4.02.2021, 11:31
За Лукашенко голосовали «мертвые души»?
Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей,
они бы опровергались.
Томас Гоббс
Недавно Лукашенко на совещании по вопросам совершенствования законодательства 28 января удалось намного превзойти самого себя. Хотя обычно он вольно относится к натуральным числам, ко всякой статистике, но тут он полностью отпустил вожжи. По его словам, в Беларуси были и остаются люди, которые постоянно против него голосуют, – немного и немало, порядка полумиллиона.
Это, по его мнению, повторилось и на последних выборах, когда «около 6 млн человек проголосовали за действующую власть, за действующего президента».
Таким образом, Лукашенко постоянно полемизирует с этим «немалым» меньшинством своих оппонентов, но внимание уделяет только абсолютному большинству своих сторонников, на которых зиждется его абсолютная власть. Чаще всего они даже не задумываются над цифрами, которые он называет.
И это напоминает телевизионную рекламу 90-х водки «Абсолют», в которой, как утверждалось, было 96 процентов чистого спирта. В том, что это не так, любой мог убедиться, приобретя бутылку этой жидкости. С политической рекламой определиться сложнее, поскольку для оценки ее по критерию истина-ложь требуются определенные расчеты. Пусть даже самые элементарные. Самые элементарные — это итоги выборов, которые обнародовала ЦИК. По его данным, всего на выборах проголосовало 5 818 955 человек. За Лукашенко проголосовало 80,1% (4 661 075 человек). То есть за Лукашенко не проголосовали 1 157 880 человек.
Мы знаем, что ЦИК очень «заинтересованно» относится к подсчету голосов, и, видимо, поэтому (по Гоббсу) она объективной быть не может. Ее вердикты не годятся для использования в качестве аксиом, они даже не годятся для достоверной их интерпретации объективными наблюдателями, что подтвердил сам Лукашенко. Знаете, Беларусь не Китай, где для многомиллиардного населения сто тысяч или даже миллион в подсчете можно отнести к статистической ошибке, а у нас требуется большая точность. Ведь если поверить Лукашенко, за него проголосовало больше людей, чем имелось в списках для голосования, чем проживающих в стране избирателей.
Такие еще Гоголем были названы «мертвыми душами».
Аксиомы аксиомами, но практически все социально-экономические подсчеты в любом государстве всегда очень остро «задевают» интересы всех его граждан, его институтов и организаций. И едва ли не самыми заинтересованными в этот деле являются государство, которое, собственно, и организует все дело в статистике, правительства, правители, граждане, которые должны иметь открытый доступ к объективной статистической информации.
А коль так, то вся государственная статистика вообще должна проходить разнообразную верификацию на предмет истинности и ложности.
Выборная кампания является одной из сложнейших счетных операций (не баранов, ведь, не яйца считают), а людей, причем не просто людей, а граждан. Который в итоге должен оказаться удовлетворенным проведенной верификацией хода голосования и ее результатов. В странах, где это понимают, для общественного контроля над этим процессом привлекаются независимые социологические центры. Благодаря социологам вопрос о проведении честных и прозрачных выборов давно решен практически во всех постсоветских европейских государствах.
Разумеется, есть нюансы, существуют государственные социологические институты, есть независимые центры. Но в условиях конкуренции они не опускаются до подтасовки данных в пользу своих заказчиков, какими бы богатыми и заинтересованными они ни были. Конкурентоспособность социологического центра является необходимым и достаточным условием их профессионализма и объективности его деятельности.
С помощью социологии общество приобретает возможность получать достоверную информацию о самом себе по всем параметрам, состояниям, тенденциям, процессам, которые в нем происходят. В Беларуси этого нет, в отличие, например, от Украины, где каждое общественно важное события во всех сторон просвечивается социологами. Поэтому там в принципе невозможны политические манипуляции, с которыми на каждых выборах сталкиваются белорусы.
Точнее, когда очередные выборы завершаются фальсификациями, общество замедляется в развитии. Или попадет в тупик, как это случилось летом 2020 года.