• EUR  2.4235
  • USD  2.1213
  • RUB (100)  3.204
Минск  0.3 Погода в Минске

Беларусь убрала «фильтр» на пути поставок российской продукции

Введенный в январе 2015 года порядок импорта российской продукции, ставший фактически новым барьером в торговле ближайших союзников, просуществовал в Беларуси всего лишь около двух месяцев. Под давлением российского партнера Беларусь вынуждена была вернуть ситуацию в исходную позицию.

Усиленный контроль

Конец минувшего года для Беларуси был отмечен серьезными проблемами с поставками молочной и мясной продукции на российский рынок. На финише 2014 года стало очевидно, что участники евразийской экономической интеграции в осложнившейся для национальных экономик обстоятельствах готовы забыть о своих обязательствах в ЕАЭС.

Как следствие, обострились отношения и между Москвой и Минском. В частности, пытаясь принудить белорусов присоединиться к российскому эмбарго, Москва в конце 2014 года запретила в РФ поставки не только мясной и молочной продукции с ряда белорусских предприятий, но и транзит продуктов санкционной группы из Беларуси через Россию в третьи страны. Этими действиями российская сторона фактически проигнорировала законодательство Таможенного союза, «забыв», что таможенный контроль теперь вынесен на внешние контуры Таможенного союза.

Минск, надо полагать, искал способы, как эффективно отреагировать на российские запреты и при этом не получить упреки в явном игнорировании законодательства Евразийского экономического союза.

И такой инструмент был найден. Постановлением Совета министров № 30 от 21 января 2015 года Беларусь заметно расширила перечень товаров, ввоз которых из России в Беларусь должен был осуществляться по разрешениям, выданным Департаментом ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Беларуси.

И если ранее разрешения ветнадзора требовались лишь для ввоза ограниченного перечня продуктов (это были живые свиньи, свинина и продукты ее переработки, корма для животных, а также зерновые), то теперь перечень таких товаров стал заметно шире. В него белорусская сторона дополнительно включила такие товары, как фармацевтическая продукция (для применения в ветеринарии), шерсть, пушно-меховое сырье, крупный рогатый скот, птица, молочные продукты, рыба и продукты ее переработки и т. д.

Фактически с 27 января 2015 года в Беларуси осуществлялся усиленный ветеринарный контроль в отношении всех товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317.

Эта процедура включала в себя оформление в Департаменте ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Беларуси разрешения на ввоз подконтрольных товаров на территорию Беларуси, проведение всех форм ветеринарного контроля, а также в определенных случаях – лабораторный контроль.

При этом импортеры российской продукции должны были переоформить ветеринарный сертификат Таможенного союза, выданный уполномоченным органом России, на белорусский ветеринарный сертификат.

Повод для переговоров

Многие участники рынка расценили введенную в Беларуси сертификацию как ответный ход на действия России. Ведь теперь у белорусской стороны появился свой механизм влияния на российских импортеров – подобный тому, которым пользовалась Россия, ограничивая поставки белорусской молочной и мясной продукции, а также поставки сельхозпродукции на свой рынок.

В свою очередь профильные чиновники поясняли, что постановление Совмина № 30 принято «в целях исключения заноса возбудителей инфекционных заболеваний, имеющих распространение на территории России (ящур, блутанг, грипп птиц, АЧС), и поддержания эпизоотического благополучия на территории Беларуси». При этом Беларусь, введя новый механизм, ничего не нарушила, так как возможность введения сертификации в Евразийском экономическом союзе предусмотрена в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза № 317 от 18 июня 2014 года (п.п. 3.14).

Формально предъявить претензии к Беларуси российская сторона не могла. Однако поставщики российской продукции не стали скрывать своего недовольства новой процедурой. В частности, поставщики российской рыбной продукции в начале года были вынуждены остановить торговлю с Беларусью: им пришлось заниматься получением разрешений в Департаменте ветнадзора Беларуси. И хотя ни один из поставщиков не получил отказа на торговлю, тем не менее многие из них расценивали введение сертификации как новый барьер на пути свободной торговли в ЕАЭС.

Российские чиновники на переговорах с Беларусью постоянно заостряли вопрос о новом барьере, появившемся с января 2015 года в торговле России и Беларуси, – необходимости получения российскими импортерами обязательного белорусского ветеринарного сертификата.

Очевидно, что Россия вряд ли смягчила бы свою позицию в отношении снятия запрета на поставки белорусской молочной и сельхозпродукции в РФ, не получив гарантий от партнера ликвидировать этот барьер.

Урезали, дополнив

Жесткая позиция РФ возымела действие: правительство Беларуси 9 апреля 2015 года приняло постановление № 289, которым фактически вернуло правила импорта российской продукции в Беларусь в прежнее состояние.

Сейчас ветеринарному контролю (надзору) при ввозе в Беларусь подлежат лишь отдельные группы российских товаров.

В Минсельхозпроде отмечают, что положение о временном порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) в отношении товаров, поступающих из Российской Федерации, было дополнено на основании предложений Минсельхозпрода.

«Согласно этим дополнениям, только на отдельные товары из Единого перечня товаров, подлежащих ветеринарному контролю (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317), ввозимые на территорию Беларуси из России, необходимо разрешение на ввоз, выданное Департаментом ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия», – отмечают в Минсельхозпроде.

И вслед за этим добавляют дежурную фразу о том, что принятые меры соответствуют нормам договора о ЕАЭС и позволяют стабилизировать взаимоотношения между государственными ветеринарными службами Беларуси и России.

Тэги:

, , ,

Санитарные нормы торговли пищевой продукцией на рынках значительно упростились — текст постановления Минздрава

Постановленние Минздрава от 23 октября 2018 г. № 80 опубликовано на Национальном правовом портале. Постановлением утверждены Санитарные норм и правила «Требования к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией»в новой редакции и признается  утратившим силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 сентября 2012 г. № 151 Новыми Санитарными нормами и правилами устанавливаются требования к территории, освещению, микроклимату, содержанию и

Бум на рынке кредитования недвижимости продолжается

Как ни сопротивлялся Национальный банк Беларуси возникновению кредитного бума в стране, остановить этот процесс он не в состоянии: банки продолжают наращивать объемы кредитов, выдаваемых физическим лицам на недвижимость. Задолженность населения Беларуси по кредитам, выданным банками на финансирование недвижимости, в октябре текущего года выросла на рекордную величину – 134,5 млн. рублей (до 6,96 млрд. рублей), что

Прогноз курса рубля на неделю с 10 по 14 декабря

В понедельник 10 декабря возможно падение курса доллара на БВФБ на величину около 1%, однако затем он может частично восстановить позиции и потерять по итогам недели 0,5-1%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе снизился, как и ожидалось, но в намного меньшей степени: всего на 0,1% и составил 7 декабря 2,1329 рублей

Минздрав значительно сократил перечень требований к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией

Постановлением Министерства здравоохранения от 23 октября 2018 г. № 80 утверждены новые Санитарные нормы и правила «Требования к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией», сообщает Национальный правовой портал. Требования к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией пересмотрены и значительно сокращены. Новые санитарные нормы и правила состоят из 35 пунктов (ранее в документе был 131 пункт).

Александр ШВЕЦ: «Сейчас нельзя лишить государство права вето на банкротство госпредприятий»

Эксперты считают, что в Беларуси назрела острая необходимость в реформировании законодательства о банкротстве, — новый закон должен заложить основы для реструктуризации и оздоровления экономики. Внести на рассмотрение депутатам новый законопроект «О банкротстве» планируется в 2019 году. Однако некоторые предложенные новации в этот документ уже сейчас вызывают серьезные вопросы у бизнеса. Об этом – в интервью

Баллада о технологии выращивания льна

К началу XVII века почти пятнадцать процентов населения северных провинций Нидерландов составляли предприниматели. За счет чего стал возможен, в том числе и по современным меркам, столь феноменальный предпринимательский бум?

Специальные колесные шасси и тягачи: «журавль» или «синица»?

Затягивание Камcким автозаводом реализации проекта "Платформа-О" позволяет Минскому заводу колесных тягачей сохранить статус главного поставщика шасси для российских мобильных ракетных комплексов.

Забавная арифметика рынка труда

Как сообщил Белстат, в сентябре текущего года число занятых в экономике составило 4.330,1 тыс. человек и уменьшилось на 18,1 тыс. человек или на 0,4% по сравнению с сентябрем 2017 года. Следует отметить, что сентябрь традиционно имеет свою специфику, которая отражается на общем состоянии занятости. Например, в сентябре 2017 года численность принятых на работу в 1,125 раза