• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Из-за нефтяных проблем белорусский бюджет в этом году не получит около 600 млн. долларов.  Это — следствие не только спора за условия поставок российской нефти, но также — налогового маневра и низкого спроса  на топливо на экспортных рынках на фоне COVID-19. Удастся ли избежать этих потерь за счет наращивания переработки нефти?

Республиканский бюджет Беларуси в 2020 году недополучит 3,7-4 млрд. рублей, сообщил министр финансов Беларуси Юрий Селиверстов 5 августа журналистам . При этом, по его словам, половина этой суммы связана с нефтяным рынком, уменьшением размера таможенных пошлин, а также объема экспорта нефтепродуктов.

Отметим, что низкие цены на нефть ведут к снижению цен на экспортируемые Беларусью нефтепродукты и, как следствие, — к потерям бюджета из-за низкой экспортной пошлины на нефтепродукты. Следует также иметь  в виду, что в первом квартале были остановлены экспортные поставки белорусской нефти, что также лишило бюджет значительного объема экспортных пошлин.

В результате  за 7 месяцев в бюджет поступило  всего лишь  175 млн. долларов экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты – это около 13% от запланированного объема.

Белорусские НПЗ  работают с учетом оптимальной загрузки

В Беларуси по итогам  полугодия  спад производства составил всего 1,7% при  фактическом падении спроса на 20%. Причина в том, что  белорусские предприятия  в это время работали, ориентируясь на традиционный объем производства. В результате запасы готовой продукции на некоторых предприятиях достигли 80% от среднемесячного объема производства, что  значительно ухудшило их финансовое положение.

В то же время белорусские НПЗ, столкнувшись с резким снижением цены на нефть (в апреле на опустилась до минимального значения с марта 1999 года),  вынуждены были пересматривать свои планы (нефтепродукты на склад не положишь) и  работали исходя из оптимальной загрузки, что позволило им не генерировать дополнительные убытки.

Например, производственные мощности «Нафтана» в первом квартале были загружены наполовину. Предприятию пришлось диверсифицировать поставки и доставлять нефть танкерами из Норвегии, Саудовской Аравии и  США. При этом альтернативная нефть поставлялась в небольшом количестве и обходилась дороже российской Urals.

«Чтобы  уменьшить дефицит средств, возникший в связи со снижением выручки от реализации нефтепродуктов, пришлось задействовать практически все имеющиеся открытые кредитные линии и тем самым исполнить все свои обязательства перед банками, партнерами, налоговыми органами»,  — отмечал заместитель гендиректора НПЗ Илья Икан в интервью ведомственному журналу «Вестник Белнефтехима».

В  результате по итогам четырех месяцев «Нафтан» сработал с прибылью.  По словам Икана, этого удалось добиться благодаря внутренним мерам, направленным на снижение затрат, а также «внешним компенсационным мерам». Что это за меры, он не пояснил.

Во втором полугодии «Нафтан» планирует заработать больше, даже несмотря на плановый ремонт. Заместитель гендиректора «Нафтана» по производству Сергей Алтухов рассказал «Вестнику Белнетехима», что в июле-декабре завод обеспечен сырьем на 100%, и  ряд установок «Нафтана» и «Полимира» будут задействованы в полном технологическом цикле.

Увеличат ли белорусские  НПЗ загрузку до 24 млн. тонн?

Повышение цены на нефть и оживившийся спрос повышают привлекательность российской нефти для Беларуси и стимулируют  большую загрузку белорусских НПЗ. Как следствие, увеличатся и поступления в бюджет экспортных пошлин на нефтепродукты и нефть ( ПО «Белоруснефть» с апреля возобновила экспорт собственной нефти).

Всего в январе-июне 2020 года на белорусские НПЗ поступило, по данным агентства Argus, 6,15 млн. тонн нефти, при этом 4,65 млн. тонн — это российская нефть, поставленная по трубе, еще около 0,5 млн. тонн — поставки по железной дороге. Объем альтернативной нефти составил около 1 млн. тонн.

Во втором полугодии  Мозырский НПЗ и «Нафтан» переработают на 3 млн. тонн нефти больше, чем в первом. «И это даже на 1 млн. тонн нефти больше, чем за аналогичный период прошлого года», — сообщил председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков журналистам 13 августа.

По его словам, всего в 2020 году  белорусские НПЗ планируют переработать не менее 16-16,5 млн. тонн  нефти, в том числе 10% альтернативной.

Смогут ли заводы уже в 2021 году, после завершения основных этапов модернизации увеличить возможности по первичной переработке нефти до 24 млн. тонн в год, как это планировалось ранее? Не факт. Потому что нефтепереработчики будут вынуждены ориентироваться прежде всего на внешний спрос.

Замгендиректора «Нафтана» Ильи Икан отмечает, что для эффективной работы НПЗ важно «обеспечивать экономически и технически эффективный объем переработки углеводородного сырья, рассчитанный с учетом потребностей в нефтепродуктах на внутреннем рынке и рынках ближнего зарубежья».

А в ближайшей перспективе, по его словам, — с учетом перехода на мировые цены на углеводородное сырье объем переработки нефти и структура производства нефтепродуктов «должны рассчитываться исходя из возможного объема реализации нефтепродуктов с наибольшей добавленной стоимостью, которая с учетом затрат на логистику достигается на территории в радиусе не более 500 км». Это означает, что поставки белорусских нефтепродуктов на рынки дальнего зарубежья через порты могут оказаться нерентабельными.

Поможет ли нефтяная конъюнктура?

«Уже сегодня очевидно, что бюджет будущего года формируется в непростых условиях, в условиях ограниченных ресурсов. Прямые потери доходов бюджета в 2021 году только от реализации так называемого налогового маневра оцениваются в сумму порядка 350 млн. рублей», — отметил премьер-министр Беларуси Роман Головченко 21 июля.

Напомним, в проект бюджета-21 заложен курс доллара в  2,4 рубля и цены на нефть на уровне около 40 долларов за баррель.

В «Белнефтехиме»  отмечают, что для экономики всего нефтехимического сектора цена на нефть в пределах 40−45 долларов за баррель  является «достаточно комфортной».

Переговоры с российскими и другими компаниями по поставкам нефти в Беларусь на 2021 год уже ведутся. «Никаких форс-мажорных и иных обстоятельств  здесь нет», — сказал председатель «Белнефтехима» Андрей Рыбаков журналистам 13 августа.

Таким образом, теперь на загрузку белорусских НПЗ может повлиять только мировая конъюнктура.

Средняя цена на нефть марки Urals выросла за июнь 2020 года по отношению к маю на 35% до 41,93 долларов за баррель, но это в 1,4 раза меньше аналогичного показателя 2019 года.

Согласно прогнозам экспертов,  в ближайшие несколько месяцев цена нефти будет сильно колебаться.

По данным исследовании Fitch Ratings, в 2020 году цена на нефть составит около 45 долларов за баррель,  а в 2021 году цена нефти марки Brent может вырасти до около 45 долларов за баррель. Fitch отмечает, что цены вырастут во многом из-за сделки по сокращению добычи нефти ОПЕК+.«Мы ожидаем, что ОПЕК+ продолжит периодически корректировать двухлетнее соглашение, достигнутое в апреле 2020 года, чтобы избежать большого профицита добычи или дефицита, что поддерживает наши ожидания постепенного восстановления цен на нефть», — говорится в материале.

Минэнерго США в августе  повысило прогноз стоимости нефти марки Brent в 2020 году на 2,3% до 41,42 долларов за баррель, говорится в отчете Управления энергетической информации Минэнерго США. В 2021 году цена Brent, согласно прогнозу, составит 49,53 долларов за баррель.

В июле Центробанк РФ также  повысил свой прогноз по среднегодовым ценам на нефть марки Urals в 2020 году до 38 долларов за баррель с 27 долларов. В 2021 году ЦБ теперь прогнозирует в базовом сценарии среднегодовую цену на нефть марки Urals на уровне 40 долларов за баррель вместо 35 долларов по предыдущей февральской версии прогноза.

В свою очередь Минэкономразвития РФ в своей июньской версии прогноза ожидало среднегодовые цены на нефть в 2020 году на уровне 39,9 долларов за баррель, в 2021 году — 43,3 доллара.

Россия не пускает белорусов на премиальный рынок

Премиальных рынков для белорусских нефтепродуктов мог бы стать российский рынок, что особенно стало очевидно весной 2020 года. Дело  в том, что цена автомобильного топлива в России из-за демпферных отчислений российских производителей в бюджет  не изменилась вслед за падением стоимости нефти, В результате в апреле , согласно данным агентства Argus, продажи моторного топлива в Россию приносили  белорусскому продавцу на 100 долларов  за 1 тонну нефтепродуктов больше, чем поставки в направлении латвийского порта Вентспилс.

Торговать топливом в РФ стало выгодно  прежде всего белорусским поставщикам из-за  выгодной логистике. Неслучайно в январе-мае экспорт белорусских нефтепродуктов на российский рынок увеличился в 11,74 раза к уровню января-мая 2019 года до 184,4 тыс. тонн.

Однако РФ с 1 июня до 1 октября 2020 года Россия  запретила ввоз импортных нефтепродуктов под предлогом защиты собственного рынка. Ожидалось, что на фоне восстановления спроса на внутреннем рынке в РФ досрочно отменят этот запрет.

Однако, как пишет «Коммерсант», правительство России из-за позиции Минфина, скорее всего, не успеет досрочно снять мораторий на зарубежные поставки топлива в РФ. Минфин выступает против досрочного снятия ограничений, так как это может привести к снижению нефтепереработки внутри страны и, как следствие, к уменьшению налоговых поступлений от демпфера, поскольку с импортного топлива демпфер не взимается.

Более того, как отмечает аналитик компании «Фридом Финанс» Валерий Емельянов,  мораторий, скорее всего, не будет снят до тех пор, пока цены на нефть не вернутся на докризисные 50-55 долларов. «В противном случае российский бюджет недополучит порядка 300 миллиардов рублей дополнительных сборов с продажи топлива. И эта выгода уйдет белорусским поставщикам. На фоне нового политического обострения между Минском и Москвой крайне сомнительно, что Россия будет делать какие-либо подарки соседу», — заявил он РИА Новости.

Тэги:

, ,

Прогноз курса рубля на неделю 23-27 ноября

За последнюю неделю ноября курс доллара на БВФБ может снизиться на 0,5-1% вследствие ослабления американской валюты на Московской бирже. Но в понедельник 23 ноября курс доллара на белорусской бирже может остаться на прежнем уровне. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей недели изменился примерно в соответствие с ожиданиями: уменьшился на 0,6% – до

В микрорайоне Минска Новая Боровая нет воды, отключено отопление

Микрорайон в Минске Новая Боровая, который прославился протестным голосованием на выборах 9 августа, сплоченностью жителей и четкой политической позицией , вывешиванием бело-красно-белых флагов, остается без воды с 15 ноября. УП «Минскводоканал» считает, что проблемы с водой в  «Новой Боровой» могут быть из-за умышленного повреждения системы водоснабжения.   На протяжении  вчерашнего дня управляющая компания А-100 Комфорт пыталась

Белорусские банки увеличили ставки по депозитам в 2-3 раза

Валютный кризис в Беларуси не состоялся: отток валютных вкладов населения из белорусских банков в октябре резко замедлился, и уже в ноябре вполне может смениться притоком. Одна из причин – рост ставок по вкладам, иногда довольно значительный – до 2-3 раз. Национальный банк РБ, руководствуясь благими намерениями по дедолларизации белорусской экономики, за несколько лет добился снижения

Получит ли Беларусь коммерческую выгоду от запуска БелАЭС?

Ввод БелАЭС позволит снизить валютную нагрузку на бюджет страны на 500 млн долларов в год, заявило Минэнерго Беларуси. Пока неясно, когда это случится. Тем более, учитывая кредитную нагрузку на масштабную новостройку и связанные с ней инфраструктурные проекты, за которые придется долго расплачиваться. «Ежегодно на БелАЭС будут производить порядка 18 млрд кВт⋅ч. Валютная нагрузка на бюджет

Белорусские власти пытаются подстегнуть инвестиционное сотрудничество с Китаем

На фоне ухудшения отношений с Евросоюзом и перспектив привлечения европейских инвестиций из-за политического кризиса в стране белорусские власти рассчитывают активизировать инвестиционное сотрудничество с Китаем.

Запуск БелАЭС остановит экспорт белорусской электроэнергии в Европу

Вслед за энергетическим пуском первого энергоблока БелАЭС, который назначен на 7 ноября, поставки белорусской электроэнергии через расположенную в Литве площадку энергобиржи NordPool на европейский рынок будут прекращены. При этом страны Балтии постарались исключить возможности российского посредничества для экспорта белорусской электроэнергии в Европу. Литовский оператор системы передачи электроэнергии Litgrid установит в ноябре 2020 года, то есть

В Беларуси началась кредитная накачка экономики

Причиной девальвации белорусского рубля в августе стал не только рост спроса населения на валюту, но и резкий рост объемов кредитования белорусскими банками предприятий, только за август набравшими 1,15 млрд. рублей кредитов. Оплатил этот бум заимствований Нацбанк, предоставивший банкам 2 трлн. рублей. В третьей декаде августа в Беларуси возник ажиотажный спрос на иностранную валюту, а Национальный

Нужен ли Беларуси свой порт в России?

Логистика экспорта внешних грузов в Беларуси сейчас подчинена одной цели – получить максимальную эффективность, что достигается благодаря диверсификации потоков, в том числе через порты стран Балтии. Теперь же белорусские власти в угоду политике в очередной раз предпринимают попытки сломать годами сложившиеся логистические связи и направить белорусские грузы в российские порты. При этом платить за неэффективную