На фоне новостей о состоянии отравленного Навального, протестах в Беларуси и вооружённом конфликте в Нагорном Карабахе, практически незамеченным осталась сообщение о 15-летии российского завода финской шинной компании Nokian Tyres. А зря – ибо данное предприятие представляет собой один из примеров успешного ведения бизнеса иностранной фирмой на постсоветском пространстве.

Официально эта история, в которой есть много чего поучительного для отечественных производителей, началась 6 июня 2004 года. Тогда недалеко от Петербурга, во Всеволжске, был заложен первый камень в фундамент будущего шинного завода. А уже 6 июня 2005 года была выпущена первая продукция – шины флагманской на тот момент модели Nokian Hakkapeliitta 4.

Официальное открытие завода состоялось 22 сентября 2005 года. Хотя, как и у любого другого события, у запуска нового предприятия Nokian Tyres есть своя предыстория…

Дело в том, что в конце 90-х годов прошлого столетия эта небольшая финская шинная компания начала ощущать активный спрос на свою продукцию. Причины этого мы здесь опустим, хотя, сами по себе, они, без сомнения, интересны и заслуживают отдельного рассказа. Так или иначе, но тогда стало ясно, что уже к началу 2000-х годов первый и единственный на тот момент завод Nokian Tyres (расположенный, кстати, в городке Нокиа) уже не будет справляться с постоянно растущим спросом на автопокрышки.

Расширять цеха в Нокиа не представлялось возможным в силу территориальных причин. В других регионах Финляндии также не нашлось удобной (с точки зрения промышленной географии) площадки для размещения такого, достаточно крупного, производства.

Как вариант выхода из сложившийся ситуации было принято решение о строительстве завода в северо-западной части России. Во-первых, Российская Федерация – крупнейший рынок сбыта шин для компании Nokian Tyres. Во-вторых, выбранная в Ленинградской области площадка была максимально удобна с точки зрения логистики, как для финской, так и для российской стороны. В-третьих, правительство региона сделало финскому инвестору очень интересное предложение: предоставило финансовые льготы и преференции, а также создало действительно благоприятные условия работы, без привычных для России административных проволочек и бюрократии…

Первый зарубежный…

Примечательно, что завод во Всеволжске стал не только первым предприятием Nokian Tyres, построенным в России, но, и, вообще, первым заводом этой шинной компании, расположенным за пределами Финляндии.

Кстати, о Суоми – строительство завода в России непросто далось тогдашнему руководству Nokian Tyres. Ещё на стадии возведения заводских корпусов могущественные финские профсоюзы высказывали правительству страны свою озабоченность. Дескать, и так объёмы промышленного производства в Финляндии снижаются, а тут, вдобавок к этому, намечается перенос в Россию целого градообразующего предприятия! Поэтому, по первоначальному бизнес-плану, предполагалось, что почти вся выпускаемая российским заводом продукция будет предназначаться для рынка РФ. Ну, а остатки разойдутся по странам СНГ. Так, было решено, что проектная мощность предприятия составит только 8 млн. единиц шин в год. Интересно, что достигнуть этого объёма производства планировалось лишь через 11 лет работы завода, к 2016 году.

Однако, законы экономики внесли свои коррективы – себестоимость покрышки Nokian, выпускаемой на заводе во Всеволожске, оказалась на целых 10€ меньше, чем у шины, собираемой в финском городе Нокиа. Сказались эффект масштаба производства, более дешёвые энергоносители, более низкая стоимость труда в России и максимальная автоматизации производства на новом российском заводе. Свои поправки в планы производства внёс и экономический кризис 2009 года, после которого было принято решение об увеличении объёма производства в России и более активном экспорте шин за её пределы…

В связи с этим на площадке во Всеволожске были построены новые корпуса. Так, только за первые 10 лет работы, производственные мощности завода увеличились в 15 раз. А по состоянию на сегодняшний день, суммарный объём инвестиций в это предприятие, начиная с 2004 года, составил почти 1 миллиард долларов!

Вышеупомянутый первоначальный бизнес-план предусматривал выпуск порядка 4 млн. автопокрышек в год. Тогда завод ещё не был производством полного цикла и зависел от «материнского» предприятия в Нокиа – например, резиновые смеси привозили из Финляндии. Но, уже в 2007 году во Всеволжске запустили свой собственный цех миксинга (резиносмешения) и ввели в строй несколько новых линий по сборке шин. Производительность завода возросла до 8 млн. единиц в год.

И если первоначально предприятие во Всеволожске изготавливало всего лишь 23 типоразмера шин, то по состоянию на сегодняшний день общий ассортимент выпускаемой продукции превышает 1700 наименований. В настоящее время автопокрышки производят на 14 линиях сборки. Используя их, завод может ежесуточно изготавливать одновременно 120 типоразмеров шин! Для этого там освоили быструю смену пресс-форм, а также делают ставку на гибкое сочетание объёмов производства и очень широкого ассортимента типоразмеров. К примеру, минимальная партия товарная партия составляет всего лишь 100 единиц продукции.

10 октября 2017 на российском заводе Nokian Tyres была произведена 100-миллионная автомобильная шина. А всего, за 15 лет работы, на этом предприятии было выпущено около 145 млн. покрышек.

…и второй по величине в Европе

На сегодняшний день именно российский завод является основной производственной площадкой концерна Nokian Tyres. Его мощность достигает 17 млн. штук в год. Это самое крупное шинное предприятие в России и на постсоветском пространстве и второе по величине в Европе!

Для сравнения: «материнский» завод в Нокиа когда-то изготавливал порядка 6 млн. шин в год. В настоящее время – не более 3 млн. единиц. Т.е. сейчас во Всеволжске выпускается около 85% от мирового объёма производства покрышек Nokian Tyres, предназначенных для легковых автомобилей и внедорожников.

На протяжении многих лет компания «Nokian Tyres Россия» является крупнейшим в РФ экспортером готовой высокотехнологичной продукции. Не менее 60-70% выпущенных на предприятии шин отправляются на экспорт, география которого очень широка – около 40 стран мира. Основные направления поставок: Центральная Европа (Германия, Италия, Швейцария, Франция), Северная Америка (США, Канада) и даже Китай.

Ну, и, конечно же, шины Nokian с лейблом «made in Russia» продаются в Скандинавии и, непосредственно, в самой Финляндии. Кстати, когда на тамошний рынок начали поставляться покрышки с российского завода Nokian, местные газетчики «раздули «хайп», акцентируя внимание потенциальных покупателей на месте происхождения «финских» шин. Дескать, почему добропорядочные финны должны ездить на российских покрышках сомнительного качества? Чтобы погасить волну «хайпа» и успокоить потребителей, компании Nokian Tyres даже пришлось проводить на своих испытательных полигонах сравнительные тесты шин одной и той же модели, но, произведенных в России и Финляндии…

Финский инжиниринг

Впрочем, как в той старой пословице – не смотря, ни на кого, «караван идёт». Тем более, что неумолимые маркетологи также не оставили потребителям выбора, перенеся производство практически всех покрышек из Нокиа во Всеволжск. На финском заводе продолжили выпускать лишь некоторые размерности шин «топовых» моделей, предназначенных для спорткаров и электромобилей. Здесь же оставили и производство покрышек с технологией «RunFlat». (Они имеют специальную конструкцию каркаса шины, позволяющую продолжать движение при её проколе и потере нормального рабочего давления.) В любом случае, разнообразие типоразмеров таких покрышек невелико.

Кроме того, «материнское» предприятие используется для производства опытных серий новых и перспективных разрабатываемых моделей шин – ведь R&D-центр компании по-прежнему находится в Нокиа. Доводка шин также, как и раньше, производится в Финляндии, на двух собственных испытательных полигонах: летнем, расположенном в Нокиа, и зимнем, находящемся в заполярном Ивало.

Кроме, того на стадии подготовки к открытию находится испытательный центр, специально построенный Nokian Tyres в испанском городке Санта-Крус-де-ла-Сарса, к югу от Мадрида…

Hakkapeliitta – это не только шины

Но, вернёмся в Россию. Интересный факт: именно финский концерн Nokian Tyres, а не какой-либо российский производитель, занял первую строчку в рейтинге лучших работодателей России в торгово-производственной отрасли за 2019 год по версии компании интернет-рекрутмента «HeadHunter».

Объяснение этому «феномену» простое – вместе с финской культурой производства, компания Nokian Tyres внедрила на своём российском заводе и ряд других финских принципов функционирования предприятия. Один из них – забота о сотрудниках, которые являются самой большой ценностью компании. На практике это выражается не только в современном, чистом и безопасном производстве, удобной рабочей одежде, но и в функционирующих на территории завода тренажёрном зале, бассейне, сауне и круглосуточно работающей столовой, где рабочие обедают в одном зале с топ-менеджментом предприятия.

Понимая, что удержать человека на производстве можно только высокой зарплатой и жильём, ещё на церемонии открытия завода руководство «Nokian Tyres Россия» анонсировало строительство жилого комплекса для сотрудников компании. Тем самым предполагалось дать возможность решить жилищный вопрос любому рабочему и служащему предприятия – а значит позволить им не только работать, но и жить в европейских условиях.

И уже в 2009 году была сдана первая очередь жилого комплекса, получившего название «Hakkapeliitta Village». Всего в нескольких километрах от завода, на ограждённой и охраняемой территории, по проекту финского архитектора Юкки Тикканена были построены первые дома. Первая очередь комплекса «Hakkapeliitta Village» состоит из четырёх пятиэтажек на 167 квартир.

Вторая очередь жилого квартала была заселена осенью 2013 года. Здесь также были построены 176 квартир, но расположены они в трёх семиэтажных домах. Площади квартир варьируются от 40 кв. м для однокомнатной квартиры, до 80 кв. м для трёхкомнатной. Кроме того, имеются и пятикомнатные аппартаменты площадью более 100 м2. Интересный факт – все квартиры в комплексе «Hakkapeliitta Village» сдавались с полной чистовой отделкой, установленной сантехникой и кухонной мебелью.

Сейчас в «Hakkapeliitta Village» проживают 1260 сотрудников завода и членов их семей.

«Nokian Tyres Россия» – не только завод

Сегодня компания «Nokian Tyres Россия» – это не только завод во Всеволожске, но и развитая сеть шинных центров под брендами «Vianor» и «N-Tyre», а также проекты в сфере электронной коммерции – торговые площадки vianor.ru и marketplace.nokiantyres.ru. Ведь сейчас недостаточно только производить качественные автопокрышки, необходимо предложить потребителям дополнительные сервисы – например, расширенную гарантию на шины или бесплатный шиномонтаж.

Сеть шинных центров «Vianor» – торговое подразделение концерна Nokian Tyres, основанное в Финляндии в начале 90-х годов прошлого столетия. В настоящее время она представлена в 27 странах мира, включая Скандинавию, Прибалтику, ЕС, Таможенный союз, Украину и США. По состоянию на сегодняшний день сеть «Vianor» включает в себя 195 собственных шинных центров (непосредственно принадлежащих компании Nokian Tyres), и 1176 центров, работающих по франчайзинговым соглашениям.

На территории России сеть «Vianor» появилась в 2005 году, одновременно с открытием завода во Всеволжске. Первый шинный центр был открыт в Ростове-на-Дону, а по состоянию на 2019 год в РФ функционировало более 340 торговых точек сети.

В 2014 году концерн Nokian Tyres вывел на российский рынок вторую франчайзинговую сеть шинных центров – «N-TYRE». На конец марта 2019 года российский сегмент сети «N-TYRE» насчитывал 120 шинных центров.

Кстати, франшизы «Vianor» и «N-TYRE» включены в рейтинг топ-50 самых востребованных франшиз в России в 2018 году по версии «РБК».

Несмотря на экономический кризис, компания Nokian Tyres продолжает сохранять своё присутствие и в странах Таможенного Союза. Сеть шинных центров «Vianor» насчитывает 17 региональных центров в Казахстане и 3 центра в Беларуси. Сеть шинных центров «N-TYRE» насчитывает 8 центров в Казахстане и 1 центр в Беларуси.

Во всех розничных торговых точках сетей «Vianor» и «N-TYRE» потребители могут купить покрышки производства концерна Nokian Tyres, а также других шинных компаний; приобрести автомобильные диски и автомобильные аксессуары. Ну, и, естественно, есть возможность осуществить качественный шиномонтаж.

Каждый центр «Vianor» соответствует требованиям, предъявляемым к шинным центрам премиум-класса, вне зависимости, открыт ли он самим концерном Nokian Tyres или его фрайчайзи. А вот концепция сети «N-TYRE» предполагает более мягкие условия к формату шинных центров (площадь, оборудование, услуги), по сравнению с флагманской сетью «Vianor».

«Премиум» и не только

Как известно, дистрибьюторы легковых шин в своей деятельности придерживаются сложившейся унифицированной сегментации рынка. В соответствии с ней покрышки для легковых автомобилей и внедорожников делятся на 3 категории:

  • Сегмент «A» – представлен ведущими мировым производителями, определяющими стандарты качества и внедряющими основной объём наукоёмких инноваций в сферу производства автопокрышек. К таковым относят не только такие мировые шинные гиганты, как Continental, Michelin, Bridgestone, Pirelli и GoodYear, но и компании с относительно небольшими годовыми объёмами производства шин – например, Nokian Tyres.
  • Сегмент «B» – т.н. «средний класс» среди производителей шин. Представлен, как самостоятельными производителями, так и «дочерними» брендами (суббрендами) ведущих шинных концернов. В последнем случае, в результате присоединения к шинным гигантам, ранее малоизвестные производители получили возможность производить автопокрышки почти такого же качества, как и «материнские» компании, при этом оптимизировав стоимость своей продукции. Характерная особенность шин сегмента «B» – сочетание достаточно высокого качества с относительно доступной ценой.
  • Сегмент «C» – бюджетный класс, предлагающий наиболее доступные по цене модели шин, как от самостоятельных производителей, так и от суббрендов.

Так вот о «премиуме» – «обувать» на конвейере новые автомобили в покрышки класса «А» по карману лишь таким же «премиальным» автопроизводителям. Ибо – дорого. Поэтому российские автопроизводители, или размещённые в РФ заводы по выпуску бюджетных моделей европейских автоконцернов, вполне готовы пожертвовать качеством шин, устанавливая на свои массовые модели бюджетные покрышки класса «С».

Кроме того, поставлять шины прямо на конвейер автозаводов под силу лишь шинникам с поистине огромными объёмами годового выпуска, позволяющими снизить издержки производства и максимально удешевить покрышку.

В силу вышеуказанных причин шины Nokian не поставляются ни на один автомобильный сборочный конвейер и не используются для первичной комплектации новых машин. По принятой в концерне Nokian Tyres стратегии, клиент компании – это конечный потребитель. Поэтому, отгрузки шин Nokian производятся только на вторичный рынок автопокрышек, причём, в большинстве своём, через вышеупомянутые фирменные товаропроводящие сети. Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что компания Nokian Tyres всё же осуществляет сотрудничество с крупными автопроизводителями, поставляя свои шины в их дилерские автосалоны. Несмотря на это, прагматичные финны по-прежнему не ведут речь о первичных отгрузках покрышек линейки «премиум» на сборочные конвейеры автозаводов…

При этом, понимая, что не «премиумом» единым зарабатывают себе «на жизнь» производители автопокрышек, около 12 лет назад финские шинники анонсировали вывод на рынок автомобильных шин сегмента «B». Эти покрышки начали выпускать под собственным суббрендом, получившим название Nokian Nordman. Шины «Nordman» создаются на базе хорошо себя зарекомендовавших, но уже устаревших моделей «премиальных» покрышек серий «Hakkapeliitta» и «Hakka», по сути являясь их «реинкарнацией». Так, в своё время модель Nokian Hakkapeliitta 2 стала шиной Nokian Nordman +, а модель Nokian Hakkapeliitta 4 – покрышкой Nordman 4. При этом для производства шин суббренда «Nordman» используются более дешёвые резиновые смеси, нежели для покрышек сегмента «А». Это позволяет предложить более низкую розничную цену для шин класса «В», при этом несильно поступившись их качеством.

На то, что резина линейки «Nordman» может быть разумной альтернативой «за свои деньги» «старшим» сериям «Hakkapeliitta» и «Hakka», указывает факт наличия расширенной «Hakka-гарантии» и для шин суббренда. Эта, заявленная компанией Nokian Tyres, гарантия обеспечивает защиту новых покрышек «Nokian» и «Nordman» от эксплуатационных повреждений: проколов, порезов, разрывов и вздутий боковины. Для шин «Nordman» на практике это означает, что в течение первого года эксплуатации клиент может бесплатно отремонтировать или заменить покрышку на новую при её случайном повреждении.

Для вышеупомянутых «премиальных» серий гарантийные условия ещё интереснее – в случае непредвиденного повреждения дефектную шину можно бесплатно отремонтировать или заменить без ограничения по времени с момента покупки (при условии сохранения глубины протектора не менее 4 мм).

Продолжение следует…

Тэги:

, , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,