День Германского единства — единственный государственный праздник, который празднуется в ФРГ на федеральном уровне. Все остальные праздники регулируются землями. Дата 3 октября была закреплена в статье 2 договора об объединении Германии от 31 августа 1990 года в качестве даты празднования «Дня германского единства».
Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии решил «германский вопрос», сохранявший свою актуальность в течение более четырех десятилетий после победы союзников над Германией в 1945 г., оккупации страны и раскола ее в 1949 г. на два государства.
Этот договор еще называют «2+4», так как разработка деталей международных положений по вопросу об объединении Германии возлагалась на субъектов процесса «2+4». Основы механизма «2+4» были заложены 13 февраля 1990 г. на международной конференции в канадской Оттаве министрами иностранных дел Федеративной Республики Германии, ГДР, Франции, Великобритании, СССР и США.
12 сентября 1990 г., в Москве, министры иностранных дел ФРГ и ГДР, Ганс-Дитрих Геншер и Лотар де Мезьер, а также министры иностранных дел Франции- Ролан Дюма, Великобритании — Дуглас Хэрд, СССР — Эдуард Шеварднадзе и США — Джеймс Бейкер подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, согласно которому полностью прекращалось действие прав держав-победительниц на территории Германии, предоставленных им в результате капитуляции Германского рейха 8 мая 1945 г.
Одновременно Договор «окончательно» закреплял границы Германии (ст. 1), обязывал германскую сторону отказаться от «производства, владения и распоряжения ядерным, биологическим и химическим оружием», устанавливал в качестве высшей границы численности германских вооруженных сил 370 тыс. человек (ст. 3), обязывал Германию и Советский Союз заключить договор об условиях вывода советских вооруженных сил с ее территории до конца 1994 г. (ст. 4), «во взаимосвязи с реализацией обязательств» (ст. 5), подчеркивал «право объединенной Германии на участие в союзах со всеми вытекающими из этого правами и обязательствами» (ст. 6) и прекратил действие «прав и ответственности» держав-победительниц «в отношении Берлина и Германии в целом», в результате чего единая Германия получила «полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами».
Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии вступил в силу 15 марта 1991 г., после того, как парламенты всех договаривающихся государств ратифицировали его (последней предприняла ратификацию советская сторона), а четыре бывшие державы-союзницы на основании принятого ими решения уже с 3 октября 1990 г., т.е. дня объединения Германии, приостановили действие своих прав.
Еще 1 июля 1990 года западноевропейские страны подписали договор о либерализации движения капиталов через снятие валютного контроля. 31 августа ФРГ и ГДР подписали договор об объединении (фактически это было вхождение Восточной Германии в состав Западной), 3 октября объединение состоялось после вхождения восточно-германских земель Мекленбург-Передней Померании, Бранденбурга, Саксонии-Ангальта, Тюрингии и Саксонии, а также Восточного Берлина в состав ФРГ. В декабре того же года прошли выборы в первый бундестаг объединенной Германии. В 1992 году состоялось подписание Маастрихстского договора, который положил начало современной европейской экономической системе и сделал неизбежным создание единой валюты.
***
Федеральный министр иностранных дел Хайко Маас в связи с Днем Германского единства обратился с приветствием:
«Ликование людей перед Бранденбургскими воротами, объятья, смех и слезы радости. Эти волнующие кадры связаны в нашей памяти с падением Берлинской стены в ноябре 1989 г. и воссоединением Германии 30 лет назад.
Весь мир с восхищенным изумлением наблюдал, какие силы может высвободить мужество людей и как стремление к праву и свободе может мирным путем преодолеть диктатуру. Сколь неожиданными ни были события осени 1989 года – падение Берлинской стены не произошло само собой. Почву для него подготовили политика примирения и сближения и поддерживавшийся десятилетиями межобщественный диалог, диалог между людьми по обе стороны стены, а смелые люди добились того, чтобы оно произошло. Годом позже, 3 октября 1990 г., в результате интенсивных и решительных политических переговоров с союзниками и соседями состоялось объединение двух германских государств. В том числе им мы обязаны тем, что сегодня наша страна прочно занимает свое место в рядах международного сообщества и единой, мирной Европы.
30-летие Германского единства – это повод оглянуться назад не только для людей в Германии, но и для многих других во всем мире. Тогдашние события показали: больших результатов нельзя добиться в одиночку, а лишь в тесном сотрудничестве с соседями и партнерами.
Основанное на доверии тесное сотрудничество – один из руководящих принципов внешней политики Германии. Даже если напряженный поиск совместных решений не всегда приносит свои плоды так быстро, как всем этого хотелось бы: бескомпромиссные действия в одиночку и национальный эгоизм – это ложный путь, не ведущий ни к чему хорошему.
Ведь все мы ощущаем, что серьезные задачи, которыми озабочено человечество, могут быть решены или сообща, или не могут быть решены вообще. Это демонстрирует нам не в последнюю очередь и пандемия коронавируса. Основой таких решений должны стать усилия по укреплению взаимообмена и достижению более глубокого взаимопонимания. Это – задача не только политики, но и гражданского общества, сферы образования, культуры.
Именно искусство и культура строят ценные мосты диалога. С их помощью мы можем научиться понимать мечты и травмы обществ наших стран и заняться поиском общих перспектив.
Объединившаяся 30 лет назад Германия выступает за мирную политику и отдает предпочтение решениям на основе сотрудничества – как в рамках Европейского Союза, Организации Объединенных Наций, так и в рамках Альянса за мультилатерализм, основанного нашей страной вместе с партнерами.
Падение Берлинской стены и воссоединение Германии продемонстрировали нам: многое из того, что долгое время казалось невозможным, возможно. Для этого нужны смелость, воля и инстинкт, чтобы в нужный момент принять правильные решения. Все это необходимо нам и сегодня: мы, мировое сообщество, стоим перед очень серьезными вызовами. Однако нет причины опускать руки. Вспомним, как 75 лет назад, после тех ужасов, которые принесла Вторая мировая война, была основана Организация Объединенных Наций. В тот момент у людей были все основания не доверять друг другу. У них были все основания смотреть в будущее со страхом. И несмотря на это они решили: мы создадим Организацию Объединенных Наций, потому что думаем, что вместе мы сможем сделать больше ради мира и свободы.
Об этом нам следует чаще вспоминать сегодня. У нас есть основания для надежды. Когда, как не сегодня, люди в Германии должны осознавать это.»
Посол ФРГ Манфред Хутерер обратился к белорусам по случаю 30-летия воссоединения Германии
Объединение Германии: много сделано, но многое еще предстоит
Читайте также:
- Навальный подтвердил информацию о визите Меркель к нему в больницу
- Глава МИД Германии: мы продолжаем поддерживать гражданское общество в Беларуси
- Германия поддержала протестующих в Беларуси
- Пандемия коронавируса вызвала дефицит общественных бюджетов Германии
- Доля «зеленой энергетики» в Германии впервые составила более 50% за шесть месяцев