17.07.2020, 10:01
Противотанковые средства: из “Кокона” появилась “Румба”
Ввиду недостатка собственных средств и отсутствия достаточной помощи со стороны России, военно-политическое руководство Беларуси по-прежнему придерживается курса на модернизацию старых советских вооружений.
Как следует из недавнего сообщения Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь, 8 июля на 230-м общевойсковом полигоне Обуз-Лесновский прошли первые летные испытания модернизированной специалистами ООО “БСВТ-новые технологии” сверхзвуковой противотанковой управляемой ракеты (ПТУР) 9М114БМ “Румба” для самоходного противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) 9П149 “Штурм-C”.
Ракета предназначена для уничтожения бронетехники, низколетящих воздушных объектов, малотоннажных судов, а также живой силы в укрытиях и вне укрытий. В ходе модернизации все устаревшие радиоэлектронные компоненты в ракете были заменены на современные и надежные. Что позволило значительно улучшить систему управления ПТУР и увеличить дальность ее действия.
По результатам предварительных и летных испытаний были подтверждены все заявленные разработчиком тактико-технические характеристики 9М114БМ. В частности, была достигнута дальность управляемого полета ПТУР в 6000 м.
В контексте вышеизложенного возникает вопрос почему ПТУР 9М114 была включена в перечень старых советских боеприпасов, на ремонт которых белорусским военным не жалко потратить те скромные средства, которые государство выделяет на их нужды. Для того чтобы это понять, очевидно, есть необходимость предпринять небольшой исторический экскурс.
История советских ПТРК начинается с комплекса “Шмель”, спроектированного в Специальном конструкторском бюро (СКБ) машиностроения (г. Коломна) под руководством С.П. Непобедимого. Большая масса и размеры, разработанной для него ПТУР ЗМ6, потребовали создания самоходной версии ПТРК.
Начиная с 1957 года, работы велись сразу в двух направлениях. Комплекс 2К15, размещенный на шасси знаменитого “козлика” ГАЗ-69, получил рабочее название 2П26. Его аналог 2К16 на базе БРДМ обозначили как 2П27. В обеих вариантах расчет ПТРК состоял из двух человек. Боевая скорострельность системы составляла два выстрела в минуту. Наведение ПТУР осуществлялось вручную, по проводам. В 1960 году “Шмель” был принят на вооружение и запущен в серийное производство.
Практически в тоже самое время Опытное конструкторское бюро ОКБ-16, руководимое А.Э. Нудельманом, спроектировало ПТРК “Фаланга”. ПТУР 3М11 в этом комплексе управлялась по радио. В 1960 году, как и “Шмель”, ПТРК “Фаланга” была принята на вооружение на базе машины 2П32 (БРДМ)
Эти комплексы, как и более известный в те годы ПТРК “Малютка”, применялись в вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке. Также как “Шмель” и “Фаланга”, это комплекс монтировалася на боевых бронированных машинах (БРДМ-1, БРДМ-2, БМП-1). Но благодаря наличию переносного варианта, “Малютка” получила большую популярность. По данным арабских источников, в 1973 году при помощи этого ПТРК было уничтожено более восьмисот танков вооружённых сил Израиля.
Между тем, опыт боевых действий показал, что одними из главных недостатков ПТРК того времени были невысокая эффективная дальность стрельбы (порядка 1000 м) и низкая скорость, во многом из-за ручной системы наведения по проводам. Встал вопрос создания полуавтоматической системы наведения.
В первой половине 70-х годов в тульском Конструкторском бюро (КБ) приборостроения под руководством А.Г. Шипунова был разработан новый ПТРК. Его носимая модификация получила наименование “Фагот”, а самоходная – “Конкурс”. В то же время в коломенском СКБ машиностроения стартовала разработка ПТРК “Штурм”.
Данный комплекс, в отличие от предшественника, должен был использовать сверхзвуковую ракету. Подобное решение объяснялось тем, что скорость полёта дозвуковых ПТУР давала экипажу танка противника время для принятия ответных мер. На удалении от точки стрельбы в пять километров у противника было на это целых тридцать секунд. Чего вполне могло хватить для уничтожения расчёта ПТРК (ввиду гораздо большей скорости артиллерийских снарядов), активизации средств защиты, совершения манёвра уклонения и отхода в укрытие.
Изначально создание комплекса предусматривалось в двух исполнениях: наземном — “Штурм-С” на самоходной платформе и авиационном — «Штурм-В» для вертолётов армейской авиации.
ПТРК «Штурм-С» оснащен многоцелевой ПТУР 9М114 “Кокон”. Ее боевая часть (БЧ) выполнена в виде моноблока, спереди стоит обтекатель, закрывающий кумулятивный заряд. Переднее оперение ракеты состоит из двух стабилизаторов, которые до старта утоплены в корпус боеприпаса. Сзади находятся полукруглые крылья, в походном положении прижатые к корпусу. Что позволяет размещать ПТУР в относительно небольшом цилиндрическом транспортно-пусковом контейнере (ТПК) из стеклопластика. При вылете ракеты из ТПК, оперение раскладывается, обеспечивая возможность управления траекторией полета. Устройство ТПК позволяет уже при старте задать ПТУР вращение по продольной оси.
Помимо ПТУР в ТПК находится разгонный ускоритель, обеспечивающий начальную скорость ракеты на выходе из контейнера в 55 м/с. Время работы ускорителя ограничивается моментом выхода ракеты из ТПК, после чего он отделяется от ПТУР и запускается двухрежимный твердотопливный маршевый реактивный двигатель, позволяющий ракете развить скорость порядка 530 м/сек. Кумулятивная БЧ обеспечивает ей бронепробиваемость порядка 560-600 мм гомогенной стальной брони.
ПТУР 9М114 имеет полуавтоматическую радиокомандную систему наведения с системой слежения по инфракрасному (ИК) лучу. Основные элементы радиокомандной системы наведения располагаются в хвостовом отсеке за блоком двигателя. На заднем торце маршевой ступени размещен источник ИК-излучения, фиксируемый наземной или вертолетной аппаратурой полуавтоматического управления, а также радиоантенна.
Корректировка траектории ракеты по азимуту осуществляется встроенным в прицел пеленгатором системы наведения, который принимает отражённый ИК-луч слежения. Комплекс приспособлен к одновременному применению группы ПТРК. Обеспечена высокая устойчивость к помехам. Это стало возможно благодаря своего рода синхронизации сигнала ИК-излучателя и управляющих команд, использованию при наведении ракеты двух специальных кодов и пяти фиксированных частот. Система наведения ПТУР рассчитана на обстрел целей, движущихся с фланговой скоростью до 60 км/ч при фронтальной скорости до 80 км/ч.
При старте с наземной пусковой установки и движении на малых высотах (ниже 6 м) ПТУР поднимает пылевой след, что не только демаскирует расчёт, но также затрудняет визуальное наблюдение цели и корректировку траектории ракеты. Для устранения этого препятствия введен специальный режим “Пыль”, когда после старта ракета поднимается выше уровня линии визирования, а при приближении к цели на 500-700 м снижается и поражает ее.
ПУ ПТРК “Штурм-С” наводится от -85 до +85° в горизонтальной и от — 5 до +15° в вертикальной плоскостях соответственно. В связи с применением автоматического механизма заряжания, на готовой к пуску установке размещается один ТПК с ракетой. Время перехода комплекса в боевое положение — 15 сек., в походное –- 12 сек.
В походном положении ПУ убирается внутрь корпуса, где размещен механизм боеукладки (специальный вращающийся барабан и редуктор). На ложементах барабана размещаются двенадцать контейнеров с ракетами. После выстрела ПУ отбрасывает использованный ТПК, захватывает из барабана снаряженный и переводится в положение для стрельбы. Время перезаряжания при этом оказывается меньше, чем время полёта предыдущей ракеты до цели. Скорость стрельбы комплекса составляет 3-4 выстрела в минуту.
Мобильной базой для размещения ПТРК “Штурм-С” послужила широко распространенная в вооруженных силах СССР “мотолыга” — гусеничный тягач МТЛБ выпускавшийся в те времена на Харьковском тракторном заводе. Корпус МТЛБ имеет большие чем БРДМ внутренние объемы, что позволило разместить в его отсеках пусковую установку (ПУ) выдвижного типа, автомат заряжания и боекомплект из 12 ракет, а также экипаж из двух человек.
Выбор в пользу МТЛБ объясняется еще и тем, что гусеничный движитель обеспечивает более высокую проходимость вне дорог, чем колесный. Но и по шоссе машина массой 12,3 т может развивать скорость до 70 км/ч. Запас хода по топливу составляет 500 км.
В 1979 году ПТРК «Штурм-С» был принят на вооружение частей армейского и фронтового звена в качестве средства противотанкового резерва.
При разделе наследства советской армии вооруженным силам Беларуси досталось значительное количество БМ этого комплекса. По оценкам некоторых экспертов, по состоянию на 2016 год эта цифра составляла 110 ед. И нет сомнения, что военно-политическое руководство Беларуси серьезно заинтересовано в сохранении боевого потенциала этого противотанкового кулака.
Читайте также:
- Лукашенко считает, что в Беларуси не хватает производства стрелкового оружия
- Лукашенко: хотелось бы на «Полонезе» 300-километровом расписаться
- Лукашенко: лишних денег нет, но приходится тратиться на оборону
- Боевые самолеты: атракцион невиданной щедрости
- Лукашенко: 30 танков и 30 бронемашин это просто смешно против белорусской армии