Создать общий рынок электроэнергии в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в объявленный срок – не позднее 2019 года – вероятно, не получится. Союзники вряд ли смогут разрешить ключевое для Беларуси противоречие в этом вопросе: установить в интеграционном объединении конкурентные цены на газ. С другой стороны, белорусская сторона не торопится реформировать свою энергоотрасль, без чего трудно представить создание единого оптового рынка электроэнергии.

Напомним, основные принципы общего электроэнергетического рынка трех государств ЕЭП были сформированы еще в 2014 году. Замысел вообще привлекательный: создать общий электроэнергетический рынок стран «тройки» (теперь ЕАЭС с учетом Армении и Кыргызстана уже представляет 5 стран), который полностью обеспечит их потребности, снизит себестоимость и повысит эффективность использования энергомощностей примерно на 7%, успела подсчитать ЕЭК.

В мае 2015 года президенты стран Евразийского экономического союза утвердили концепцию создания общего электроэнергетического рынка. Согласно планам, уже к 1 июля 2016 года стороны должны подготовить программу развития общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, которая будет включать единые правила его функционирования.

При этом в договоре о создании ЕАЭС четко зафиксировано, что создать общий рынок электроэнергии страны – члены ЕАЭС должны до 2019 года. Данный договор определяет основные принципы формирования общих рынков энергоресурсов, включая устранение препятствий в их торговле, развитие конкурентной среды, создание недискриминационных условий для хозяйствующих субъектов и благоприятной обстановки для привлечения инвестиций.

Чем руководствовались Россия и Казахстан, торопясь зафиксировать скорую дату создания общего энергетического рынка, сложно сказать. Белорусская сторона изначально понимала, что эти договоренности в предложенном варианте заработать не смогут. Поэтому концепция создания общего электроэнергетического рынка была утверждена с учетом «особого мнения» Беларуси.

Сначала – рынок газа, а потом – энергии

Белорусская сторона убеждена, что нельзя создать общий электроэнергетический рынок ЕАЭС до формирования общего рынка газа. Дело в том, что в Беларуси примерно 95% электроэнергии вырабатывается на природном газе. При этом сейчас цена газа для российских потребителей существенно ниже, чем для белорусских предприятий.

Таким образом, очевидно, что без создания единого рынка газа в интеграционном объединении невозможно будет говорить о равных условиях конкуренции. В то же время общий рынок газа в ЕАЭС планируется создать не позднее 2025 года.

Между тем в том, что союзники пока не вышли на равнодоходные цены на газ (хотя договаривались сделать это к 2015 году), виновата сама Россия.

Напомним: в рамках соглашения, подписанного при создании ЕЭП, страны Таможенного союза обязались не позднее 1 января 2015 года перейти на равнодоходные цены на газ. «Равнодоходной» ценой на газ для России является экспортная цена за вычетом пошлины, расходов на транспортировку и всех затрат на хранение и реализацию газа на внешних рынках.

Российские чиновники еще с начала 2000-х годов заявляли о необходимости сблизить внутренние и экспортные цены на газ, но так эту задачу и не осилили. Сначала собирались сделать это к 2011 году, затем из-за неготовности экономики отложили срок перехода на 2014 год, а позже в связи с экономическим кризисом – на 1 января 2015 год. Однако, несмотря на обязательства, взятые таможенной «тройкой», весной 2014 года Правительство РФ сдвинуло срок перехода на 2017 год.

С учетом нынешних проблем в российской экономике весьма сомнительно, что Россия выдержит и этот срок. Тем более что российский премьер Дмитрий Медведев еще два года назад заявил, что считает необязательной для России равнодоходность поставок энергоносителей. По его словам, «в какой-то момент лозунг о равнодоходности был абсолютно верным, потому что у нас были колоссальные расхождения между реальными ценами на газ на рынке и тем, по каким ценам поставлялся газ потребителям на внутреннем рынке». Но сейчас нужно «остановиться и понять», является ли равнодоходность «оптимальным приемом» для России. Потому что «должны быть все-таки какие-то конкурентные преимущества, именно потому, что мы – Россия, именно потому, что мы – крупнейший поставщик энергоресурсов», заявил Д. Медведев.

В таком случае вообще непонятно, как и когда союзники собираются создать общий рынок газа в ЕАЭС.

«Слабое» звено

Но если даже интеграционной «пятерке» каким-то образом удастся разрешить газовый вопрос, есть еще одна серьезная преграда на пути создания единого энергорынка.

Общий рынок электроэнергии предложено создать в 3 этапа. На первом этапе предстоит гармонизировать нормативно-правовую базу взаимной торговли, а также разделить еще не реформированные государственные вертикально интегрированные компании на конкурентные и монопольные виды деятельности (это касается прежде всего Беларуси). Ну и уже на этом этапе ставится задача сформировать правовую базу для создания наднациональных структур управления общим энергорынком.

На втором этапе, как предполагается, будет открыт доступ на национальные оптовые электрические рынки участникам из других стран. Кроме того, на этом этапе необходимо сформировать структуры и механизмы управления общим рынком. Более того, на этом временном промежутке должна появиться ассоциация операторов магистральных сетей.

Финишный – третий этап – предполагает, что национальные рынки интегрируются в общий электроэнергетический рынок. Не исключено, что на этом этапе будет создан оператор по управлению межгосударственными магистральными сетями.

Однако реализовать эту концепцию не удастся только по одной причине: в Беларуси энергосистема до сих пор не реформирована.

Белорусская энергосистема сегодня разделена на 6 частей – по количеству областей страны, в каждой из которых по территориальному признаку объединены различные по своим задачам и функциям предприятия энергетики: в том числе мощные электростанции и межгосударственные линии электросвязи, а также районные сети и ремонтные бригады. Энергетическое производство в Беларуси до сих пор не разделено по видам деятельности: производство, передача и распределение энергии.

В течение последних 15 лет правительство несколько раз подступало к реформе энергоотрасли, но власти так и не решились на этот шаг. Правда, в прошлом году после двухлетней паузы в Беларуси вновь заговорили о необходимости реформы энергетической отрасли. Планы реформирования были озвучены в Овальном зале перед депутатами.

Согласно им, предусмотрено разделить энергопроизводство по видам деятельности: производство, передача и сбыт электрической и тепловой энергии. Предполагается, что эти меры позволят обеспечить прозрачность затрат по видам деятельности, а на финишном этапе создать оптовый рынок электрической энергии. В прямое подчинение «Белэнерго» намечено передать 12 электрических станций высокого давления, что, как предполагается, позволит централизовать финансы и направить их на более эффективное развитие. На втором этапе намечено создать передающую компанию (уже известно, что это будет государственная организация).

Цель этих трансформаций – постепенно перейти к рынку электроэнергии. Рынок позволит госоператору покупать электроэнергию не только у объектов генерации «Белэнерго», но и у других источников, что, в свою очередь, должно оптимизировать стоимость электроэнергии.

Проект реформ предусматривает также реструктуризацию системы энергонадзора. Пока этот орган находится в подчинении областных энергосистем, а в перспективе будет выведен из состава энергоснабжающих организаций и на его базе будет создано госучреждение «Энергонадзор».

Затем из состава областных энергосистем выделят электрические сети классом напряжения 220 кВ и выше, соответствующие подстанции, и на базе РУП «Объединенное диспетчерское управление» (ОДУ) будет создан сетевой оператор.

Эксперты предполагали, что в прошлом году белорусское правительство вернулось к проекту закона об электроэнергетике, предусматривающему структурные реформы в отрасли, под давлением евразийских обязательств. И естественно, в надежде получить в ЕАЭС единые цены на энергоресурсы.

Это косвенным образом подтвердил экс-премьер Михаил Мясникович на заседании круглого стола «Евразийская экономическая перспектива» в июне 2014 года в Минске. «Процессы интеграции в сфере электроэнергетики затрудняются в связи с экономической разнородностью субъектов этой кооперации. Мы в правительстве полагаем, что целесообразно создание единого оптового рынка энергии и мощности. В то же время для создания равных условий хозяйствования полагаем необходимым установить единые цены на углеводороды и другие составляющие себестоимости этих услуг», – заявил М. Мясникович.

Однако, несмотря на такую заманчивую перспективу – создание равных условий хозяйствования и установление единой цены на углеводороды, белорусские власти тем не менее пока не дали добро на реформирование стратегической отрасли. Вероятно, из-за боязни, что новации – разделение генерации, транспортировки и сбыта электроэнергии – приведут к негативным последствиям для отрасли и в целом дестабилизируют обстановку в стране.

Главное – конкурентные цены на газ, а не структура управления

Поэтому, несмотря на уже подготовленный сценарий создания общего энергорынка ЕАЭС, предусматривающий разделение еще не реформированных государственных вертикально интегрированных компаний на конкурентные и монопольные виды деятельности, Беларусь намерена привнести в него свои коррективы.

Генеральный директор государственного ГПО «Белэнерго» Евгений Воронов, отвечая на вопросы журналистов относительно создания общего энергорынка ЕАЭС, подчеркнул, что главная задача этого рынка – сделать энергоснабжение безопасным, надежным, и это приведет к снижению стоимости электроэнергии для потребителей. 

«Мы настаиваем, что необходимо сначала создать единый рынок газа. Ибо без равнодоступных цен на основной ресурс – природный газ – не может быть конкурентного рынка электроэнергии. Если цена на газ в ЕАЭС отличается в 3 раза, нельзя конкурировать, учитывая, что в себестоимости нашей электроэнергии 70% – топливная составляющая», – подчеркнул Е. Воронов.

По его словам, повышение энергетической безопасности каждой из входящих в союз стран и создание конкурентной среды – главная задача, невзирая на различия в структурах управления энергетических компаний. Причем белорусская позиция по этому вопросу не увязана с формой собственности энергетических компаний – «это принципиального значения не имеет», заявил руководитель ГПО «Белэнерго».

Тэги:

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,