2.10.2020, 10:03
Реактивные системы залпового огня: «Град» заканчивается, начинается «Шквал»
Предприятия ВПК Беларуси переходят от модернизации вооружений, созданных в эпоху СССР, к созданию собственных образцов, отвечающих современным требованиям.
Как следует из заявления Госкомвоенпрома, на полигоне Осиповичский успешно прошли испытания опытного образца боевой машины (БМ) реактивной системы залпового огня (РСЗО) калибра 122-мм «Шквал».
По его словам, в ходе испытаний опытного образца РСЗО, созданного ОАО «ВОЛАТАВТО», были проведены проверки всех систем БМ и подтверждены заданные характеристики.
Сообщается, что РСЗО «Шквал» оснащена трубчатыми направляющими отечественного производства и эффективной автоматизированной системой (АСУ) управления огнем, системой спутниковой навигации, метеостанцией, современным комплексом связи и передачи данных, АСУ наведения для работы в составе группировки с получением внешнего целеуказания.
Все это значительно сокращает время подготовки данных для стрельбы и пребывания БМ на огневой позиции, а следовательно, повышает ее живучесть в условиях современного боя.
РСЗО «Шквал» сможет применять не только все типы 122-мм боеприпасов, разработанных для различных модификаций РСЗО «Град», но также реактивные снаряды (РС), модернизированные на Заводе точной электромеханики (ЗТЭМ).
Насколько можно понять, новая РСЗО не только будет поступать на снабжение белорусской армии, но и поставляться на экспорт. Ввиду чего, в качестве шасси для нее могут использоваться не только автомобили отечественного производства, но и предлагаемые заказчиком.
Здесь, очевидно, следует напомнить, что созданию РСЗО «Шквал» предшествовали работы по обновлению имеющегося парка РСЗО «Град». В наследство от Краснознаменного Белорусского военного округа вооруженным силам Республики Беларусь досталось значительное количество таких систем — 376 ед.
Однако в конце 1990-х годов остро встала проблема износа шасси, на которых базировалась РСЗО «Град» — Урал-375Д. По этой причине количество боеготовых БМ резко сократилось. Для исправления ситуации было принято решение заменить изношенную ходовую часть.
Причем не за счет закупок на стороне, например в России, а за счет изделий собственного производства, разместив артиллерийскую часть БМ-21 на шасси отечественного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-6317. Который был cоздан на Минском автомобильном заводе еще по теxничеcким уcловиям Миниcтерcтва обороны СССР.
После серии собственных испытаний белорусские военные пришли к выводу, что по своим тактико-техническим характеристикам МАЗ-6317 вполне отвечает требованиям войск и может быть использован в качестве замены в вооруженных силах страны автомобилей марок «КрАЗ», «КамАЗ» и «Урал», до сих пор используемых для транспортировки различных видов вооружения и боевой техники.
В частности реактивных систем залпового огня. Первой ласточкой и стала РСЗО «Град». Все опытно-конструкторские работы по привязке артиллерийской части БМ-21 к новому шасси, испытания модифицированной боевой машины (БМ) и другие мероприятия были проведены силами специалистов Минского автозавода, Военной академии Республики Беларусь, Научно-технического комитета Министерства обороны РБ и Службы ракетно-артиллерийского вооружения вооруженных сил РБ. Белорусская версия «Града» получила название «БелГрад».
Применение автомобиля МАЗ-6317 позволило, благодаря большей длине грузовой платформы, чем у исходного шасси марки «Урал» (6250 мм против 3900 мм), выгодно изменить компоновочную схему модернизированной установки. Разместив пакет пусковых труб в кормовой части БМ, конструкторы смогли установить между ним и кабиной стеллажи для 40 реактивных снарядов (существует и вариант на 80 снарядов). В результате расчет получил возможность перезаряжения пусковой установки без использования транспортно-заряжающей машины. Что позволило сократить время подготовки ко второму залпу до 7 мин.
Эксплуатация системы в войсках показала, что благодаря переходу на шасси МАЗ-6317 модернизированная РСЗО приобрела боевые характеристики, которыми не обладал исходный образец.
Так, каждая БМ «БелГрад» может перевозить два боекомплекта, по причине чего cокращаетcя потребноcть в транcпортно-заряжающиx машинаx, cнижается cуммарный раcxод ГСМ и уменьшается парк автозаправщиков.
Однако наиболее важным результатом являетcя повышение автономноcти (до 1.000 км), мобильноcти и cкрытноcти РСЗО, ввиду cокращения чаcтоты перезаряжения и дозаправок, а cледовательно, «шлейфа» обcлуживающиx машин.
Но реновацией БМ дело не ограничилось, на ЗТЭМ были разработаны модернизированные версии РС для РСЗО «Град» и ее модификаций. Они, как следует из вышеизложенного, пригодны и для применения на РСЗО «Шквал».
Анализ складских запасов выявил, что находящиеся на хранении РС для ряда версий РСЗО «Град» (9М28Ф и 9М53Ф) имеют высокую поражающую способность. Которая превышает боевую мощь штатного «градовского» боеприпаса 9М22У в 2 и 5 раз соответственно.
Проверка РС этих типов также показала наличие значительного ресурса их головных частей. Приняв во внимание все вышеизложенное, специалисты ЗТЭМ совместно с разработчиками этих боеприпасов из российского НПО «Сплав» создали технологию продления срока службы снарядов 9М28Ф и 9М53Ф. Инициативу поддержало Министерство обороны РБ, и в 2014 году соответствующие работы были начаты.
В результате модернизации старых боеприпасов были получены следующие 122-мм реактивные снаряды осколочно-фугасного действия:
9М521МБ — дальнобойный (40 км) реактивный снаряд с неотделяемой головной
повышенного могущества действия у цели;
9М522МБ — дальнобойный (34 км) реактивный снаряд с отделяемой головной
частью снаряда;
9М523МБ — дальнобойный (22 км) реактивный снаряд с неотделяемой головной
повышенного могущества действия у цели.
При применении радиовзрывателя, обеспечивающего воздушный подрыв, эффективность действия боеприпасов увеличивается в 4-7 раз.
Усовершенствованные снаряды не требуют доработки под них РСЗО «Град», «БелГрад» и «Шквал». Государственные испытания проведенные Минобороны РБ подтвердили все заданные характеристики модернизированных боеприпасов, а также возможность их использования в течение всего гарантийного срока эксплуатации.
Таким образом с полным основанием можно сделать вывод, что опыт, накопленный при реновации РСЗО «Град» и боеприпасов к ним, позволяет предприятиям белорусского ВПК перейти к созданию собственных аналогов, отвечающих требованиям современной войны.
Читайте также:
- Лукашенко считает, что в Беларуси не хватает производства стрелкового оружия
- Авиационные вооружения: большое беспокойство от небольшой страны
- Военно-техническое сотрудничество: бесплатного сыра не бывает
- Военно-техническое сотрудничество: то, что дороже денег
- РЛС дальнего обнаружения: Минск не рискнул потрепать нервы Москве