В этом сравнительном тесте приняли участие 7 новых зимних шин скандинавского типа и одна новая модель зимней шины европейского типа – Bridgestone Blizzak LM005. Таким образом, мы не просто решили сравнить шины одного «скандинавского класса», но и определить их место рядом с «еврозимой». Итоговые результаты, которые мы получили, нас очень удивили. Теперь обо всем подробнее.

Как проходили тесты

Сравнительные тесты зимних шин мы выполняли на специальных испытательных полигонах в Финляндии. Для измерения реальных результатов в метрах и секундах мы использовали высокоточное измерительное оборудование. Также в обязательном порядке в каждом испытании контролировали условия по «базовой шине». В ходе каждого теста «базовая шина» несколько раз устанавливается на испытательный автомобиль. Ее результаты не идут в общий зачет, но по ним можно судить о том, изменяются ли условия проведения теста. А также по этим данным, если нет отклонения более 3%, можно откорректировать результаты шин, участвующих в тесте. Таким образом, условия, в которых проводились тесты, постоянно контролировались и были одинаковыми для всех шин.

Как мы начисляли баллы

За продемонстрированные шинами результаты в каждом испытании мы начисляли баллы. Лучшая в каждом тесте шина получала 100 баллов (100%). Другие шины, т.е. с отличающимися в худшую сторону результатами, получали такое количество баллов, которое отражает их реальное отставание от лучшей шины. Т.е., если результат конкретной шины на 2% хуже, чем результат лучшей шины (в каждом отдельно взятом испытании), то она получает 100-2=98 баллов. Результаты в торможении на снегу и асфальте мы считаем приоритетными и начисляли за них удвоенное количество баллов. Таким образом, мы можем щедрее наградить шины, обеспечивающие более короткий и безопасный тормозной путь. И, соответственно, можем «покарать» шины, которые, скажем просто, «плохо тормозят».

Испытания на льду

Раз уж мы испытывали шины скандинавского типа, то включили в программу испытаний тесты на льду. «Зацеп» на льду проверяли в разгоне и торможении, а также в управляемости на самой скользкой дорожной поверхности. Лучшие результаты в разгоне и торможении показали шины премиальных марок Continental, Michelin, Nokian. Также хорошо выступили шины Yokohama. «Неуд» получили шины Cooper – они проявили себя хуже, чем «еврозима».

В заездах по извилистой ледяной трассе отлично выступили шины Nokian, а за ними плотной группой шли покрышки Yokohama, Continental, Michelin, Continental и «еврозима» Bridgestone.

Испытания на снегу

В разгоне и торможении на снегу лучшими были шины премиальных марок, также хорошие результаты продемонстрировали покрышки Toyo. Также на снегу были проведены два теста на управляемость: на трассе, круто поднимающейся в гору, и на длинной снежной трассе. В целом расстановка сил не изменилась: шины премиальных марок отлично мчат по снегу. Но также хорошо, и даже отлично при активной езде выступила «еврозима» Bridgestone.

Испытания на асфальте

Тесты зимних шин на асфальте проходили на отдельном полигоне в начале осени, когда температура окружающей среды снизилась до 4°…7°С.

Результаты шин сильно изменились. Лучшие результаты показывала «еврозима» Bridgestone. Напомним, что зимние шины европейского типа предназначены для эксплуатации на сухом и мокром асфальте при низких и отрицательных температурах.

Тормозной путь с 80 км/ч на мокром асфальте у Bridgestone очень короткий – 29 метров. Результат второго места – 37 метров, его показали шины Cooper, которые плохо выступали на снегу и льду. Лучшие премиальные шины скандинавского типа показали результат в 40 метров. Худший результат у японских Toyo – 49 с лишним метров.

Отставание скандинавских шин от европейской в тормозном пути со 100 км/ч на сухом асфальте сохранилось, но разница уменьшилась до 4-5 метров, но Toyo опять вылетели в конец таблицы с результатом, превышающим 51 метр.

В управляемости на мокром асфальте тест-пилот мчал по извилистой трассе, постоянно орошаемой водой. Самую уверенную и стабильную управляемость получил автомобиль на «еврозиме», а также на шинах Cooper. Все впечатления тест-пилота по поводу качеств всех шин в заездах на мокрой трассе приводим в таблице.

Впечатления от управляемости на мокром асфальте
Bridgestone Эти шины демонстрируют совершенно иной уровень сцепления с мокрым асфальтом, тестовый Tiguan 2.0 TDI может мчать в поворотах на пределе своих возможностей. Отличная управляемость, автомобиль остается послушным на грани сцепления шин. Предельно нейтральная управляемость, совершенно без признаков избыточной поворачиваемости.
Cooper Удивительно неплохая управляемость, можно ехать быстро и точно. Шины сохраняют резервы управляемости при «перекручивании» руля. При отпускании газа в виражах наблюдается небольшая склонность к заносу. Также занос появляется в крутых поворотах при отпускании акселератора, то есть при разгрузке задней оси.
Continental Уровень сцепления с мокрым асфальтом чуть меньше, чем у Cooper, но управляемость более понятная и безопасная. Хорошие отклики на руль на высокой скорости, шины не сильно скользят при перекручивании руля, управляемость нейтральная в любых виражах. Может развиваться небольшой занос при отпускании акселератора и разгрузке задних колёс.
Nokian Неплохой уровень сцепления, при этом управляемость предельно понятная и безопасная на высокой скорости и в крутых виражах. Эти шины проявляют немного бóльшую склонность к заносу, чем Continental, но эта реакция понятна и предсказуема.
Hankook Заметно более медленные шины, которые довольно рано начинают скользить в поворотах и покидать траекторию. При разгрузке задней оси на входе в поворот (при отпускании акселератора) проявляется занос и снос одновременно. При резком входе в поворот развивается сильный занос – задняя ось соскальзывает наружу поворота.
Michelin Это небыстрые шины, которые рано скользят на мокром асфальте, но при этом сохраняют понятную безопасную управляемость. В быстрых виражах, когда передние колеса еще сохраняют сцепление, задние могут слегка соскальзывать наружу траектории.
Yokohama Похожий характер управляемости: общий уровень сцепления с мокрой дорогой невысокий, но скольжение передних колес не возникает внезапно. Занос проявляется плавно и на небольшой угол.
Toyo Эти шины показали наименьший уровень сцепления на мокром асфальте. Быстро и рано срываются в скольжение обеими осями, а затем могут внезапно перейти в занос, если передние шины зацепятся за асфальт. А при заходе на вираж с отпусканием акселератора возникает резкий сильный занос, с которым непросто справиться.

Характер управляемости на сухом асфальте мы определяли по субъективным впечатлениям пилота. Перед ним стояла задача провести «переставку», т.е. смену курса движения на скорости 100, 110 и 120 км/ч плавно, а затем резко. Пилот пытался спровоцировать небезопасную ситуацию, затем поделился впечатлениями и выставил оценки по 10-балльной шкале.

  100 км/ч плавно 110 км/ч плавно 120 км/ч плавно 100 км/ч резко 110 км/ч резко 120 км/ч резко
Bridgestone 9,5 По ощущениям, как летняя шина. Очень стабильные реакции, намёки на занос легко контролируются. Возникает небольшой занос, который легко стабилизируется. Аналогично: безопасно и просто. Шины сохраняют сцепление с дорогой, занос не возникает. Занос провялятся, вслед за первых махом может появиться второй.
Yokohama 9,5 Хорошая уверенная управляемость. Абсолютно стабильная и безопасная управляемость без намеков на потерю контроля над машиной. Возникает занос с тенденцией на второй мах.
Hankook 9 Хороший зацеп, точный контроль над ситуацией. Проблем не возникает, шины сохраняют сцепление с асфальтом. Появляется занос, который легко контролируется и прекращается. Возникает занос с небольшим вторым махом. Автомобиль остается послушным и контролируемым.
Continental 8,5 Уровень сцепления чуть ниже, присутствует тенденция к заносу. Проявляется скольжение задней оси, но контроль над автомобилем сохраняется. Занос легко прекращается. Возникает занос с тенденцией на второй мах. Занос глубже и требует активных контрмер по стабилизации автомобиля и контролю курса.
Michelin 8,5 Неплохое сцепление с дорогой, безопасные реакции на маневр. Развивается очень плавный занос, который довольно быстро прекращается. Автомобиль послушно и стабильно выполняет маневр. Возникает более глубокий занос, требующий подруливания для стабилизации курса. Занос глубже и требует активных контрмер по стабилизации автомобиля и контролю курса.
Nokian 8,5 Развивается очень плавный занос, который довольно быстро прекращается. Уверенно, но резко стабилизируется после проявления заноса. Появляется занос с небольшим вторым махом. Второй мах заноса чуть более резкий. Занос довольно глубокий и требует активных контрмер по стабилизации автомобиля и контролю курса.
Cooper 8 Слегка размазанные, но все еще безопасные реакции. Развивается очень плавный занос, который довольно быстро прекращается. Развивается глубокий занос и второй мах кормы, нужно стабилизировать машину рулем. Занос и второй мах проявляются более резко и на большие углы. Вслед за заносом следуют два широких маха, которые требуют активного руления для стабилизации.
Toyo 7,5 Шина кажется очень мягкой – боковины мнутся, возникает занос. Очень размазанные реакции, возникает занос и второй мах, который требует контрруления. Возникает глубокий занос, требующий активного контрруления. Резкий и глубокий занос, который приходится стабилизировать быстрым контр-рулением. Вслед за заносом появляются два резких глубоких маха, которые непросто стабилизировать контррулением.

Сопротивление качению

Еще один тест в программе испытаний – это инструментальное изменение сопротивления качению. Тест проводится на стенде по стандарту ISO 28580: на шины оказывается нагрузка в 80% от максимально допустимой, внутреннее давление составляло 2,5 бара. Разница в результатах небольшая. Большинство шин в нашей группе имеют небольшой уровень сопротивления качению. Наиболее высокий уровень сопротивления качению у шин Toyo, Cooper и Yokohama.

Итоги

Первое место в этом сравнительном тесте шин заняла единственная «еврозима» от Bridgestone. Модель Blizzak LM005 не оказалась беспомощной на льду и снегу, а затем доминировала на сухом и мокром асфальте. Среди скандинавских шин отлично выступили продукты премиальных марок Continental, Nokian и Michelin. Причем хотим отметить именно первые две из них – они хороши на льду и снегу, но также обеспечивают вполне безопасный тормозной путь на сухом и мокром асфальте. Далее следуют шины Cooper. Они провалили зимнюю часть теста – на льду и снегу они буквально беспомощны и безопасны, но сократили отрыв за счет неплохих характеристик на асфальте. Шины Yokohama и Hankook показали посредственные качества в зимней части теста, но вполне безопасны на асфальте. Шины Toyo показали хорошие результаты только в разгоне и торможении на снегу, а затем совершенно провалили асфальтовую часть испытаний.

Итоговое место 1 2 3 4 5 6 7 8
 
Марка Bridgestone Continental Nokian Michelin Yokohama Cooper Hankook Toyo
Модель Blizzak LM005 VikingContact 7 Hakkapeliitta R3 SUV X-Ice 3 IceGuard G075 Weather Master WSC Winter I*Cept IZ2 Observe GSI-5
Индекс грузоподьёмности 103 XL 103 XL 103 XL 99 99 99 99 98
Индекс скорости H T R T Q T T Q
Глубина рисунка протектора, мм 8,2 8,5 9,0 8,2 10,1 9,3 8,6 10,0
Вес шины, кг 10,7 11,8 11,9 11,9 12,6 12,2 11,7 12,2
Страна-производитель Франция Германия Россия Тайланд Тайланд Сербия Корея Япония
Минимальная стоимость, бел. руб. 340 330 339 244 274 130 240 250
Оценки за испытания
Торможение на льду x2* 174,6 200,0 191,0 195,5 183,0 166,0 175,8 172,2
Разгон на льду 74,8 100,0 89,8 93,4 88 76,3 79,4 83
Ледяной круг 97,9 91,0 100 96,5 88,1 78,3 83 74,9
Управляемость на льду 98,2 98,1 100 97,9 98,2 92,4 92,4 92,7
Торможение на снегу x2* 175,7 183,5 186 200 173,4 175,7 178,1 188,4
Разгон на снегу 94,6 98,0 99,2 100 96,5 95,8 89,2 99,2
Подъем в снежную гору 100 97,4 100 99,0 99,2 97,2 97,4 96,5
Управляемость на снегу 98,3 98,6 100 98,7 98,4 93,3 95,1 94,7
Промежуточный результат 914,1 966,6 966,0 981,0 924,8 875,0 890,4 901,6
Торможение на мокром асфальте x2* 200 146,4 143,6 129,5 129,7 156,3 133,0 118,0
Управляемость на мокрой трассе 100 91,7 90,2 87,9 85,2 93,0 88,2 80,0
Торможение на сухом асфальте x2* 200 179,8 182,3 175,7 171,9 177,7 177,2 164,1
Управляемость на сухом асфальте 9,5 8,5 8,5 8,5 9,5 8 9 7,5
Сопротивление качению** 27,7 28,7 30,0 27,1 21,4 23,1 27,8 23,3
Промежуточный результат 537,2 455,1 446,1 420,2 417,7 458,1 435,2 392,9
Итог 1451,3 1421,7 1412,1 1401,2 1342,5 1333,1 1325,6 1294,5
*За итоги этих тестов количество баллов удваивается
**весомость данных оценок — 30%

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,