Россия и Турция после годовой заморозки вновь возобновили переговоры о строительстве газопровода «Турецкий поток». Теперь их интересы совпадают: властям Турции важно продемонстрировать улучшение отношений с Россией и показать Западу, что у нее есть альтернативный партнер, а России — использовать эти переговоры для давления на ЕС по проекту «Северный поток-2».

Ожидается, что ключевые решения по строительству «Турецкого потока» будут приняты сегодня на встрече президентов России и Турции Путина и Эрдогана в Санкт-Петербурге.

Позиция Анкары относительно «Турецкого потока» не изменилась

Напомним, Россия приступила к реализации проекта «Турецкий поток» — через Турцию и далее в Европу – после того, как Еврокомиссия заблокировала строительство газопровода «Южный поток» мощностью 63 млрд. куб. м (РФ планировала построить его по дну Черного моря через Болгарию далее в Европу, — фактически этот проект был направлен на транзит российского газа в Европу в обход Украины).

«Газпром» собирался запустить первую нитку «Турецкого потока» уже в конце 2016 года. А всего до конца 2019 года российский концерн хотел построить 4 нитки мощностью 63 млрд. куб. м, чтобы полностью отказаться от украинского транзита. (Отметим, что «Газпром» собирался построить «Турецкий поток» до границы с ЕС, а что делать с этим газом дальше – неизвестно: европейские партнеры должны были сами позаботиться о строительстве необходимой инфраструктуры).

Однако летом 2015 года турецкий проект изменили: вместо 4-х ниток в «Турецком потоке» осталось 2 нитки, а его мощность снизили до 31,5 млрд куб. м. Но приступить к строительству «Турецкого потока» «Газпрому» мешало отсутствие межправительственных соглашений с Турцией, а оно было увязано с предоставлением скидок на поставку российского газа в Турцию. Переговоры по проекту прервали выборы и смена правительства в Турции. А после того, как турецкие ВВС сбили российский военный самолет, отношения двух стран осложнились, а «Турецкий поток» с конца 2015 года был заморожен.

26 июля 2016 года состоялась встреча министра экономики Турции Нихат Зейбекчи с главой Минэнерго РФ Александром Новаком. На ней подчеркивалось, что проект выгоден для обеих сторон. Сообщалось также, что Россия и Турция создадут рабочую группу по проекту.

Пока обе стороны осторожно комментируют параметры и сроки «Турецкого потока». «С точки зрения энергетической потребности Турции в газе мы принципиально открыты к строительству первой нитки «Турецкого потока», — заявил недавно вице-премьер Турции Мехмет Шимшек.

Эта может означать, что позиция турецкой стороны по этому не изменилась: в 2015 году Анкара была готова подписать соглашение тоже по строительству только одной нитки газопровода. Это и понятно: ведь самой Турции достаточно одной нитки. Однако «Газпрому» проект в таком усеченном вряд ли нужен, – он не окупится даже при выходе на полную мощность. Поэтому «Газпром» изначально настаивал на двух нитках «Турецкого потока» и до подписания межправсоглашения отказывался предоставлять турецкой госкомпании Botas обещанную скидку на газ.

«Газпрому» одна нитка не нужна

Таким образом, получается, что пока проблемы у «Турецкого потока» прежние: непонятно, сколько ниток будет построено и предоставит ли «Газпром» Турции скидку по цене на газ.

Турция — второй рынок «Газпрома» после Германии. В 2015 году экспорт российского газа в эту страну превысил 27 млрд. куб. м Турция заинтересована получать российский газ по трубе. К тому же сам проект находится в высокой степени готовности: инфраструктура под первую нитку 16 млрд. кубометров уже построена (по оценкам, «Газпром» уже потратил на подготовку к поставкам газа по этому маршруту 15-18 млрд. долларов).

Для «Газпрома», безусловно, важно построить две нитки «Турецкого потока». По замыслу, вторая нитка может обеспечить российским газом Балканы и юг Италии. Однако на этом пути остается пока непреодолимое препятствие: неясно, кто, на каких условиях и зачем будет строить инфраструктуру для поставок газа из Турции в Eвропу.

Скорее всего, эти вопросы будут обсуждаться на встрече президентов России и Турции 9 августа. Главной проблемой переговоров станет ценовой спор, — ведь именно от него зависит развитие ситуации вокруг «Турецкого потока».

«Северный поток-2»: польский регулятор против

Следует отметить, что сейчас переговорная позиция «Газпрома» на переговорах с Анкарой выглядит сильнее, чем осенью 2015 года. Это обусловлено тем, что российскому концерну за время «заморозки» турецкого проекта удалось заметно продвинуться по реализации проекта «Северный потоку-2».

После недавнего провала «Турецкого потока» Москва старалась максимально ускорить реализацию альтернативного проекта, каким в это время стал газопровод «Северный поток-2». Поэтому даже формальные переговоры Кремля с Турцией усиливают позицию «Газпрома» по проекту «Северный поток-2», который в последнее время также столкнулся с определенными трудностями.

Теперь серьезным препятствием для «Северного потока-2» остается непримиримая позиция Польши (отметим, что Польша, как и страны Балтии остаются последовательными противниками газопроводного маршрута через Балтийское море). В июне 2016 года польский регулятор UOKiK дал отрицательное заключение по проекту «Северный поток-2».

«Мы вовремя подали заявки в антимонопольные управления Германии и Польши. Германия нам выдала разрешение за 18 дней. Поляки получили нашу заявку в то же время, и 18 июня мы уже должны были бы получить по срокам, предусмотренным польским законодательством, разрешение. Но, к сожалению, мы получили не разрешение, а получили шесть дополнительных запросов, на которые мы обязаны ответить», — заявил председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков 19 июля в эфире телеканала «России 24».

В результате, как было сказано, получение разрешение от антимонопольного управления Польши сдвигается на 31 августа. «Но это в том случае, если не будет дополнительных запросов. А так это может еще продолжаться», — сказал председатель совета директоров «Газпрома». «Мы считаем, что (позиция польской стороны – ред.) несколько политизирована. Тем не менее, работа идет. Я думаю, что там должно быть все нормально», — добавил он.

Следует отметить, что без разрешения польского регулятора партнеры «Газпрома» не могут стать акционерами «Северного потока-2» и предоставить проекту финансирование.

Недавно польский антимонопольный регулятор UOKiK опубликовал возражения против создания СП «Газпрома» и европейских газовых компаний — Shell, Uniper (бывший E.On), Wintershall, OMV и Engie — для строительства газопровода «Северный поток-2». UOKiK отмечает, что сделка (а по польскому антимонопольному законодательству она характеризуется как слияние) «может привести к ограничению конкуренции». По мнению регулятора, «Газпром» занимает доминирующее положение в поставках газа на польский рынок и сделка может привести к дальнейшему укреплению рыночной власти компании по отношению к польским клиентам.

По мнению экспертов, наиболее вероятным вариантом развития дальнейших событий по этому остается компромисс, — но после того, как «Газпром» пойдет на определенные уступки по условиям поставок газа в Польшу. В худшем случае конфигурацию проекта, вполне возможно, придется переформатировать, и, не исключено, что «Газпром» будет вынужден прокладывать газопровод «Северный поток-2» в одиночку.

Между тем, логика «Газпрома» по привлечению иностранных акционеров в проекты всегда заключалась в том, что зарубежные партнеры должны сами уладить регуляторные вопросы. По мнению экспертов, власти Германии, для которых «Северный поток-2» важен, сумеют обеспечить поддержку проекта на уровне ЕС. Тем более, что сам регулятор вряд ли заинтересован в запрете сделки, — ему нужно, чтобы крупные международные компании согласились на условия, которые были бы максимально выгодными польским потребителям.

Отметим, что Германия в этом году активизировала усилия по созданию политических условий в Евросоюзе для строительства «Северного потока-2». (При этом Германия, согласившись на реализацию проекта, дала ясно понять, что поддерживает «Северный поток-2» только при условии сохранения украинского транзита). Она начала активный диалог с восточными странами ЕС — противниками строительства нового газопровода. В июне 2016 года канцлер Германии Ангела Меркель провела переговоры с премьером Словакии, которая ранее возражала против реализации данного проекта, требуя компенсации потерь. А 20 июня на переговоры к премьеру Словакии приезжал глава «Газпрома» Алексей Миллер, которому удалось договориться с Братиславой.

Для справки
Польша – один из крупных клиентов «Газпрома», Контракт госкомпании PGNiG с «Газпромом» от 1996 года на поставку до 10,2 млрд. куб. м газа в год действует до 2022 года, однако Варшава отказалась его продлевать: ее категорически не устраивает цена. Польша рассчитывает, что если российский газ будет поступать в страну через Германию, и цена на него будет ниже (цена газа в Польше, как правило, на 5-10% выше цен на газ на хабе в Германии).
Также Польша может не продлить с «Газпромом» и контракт на транзит газа по газопроводу Ямал — Eвропа. Этот контракт истекает в 2020 году. Российский концерн предложил продлить его на 25-30 лет, но ответа не получил. В 2015 году транзитом через Польшу в сторону Германии было прокачано около 29 млрд. куб. м.

Тэги:

, , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,