10.12.2020, 12:07
О серьезном несерьезно и наоборот
Всякий живущий в Беларуси и любой чужестранец, мало-мальски интересующийся ее проблемами, что-то слышал, что-то знает о предстоящих переговорах между властями и их оппонентами.
И надо отметить, что самое внимательное, компетентное, заинтересованное и профессиональное изучение темы не способно внести ясность в суть вопроса. Разумеется, когда в жизнь вторгается политика, что давно отмечено классиками, даже арифметика теряет научную строгость и точность и превращается в дисциплину партийную. Не приняв эту аксиому, будешь ломать голову – почему одна партия считает победившей на выборах большинством в 80%, а ей противоположная утверждает, что первая партия оказалась в абсолютном меньшинстве, получив несчастных 3%.
И те только за счет традиционных приписок!
Иными словами, существующая социально-политическая система не позволяет обществу самоопределиться в понятиях и смыслах, отказывая ему в возможности определить количественный свой состав. Разумеется, в более примитивных социумах, где за учет ответственен пастух, достаточно статистического подсчета по рогам, головам или хвостам, поскольку он обеспечивает необходимую точность. Но на более высоком уровне, например, на охоте или на войне, для самоорганизации людей требуется способность к рефлексии, без которых невозможно выполнять простейшие команды начальников уже при формировании состава подразделений. И в целом, и каждому воину в отдельности требуется понимание общего и индивидуального маневра. Притом, чтобы команды начальников были адекватными – основанными на реальной информации и умелыми.
Правда, часто случается, что реальной целью войны становятся именно маневры – более-менее достоверные имитации войны, которые приносят трофеи и начальству, и простым бойцам. В этой связи возникает вопрос, можно ли провести транспарентные выборы, руководствуясь ныне действующей Конституцией, хотя она и принципиально адаптирована к нуждам действующей власти? Безусловно, поскольку этой основе они пришли во власть, закрепились во власти и обеспечивают необходимые предпосылки для властвования в будущем.
«Пишите коротко и неясно». Говорят, так наставлял Наполеон Бонапарт своих юристов, которые оформляли его режим с правовой точки зрения. Неясность равно и краткость сами по себе провоцируют рост их толкований и комментариев. В частности, точкой отсчета наполеоновской конституции послужил 1792 год – дата провозглашения республики. Но формально Наполеон оставался республиканцем даже после того, как в 1804 году был объявлен императором. При этом долгое время конституции облачалась республиканские одежды, но постепенно монархическая символика возобладала над республиканской, а позже над всем по закону восторжествовала империя.
Не секрет, что подобную эволюцию проделала и действующая Конституция нашей страны, трепетно отзываясь на любые пожелания Лукашенко. Разумеется, все эти «политические маневры» проводились на поле реальной политики, под предлогом развития конституционного процесса, поощряемого интересами народа. Даже очевидные максимы, такие как запрет на принудительный труд, были интерпретированы «придворными юристами» на потребу «антитунеядских» декретов, которые были подтверждены Конституционным судом и (очередной парадокс) одобрены профсоюзами.
Сказанное полностью относится к конституционному праву мирного протеста граждан, который «упорядочен» соответствующим законом, на основе которого был установлен регламент для его применения всеми структурами и соответствующих ведомств.
В основе этого порядка положено насилие, с которым одни ведут борьбу, другие ее одобряют, третьи отмалчиваются, а непосредственные за его поддержания, как сказал бы Аркадий Аверченко, лупят в первую очередь тех, кто в нем больше всех нуждается.
И ведь счет уже на тысячи пошел, а начала конца как не было, так и нет.
Кто кого победит, кто придет на переговоры? Претендентов нет. Есть гипотетическая ситуация, которая могла бы внести ясность – честные выборы. На них надежды были бы, пойди власти уже сейчас адаптировать законы под будущие изменения, но они не хотят ничем поступиться в себе. И никого помимо себя слушать не хотят. С белорусскими гражданами считаться не собираются. Чувство стыда перед зарубежной общественностью давно утратили, что тоже приобрело откровенную форму. Дошло до того, что граждане немецкого города Вайнгартена, побратима Бреста, потребовали от председателя Брестского горисполкома Александра Рогачука добился от местных чиновников, чтобы те заступились за людей, пригрозив в противном случае прервать сотрудничество. Мол, «с невероятной жестокостью, включая непредумышленное убийство, ОМОН и другие силы правопорядка, поддерживаемые неизвестными гражданскими лицами, предпринимают действия против любых проявлений протеста, какими бы незначительными они ни были».
Если дело пойдет так же, то анонсированные переговоры не найдут нужных для этого парламентеров.