• EUR  2.355
  • USD  1.9938
  • RUB (100)  3.2176
Минск  11.4 Погода в Минске

Принятие указа президента № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» изменило подходы к проведению государственного контроля в Республике Беларуси. Действие указа многоступенчатое, то есть реализуется в течение нескольких лет.

Текущий 2018 год является переходным периодом в реализации положений указа № 376, когда координационные планы по плановым проверкам уже отменены, а план выборочных проверок еще не утвержден, так как пока нет четких критериев выборки объекта проверок. План выборочных проверок планируется ввести с 1 января 2019 года. Означает ли это, что государственного контроля в текущем году не будет и бизнес может вздохнуть спокойно? Попробуем разобраться.

План по штрафам

В искренность государства по упрощению государственного контроля можно было бы поверить, если бы в доходах бюджета на 2018 год не были бы запланированы суммы штрафов за нарушение законодательства. Так, согласно планам правительства, в 2018 году планируется поступление в бюджет 131 млн. рублей штрафов, что сопоставимо с аналогичным показателем 2017 года.

В этой связи активность контролирующих органов по сравнению с 2017 годом вряд ли уменьшится, хотя и претерпит определенные изменения. Указ № 376 отменил плановые проверки, а значит, основной акцент в контрольной работе будет сделан на внеплановых проверках и проверках, проводимых по инициативе самих субъектов хозяйствования.

Кроме того, необходимо не забывать про мероприятия технического (технологического, поверочного) характера (далее – техническая проверка), которые не являются проверками, но при этом имеют юридические последствия. Напомним, что при нахождении нарушений законодательства при технической проверке штрафы не накладываются, а выносится предписания на устранение нарушений.

Через определенный период на предприятии проверяют исполнение требований ранее выданного предписания. И если в ходе повторной технической проверки будет установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены или выявлены повторные нарушения, а также если выявлены нарушения, устранение которых невозможно, то к предприятию применяются штрафные санкции.

Очевидно, что в условиях необходимости пополнения бюджета за счет штрафов вполне возможна ситуация, когда при повторной технической проверке будут выявлены повторные нарушения или нарушения, которые устранить невозможно, а, следовательно, к предприятию будут применяться штрафные санкции. Насколько ошибочными окажутся наши прогнозы, и насколько либеральными окажутся технические проверки, покажет правоприменительная практика 2018 года по мероприятиям технического характера.

Внеплановые проверки

И если технические проверки в 2018 году могут стать лишь одним из источников доходов бюджета, то внеплановые проверки, очевидно, будут являться основным доходным источником государственного бюджета по статье «штрафы» в текущем году. Весь период деятельности суверенного белорусского контроля именно внеплановые проверки являлись важнейшим инструментом пополнения бюджета за счет штрафных санкций.

Особенно существенно роль внеплановых проверок возросла после принятия указа о лжепредпринимательских структурах № 488. Именно этот указ упростил процедуру привлечения к ответственности и формализовал процедуру проведения внеплановых проверок в ситуациях, когда одним из контрагентов является лжепредпринимательское предприятие.

Начиная с 1 января 2013 года, то есть с момента вступления в силу указа № 488 о лжепредпринимателях, в государстве была заложена основа для внедрения системы внеплановых проверок, которая могла бы заменить систему плановых проверок. Формирование реестра субъектов предпринимательской деятельности с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – реестр лжепредпринимателей) позволило контролирующим органам создать систему привлечения дополнительных поступлений в бюджет без проведения плановых проверок. Фактически государству нет необходимости проводить плановые проверки в условиях, когда любые договорные отношения с субъектом хозяйствования из реестра лжепредпринимателей являются нарушением законодательства и ведут к доначислениям в бюджет.

Кроме того, не следует забывать о том, что внеплановые проверки субъекта предпринимательства могут назначаться в 6 случаях, которые помимо отношений с лжепредпринимательскими структурами включают в себя работу предприятия с бюджетными деньгами, возбуждение уголовного дела или проверку обоснованности жалобы на действия государственных органов. При этом с учетом специфики контрольной деятельности в Беларуси любая внеплановая проверка априори должна быть результативной, а значит принести дополнительный доход в бюджет. В этой ситуации отказ от плановых проверок создает двойной дополнительный «положительный» эффект для государства.

Во-первых, отказываясь от плановых проверок, государство может декларировать либерализацию и упрощение государственного контроля в Беларуси. Во-вторых, «экономя» людские ресурсы на плановых проверках государство может сконцентрироваться на внеплановых проверках, результативность которых на практике выше, чем результативность проверок плановых. Соответственно, проводя либерализацию государственного контроля, государство получает возможность привлечь большие поступления в бюджет за счет штрафных санкций. Окажутся наши предположения ошибочными или нет, покажут количество внеплановых проверок и суммы доначислений в бюджет штрафов в 2018 году.

Камеральный контроль

Помимо внеплановых проверок еще одним направлением контрольной деятельности в 2018 году, безусловно, станет камеральный контроль. Речь, в первую очередь, идет о порядке уплаты НДС с помощью электронных счетов-фактур (ЭСЧФ).

Внедрение ЭСЧФ позволило налоговым органам создать большую базу данных о хозяйственных операциях белорусского бизнеса. С учетом постоянно расширяющего реестра лжепредпринимателей у контролирующих органов появляются дополнительные возможности проверки ранее полученных ЭСЧФ на их соответствие требованиям законодательства.

Так, включение в реестр лжепредпринимателей нового субъекта означает, что все его хозяйственные операции являются незаконными, а все ЭСЧФ недействительными. Соответственно в ходе камерального контроля налоговые органы могут предъявить претензии всем контрагентам лжепредпринимателя по дополнительному доначислению налогов в бюджет.

Если лжепредприниматель является покупателем товаров или услуг, то речь идет о доначислении налога на прибыль. Если лжепредприниматель является поставщиком работ или услуг, то речь идет о доначислении налога на прибыль и НДС. В ситуации отсутствия плановых проверок анализ базы данных ЭЧФС может стать эффективным инструментом дополнительных поступлений в бюджет по статье штрафы.

Кроме того, камеральному контролю по ЭСЧФ могут быть подвергнуты хозяйственные операции, связанные с внешнеэкономической деятельностью, а также обоснованность налоговых вычетов по НДС. В обоих этих случаях возможны нарушения в порядке исчисления и уплаты НДС.

Неучтенные проверки

Еще одним направлением государственного контроля в 2018 году станут проверки, которые не подпадают по действие указа № 376. Речь, в частности, идет о проверках, проводимых при ликвидации предприятия, проверках по исправлениям нарушений, выявленных в ходе мониторинга, проверках выявления дебиторской задолженности должников перед бюджетом, проверках по заявлениям проверяемого субъекта, проверках предприятий, не осуществляющих деятельность в течение 6 месяцев и так далее.

Каждое из направлений контроля может приносить дополнительный доход в бюджет, и поэтому будет активно применяться контролирующими органами в условиях отсутствия плановых проверок. В этой ситуации предприятие может самостоятельно уменьшить риск данной категории проверок при выполнении определенных предупредительных мероприятий.

Так, например, в случае ликвидации предприятия можно, не дожидаясь проверки контролирующих органов, провести независимую оценку деятельности предприятия аудитором в соответствии с постановлением Совета Министров № 500. Практика показывает, что независимая проверка аудитора существенно снижает вероятности проверки налоговых органов.

В свою очередь при отсутствии задолженности перед бюджетом у налоговых органов нет основания в проведении проверки по выявлению дебиторской задолженности. Также нет необходимости в обращении с заявлением в контролирующие органы, а экономически более обоснованным является обращение к аудиторам для проверки не только узкоспециализированных вопросов, но и в целом для оценки состояния бухгалтерского и налогового учета на предприятии.

Помимо проведения проверок государственные контролирующие органы в 2018 году будут вырабатывать критерии риска для составления плана выборочных проверок на 2019 год. Судя по Методике формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров от 22 января 2018 года № 43, государство надеется на создание автоматизированной системы, которая сможет сама определять высоко рискованные предприятия. Алгоритм выбора будет основан на критериях, выработанных контролирующими органами

Так, в план выборочных проверок не будут включаться вновь зарегистрированные предприятия, а также предприятия, с момента последней проверки которых прошло менее 3-х лет. При этом для выработки критериев риска будет использоваться любая полученная информация: опросники (чек-листы), сведения от физических лиц и организаций, данные от мероприятий профилактического и предупредительного характера и так далее. Выработанные критерии оценки степени риска будут размещены на официальных сайтах контролирующих органов, что позволит оценить реальный профессионализм и либеральность подходов чиновников к упрощению государственного контроля в Беларуси.

Тэги:

, , , , , , , ,

Комментарии

Курс белорусского рубля определяется в Москве

Еще не успели затихнуть на валютном рынке Беларуси волнения, вызванные скачками курса российского рубля в апреле, как в России возникла новая угроза для нашего рубля: новые поручения президента РФ Владимира Путина новому правительству.

Уживутся ли в Беларуси ядерная и «зеленая» энергия?

Год назад Минэнерго подготовило принципиальные изменения в законодательную практику регулирования развития ВИЭ в Беларуси. Одни из посылов этой инициативы – скорый ввод в эксплуатацию АЭС.

Прогноз курса рубля на неделю с 21 по 25 мая

Ожидаем снижения средневзвешенных курса доллара США на БВФБ на величину около 0,5% в условиях укрепления белорусского рубля по отношению к корзине валют. В понедельник, 21 мая, возможен рост курса доллара на доли процента.

Что может остановить рост цен на топливо?

Принятая в Беларуси копеечная тактика повышения цен на автомобильное топливо рискует стать непрерывной. Причина – продолжающийся рост цен в России, на которые сейчас ориентируются белорусские ценники, а также растущие цены на нефть.

Прогноз курса рубля на неделю с 21 по 25 мая

Ожидаем снижения средневзвешенных курса доллара США на БВФБ на величину около 0,5% в условиях укрепления белорусского рубля по отношению к корзине валют. В понедельник, 21 мая, возможен рост курса доллара на доли процента.

Что может остановить рост цен на топливо?

Принятая в Беларуси копеечная тактика повышения цен на автомобильное топливо рискует стать непрерывной. Причина – продолжающийся рост цен в России, на которые сейчас ориентируются белорусские ценники, а также растущие цены на нефть.

Стратегические ядерные силы: вывозите, «родимые»

Белорусский ВПК дает России возможность в срок завершить перевооружение РВСН на новейшие ракетные комплексы стратегического назначения.

Курс белорусского рубля определяется в Москве

Еще не успели затихнуть на валютном рынке Беларуси волнения, вызванные скачками курса российского рубля в апреле, как в России возникла новая угроза для нашего рубля: новые поручения президента РФ Владимира Путина новому правительству.