24.08.2015, 8:23
Бюджетное питие и его вредители
…Или о чем шла речь на совещании по вопросам производства и оборота алкогольной продукции у Александра Лукашенко.
Сразу скажу: на извечный вопрос – пить или не пить? – на совещании по производству и продаже алкогольной продукции Лукашенко ответил положительно. Пить надо, пить надо больше, пить напитки подакцизные, лицензионные, по устанавливаемым государством ценам.
Надо стремиться выпивать все производимое на заводах, дабы не возникали складские запасы, чтобы спиртное попадало в стакан трудящихся без задержки на прилавках, без посредников и ценовых накруток.
Желательно, чтобы сами заводы продавали свою продукцию непосредственно потребителю. Если смогут, пусть сами и разливают, памятуя, что народ с удовольствием на это пойдет. Ведь как говорится? Между первой и второй – промежуток небольшой!
В то же время лидер страны призвал питейщиков не соблазняться импортным питьем, не поддаваться на соблазны всякого рода бутлегеров, будь это отечественные самогонщики или контрабандисты, которые завозят в страну контрафактное питье.
По мнению Лукашенко, они будут наказаны.
Образно описал Лукашенко и предстоящие меры. Мол, упраздним диктатуру торгашей и восстановим власть производителей. Для начала разгрузим заводские склады и загрузим продукцию в торговые базы и магазинные подсобки. Таким образом, приблизим продукцию к потребителю.
Чувствуется, что эта затея очень нравится Лукашенко. Но он выпускает из виду ситуацию, которая уже сложилась в торговле. Здесь дефицита спиртного нет. Есть его избыток, но нет денег, чтобы рассчитаться за полученный товар. Не только со «спиртовиками», но и с молочниками, хлебозаводами, табачниками.
При этом, например, сельские магазинчики и продмаги небольших городов имеют в продаже весь ассортимент производимого в стране алкоголя, включая экзотические для Беларуси коньяки и виски местного производства. Они выставлены на прилавки, а подсобки переполнены. Если к ним добавить еще и складские запасы, то в магазинах места для торговли не останется.
По данным Белстата, запасы в магазинах на 1 июля текущего года увеличились по сравнению с 1 июля прошлого года на 3 торговых дня. С 43 до 46 дней торговли. В Брестской области запасы увеличились с 43 до 51, в Могилевской – с 42 до 56 дней торговли.
Иными словами, магазины могут два месяца жить распродажей запасов, ограничившись только завозом хлеба, молока или других скоропортящихся продуктов.
Спиртное же может храниться на складах годами.
Правда, выручки, прибыли в такой ситуации магазины приносить не могут, кроме роста накладных расходов. Кто их погасит? Лукашенко до сей поры считает, что торговля купается в прибылях. По его мнению, следует барыши перераспределить. Но возникает «логистический вопрос»: готов ли производитель взять на себя экспедицию продукции, доставку ее не только на базы и в крупные магазины, но и в рай- и сельмаги, обеспечение обычных автолавок?
Простая логика показывает, что производителю это невыгодно, и поэтому он пользуется в этом деле услугами посредников. С тех древних времен, когда случилось общественное разделение труда, посредничество (торговля) целесообразно отделилось от производства.
Сейчас складские запасы напрягают производителей, а с 15 сентября под их гнет попадут торговцы. Но может ли торговля принять на хранение такое количество спиртного? Ведь предприятия в складских запасах на 1 июля имели: коньяка – 77,8%, водки – 186,1%, вин шипучих (типа шампанского) – 140,5%, вин виноградных – 126,6%, «напитков ферментированных» (в основном плодово-ягодные вина, в просторечии «чарнила») – 51,9% среднемесячного объема производства.
При этом продажи двух важнейших продуктов отрасли (водка – 46,3% всего объема реализации в абсолютном алкоголе и плодово-ягодные – 19,6%) упали на 13,8 и 20% соответственно. Вполне очевидно, что запасы алкоголя в торговле увеличились, а если к ним добавятся заводские объемы, то торговая сеть может окончательно затовариться. Тем более что торговля не может рассчитаться с производителем за полученный уже товар, который завис в подсобках нереализованным. Всегда пользующийся спросом алкоголь стал «неликвидным».
Эти чудесные чудеса случились благодаря падению платежеспособного спроса на рынке, поскольку части обедневшего потребителя пришлось на самом деле выбирать между «чаркой и шкваркой», «чарнилом» и «ливеркой». Как говорится, хоть и вынужденный, но выбор. А вот налоги и платежи государства мало того что растут, но имеют обязательный характер – безальтернативно очищают карманы всех потребителей, в первую очередь – выпивох.
Тем не менее Лукашенко по привычке игнорирует реалии и срывается на угрозы. Мол, если торговцы до 1 сентября не погасят просроченных платежей за поставленную им алкогольную продукцию, их навестят сотрудники КГБ.
Хотя, по большому счету, ни КГБ, ни другие силовики, ни даже всесильный лидер государства улучшить ситуацию не могут. Могут посадить «виноватых», пустить каждого по миру, но не могут сделать две вещи: срочно повысить доходы населения или директивно снизить цены на спиртное.
Что касается потребителя, то он всегда живет по принципу: если нет гербовой бумаги, пишем на обычной. Если дорожает водка, переходим на самогон. На любой суррогат, отечественный или контрабандный контрафакт, который «валит с ног, как пулемет» и стоит меньше, чем подакцизное казенное пойло.
Коммерсант всегда был диктатором (субъектом) рынка, который честно конкурирует или нечестно, имея возможность приспособиться к государственным администраторам, или, не имея такой возможности, вынужденно «уходит в подполье», но именно он в конечном итоге диктует всем свои условия.
Закон жизни, который в общем и целом совпадает с выводами Адама Смита. Тот, понятно, не мог себе представить, в каких условиях приходится работать белорусским производителям и купцам.
Например, лидер требует четких ответов на ряд вопросов. В частности: что мешает защитить собственный рынок? Почему экспорт не растет, а падает, хотя мощности по производству алкоголя в два раза превышают внутренние потребности? Какие меры принимаются для продвижения белорусской продукции в торговые сети в стране и за рубежом?
Почему тощает казна? Почему за полугодие производство упало на 27,5%? А в июне относительно июня прошлого года едва не уполовинилось, сократилось до менее 60%.
Как на эти вопросы четко ответить? Люди стали меньше пить – не по карману это дело многим в прежних масштабах. Поэтому стали переходить от «премиум»-напитков к «экономклассу».
А тут еще по политическим или экономическим обстоятельствам возникает санкционный режим. Он уязвим для белорусского народного хозяйства, в том числе и для алкогольной отрасли. Половина его мощностей работает на экспорт, как заметил на совещании сам Лукашенко, в основном на российских выпивох. Не так давно российское правительство решило взять их под свою защиту и снизило цены на водку. С 220 до 185 рублей (на 16%). С учетом продолжающегося падения рубля розничная цена водки стремительно приближается к цене лимонада.
Так что экспорт белорусской водки в Россию теряет смысл.
Читайте также:
- Предельные отпускные цены на крепкий алкоголь выросли в Беларуси — постановление МАРТ
- Запрет на продажу алкоголя будет действовать в Минске 8 июня
- Установлены квоты на производство алкогольной продукции в 2019 году
- Утвержден перечень импортеров алкоголя в Беларусь на 2019 год
- В торговых объектах будут устанавливаться единые надбавки на алкоголь — постановление МАРТ