порты, с каждым годом соединяет все больше государств и расширяет географию присутствия.

Кроме «Викинга», через Беларусь проходят регулярные контейнерные поезда «Сауле», «Меркурий», «Шяштокай экспресс», «Балтийский ветер».

Rail Baltica объединит европейскую и российскую железнодорожные колеи

Повысить транзитную привлекательность Беларуси и Литвы позволит реализация международного транспортного проекта Rail Baltica, который интегрирует Литву и другие страны Балтии в железнодорожную сеть Европы. Его цель – развитие высококачественного грузового и пассажирского сообщения между странами Балтии и Евросоюза.

Железная дорога европейской колеи соединит Таллин, Ригу, Хельсинки (посредством железнодорожного парома), Каунас, Вильнюс и Варшаву с последующим ее продлением до Берлина.

После прокладки Rail Baltica Литва сможет не только полнее использовать свои географические преимущества, но и стать страной железнодорожного транзита в ЕС: колеи европейского стандарта – в западном направлении и широкой колеи российского стандарта – в направлении стран Балтии.

Пока до Каунасского терминала простирается лишь российская колея. Но уже сейчас в Каунасе в целях использования европейской колеи строится новая точка логистики Rail Baltica – Палемонский интермодальный терминал, до которого будет проложена колея европейского стандарта.

Таким образом, после завершения работ Каунас станет единственным местом в Балтийском регионе, где будут соединены железнодорожные колеи российского и европейского стандартов. Это даст положительный эффект для экономики не только Литвы, но и Беларуси, поскольку позволит привлечь новые грузы транзитом через ее территорию.

Вся длина планируемой трассы Rail Baltica от государственной границы Польши/Литвы через Латвию и Эстонию до Таллина превысит 1200 км. Самый длинный участок трассы – около330 км – намечено проложить в Литве, участки трассы длиной примерно по 300 км пройдут через Латвию и Эстонию.

Как сообщил 5 октября в ходе Белорусско-литовского форума Кестутис Кудзманас, участок трассы Rail Baltica от госграницы Польши/Литвы до Каунаса длиной 123 км «будет открыт через неделю». А строительство участка от Каунаса до госграницы Литвы — Латвии намечено завершить до 2025 года.

Казахстанский вектор

В южном направлении литовские транспортники активно работают с казахстанскими коллегами. Казахстанская и литовская компании создали совместное предприятие Saule Logistics Solutions, которое открыло в Клайпеде интермодальный терминал. Это СП, объединившее активы и транспортно-логистические компетенции двух стран, планирует к 2020 году перерабатывать через совместные терминалы в порту Клайпеда и СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» до 2,5 млн. тонн грузов.

Кстати, 14 сентября 2015 года Литовские железные дороги открыли в Астане свое представительство. Одна из основных целей этого шага – совместное развитие транспорта и логистики для сближения Европы с Азией.

Беларусь столбит место для европейского коридора

Беларусь также прилагает максимум усилий, чтобы «Новый Шелковый путь» прошел по ее территории. Ведь если Беларусь подключится к сухопутному транспортному коридору между Азией и Европой, у нее появится шанс примерно в 2 раза увеличить транзитный грузопоток.

Тем более что в этом случае для доставки грузов в направлении Азия – Европа могут быть востребованы пересекающие страну трансъевропейские транспортные коридоры Запад – Восток и Север – Юг. А по автомобильным дорогам, входящим в эти транспортные коридоры, проходит северный маршрут NELTI, разработанный как альтернатива морским маршрутам в этом направлении.

Отметим, что делегация Минтранса Беларуси еще в августе 2012 года в ходе визита в Казахстан обсуждала проект по развитию транспортного коридора Западный Китай – Западная Европа с казахстанскими специалистами. Она также посетила казахстанско-китайскую приграничную зону, где идет строительство международного центра «Хоргос» и СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». «Хоргос» – один из крупнейших проектов, который как раз и направлен на развитие транзитного трансконтинентального коридора Западный Китай – Западная Европа.

Предполагается, что «Хоргос» станет главным опорным пунктом нового евроазиатского моста. Белорусская сторона заявила, что хотела бы использовать его возможности совместно с Казахстаном. В ходе визита делегации Минтранса в Казахстан речь шла о том, что этот проект призван стать транзитным мостом между Азией и Европой, соединяющим транспортно-логистический хаб «Хоргос» с терминалами города Бреста.

Также не случайно железнодорожники РФ, Казахстана и Беларуси пролоббировали создание единого логистического оператора (Объединенная транспортно-логистическая компания — ОТЛК). Особый интерес к нему проявляют белорусские транспортники. И не скрывают почему: они не хотят потерять грузы, идущие из Казахстана в Европу.

Пока окончательный маршрут «Экономического пояса Шелкового пути» не определен, но белорусские транспортники, цитируя высказывания высокопоставленных китайских лиц, говорят о том, что Китайско-белорусский индустриальный парк должен стать одним из узловых пунктов «Экономического пояса Шелкового пути».

Подтверждением тому служит намерение корпорации China Merchants Group (специализируется на оказании транспортных, логистических, финансовых услуг) построить торгово-логистический субпарк Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». В 2016 году сумма инвестиций в субпарк составит около 150 млн. долларов. При этом к ноябрю 2016 года корпорация готова ввести объекты общей площадью 100 тыс. кв. м, в том числе 51 тыс. кв. м – крытые склады, 20 тыс. кв. м – открытые склады, 21 тыс. кв. м – выставочные площади, 6,2 тыс. кв. м – торговые площади, 1,6 тыс. кв. м – офисные площади, 1,34 тыс. кв. м – сопутствующие сооружения.

Эта корпорация готова участвовать в разработке Концепции транспорта и логистики Беларуси, а также в совместных проектах по распространению грузовых авиаперевозок, которые могут придать импульс развитию инфраструктуры Национального аэропорта Минск.

Повышению транзитной привлекательности Беларуси поспособствует и электрификация транспортного коридора в сторону Литвы.

Белорусская железная дорога» (БЖД) 24 сентября 2015 года приступила к электрификации участка Молодечно – Гудогай – госграница протяженностью 84 км (объем инвестиций – 89,9 млн. долларов от Экспортно-импортного банка Китая). Проект планируется завершить в 2016 году. Сейчас в Литве ведется электрификация участка протяженностью около 30 км от станции Новая Вильня до госграницы с Беларусью. Этот проект станет завершающим этапом электрификации белорусского участка ответвления Общеевропейского транспортного коридора № IХВ, который связывает страны Балтии с Восточной Европой.

Трамплин для нового проекта

«Клайпедский порт со своими современными терминалами готов стать трамплином для экспорта грузов в рамках проекта «Новый Шелковый путь», – подчеркнул С. Гудвалис.

Тем более что между Клайпедским портом и западными портами Шэньчжэня, оператором которых является китайская компания China Merchants Group, уже подписан меморандум о сотрудничестве.

Сегодня Клайпедский порт имеет амбициозные планы развития. Речь идет о том, что судоходный канал порта до 2018-2020 гг. будет углублен до 16,5-17,5 м. В 2018-2020 гг. планируется сформировать новые земельные площади в северной части порта – порядка 50-70 га.

Кроме того, Литва уже сейчас рассматривает перспективы развития порта BALTMAX. Предполагается, что к 2019-2022 гг. будут сформированы новые земельные площади в северной части порта (площадь – около 70 га с возможностью дальнейшего расширения).

В развитие Клайпедского порта в ближайшие годы Литва планирует инвестировать свыше 0,5 млрд. евро.

Для справки

Общий объем железнодорожного грузопотока между Литвой и Беларусью за 8 месяцев увеличился в сравнении с аналогичным периодом 2014 года на 9,44% – до 11,3 млн. тонн. При этом в направлении Клайпеды за январь – август 2015 года было перевезено 9,197 млн. тонн грузов, в то время как за аналогичный период 2014 года – 8,409 млн. тонн (удобрений в сообщении Беларусь – Литва за 8 месяцев текущего года было перевезено на 8,9% больше, чем за аналогичный период 2014 года, нефти и нефтепродуктов – на 18,6% больше).

В то же время транзит грузов за 8 месяцев 2015 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизился с 484 тыс. до 406,3 тыс. тонн.

См. также: Китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути» – шанс для Беларуси

Тэги:

, , , , ,

Скидки в июле в магазинах Минска: где купить дешевле

Как сообщает Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома, в июле 2020 года в торговых организациях столицы пройдут «Дни скидок»: ОАО «ЦУМ Минск»: 1-5, 8-12, 15-19, 22-26, 29-31 июля – до 27 % на непродовольственные товары, 5% на продовольственные товары; 15, 22, 29 июля – до 50 % на непродовольственные товары (Акция «День школьника!»); Для держателей дисконтных карт:

Прогноз курса рубля на неделю 6-10 июля

Курс доллара на БВФБ может продолжить подъем, но увеличение, скорее всего, окажется не таким значительным, как на прошедшей неделе и составит примерно 0,5-1%. Но в понедельник 6 июня не исключен скачек курса примерно на 1%. Как и прогнозировалось, на прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже значительно вырос: – на 1,6% (до 2,4214

Два пункта пропуска возобновили работу на белорусско-украинской границе

С полуночи 7 июля 2020 года на границе с Беларусью возобновлена работа пунктов пропуска «Дольск» (Волынская область) и «Вильча» (Киевская область). Еще в девяти пунктах пропуска на украинско-российской и украинско-белорусской границах восстановлена возможность пешего пересечения границы. Об этом сообщила Госпогранслужба Украины.В ГПСУ подчеркнули, что в «Дольске» и «Вильче» границу можно пересечь пешком, на пассажирском или

Экспорт белорусской электроэнергии в Украину: только прагматичный интерес

Ключевым вопросом белорусско-украинской повестки в ближайшее время могут стать поставки электроэнергии в Украину. Еще недавно Минск рассматривал украинский рынок в качестве приоритетного для экспорта электроэнергии после запуска БелАЭС. Однако эти надежды вряд ли оправданы. Актуальная экономическая повестка белорусско-украинского сотрудничества будет обсуждаться на третьем Форуме регионов Украины и Беларуси, который планируется провести в этом году в

Экспорт белорусской электроэнергии в Украину: только прагматичный интерес

Ключевым вопросом белорусско-украинской повестки в ближайшее время могут стать поставки электроэнергии в Украину. Еще недавно Минск рассматривал украинский рынок в качестве приоритетного для экспорта электроэнергии после запуска БелАЭС. Однако эти надежды вряд ли оправданы. Актуальная экономическая повестка белорусско-украинского сотрудничества будет обсуждаться на третьем Форуме регионов Украины и Беларуси, который планируется провести в этом году в

Противотанковые средства: хотя “Барражирующая труба” и не Иерихонская

Дефицит финансовых средств и отсутствие необходимой технологической базы заставляют наш оборонный комплекс идти на нетривиальные технические решения при создании вооружений для успешного противодействия современным танкам и бронетехнике. В последние несколько лет на мировом рынке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) военного назначения набирает силу новая многообещающая тенденция: растет предложение ударных БПЛА на базе мультикоптеров. Причем в качестве

Анекдот о спорте и политике

Сейчас мало кто слушает Галича, в том числе и «репортаж о матче британских и советских футболистов», но кто прослушал его в юности, видимо, запомнил многое из этого текста на всю жизнь. Главное в нем, по форме и содержанию, это классный современный анекдот на тему спорта и политики. Точнее, полного поглощение спортом политикой в тоталитарном обществе при авторитарном методе его управлением.

Экспорт под вирусом: как пандемия повлияет на продажи минеральных удобрений?

Динамику белорусского ВВП во многом определяет конъюнктура на рынке минеральных удобрений. Каковы прогнозы для этой отрасли на 2020 год? Для белорусской экономики цена этого вопроса достаточна высока. В первом квартале текущего года белорусский экспорт товаров и услуг снизился на 11,7% к аналогичному периоду 2019 года и составил 16, 833 млрд долларов. При этом основное снижение