• EUR  2.3963
  • USD  2.0277
  • RUB (100)  3.4534
Минск  0.9 Погода в Минске

Текущую экономическую ситуацию в Республике Беларусь вполне обоснованно можно охарактеризовать как кризис системы управления, которая не позволяет выработать эффективные комплексные решения, направленные на улучшение макроэкономической системы в государстве.

Складывающаяся в стране экономическая ситуация во многом обусловлена громоздкостью системы государственного управления, многочисленностью государственных служб, каждая из которых выполняет свои узкие цели без учета их комплексного влияния на макроэкономику. В итоге зачастую возникает ситуация, когда государство пытается одновременно решить множество взаимоисключающих друг друга и противоречивых экономических задач.

Особенно наглядно данное утверждение можно проследить на примере формирования государственного бюджета. В Беларуси существует множество государственных контролирующих органов, работа которых направлена на формирование бюджета. При этом в условиях экономического кризиса контролирующие органы используют любые средства для пополнения бюджета без учета их влияния на экономическую ситуацию в государстве. Для подтверждения своей мысли остановимся на трех примерах, ярко характеризующих противоречия в существующей системе государственного контроля и управления.

Частный бизнес и госконтроль

Наиболее остро противоречие между интересами государственного бюджета и частного бизнеса проявляется на примере борьбы государства с лжепредпринимательскими структурами. Координатором работы контролирующих органов по борьбе с лжепредпринимателями является Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее – госконтроль).

Посредством выявления лжепредпринимательских структур госконтроль выполняет свою узковедомственную цель борьбы с теневой экономикой и вносит свою существенную лепту в формирование государственного бюджета. При этом в ходе борьбы с лжепредпринимательством возникает противоречие между целями, которых пытается добиться государство в сфере регулирования развития частного бизнеса, так как именно частный бизнес является «основным нарушителем» законодательства о лжепредпринимательстве, и целью формирования государственного бюджета.

С одной стороны, государство пытается создать стимулы для развития частного бизнеса, в том числе и посредством ограничения количества проверок. Для этого, в частности, была создана система координации проверок государственных контролирующих органов, которую курирует Комитет государственного контроля Республики Беларусь. С другой стороны, последние изменения в законодательство, в частности принятие Указа № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов», позволяют контролирующим органам фактически игнорировать существующую систему плановых проверок, мотивируя ее борьбой с лжепредпринимательством.

Очевидно, что борьба с теневой экономикой и лжепредпринимательством является важным и необходимым условием экономического развития государства. Но при этом всегда возникает вопрос о методах и условиях, в которых происходит эта борьба.

Здесь можно в очередной раз отметить, что существующая правоприменительная практика имеет элементы расширенного толкования понятия «лжепредпринимательство» и не содержит действенных элементов защиты добросовестных налогоплательщиков, которые не знали о том, что они заключают договор с лжепредпринимателями. В законодательстве нет четких критериев, при которых сделка может быть признана законной, соответственно, честный бизнес не сможет защитить себя от преследования контролирующих органов в случае возникновения спорных ситуаций. Последнее ведет к росту реальной налоговой нагрузки на частный бизнес в форме дополнительных налогов и штрафных санкций по договорам с лжепредпринимателями.

Существующий механизм борьбы с лжепредпринимательством усугубляется текущей экономической ситуацией в государстве. Мировой экономический кризис оказывает влияние на все сферы экономического развития государства, и частный бизнес здесь не исключение. Увеличение налоговой нагрузки в условиях экономического кризиса является дополнительным ударом по частному бизнесу, еще больше снижая деловую активность в государстве, ведет к росту безработицы, а соответственно, и к затягиванию сроков выхода государства из экономического кризиса.

В этой связи важным моментом стимулирования развития частного бизнеса в условиях экономического кризиса является выработка действенных законодательных механизмов защиты бизнеса от лжепредпринимателей в совокупности с принятием законодательства об амнистии капитала. Именно законодательство об амнистии капитала может стать дополнительным источником частных инвестиций в условиях экономического кризиса, что подтверждается и общемировой практикой.

Сельское хозяйство и налоговые органы

Развитие сельского хозяйства всегда являлось экономическим приоритетом Беларуси как государства. При этом современный экономический кризис выявляет и здесь противоречия между развитием важной системообразующей отрасли – сельского хозяйства – и формированием государственного бюджета.

На протяжении многих лет существовал механизм государственной финансовой помощи сельскому хозяйству, при котором государство в обмен на выделение денежных средств из государственного бюджета получало право на часть доли в уставном фонде юридических лиц. Особенно наглядно данный механизм прослеживается на примере открытых акционерных обществ, созданных на базе ранее существовавших колхозов и совхозов (далее – сельскохозяйственные ОАО).

Оказываемая государством финансовая помощь конвертировалась в акции сельскохозяйственных ОАО, то есть фактически не была безвозмездной. Государство взамен финансовой помощи получало имущество сельскохозяйственных ОАО, приходящееся на долю государства в уставном фонде, то есть фактически получало плату за финансовую помощь.

Данный механизм государственной поддержки сельского хозяйства позволял сельхозорганизациям получать необходимые для существования финансовые ресурсы. Также он позволял принимать к вычету НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным за счет финансовой помощи государства, так как считалось (вполне обоснованно), что финансовая помощь государства носит возмездный характер и поэтому не применяются положения подпункта 19.3 пункта 19 статьи 107 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Ситуация в трактовке законодательства существенно изменилась в связи с нарастанием экономического кризиса и необходимостью привлечения дополнительных поступлений в бюджет. Начиная со второй половины 2015 года налоговые органы, в частности инспекция МНС по Минской области, начали трактовать сложившуюся правоприменительную практику по-другому.

Ссылаясь на общие тезисы Положения о порядке предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи, утвержденного Указом от 28.03.2006 г. № 182, налоговые органы трактуют всю финансовую помощь, вне зависимости от условий предоставления, безвозвратной и безвозмездной. Налицо юридическая казуистика, при которой, с одной стороны, есть общие базовые положения законодательства, а с другой – фактическая правоприменительная практика. Как может быть финансовая помощь безвозмездной, если за нее сельскохозяйственное ОАО расплачивается своими акциями, увеличивая долю государства в уставном фонде на сумму государственной финансовой помощи? Фактически каждая дополнительная государственная акция обеспечивается реальным имуществом сельскохозяйственного ОАО, а следовательно, финансовая помощь государства отнюдь не безвозмездна.

Существующая нестыковка в законодательстве используется налоговыми органами для выполнения своих узковедомственных целей, а именно – привлечения дополнительных поступлений в бюджет. При этом не учитываются важные экономические обстоятельства. Во-первых, происходит фактически двойное налогообложение, так как бюджетные деньги (ранее поступившие в бюджет налоги) дополнительно облагаются налогом. Во-вторых, частично теряется смысл государственной финансовой помощи, так как не все деньги доходят до сельскохозяйственных ОАО, часть из них возвращается в бюджет. Последнее ведет к росту дефицита оборотных средств в сельском хозяйстве, что неблагоприятно отразится на предстоящей посевной компании, а соответственно, и на экономическом и финансовом состоянии всего сельского хозяйства в текущем 2016 году.    

Промышленность и ФСЗН

Третий случай противоречия между интересами государства и бизнеса проявляется в изменении подходов к начислению отчислений в Фонд социальной защиты населения (далее – ФСЗН). В условиях экономического кризиса и сокращения отчислений в ФСЗН чиновники ищут новые источники поступлений в фонд.

Так, в последнее время появились письменные разъяснения и устные требования (пока адресованные преимущественно частному бизнесу) от органов социальной защиты о начислении страховых взносов в ситуации нахождения работников предприятия в отпуске без сохранения заработной платы. Размер начислений, по мнению чиновников ФСЗН, за время отпуска должен быть привязан к минимальной заработной плате.

В своей аргументации чиновники ФСЗН ссылаются на требования пункта 5 Положения об уплате страховых взносов в редакции Указа № 174 от 25 апреля 2015 г. В самом пункте 5 нет прямой обязанности уплачивать отчисления в ФСЗН в случае нахождения работника предприятия в отпуске без сохранения заработной платы. Последнее и так очевидно – как с экономической, так и с логической точки зрения. Как можно начислять налог (каковым фактически являются отчисления в ФСЗН) «на воздух» – виртуальный несуществующий доход, которые органы ФСЗН вменяют каждому неработающему человеку? То есть доход (заработная плата) не заработан и не выплачен, а отчисления на социальное страхование платить надо – по факту наличия работника в штате предприятия.

Очевидно, что в погоне за исполнением своих узковедомственных целей по привлечению дополнительных поступлений в ФСЗН чиновники пытаются расширенно толковать законодательство и начислить страховые взносы в ситуации, когда их нет и не может быть по объективным экономическим законам. Хотя следует признать, что объективные экономические законы не всегда работают в современной белорусской экономической модели, и поэтому вполне возможно, что правоприменительная практика будет на стороне органов ФСЗН.

В этом случае самый существенный рост налоговой нагрузки ожидает государственные промышленные и строительные предприятия, у которых, по данным статистики, наблюдается наиболее существенное количество отпусков работников без сохранения заработной платы. Фактически в интересах ФСЗН государство может пойти на дополнительную налоговую нагрузку на промышленность и строительство, что ухудшит и без того их непростое финансовое состояние и может спровоцировать массовый рост безработицы. Очевидно, что предприятиям будет невыгодно содержать в штате работников, за которых ежемесячно нужно будет платить отчисления в ФСЗН вне зависимости от их занятости.

Действия государственных контролирующих органов, направленные на формирование бюджета любыми средствами, подрывают экономические стимулы развития и промышленности, и сельского хозяйства, и частного бизнеса. Соответственно, возникает опасная ситуация стагнации экономического развития государства, так как юридические лица и индивидуальные предприниматели теряют стимул к развитию в условиях ужесточения государственного контроля и фактического роста налоговой нагрузки на сумму дополнительных начислений в бюджет по результатам проверок. В среднесрочной перспективе это приведет к существенному снижению деловой активности, а соответственно, и к сокращению поступлений в бюджет.

В складывающейся экономической ситуации возникает острая необходимость изменения подходов к управлению государственными финансами. Необходимо в основу формирования бюджета заложить реально работающий принцип «наличия финансовых ресурсов», а не принцип «желательных государственных расходов». То есть изначально нужно планировать доходы бюджета и уже только потом – расходы. Безусловно, изменение подходов к формированию бюджета в краткосрочном периоде потребует сокращения текущих государственных расходов и переосмысления роли государства в экономике. При этом в среднесрочной перспективе появляется шанс сохранить экономический, производственный и деловой потенциал государства.

В противном случае существующая экономическая политика формирования бюджета любыми средствами неизбежно приведет к сокращению деловой активности бизнеса, что в среднесрочной перспективе чревато еще большим сокращением поступлений в бюджет, а соответственно, и нарастанием экономического кризиса в государстве. Необходимо четко определить и выполнять действительно важные приоритеты развития государства, иначе экономический кризис в Республике Беларусь затянется на продолжительный срок.

 

Тэги:

, , , , , , , , , , , , , , ,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 11 по 15 декабря

Ожидаем продолжения роста средневзвешенного курса доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже еще примерно на 1% за счет укрепления доллара как против евро, так и против российского рубля. В понедельник, 11 декабря, возможно снижение курса доллара на доли процента.

Административный восторг и 7 процентов этилового спирта

Ни о каких экономических реформах в рамках «белорусской модели» не может быть и речи, т.к. она есть форма, в которой «русская власть» пытается продлить себя в истории.

Подвижные грунтовые ракетные комплексы: два в одном

Россия примет на вооружение средства ядерного сдерживания своих континентальных соседей как на Западе, так и на Востоке.

Совсем не игрушка: в Германии запретили использование умных часов детьми

Федеральное сетевое агентство ФРГ (BNetzA) запретило продажу «умных» часов для детей в Германии. По мнению представителей ведомства, подобные гаджеты «изобилуют значительными недостатками в области безопасности». С их помощью, например, можно подслушивать разговоры и следить за пользователями, что играет на руку злоумышленникам. Чиновники уже посоветовали родителям уничтожить обладающие «шпионским» функционалом устройства. «С помощью мобильного приложения родители

Белорусский вариант конца истории

Любые социальные структуры стремятся завершить процесс своей эволюции, т.е. остановить историю пусть и на локальном уровне. Им «кажется», что они являются последней формой бытия и дальше совершенствоваться уже некуда. Но на локальном уровне завершаются лишь локальные ритмы эволюции, в то время как крот истории свою работу не прерывает ни на минуту.

В 2018 году притока валюты в Беларусь от предприятий и населения не будет

В сентябре-октябре 2017 года поступление валюты из-за рубежа нефинансовых организаций и домашних хозяйств впервые за два года оказалось меньше их платежей за границу, что не сулит курсу белорусского рубля ничего хорошего.

Подвижные грунтовые ракетные комплексы: два в одном

Россия примет на вооружение средства ядерного сдерживания своих континентальных соседей как на Западе, так и на Востоке.

Азбука налоговой оптимизации: НДС (часть 2)

Налоговая оптимизация НДС является сложным и многоступенчатым процессом, который учитывает много факторов. В данной публикации будет рассказано о возможностях налоговой оптимизации НДС, связанных с внешнеэкономической деятельностью, налоговыми вычетами и договорными отношениями.