11.08.2020, 10:21
Сможет ли Беларусь защитить внутренний рынок?
Радикальные меры по защите внутреннего рынка, которые собирается принять белорусские власти, могут обернуться необратимыми дезинтеграционными процессами в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), а также перекрыть Минску дорогу в ВТО.
Беларусь «безобразно» защищает внутренний рынок, и в ближайшее время в стране будут приняты «принципиальные решения» по защите внутреннего рынка, заявил Александр Лукашенко 4 августа в своем послании народу и Национальному собранию. «Защищайте свой рынок, ну просто безобразно этим занимаемся», — заявил Лукашенко.
По его словам, пандемия коронавируса ясно показала настоящую цену Торговым правилам и обязательствам. «Все на них наплевали, вплоть до открытых конфронтаций защищают своих производителей, не пускают в госзакупки и на бюджетные стройки. То есть сегодня все страны этим процессом жестко управляют. Мы тоже примем принципиальные решения в ближайшее время», — заявил Лукашенко.
Вечная проблема
Тема защиты внутреннего рынка никогда не уходила с белорусской повестки. Вот, например, что говорил об этом Лукашенко три года назад. «Хочу еще раз подчеркнуть, что задача защиты внутреннего рынка не снимается. И как уже мне частные компании, бизнесмены представили доклад о неком параллельном импорте, я попрошу правительство серьезно заняться проблемой параллельного импорта», — заявил Лукашенко в июле 2017 года.
«У нас что, нет «Горизонта», «Атланта», других предприятий? Вы скажете: понятно, мы же в одном объединении и так далее. Ищите формы и методы работы так, чтобы внутренний рынок был защищен, как бы ни было сложно это для нас», — заявил он.
С начала этого года тема защиты внутреннего рынка вновь была актуализирована.
На коллегии Министерства антимонопольного регулирования и торговли в феврале 2020 года заявлялось о беспокойстве растущим импортом по продуктам и промтоварам. «Доля белорусских товаров сегодня ниже 80%, а это — повод обратить внимание торговли, что она ставит на полку», — отмечали участники коллегии.
Тогда же первый вице-премьер Беларуси Дмитрий Крутой обратил внимание на агрессивную риторику отдельных государств в части защиты внутреннего рынка. «Некоторые из них озвучивают проекты решений, которые будут наносить очевидный урон белорусским экспортерам», — подчеркнул он.
«Учитывая открытый характер нашей экономики и очень большую долю внешней торговли, конечно, это будет требовать от нас адекватного и оперативного реагирования и принятия зеркальных мер, в том числе в отношении защиты внутреннего рынка». — заявил он. При этом добавил: не стоит ожидать, что «сейчас начнется какое-то махровое регулирование и будут приниматься непонятные решения, — регулирование должно быть тонким, но действенным».
При назначении 4 июня новых членов правительства Лукашенко потребовал от него принять все необходимые меры, чтобы защитить внутренний рынок от необоснованного импорта по тем видам продукции, которая производится в Беларуси.
«Наш внутренний рынок невелик, но и отдавать его ни в коем случае никому нельзя. Это тот вопрос, который стоит перед правительством, и то правительство не решило этот вопрос. Ссылались на какие-то обязательства. Посмотрите, как Россия поступила. Взяла и закрыла границы, чтобы туда никто не ввозил ни солярку, ни бензин. Она закрылась от импорта. Это что, правильно? Да плевать, пандемия все спишет, вот и закрылись», — отметил Лукашенко.
Премьер-министр Беларуси Роман Головченко в своем выступлении 11 июня 2020 года перед депутатами назвал одной из главных задач усиление защиты внутреннего рынка.
«Среди первоочередных задач требуется безотлагательно принять принципиальное решение по защите внутреннего рынка. Другие страны возвращаются к активному протекционизму, в условиях кризиса всеми способами защищают свои национальные рынки. Несмотря на международные обязательства, закрываются границы. Мы также посмотрим на решение этой задачи под разными углами и примем действенные меры, исключительно исходя из национальных интересов. Будем действовать выверенно, с учетом открытости экономики Беларуси», — заявил он.
«Защищаться» придется в основном от российских товаров
В страновой структуре торговли Беларуси в ЕАЭС доминирует РФ. На ее долю приходится 93% экспортных поставок и 99,2% импортных закупок Беларуси. Правда. в 2019 году доля России в экспорте несколько снизилась в пользу Казахстана и Армении — по итогам прошлого года составила 6,1% в белорусском экспорте.
По данным Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, более 90% белорусских товаров поставляется в РФ, что ставит промышленность Беларуси в зависимость от экономического положения в одной стране. При этом 50-60% продукции белорусской обрабатывающей промышленности направляется за рубеж. Поэтому снижение экспортных поставок приводит к перепроизводству, которое не в состоянии компенсировать внутренний рынок.
Между тем, в январе-мае 2020 года страны ЕАЭС сократили объем внешней торговли в на 16,2% по сравнению с январем-маем 2019 года до 246,5 млрд. долларов. Взаимная торговля сократилась на 15% до 19,6 млрд. долларов. Это, естественно, не могло не сказаться на белорусской экономике. А также усилило протекционистские настроения в евразийском союзе.
В частности, в этом году правительство РФ усилило попытки перевести информационные системы, применяемых в Беларуси в сфере фискального контроля, на цифровые платформы РФ. Речь идет о действующих или разрабатываемых системах контроля работы кассового оборудования, маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками или средствами идентификации, системы электронных счетов-фактур и электронных накладных, прослеживаемости товаров. При этом соглашения ЕАЭС этого не предусматривают.
Также недавно российский Минфин пожаловался Минэкономразвития РФ на то, что белорусские ставки акцизов на автомобильное топливо не соответствуют требованиям ВТО и договору о ЕАЭС.
В феврале 2020 года акцизы на автомобильное топливо в Беларуси были повышены для импортеров в 4 раза, в то время как для белорусских НПЗ они остались прежними. Белорусская сторона таким образом попыталось защитить внутренний рынок В принципе, аналогичным образом поступила и РФ, когда из-за падения спроса на внутреннем рынке ввела запрет с июня по октябрь 2020 года на импорт автомобильного топлива. Однако при этом российская сторона обращает внимание не только на то, что Беларусь нарушает евразийские договоренности, теперь грозит белорусским властям даже процедурами, которые она может применить как член ВТО.
Переговоры о присоединении Беларуси к ВТО сейчас как раз находятся в активной стадии, хотя коронавирус и притормозил их ход. Еще в феврале МИД страны считал возможным вступление Беларуси в ВТО в конце 2020 года — начале 2021 года. В мае первый заместитель министра иностранных дел Андрей Евдоченко сообщил, что пандемия COVID-19 повлияла на переговорный процесс, но страна продолжает двусторонние консультации с государствами – членами. «Сегодня мы вышли на финишную прямую (на пути вступления в ВТО – ред.) как в рамках обсуждения системных вопросов, так и в двусторонних переговорах», — министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей агентству БелТА в начале июля.
Понятно, что если Беларусь начнет сейчас рьяно защищать свой рынок от импорта, то не сможет выполнить свою «домашнюю работу» по вступлению в ВТО и рискует остаться на пороге этой организации.
Вопреки евразийским правилам
Между тем, заявления белорусских властей о намерении принять принципиальные меры по защите внутреннего рынка противоречат интеграционной риторике.
В этом году Беларусь как председательствующая в ЕАЭС выступила с новой инициативой – разработать карты индустриализации Союза. Эта карта как раз и должна стать инструментом для координации действий стран ЕАЭС по импортозамещению. Включить внее предложено 178 крупных проектов в 18 отраслях с объемом инвестиций. «Очень важная карта индустриализации, которая предполагает разработку новых проектов в промышленности. Сегодня уже имеем заявки таких проектов суммарной стоимостью без малого 200 млрд. долларов», — рассказал в этой связи председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович.
Между тем, Лукашенко в послании к народу и парламенту 4 августа. сообщил, что белорусская промышленность имеет потенциал по импортозамещению в производстве автокомпонентов на 4 млрд. долларов.
«Ниша для импортозамещения просто колоссальная. Можно создавать небольшие компании, производить эти комплектующие на 4 млрд. долл. В мире совместная работа или кооперация с промышленными гигантами — предел мечтаний любого малого или среднего предприятия. Все борются за гарантированные заказы и возможность попасть на конвейер. Поэтому нечего сетовать на малую емкость внутреннего рынка. Локализация производства компонентов только на таких заводах, как «БЕЛДЖИ» (китайско-белорусское СП по производству автомобилей Geely – ред.), МТЗ, БЕЛАЗ, уже даст огромный эффект для бизнеса», — сказал Лукашенко.
Возможно ли совместить импортозамещающие проекты в национальном и евразийском формате? Вопрос риторический. Потому что евразийская интеграция именно потому и буксует, что ни одна из стран ЕАЭС, в том числе и Беларусь, не собирается поступаться национальными интересами ради общеевразийских.
Защищаться бессмысленно
Сегодня в Беларуси уже приняты все возможные меры, чтобы защитить отечественного производителя от нежелательного импорта. Что же касается заметного присутствия импортных товаров на белорусских полках, то это – результат членства Беларуси в ЕАЭС. Подписавшись под евразийскими соглашениями, Беларусь просто вынуждена открывать свой внутренний рынок — в противном случае, белорусские товары тоже не пустят на рынки стран ЕАЭС, — прежде всего, российский. Поэтому непонятно, какие новые «принципиальные» решения по защите внутреннего рынка могут принять белорусские власти.
Между тем, экс-первый вице-премьер Беларуси Александр Турчин ранее назвал меры по защите внутреннего рынка на примере ситуации с легкой промышленностью бессмысленными. По его словам, годами, как могли, оберегали внутренний рынок и защищали предприятия белорусской легкой промышленности. Позже появились Alibaba и другие онлайн-платформы, и граждане начали пользоваться ими. «Стало ясно: все принятые меры по так называемой защите внутреннего рынка бессмысленны», — заявил Турчин на Кастрычницком экономическом форуме в октябре 2019 года.
Внешняя торговля товарами и услугами за январь-апрель 2020 год (млн. долларов США) | ||||||
Показатели | январь-апрель 2019 года | январь-апрель 2020 года | январь-апрель 2020 года к январю-апрелю 2019 года, % |
Справочно: (по уточненным данным) |
||
январь-март 2020 года | январь-март 2020 года к январю-марту 2019 года, % |
|||||
Внешнеторговый оборот товаров и услуг | 26 204,4 | 21 680,5 | 82,7% | 16 861,4 | 88,5% | |
Экспорт товаров и услуг | 13 144,7 | 11 091,3 | 84,4% | 8 657,7 | 88,6% | |
Импорт товаров и услуг | 13 059,7 | 10 589,2 | 81,1% | 8 203,7 | 88,3% | |
Сальдо внешней торговли товарами и услугами | 85,0 | 502,1 | x | 454,0 | 94,2% | |
Внешнеторговый оборот товаров | 21 756,4 | 17 323,9 | 79,6% | 13 485,1 | 85,4% | |
Экспорт товаров (в ценах ФОБ) | 10 320,2 | 8 259,8 | 80,0% | 6 450,1 | 84,1% | |
Импорт товаров (в ценах ФОБ) | 11 436,2 | 9 064,1 | 79,3% | 7 035,0 | 86,7% | |
Сальдо внешней торговли товарами | -1 116,0 | -804,3 | 72,1% | -584,9 | 133,2% | |
Внешнеторговый оборот услуг | 4 448,0 | 4 356,6 | 97,9% | 3 376,3 | 103,2% | |
Экспорт услуг | 2 824,5 | 2 831,5 | 100,2% | 2 207,6 | 105,3% | |
Импорт услуг | 1 623,5 | 1 525,1 | 93,9% | 1 168,7 | 99,4% | |
Сальдо внешней торговли услугами | 1 201,0 | 1 306,4 | 108,8% | 1 038,9 | 112,8% |
Читайте также:
- Беларусь временно ограничила вывоз моркови и свеклы
- В январе 2024 года экспорт белорусских товаров вырос, экспорт услуг — упал
- По итогам 2023 года отрицательное сальдо внешней торговли товарами превысило $2 млрд.
- Внешняя торговля Беларуси: экспорт товаров вырос, экспорт услуг — упал
- Беларусь вводит лицензирование экспорта яблок и лука