Украинский рынок нефтепродуктов по-прежнему остается ключевым для Беларуси, несмотря на политическое охлаждение между Минском и Киевом из-за политического кризиса в Беларуси. Более того, белорусские компании прилагают максимум усилий, чтобы увеличить свою долю на этом рынке, — теперь уже три белорусских спецэкспортера поставляют нефтепродукты на рынок Украины.

Для экспорта белорусских нефтепродуктов Украина была и остается приоритетным рынком благодаря его высокой маржинальности и выгодной логистике. В прошлом году доля Беларуси в балансе украинского рынка бензина составила 36% (691 тыс. тонн), дизтоплива – 35,4% (2,474 млн тонн), битума – 52% (329 тыс. тонн). Несмотря на пандемию и форс-мажор с поставками российской нефти в первом квартале 2020 года, экспорт белорусских нефтепродуктов в Украину в этом году снизится, по оценкам концерна «Белнефтехим», всего лишь на 3% к уровню 2019 года — до 3,2 млн тонн.

«Что касается рынков. Уверенно чувствуем себя в Украине, будем прилагать все усилия для того, чтобы наращивать здесь свою долю… То качество и те условия работы с белорусскими нефтеперерабатывающими заводами, которые сейчас практикуются, позволяют нам уверенно смотреть в будущее на этом рынке», — заявлял заместитель председателя госконцерна «Белнефтехим» Владимир Сизов корпоративному журналу «Вестник Белнефтехима» в сентябре 2020 года.

ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК, основной спецэкспортер белорусских нефтепродуктов) около 90% белорусских нефтепродуктов поставляет в Украину по долгосрочным контрактам. На 2021 год долгосрочные контракты на поставки бензина и дизтоплива уже заключены.

В следующем году БНК планирует увеличить поставки дизтоплива в Украину по долгосрочным контрактам на 8,5% в сравнении с 2020 годом до 2,1 млн тонн. «Компания реализовала по долгосрочным контрактам все дизельное топливо, увеличив и объемы, и цену», — отметил генеральный директор «БНК-Украина» Евгений Поспелов на международной конференция Petroleum Ukraine, которая прошла в Киеве 15-17 декабря, сообщает портал encorr.

В результате ежемесячные объемы поставок дизельного топлива в Украину в 2021 году БНК увеличит до 200 тыс. тонн – то есть до 2,1 млн тонн в целом по году.

«Такая же ситуация по бензинам (+2,2%, до 40 тыс. тонн месяц). Единственное, – бензин марки А-92 по объемам просел (-1,2%, до 16 тыс. тонн в месяц). Это связано с тем, что местные производители наращивают свое производство, и нам тяжелее его импортировать», – пояснил Поспелов.

При этом условия поставок белорусских нефтепродуктов в Украину в 2021 году учитывают рост цен на нефть для белорусских НПЗ из-за налогового маневра в РФ. БНК удалось повысить цены на терм-контракты для всех категорий покупателей (терм-контракт — пакетное предложение, когда в «нагрузку» к дизтопливу компаниям предлагают также купить бензин – ред.).

В частности, крупнейшие контрагенты – ОККО, UPG, WOG, «Нафтогаз Ойл Трейдинг» – подписали с БНК годовой терм на дизтопливо по формуле с премией 20 долларов на 1 т на условиях FCA Мозырь (+1-2 долларов к уровню премии в 2019 года).

В то же время одной из тенденций сезона контрактования на 2021 год в Украине является отказ или сокращение в портфеле терм-контрактов в пользу покупки на спотовом рынке.

Объем терм-контрактов БНК в Украину на 2020 году составлял около 180 тыс. тонн дизтоплива и 50 тыс. тонн бензина в месяц. В 2021 году, по данным участников рынка, объем терм-контрактов на поставку белорусского бензина несколько снизился по сравнению с 2020 годом в связи с растущими объемами производства бензинов на украинских НПЗ. В частности, «Укртатнафта» планирует увеличить переработку с 3,1 млн тонн в 2020 году до 4,5 млн тонн в 2021 году.

Как следствие, участники рынка не исключают, что компания «Приват» может инициировать вопрос введения зеркальных ограничений в отношении белорусского топлива. «Рынок Беларуси для нас наглухо закрыт, акцизы на импорт вчетверо выше, чем на продукт внутреннего производства, а сверху еще 5%-ная пошлина. У нас же нет никаких барьеров для их поставок. А мы могли бы отправлять туда свой бензин, там сегодня хорошая конъюнктура, огромные розничные маржи», – отметил представитель «Укртатнафты».

Директор «Консалтинговой группы «А-95» на конференции Petroleum Ukraine Сергей Куюн проиллюстрировал, как развивался рынок нефтепродуктов в Украине за последние годы.

Белорусский битум — лидер продаж на рынке Украины

Программа дорожного строительства в Украине хорошо помогает белорусским поставщикам битума.

В Украине на 2020 году утвержден рекордный объем финансирования дорожного фонда — 110 млрд грн (около 3,9 млрд долларов). А нефтяной битум, который производится из компонента товарного мазута – гудрона, используется в качестве основного компонента для производства асфальтобетона.

Эксперты оценивают потребность государственного дорожного хозяйства Украины в битуме в 2019-2022 годах в 2,35 млн тонн. Беларусь остается крупнейшим поставщиком дорожного битума в Украину, среди которых — Польша, Азербайджан, Болгария, Турция, Италия, Греция, Литва, Латвия и другие.

Одним из основных факторов, определяющих еще недавно высокую долю белорусского битума на украинском рынке Украины, являлось введенное правительством России эмбарго на экспорт российского битума в Украину, но с октября 2020 года правительство РФ разрешило поставки дорожного битума в Украину по специальным разрешениям.

В 2020 году ожидался рекордный объем поставки битума на украинский рынок, который, по экспертным оценкам, мог составить 900 тыс. тонн. Однако практика превзошла ожидания.

Директор «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн на конференции Petroleum Ukraine сообщил, что объем рынка битума в Украине по итогам 11 месяцев 2020 года составил 1,116 млн. тонн.

«Беларусь – известный лидер и крупнейший поставщик битумов на украинский рынок», — цитирует Куюна портал encorr.

По его словам, из Беларуси в Украину в январе-ноябре было поставлено 540 тыс. тонн битума на фоне 330 тыс. тонн годом ранее. Польша в 2020 году поставила 130 тыс. тонн, что в три раза больше показателя 2019 года (40 тыс. тонн). «Другие, на поставки которых в прошлом году приходилось всего 2%, в этом году взяли долю в 13%, или 141 тыс. тонн. Это в первую очередь морской импорт, а также ряд других направлений, например, из Болгарии, Азербайджана, Венгрии. Ранее эти страны на нашем рынке не появлялись, но спрос расширил радиус поиска»,– отметил директор «А-95».

Что касается внутреннего производства, то, по словам Куюна, из 309 тыс. тонн 302 тыс. тонн битума пришлось на компанию «Укртатнафта», еще 7 тыс. т — на «Укргаздобычу».

Одним из крупнейших производителей битума в Беларуси является Мозырский НПЗ. Заместитель генерального директора по обеспечению сырьем и реализации нефтепродуктов ОАО «Мозырский НПЗ» Олег Протасов ранее отмечал, что доля белорусского битума на рынке Украины сохранится в 2020 году на уровне 70% и в физическом выражении может составить около 350 тыс. тонн.

В 2020 году Мозырский НПЗ планирует увеличить производство битума на 12,35% по сравнению с 2019 годом до 582 тыс. тонн. При этом предприятие увеличило по итогам 11 месяцев 2020 года экспорт битума в Украину в 2,03 раза — до 410 тыс. тонн.

«Это абсолютный рекорд для Мозырского НПЗ. Данный рост реализации в первую очередь стал возможным благодаря украинскому рынку, который уже потребил 410 тыс. тонн. Поэтому он для нас безусловно является ключевым экспортным направлением», – отметил заместитель генерального директора Мозырского НПЗ Олег Протасов в Киеве на семинаре «Битум: технологии и снабжение» в рамках конференции Petroleum Ukraine.

Перспективы финансирования рынка дорожного строительства в Украине

Президент Национальной ассоциации дорожников Украины Николай Березовский на конференции Petroleum Ukraine, говоря о темпах дорожного строительства в Украине, отметил, что в 2017 году в рамках этого проекта было освоено 10,6 млрд грн, в 2018 году — 16,5 млрд, в 2019 году — 19,5 млрд, то и в 2020 году — около 58 млрд грн. (2,08 млрд долл). «Мы подвели предварительные итоги, и уже видим, что планы по дорожному строительству реализованы практически на 100%», — сказал Березовский.

Глава Государственного агентства автомобильных дорог Украины («Укравтодор») Александр Кубраков рассказал о финансировании программы дорожного строительства. «Мы точно понимаем, что у нас есть первый базовый лимит по госгарантиям, а это порядка 20 млрд грн. Вот на него можем рассчитывать точно. А дальше нам уже необходимо общаться с Минфином, который планирует все внешние заимствования, а также самим привлекать финансирование с внешних рынков», – рассказал он, добавив, что на сегодня «Укравтодор» уже ведет переговоры с Международным валютным фондом.

Он также выразил надежду, что в бюджете-2021 будет учтена позиция бюджетного комитета, согласно которой весь топливный акциз должен направляться в дорожный фонд.

На украинском рынке хватаем места трем белорусским спецэкспортерам нефтепродуктов

Между тем БНК, которая до недавнего времени в течение 15 лет фактически имела исключительное право на экспортные продажи продукции белорусских НПЗ,. уже не единственный спецэкспортер белорусских нефтепродуктов в Украину.

В этом году к работе приступил новый нефтяной трейдер – ЗАО «Новая нефтяная компания» (ННК), главным акционером которого является белорусский бизнесмен Николай Воробей.

Воробью принадлежит «Нефтебитумный завод» в Червенском районе Минской области, продукция которого поставляется сейчас преимущественно в Украину. Его также называют владельцем эстонской компании NT Marine, которая владеет двумя судами и предлагает услуги по перевозке нефтепродуктов морем.

По данным украинской консалтинговой компании UPECO, в 2015-2016 годах компании Воробья занимались реэкспортом российского дизтоплива в Украину и были замечены в серых схемах с поставками темных нефтепродуктов из России. В 2019 году Воробей купил 50%-ную долю в нефтепродуктопроводе «ПрикарпатЗападтранс» в Украине для поставок белорусского дизельного топлива на соседний рынок по наиболее выгодной логистической схеме. В сентябре 2019 году БНК апробировала прокачку дизельного топлива по этому нефтепродуктопроводу. После этого были проведены еще несколько прокачек белорусского дизтоплива с отгрузкой в Новограде-Волынском (Украина). Однако на системной основе это направление пока не заработало.

ННК уже начала работу в Украине в лице компании «Белказтранс Украина». Она отметилась в поставках дизельного топлива, а также битума «Нефтебитумного завода». По данным портала enkorr, в июле-октябре 2020 г. «Белказтранс Украина» ввез в Украину 12,4 тыс. тонн битумов и 12,5 тыс. тонн дизельного топлива, которое предлагал с нефтебаз в Черниговской и Житомирской областях.

БНК и ННК на начальном этапе договорились о разделении экспортируемых видов продукции. ННК будет заниматься продажами темных нефтепродуктов – мазута, а в перспективе — вакуумного газойля. Далее номенклатура экспортируемой продукции может быть расширена. Более того, по прогнозам участников рынка, в дальнейшем поставки всех нефтепродуктов с ОАО «Нафтан» могут переключить на ННК.

Что же касается поставок белорусских нефтепродуктов на украинский рынок, то, как отмечал председатель наблюдательного совета БНК Сергей Каморников, в 2021 году контракты с украинскими компаниями будет заключать БНК.

В декабре в Беларуси официально появился третий спецэкспортер нефтепродуктов. В соответствии с постановлением правительства № 718 РУП «Белзарубежторг», принадлежащая Управлению делами президента, которая получила специальное право экспорта ряда темных нефтепродуктов. Это, в частности, нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, вазелин нефтяной, кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Правда, «БЗТ-Украина», подразделение «Белзарубежторг», уже входит в число крупнейших поставщиков битумов в Украину.

Между тем 17 декабря 2020 года Евросоюз принял третий пакет санкций против ряда компаний и физических лиц Беларуси, которых Брюссель считает причастными к фальсификации результатов президентских выборов, а также ответственных за насилие и необоснованные аресты. Под ограничительные меры попали 29 человек, в том числе Николай Воробей, которому принадлежат компании «Нефтебитумный завод» и «Интерсервис».

Пока неясно, присоединится ли Украина к санкциям ЕС. В частности, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба считает, что торговля и экономическое сотрудничество между Украиной и Беларусью должны сохраниться, но за исключением сотрудничества с предприятиями, где укрепляется контроль со стороны РФ и российских спецслужб.

«У нас с Беларусью очень глубокая и развитая торговля. По некоторым вопросам наша торговля является критически важной или для белорусской, или для украинской экономики и безопасности. У нас очень серьезное взаимодействие в военно-технической сфере. Поэтому я — за сохранение торговли, экономического сотрудничества. При одном исключении. Если мы видим, что на каком-то белорусском предприятии укрепляется контроль со стороны России и российских спецслужб, и это предприятие является важным для Украины, тогда мы должны в каждом конкретном случае оценивать риск, который возникает для Украины», — сказал Кулеба в интервью агентству «Интерфакс-Украина» в конце октября.

По его словам, несмотря на то, что Украина и Беларусь политически разошлись, никто не должен выступать против благосостояния белорусского и украинского народа. «Я не поддерживаю идею секторальных санкций, это моя личная позиция, как министра. В принципе, их сейчас никто и не вводит, и мы сами не рассматриваем такой опции. Но мы считаем, что те, кто совершил насилие по отношению к протестующим, должны за это пострадать в ответ путем применения санкций в отношении них. Также это вопрос целостности политики и синергии между ЕС и Украиной», — подчеркнул Кулеба.

Тэги:

, ,

С 9 октября в Беларуси вводится обязательный масочный режим и соблюдение дистанции

В Республике Беларусь с 9 октября ношение масок и соблюдение дистанции в общественных местах станет обязательным для всех, говорится в сообщении Минздрава в телеграм канале Официальный Минздрав. Данная норма внесена специалистами Министерства здравоохранения в санитарные нормы и правила, касающиеся профилактики гриппа и COVID-19. Как сообщил сегодня заместитель министра здравоохранения — главный санитарный врач Александр Тарасенко,

Поставки IQOS в Беларусь приостановлены из-за санкций — Philip Morris

Компания Philip Morris прекратила поставки систем нагревания табака IQOS в Беларусь. Об этом заявил вице-президент компании по отношениям с инвесторами и финансовым коммуникация Николас Ролли во время конференции по итогам работы во втором квартале. «Отмечу, что в связи с последними международными санкциями IQOS больше недоступны для продажи в Беларуси», — сказал он, добавив, что в Минске

Минздрав Беларуси отменил обязательный масочный режим, но рекомендует все же носить маски

С 22.10.2021 вступило в силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 октября 2021 г. № 111 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 217». «Постановление подготовлено с целью систематизации требований к проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения инфекции COVID-19 на территории Республики Беларусь. В постановлении актуализированы санитарно-противоэпидемические мероприятия

Прогноз курса рубля на неделю 7-11 июня

Подъем курса доллара на БВФБ, вероятно, продолжится, хотя в понедельник 7 июня он может снизиться на доли процента. Но затем доллар начнет дорожать, и по итогам недели его курс выйдет в небольшой плюс. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе увеличился, как и прогнозировалось, но не так значительно: только на 0,2% –

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия