28.08.2015, 8:13
Восстановление справедливости
Управление торговли и услуг Мингорисполкома приняло решение об усилении контроля за ценами «в целях недопущения необоснованного роста цен и тарифов».
И вроде бы в управление уже начали поступать жалобы граждан на нарушителей. И управление быстренько их одернуло. Эта оперативность понравилась обывателю, который в очередной раз увидел в лице власти своего защитника.
Ибо какими бы ни были цены, даже очень высокими, изрядная доля покупателей готова согласиться с ними. Но абсолютное большинство граждан возмущаются ценами несправедливыми, поскольку каждый покупатель считает себя товароведом. Отметим, что да, многие рядовые потребители, не считая любителей шопинга, с интересом прицениваются, изучают качества и свойства товаров, которые купить не могут. Но мечтают, что в будущем, когда дела пойдут на лад, заветная вещица будет куплена.
Любитель-товаровед, обнаружив завышенную цену на товар, постарается поискать такую вещицу по лучшей цене у разных продавцов, восстановив таким образом свое попранное чувство справедливости и поддержав рублем торговца, который проводит гибкую ценовую политику. Так возникает конкуренция на рынке.
Часто случается, что продавцы привозят товар, а туземный потребитель отказывается его покупать. По разным причинам, которые в конечном итоге определяются платежеспособным спросом. Разочарованный продавец, отчаявшись найти нишу для продажи своего товара, просто уходит с этого рынка. Конечно, если у него есть возможность сменить торговую площадку. Или, пользуясь своими возможностями, он вытесняет конкурентов с рыночного пятачка.
Обычно такую политику проводят продавцы-монополисты. Например, у нас в стране исключительные права на торговлю алкоголем на внутреннем и внешнем рынке имеет государство. Используя благоприятную конъюнктуру, власти в свое время увеличили производство спиртного из расчета, чтобы половину продукции выгодно было реализовывать на внутреннем рынке, в розничной торговле, а половину – отправлять на экспорт. В планах правительства предусматривалась и возможность проникновения на нетрадиционные для Беларуси рынки.
Например, недавно представители Минсельхозпрода, побывав в Америке, попытались заинтересовать тамошних бизнесменов особо изысканными напитками белорусского производства. Вдруг американцам наши вина и коньяки понравятся? Вдруг перейдут к регулярному их потреблению?
В общем, все было хорошо. Не было проблем с продажей белорусских напитков в Россию, а на внутреннем рынке, в розничной торговле, объемы продажи алкоголя или росли, или не сокращались, хотя государство всякое очередное повышение цен начинало именно со спиртных напитков.
Отметим, что при бойкой торговле, когда прибыли торговца устойчиво растут, он начинает подтрунивать над покупателями. Или даже издеваться, попросту третировать их. В данном случае речь идет о покупателях государственного питья. Для них ужесточают режим отпуска, ограничивают время и места торговли. На первый взгляд благое дело, если бы не акциз, не накрутки, которые оплачивают выпивохи, а вырученные деньги государство использует для своих нужд.
С той поры, когда государство установило монополию на торговлю спиртным, его борьба с пьянством приобрела сомнительный характер. Это чем-то напоминает шинкаря, который выгребает у бедолаги последний грош и при этом его же винит в его бедах.
В общем, государственная монополия давала государству постоянные и растущие барыши, поэтому власти однажды решили возродить борьбу с пьянством. В ней разрешалось демонстрировать самостоятельность даже местным властям. В результате все райисполкомы ввели свои ограничения на торговлю спиртным. Например, в Смолевичах запретили продавать все спиртные напитки, включая пиво, до 11 часов утра.
Аналогичный, как его нарекли идеологи, «локальный эксперимент» за здоровый образ жизни, однако менее жесткий, чем в Смолевичах, был начат в Гомеле еще два года назад. Но никакого очевидного положительного эффекта он не принес.
Визуальное же наблюдение за смолевичанами показало, что они тоже на путь отрезвления не вступили. Одни утром садились на электрички и ехали в недалекий Минск, где спиртное продавалось с 8 утра, другие обращались в точки, где на «доверии», часто в кредит, можно было приобрести любой напиток, прежде всего популярные в народе сорта.
Понятно, что официальная торговля в это время простаивала и не могла получить те деньги, на которые она по праву рассчитывала.
В общем, выгони водку в дверь – она вернется в окно самогоном.
Как известно, первым опомнился Лукашенко, который потребовал ограничить бутлегерство в пользу «цивильной» торговли, в пользу магазинов. Сделать это можно было, только отказавшись от этих сомнительных «экспериментов», которые проводились еще при советской власти. Неизменно проваливаясь, они только провоцировали пьянство.
Странно, что начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома Нина Емельянова удивилась, когда узнала, что после 10 вечера в центре города начиналась бойкая торговля водкой. По цене 150 тысяч рублей.
Неужели в Мингорисполкоме, вводя «комендантский час» на водку, тем самым пытались усадить горожан читать книжки на сон грядущий? Забыли известный всем принцип: если ты покидаешь рынок, то приходит новый продавец, который получает возможность устанавливать на дефицитный продукт двойную и тройную цену.
Разумеется, некоторые граждане (а таких, кому хочется выпить в неустановленное время, в огромном городе немало) чуть не заплакали от несправедливости. А монопольная прибыль потекла не в казну, а в карманы проворных дельцов.
В общем, справедливость восстановили. Отныне все «трезвеннические ограничения» в столице упраздняются. Магазины обязались продавать спиртное «от открытия до закрытия» учреждения.
За ними – по приказу, но самостоятельно – полная либерализация проводится органами в областях и районах.
Вот оно – торжество свободы и справедливости!
Читайте также:
- Ценовое регулирование меняется с 1 января в Беларуси
- В Беларуси введен мораторий на повышение цен и тарифов
- В Беларуси внесены изменения в ценовое госрегулирование
- МАРТ вводит ценовое регулирование на ряд продуктов питания
- Сотрудники Госконтроля сходили в магазин в Гродненской области и понизили цену на масло