Ввод БелАЭС позволит снизить валютную нагрузку на бюджет страны на 500 млн долларов в год, заявило Минэнерго Беларуси. Пока неясно, когда это случится. Тем более, учитывая кредитную нагрузку на масштабную новостройку и связанные с ней инфраструктурные проекты, за которые придется долго расплачиваться.

«Ежегодно на БелАЭС будут производить порядка 18 млрд кВт⋅ч. Валютная нагрузка на бюджет снизится более чем на 500 млн долларов. Выбросы парниковых газов будут уменьшаться более чем на 7 млн тонн в год. Срок эксплуатации станции — 60 лет с возможностью продления до 100 лет», – рассказал министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич во время энергетического пуска первого блока БелАЭС 7 ноября.

Оценка по снижению валютной нагрузки сделана, вероятно, исходя из того, что запуск атомной станции позволит стране снизить ежегодный импорт российского газа на 4,5 млрд куб. м с нынешних 20 млрд куб. м, который страна пока покупает по cогласованной с РФ цене 127 долларов за тыс. куб. м (фактическая цена расчетов – 130-131 долларов за тыс. куб. м).

Отметим, что в 2019 году Беларусь снизила затраты на покупку газа на 2% по сравнению с 2018 годом до 2,637 млрд долларов. При этом закупки газа уменьшились лишь на 0,3% до 20,260 млрд куб. м. Средняя цена российского газа для Беларуси в 2019 году снизилась на 1,6% в сравнении с 2018 годом до 130,180 долларов за тыс. куб. м.

Очевидно, что расчеты Минэнерго о коммерческой выгоде в 500 млн долларов сделаны с учетом полного запуска БелАЭС, который запланирован на 2023 год. Но, во-первых, пока неясно, сколько будет стоить российский газ для Беларуси через два года, – белорусские власти настаивают на снижении цены – вплоть до сближения ее с российской. Во-вторых, уже с 2023 года Беларусь должна начать выплачивать российский кредит за атомную новостройку. Оба этих фактора скорректируют ожидаемую валютную выгоду от атомного проекта.

Также следует учитывать, что Беларусь, еще не запустив в эксплуатацию даже первый энергоблок БелАЭС, уже теряет валютную выручку от экспорта электроэнергии из-за ее бойкота странами Балтии, а также отказа Украины в ее покупке. Всего в 2019 году Беларусь экспортировала через Литву и в Украину 2,370 млрд кВт⋅ч электроэнергии – в 2,27 раза больше, чем в 2018 году, на 123,563 млн долларов – в 2,26 раза больше, чем годом ранее. Таким образом, при оценке коммерческой выгоды атомного проекта следует учитывать и эти потенциальные потери.

Обратим также внимание, что в рамках интеграции БелАЭС в энергосистему страны необходимо ввести в эксплуатацию 800 МВт пиково-резервных мощностей и 836 МВт мощностей на электрокотлах. Резерв мощности необходим, чтобы сбалансировать производство и потребление электроэнергии после запуска БелАЭС. По оценкам Минэнерго Беларуси, интеграция БелАЭС в энергосистему страны потребует около 700 млн долларов.

Кроме того, нужно также учесть затраты на реализацию проекта выдачи мощности и связи БелАЭС с энергосистемой, который включал строительство воздушных линий электропередачи 330 кВ протяженностью 1,033 тыс. км на территории Гродненской, Минской и Витебской области; реконструкцию ЛЭП, строительство новой подстанции 330 кВ «Поставы» и т. д. Этот проект был реализован в рамках контакта между РУП «Гродноэнерго» и ООО «Северокитайская электроэнергетическая проектная компания при китайской электроэнергетической инженерно-консультационной корпорации». Его стоимость – 340,86 млн долларов, при этом на 95% проект профинансирован за счет средств льготного кредита Экспортно-импортного банка Китая и лишь на 5% — за счет собственных средств «Гродноэнерго».

Этот кредит тоже придется возвращать.

Остановка спустя три дня после запуска

Первый ток в единую энергосистему Беларуси энергоблок выдал 3 ноября 2020 года, после чего началось постепенное увеличение мощности реактора до 50% от номинальной. На 7 ноября, за трое суток с момента включения в объединенную энергосистему, с БелАЭС было отпущено 22 млн кВт⋅ч электроэнергии. Что, как заявлялось, позволило Беларуси сэкономить 6,4 млн куб. м природного газа на сумму около 1 млн долларов.

7 ноября электрическая мощность первого энергоблока БелАЭС была увеличена до 400 МВт (реактор первого энергоблока в это время работал на мощности 40%). Согласно программе испытаний, мощность первого энергоблока должна была поэтапно повышаться до проектной – 1190 МВт, а запуск его в промышленную эксплуатацию был запланирован на первый квартал 2021 года.

Однако уже 10 ноября работа БелАЭС была приостановлена в связи с выходом из строя трансформаторов. Хотя Минэнерго отрицает аварийный характер приостановки, называет ее «плановой», тем не менее, подобного рода ситуации бросают тень на стандарты безопасности станции.

Срок запуска БелАЭС пока неясен

В законопроектах о ратификации поправок в соглашения с РФ о сотрудничестве в области строительства БелАЭС, принятых Палатой представителей Национального собрания Беларуси 28 октября, сказано, что первый энергоблок БелАЭС планируется ввести в промышленную эксплуатацию в феврале 2021 года, второй – в мае 2022 года.

В то же время главный инженер БелАЭС Анатолий Бондарь в начале ноября отметил, что первый энергоблок БелАЭС готовится к вводу в эксплуатацию в соответствии с графиком – в конце февраля 2021 года, но этот срок может быть перенесен.

«У нас в графиках стоит конец февраля 2021 год (ввода в промышленную эксплуатацию первого энергоблока БелАЭС – ред). Но это уже освоение стопроцентной мощности и процедурная, как положено по всей нормативно-правовой документации, сдача в промышленную эксплуатацию с проведением комплексных испытаний. Но я бы хотел назвать срок – конец третьего квартала», – сказал Бондарь в интервью белорусскому гостелеканалу СТВ.

Если срок запуска в эксплуатацию первого энергоблока БелАЭС будет смещен на конец третьего квартала 2021 года, заметно сэкономить на закупке российского газа Беларусь в следующем году не сможет.

В Беларуси после ввода в строй БелАЭС «складировать» электроэнергию не будут

Изначально БелАЭС должна была не только замещать внутреннюю выработку ТЭС страны, но и работать на экспорт. Однако ни страны Балтии, ни Украина покупать белорусскую электроэнергию не планируют. Россия пока тоже не собирается этого делать – по крайней мере, ни один из сценариев Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики РФ до 2035 года не предполагает импорта электроэнергии из Беларуси.

В этой связи министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич в интервью телеканалу «Беларусь 1» 8 ноября заявил, что БелАЭС строится в первую очередь для нужд Беларуси, но «в то же время белорусская энергосистема готова обеспечить поставку электрической энергии и за пределы страны по конкурентным ценам».

После ввода двух блоков БелАЭС на полную мощность энергосистема Беларуси будет способна вырабатывать на 18 млрд кВт⋅ч электроэнергии в год больше. Это при том, что в 2019 году потребление электроэнергии в Беларуси увеличилось всего лишь на 0,4% по сравнению с 2018 годом до 37,9 млрд кВт.ч.

«Складирования электрической энергии» после ввода в строй БелАЭС не будет», – заявил Каранкевич 8 ноября. По его словам, «это (производство и потребление электроэнергии – ред.) – неразрывный процесс: произвели ровно столько, сколько потребили».

Если не будет экспорта, то производство электроэнергии в стране и после запуска БелАЭС можно увеличить только одним способом – за счет роста внутреннего спроса на электроэнергию.

Правительство Беларуси спрогнозировало, как может вырасти внутренний спрос. Постановлением Совмина от 6 октября 2020 г. № 582 изложен в новой редакции межотраслевой комплекс мер по увеличению потребления электроэнергии до 2025 года c учетом ввода БелАЭС. Предыдущая редакция документа предполагала увеличение электропотребления в стране на 2,713 млрд кВт⋅ч в год, нынешняя – на 2,796 млрд кВт⋅ч в год. То есть за последнее время удалось найти дополнительные резервы внутреннего спроса всего примерно на 800 млн кВт⋅ч.

Документ включает реализацию 178 инвестпроектов на ведущих белорусских предприятиях, реализация которых потребует увеличения энергопотребления (предыдущая редакция документа включала 148 проектов). Это проекты по электрификации участков железных дорог в Беларуси, а также все ключевые проекты предприятий Минпрома и других профильных министерств и ведомств.

Но эти проекты еще предстоит реализовать, что может стать проблемой в нынешней экономической ситуации. Но даже в лучшем случае реализация данных мероприятий позволит лишь на треть восполнить спрос на электроэнергию, которая могла бы появиться в энергобалансе страны после запуска БелАЭС.

Массово выводить из эксплуатации мощности ГРЭС и ТЭС также не будут

Получается, что открытие БелАЭС создает ситуацию перепроизводства электроэнергии в стране при отсутствии ее экспорта и чрезвычайно низкого роста внутреннего спроса на нее. Понятно, что в такой ситуации интегрировать в энергосистему страны дополнительные 18 млрд кВт⋅ч от АЭС невозможно, – ведь энергию на склад действительно не положишь.

Логично предположить, что в сложившейся ситуации белорусским энергетикам придется ограничивать выработку электроэнергии уже действующими энергоисточниками. Сейчас в энергосистеме Беларуси есть энергоблоки, которые работают полвека, однако многие из них за последние годы были модернизированы, в том числе за счет китайских кредитов.

Министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич в июне рассказал журналистам, что модернизация белорусской энергосистемы позволила снизить потребление газа в 2011-2019 годах на 6 млрд куб. м или на 900 млн долларов. За это время проведена реконструкция 25 электростанций, построено и модернизировано около 3 тыс. МВт, или около 30% всех генерирующих мощностей страны. Благодаря в том числе и этим мерам тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей снизились в 1,4 раза. С 2018 года Беларусь полностью отказалась от импорта электроэнергии, заместив ее выработкой на собственных энергоисточниках с меньшими затратами, также укрепила свой экспортный потенциал.
Очевидно, что выводить из эксплуатации недавно модернизированные генерирующие мощности экономически не оправдано.

Первый заместитель генерального директора — главный инженер «Белэнерго» Владимир Бобров на пресс-конференции в июле 2020 года заявил, что в Беларуси после запуска БелАЭС в массовом масштабе выводить из эксплуатации мощности ГРЭС и ТЭС и сокращать на них персонал не будут.

«Мы не будем в большом количестве демонтировать оборудование и сокращать персонал. После запуска (первого энергоблока – ред.) БелАЭС должно быть готово к работе и находиться в резерве 1200 МВт мощностей. Если потребуется плановый ремонт одного блока АЭС или второго блока, то у нас в резерве должно быть 2400 МВт. Таким образом, пока не будет отработана фактическая модель нового оборудования, никаких действий по выводу оборудования из энергосистемы, естественно, не будет», – подчеркнул Бобров.

Вместе с тем, в июне 2019 года в интервью ведомственной газете «Энергетика Беларуси» Бобров называл проблемы, с которыми столкнется белорусская энергосистема после запуска БелАЭС. По его словам, «достаточно сложным» является обеспечение устойчивой работы АЭС при одновременной надежности энергосистемы в целом. Это обусловлено особенностями белорусской энергосистемы, в которой теплоэлектроцентрали и конденсационные электростанции по установленной мощности делятся в соотношении примерно 50/50.

«Сегодня мы видим, что после ввода АЭС в эксплуатацию в зимний период у нас будут работать ТЭЦ, а блоки крупных конденсационных станций будут из работы выводиться. В летний период ситуация будет противоположной – в работе в основном будут находиться конденсационные станции», – отмечал Бобров.

Ранее он указывал на проблемы, которые могут возникнуть в этой связи. «В ближайшем будущем более 50% от общего объема электропотребления будут обеспечиваться за счет Белорусской АЭС. В такой ситуации электростанции, работающие на органическом топливе, будут выполнять вспомогательные функции по обеспечению электроснабжения», – заявил Бобров.

Как следствие, новая ситуация после ввода БелАЭС приведет к ухудшению экономики областных энергообъединений. «С вводом в эксплуатацию Белорусской АЭС изменятся не только режимы работы, но и объемы отпускаемой потребителям товарной продукции. Следовательно, снизятся и доходы областных энергосистем. Постоянная затратная составляющая при этом не изменится – оборудование есть, амортизационные отчисления остаются, персонал продолжает работать», – рассказал Бобров.

Таким образом, нельзя исключить, что в перспективе действующим ГРЭС и ТЭС в режиме полного функционирования БелАЭС может потребоваться господдержка. Поэтому говорить о существенной коммерческой выгоде атомного проекта для Беларуси пока не приходится.

Тэги:

, , ,

Избран новый председатель Палаты представителей Нацсобрания

Председателем Палаты представителей восьмого созыва стал бывший руководитель Администрации Александра Лукашенко Игорь Сергеенко. Такое решение было принято на ее первом заседании. Игорь Сергеенко сменил на посту председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, который занимал этот пост 16 лет. В новом составе Палаты представителей будут работать 20 депутатов предыдущего созыва, а также 27 депутатов местных советов 28-го

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Инфляция в апреле продолжила снижение

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в апреле 2024 года выросли на 0,4% после роста в марте 2024 года на 0,5% . Годовая инфляция (апрель 2024г./апрель 2023г.) составила 5,6% и не изменилась по сравнению с мартом ( такой же была и в феврале). С начала года ( к декабрю

Доллар продолжил дешеветь на торгах на БВФБ 28 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,