Предприятия ВПК Беларуси переходят от модернизации вооружений, созданных в эпоху СССР, к созданию собственных образцов, отвечающих современным требованиям.

Как следует из заявления Госкомвоенпрома, на полигоне Осиповичский успешно прошли испытания опытного образца боевой машины (БМ) реактивной системы залпового огня (РСЗО) калибра 122-мм «Шквал».

По его словам, в ходе испытаний опытного образца РСЗО, созданного ОАО «ВОЛАТАВТО», были проведены проверки всех систем БМ и подтверждены заданные характеристики.

Сообщается, что РСЗО «Шквал» оснащена трубчатыми направляющими отечественного производства и эффективной автоматизированной системой (АСУ) управления огнем, системой спутниковой навигации, метеостанцией, современным комплексом связи и передачи данных, АСУ наведения для работы в составе группировки с получением внешнего целеуказания.

Все это значительно сокращает время подготовки данных для стрельбы и пребывания БМ на огневой позиции, а следовательно, повышает ее живучесть в условиях современного боя.

РСЗО «Шквал» сможет применять не только все типы 122-мм боеприпасов, разработанных для различных модификаций РСЗО «Град», но также реактивные снаряды (РС), модернизированные на Заводе точной электромеханики (ЗТЭМ).

Насколько можно понять, новая РСЗО не только будет поступать на снабжение белорусской армии, но и поставляться на экспорт. Ввиду чего, в качестве шасси для нее могут использоваться не только автомобили отечественного производства, но и предлагаемые заказчиком.

Здесь, очевидно, следует напомнить, что созданию РСЗО «Шквал» предшествовали работы по обновлению имеющегося парка РСЗО «Град». В наследство от Краснознаменного Белорусского военного округа вооруженным силам Республики Беларусь досталось значительное количество таких систем — 376 ед.

Однако в конце 1990-х годов остро встала проблема износа шасси, на которых базировалась РСЗО «Град» — Урал-375Д. По этой причине количество боеготовых БМ резко сократилось. Для исправления ситуации было принято решение заменить изношенную ходовую часть.

Причем не за счет закупок на стороне, например в России, а за счет изделий собственного производства, разместив артиллерийскую часть БМ-21 на шасси отечественного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-6317. Который был cоздан на Минском автомобильном заводе еще по теxничеcким уcловиям Миниcтерcтва обороны СССР.

После серии собственных испытаний белорусские военные пришли к выводу, что по своим тактико-техническим характеристикам МАЗ-6317 вполне отвечает требованиям войск и может быть использован в качестве замены в вооруженных силах страны автомобилей марок «КрАЗ», «КамАЗ» и «Урал», до сих пор используемых для транспортировки различных видов вооружения и боевой техники.

В частности реактивных систем залпового огня. Первой ласточкой и стала РСЗО «Град». Все опытно-конструкторские работы по привязке артиллерийской части БМ-21 к новому шасси, испытания модифицированной боевой машины (БМ) и другие мероприятия были проведены силами специалистов Минского автозавода, Военной академии Республики Беларусь, Научно-технического комитета Министерства обороны РБ и Службы ракетно-артиллерийского вооружения вооруженных сил РБ. Белорусская версия «Града» получила название «БелГрад».

Применение автомобиля МАЗ-6317 позволило, благодаря большей длине грузовой платформы, чем у исходного шасси марки «Урал» (6250 мм против 3900 мм), выгодно изменить компоновочную схему модернизированной установки. Разместив пакет пусковых труб в кормовой части БМ, конструкторы смогли установить между ним и кабиной стеллажи для 40 реактивных снарядов (существует и вариант на 80 снарядов). В результате расчет получил возможность перезаряжения пусковой установки без использования транспортно-заряжающей машины. Что позволило сократить время подготовки ко второму залпу до 7 мин.

Эксплуатация системы в войсках показала, что благодаря переходу на шасси МАЗ-6317 модернизированная РСЗО приобрела боевые характеристики, которыми не обладал исходный образец.

Так, каждая БМ «БелГрад» может перевозить два боекомплекта, по причине чего cокращаетcя потребноcть в транcпортно-заряжающиx машинаx, cнижается cуммарный раcxод ГСМ и уменьшается парк автозаправщиков.

Однако наиболее важным результатом являетcя повышение автономноcти (до 1.000 км), мобильноcти и cкрытноcти РСЗО, ввиду cокращения чаcтоты перезаряжения и дозаправок, а cледовательно, «шлейфа» обcлуживающиx машин.

Но реновацией БМ дело не ограничилось, на ЗТЭМ были разработаны модернизированные версии РС для РСЗО «Град» и ее модификаций. Они, как следует из вышеизложенного, пригодны и для применения на РСЗО «Шквал».

Анализ складских запасов выявил, что находящиеся на хранении РС для ряда версий РСЗО «Град» (9М28Ф и 9М53Ф) имеют высокую поражающую способность. Которая превышает боевую мощь штатного «градовского» боеприпаса 9М22У в 2 и 5 раз соответственно.

Проверка РС этих типов также показала наличие значительного ресурса их головных частей. Приняв во внимание все вышеизложенное, специалисты ЗТЭМ совместно с разработчиками этих боеприпасов из российского НПО «Сплав» создали технологию продления срока службы снарядов 9М28Ф и 9М53Ф. Инициативу поддержало Министерство обороны РБ, и в 2014 году соответствующие работы были начаты.

В результате модернизации старых боеприпасов были получены следующие 122-мм реактивные снаряды осколочно-фугасного действия:

9М521МБ — дальнобойный (40 км) реактивный снаряд с неотделяемой головной
повышенного могущества действия у цели;

9М522МБ — дальнобойный (34 км) реактивный снаряд с отделяемой головной
частью снаряда;

9М523МБ — дальнобойный (22 км) реактивный снаряд с неотделяемой головной
повышенного могущества действия у цели.

При применении радиовзрывателя, обеспечивающего воздушный подрыв, эффективность действия боеприпасов увеличивается в 4-7 раз.

Усовершенствованные снаряды не требуют доработки под них РСЗО «Град», «БелГрад» и «Шквал». Государственные испытания проведенные Минобороны РБ подтвердили все заданные характеристики модернизированных боеприпасов, а также возможность их использования в течение всего гарантийного срока эксплуатации.

Таким образом с полным основанием можно сделать вывод, что опыт, накопленный при реновации РСЗО «Град» и боеприпасов к ним, позволяет предприятиям белорусского ВПК перейти к созданию собственных аналогов, отвечающих требованиям современной войны.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в 2023 году в Беларуси оказалась лучше прогноза

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в декабре 2023 года выросли на 0,9% после роста в ноябре на 0,7% . Цены на продовольственные товары в декабре 2023 года выросли на 1,5% к ноябрю 2023 года, цены на непродовольственные товары выросли на 0,1%, тарифы на услуги выросли на 0,9%. Годовая

Доллар подорожал на первых торгах на БВФБ в 2024 году

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,