Беларусь убрала «фильтр» на пути поставок российской продукции

Введенный в январе 2015 года порядок импорта российской продукции, ставший фактически новым барьером в торговле ближайших союзников, просуществовал в Беларуси всего лишь около двух месяцев. Под давлением российского партнера Беларусь вынуждена была вернуть ситуацию в исходную позицию.

Усиленный контроль

Конец минувшего года для Беларуси был отмечен серьезными проблемами с поставками молочной и мясной продукции на российский рынок. На финише 2014 года стало очевидно, что участники евразийской экономической интеграции в осложнившейся для национальных экономик обстоятельствах готовы забыть о своих обязательствах в ЕАЭС.

Как следствие, обострились отношения и между Москвой и Минском. В частности, пытаясь принудить белорусов присоединиться к российскому эмбарго, Москва в конце 2014 года запретила в РФ поставки не только мясной и молочной продукции с ряда белорусских предприятий, но и транзит продуктов санкционной группы из Беларуси через Россию в третьи страны. Этими действиями российская сторона фактически проигнорировала законодательство Таможенного союза, «забыв», что таможенный контроль теперь вынесен на внешние контуры Таможенного союза.

Минск, надо полагать, искал способы, как эффективно отреагировать на российские запреты и при этом не получить упреки в явном игнорировании законодательства Евразийского экономического союза.

И такой инструмент был найден. Постановлением Совета министров № 30 от 21 января 2015 года Беларусь заметно расширила перечень товаров, ввоз которых из России в Беларусь должен был осуществляться по разрешениям, выданным Департаментом ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Беларуси.

И если ранее разрешения ветнадзора требовались лишь для ввоза ограниченного перечня продуктов (это были живые свиньи, свинина и продукты ее переработки, корма для животных, а также зерновые), то теперь перечень таких товаров стал заметно шире. В него белорусская сторона дополнительно включила такие товары, как фармацевтическая продукция (для применения в ветеринарии), шерсть, пушно-меховое сырье, крупный рогатый скот, птица, молочные продукты, рыба и продукты ее переработки и т. д.

Фактически с 27 января 2015 года в Беларуси осуществлялся усиленный ветеринарный контроль в отношении всех товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317.

Эта процедура включала в себя оформление в Департаменте ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Беларуси разрешения на ввоз подконтрольных товаров на территорию Беларуси, проведение всех форм ветеринарного контроля, а также в определенных случаях – лабораторный контроль.

При этом импортеры российской продукции должны были переоформить ветеринарный сертификат Таможенного союза, выданный уполномоченным органом России, на белорусский ветеринарный сертификат.

Повод для переговоров

Многие участники рынка расценили введенную в Беларуси сертификацию как ответный ход на действия России. Ведь теперь у белорусской стороны появился свой механизм влияния на российских импортеров – подобный тому, которым пользовалась Россия, ограничивая поставки белорусской молочной и мясной продукции, а также поставки сельхозпродукции на свой рынок.

В свою очередь профильные чиновники поясняли, что постановление Совмина № 30 принято «в целях исключения заноса возбудителей инфекционных заболеваний, имеющих распространение на территории России (ящур, блутанг, грипп птиц, АЧС), и поддержания эпизоотического благополучия на территории Беларуси». При этом Беларусь, введя новый механизм, ничего не нарушила, так как возможность введения сертификации в Евразийском экономическом союзе предусмотрена в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза № 317 от 18 июня 2014 года (п.п. 3.14).

Формально предъявить претензии к Беларуси российская сторона не могла. Однако поставщики российской продукции не стали скрывать своего недовольства новой процедурой. В частности, поставщики российской рыбной продукции в начале года были вынуждены остановить торговлю с Беларусью: им пришлось заниматься получением разрешений в Департаменте ветнадзора Беларуси. И хотя ни один из поставщиков не получил отказа на торговлю, тем не менее многие из них расценивали введение сертификации как новый барьер на пути свободной торговли в ЕАЭС.

Российские чиновники на переговорах с Беларусью постоянно заостряли вопрос о новом барьере, появившемся с января 2015 года в торговле России и Беларуси, – необходимости получения российскими импортерами обязательного белорусского ветеринарного сертификата.

Очевидно, что Россия вряд ли смягчила бы свою позицию в отношении снятия запрета на поставки белорусской молочной и сельхозпродукции в РФ, не получив гарантий от партнера ликвидировать этот барьер.

Урезали, дополнив

Жесткая позиция РФ возымела действие: правительство Беларуси 9 апреля 2015 года приняло постановление № 289, которым фактически вернуло правила импорта российской продукции в Беларусь в прежнее состояние.

Сейчас ветеринарному контролю (надзору) при ввозе в Беларусь подлежат лишь отдельные группы российских товаров.

В Минсельхозпроде отмечают, что положение о временном порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) в отношении товаров, поступающих из Российской Федерации, было дополнено на основании предложений Минсельхозпрода.

«Согласно этим дополнениям, только на отдельные товары из Единого перечня товаров, подлежащих ветеринарному контролю (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317), ввозимые на территорию Беларуси из России, необходимо разрешение на ввоз, выданное Департаментом ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия», – отмечают в Минсельхозпроде.

И вслед за этим добавляют дежурную фразу о том, что принятые меры соответствуют нормам договора о ЕАЭС и позволяют стабилизировать взаимоотношения между государственными ветеринарными службами Беларуси и России.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,