Первоочередной задачей для правительства новый премьер-министр Беларуси Роман Головченко назвал избавление экономики от углеводородной зависимости. Почему эта проблема стала вдруг приоритетной для белорусских властей и способны ли они ее решить?

Раньше о важности энергетической независимости заявлял белорусский президент – как правило, на пике газовых и нефтяных конфликтов с Россией. А теперь заговорил и премьер.

«В условиях новой реальности при переходе экономики к мировым ценам на энергоносители и постоянно возникающих внешних угроз наша первоочередная задача — избавить экономическую систему от углеводородной и иной конъюнктурной зависимости, искоренить системные дисбалансы, обеспечить устойчивое развитие экономики и динамику роста благосостояния граждан», — заявил Головченко 11 июня после официальной церемонии представления парламенту.

Вынужденные шаги к нефтяной независимости

Следует отметить, что несколько шагов в этом направлении официальный Минск уже сделал. Грядущая перспектива совсем скоро получить мировые цены на российскую нефть без компенсации за налоговый маневр, а также провал переговоров с российскими компаниями по цене нефти в 2020 году заставили белорусские власти всерьез заняться поисками альтернативной нефти.

В этих поисках белорусским нефтяникам помогла мировая конъюнктура – мировые цены на сырье рухнули, и белорусские нефтяники могли выбирать на мировом рынке нужные сорта нефти по приемлемой цене. Как следствие, падение экспортных цен на нефтепродукты заставило белорусские НПЗ оптимизировать загрузку мощностей – чтобы обеспечить моторным топливом внутренний рынок, а также сохранить оптимальный экспорт.

Отсутствие в этом году долгосрочных контрактов с российскими компаниями показало, сколько же нефти нужно белорусским НПЗ для оптимальной загрузки. Это не 2 млн.тонн нефти, на что рассчитаны потенциальные мощности белорусских НПЗ. К примеру, в июне их загрузка составит 1,1 млн. тонн.

При этом на покупку нефти Беларусь, по данным официальной статистики, затратила в январе-марте 2020 года 434 млн. долларов – на 1,223 млрд. долларов меньше, чем за такой же период 2019 года. При этом на экспорт было поставлено нефтепродуктов на 527,8 млн. долларов – на 908,6 млн. долларов меньше, чем в январе-марте 2019 года.

Отметим, что именно нефтянка внесла самой большой вклад в снижение отрицательного сальдо Беларуси в этом году.

В январе-мае 2020 года белорусские НПЗ переработали около 5,4 млн. тонн нефти, примерно каждая пятая тонна – это альтернативная нефть. И хотя очевидно, что до 2024 года – срока завершения налогового маневра в нефтяной отрасли РФ – российская нефть будет дешевле любой альтернативы, официальный Минск, тем не менее, не собирается отказываться от альтернативы. «Это — вопрос диверсификации поставок и энергетической безопасности», — подчеркнул начальник главного управления внешнеэкономических связей концерна «Белнефтехим» Руслан Лабуть в интервью журналу «Вестник Белнефтехима».

Более того, как заявляют в концерне, теперь Беларусь уже не откажется от поставок альтернативной нефти даже в том случае, если российские компании предоставят белорусским НПЗ «самые благоприятные условия».

Пока танкерные поставки альтернативной нефти идут в Беларусь через Клайпедский порт в Литве и Одесский порт в Украине, но стоит задача обеспечить ее поставки по «трубе».

По распоряжению президента, в Беларуси с 1 ноября 2020 года приступят к строительству магистрального нефтепровода «Гомель-Горки», который соединит южную и северную ветки белорусского магистрального нефтепровода «Дружба» и два НПЗ. Протяженность новой трубы — 207 км, потенциальная мощность — 6 млн. тонн. Примерная стоимость проекта, включая заполнение трубы технологической нефтью, составляет около 300 млн. рублей (около 126 млн. долларов).

Новый нефтепровод также может быть использован при реверсной работе южной ветки «Дружбы» и прокачке нефти из польского Гданьска через Мозырь на «Нафтан». В Польше уже началась работа по прокладке второй ветки нефтепровода на участке от Гданьска до Плоцка. После чего появится возможность прокачивать нефть в Беларусь с сохранением ее качества.

В концерне заявляют, что «Белнефтехим» уже готовит долгосрочные контракты на поставку альтернативной нефти с нефтяными компаниями Азербайджана и Саудовской Аравии. Если эти контракты действительно будут подписаны, это станет свидетельством долгосрочной политики официального Минска на достижение нефтяной альтернативы.

Неплохие перспективы могут быть у сотрудничества белорусских НПЗ с Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR), которая в марте-апреле она поставила на Мозырский НПЗ четыре партии нефти через порт Одессы и нефтепровод «Одесса-Броды». В конце весны прошли переговоры экс-премьера Беларуси Сергея Румаса с президентом этой компании Ровнагом Абдуллаевым, по итогам которой озвучивались планы о поставке SOCAR в 2020 году на НПЗ Беларуси около 1 млн. тонн нефти.

Между тем посол Азербайджана в Беларуси Латиф Гандилов в конце мая заявил, что Азербайджан и Беларусь могут наладить совместную переработку нефти в рамках развития сотрудничества в энергетической отрасли. «Для этого найдены соответствующие прочные механизмы. Возможно, здесь появятся и другие формы сотрудничества. Например, в Беларуси может быть налажена совместная нефтепереработка и последующая продажа продукции на рынок третьих стран», — сказал Гандилов в интервью агентству БЕЛТА. По его словам, предполагается, что дальнейшие вопросы сотрудничества в энергетической отрасли будут обсуждаться во время визита президента Беларуси Александра Лукашенко в Азербайджан, который ожидается в 2020 году.

Есть несколько проектов в Беларуси, которые представляют интерес для SOCAR, отметил заместитель начальника департамента по связям с общественностью компании Ибрагим Ахмедов. «Если говорить о Мозырском НПЗ, то кроме выполняемого сейчас заказа запланирована дополнительная фаза модернизации, где по нашим расчетам могут пригодиться навыки специалистов SOCAR. Рассматриваем также свое участие в проекте модернизации ОАО «Нафтан» — здесь может быть востребован наш опыт в прокладке трубопроводов, электрики. Готовы принять участие и в проекте строительства нового комплекса по выпуску азотных удобрений ОАО «Гродно Азот». В этих проектах мы уже обозначили свою заинтересованность и ведем переговоры», — рассказал Ахмедов в интервью журналу «Вестник Белнетехима».

БелАЭС усилит энергозависимость Беларуси от РФ

Между тем заявление нового премьера Беларуси об избавлении экономики от углеводородной зависимости как одной из первоочередных задач для нового правительства выглядит нелогично на фоне ожидаемого скорого запуска БелАЭС.

Посол Беларуси в РФ Владимир Семашко 10 июня в ходе онлайн-конференции сообщил, что первый энергоблок БелАЭС заработает на полную мощность в феврале 2021 года. Но с запуском БелАЭС энергозависимость Беларуси не снизится, а еще более возрастет, учитывая закупку топлива, возврат отработавшего ядерного топлива, а также дорогой кредит на масштабный проект, который Минск теперь рассчитывает удешевить за счет пересмотра сроков и условий его возврата.

По данным «Росатома», прогнозная стоимость проекта БелАЭС не превысит 6 млрд. долларов (напомним, на строительство БелАЭС РФ выделила кредит в размере до 10 млрд. долларов). Платить за кредит нужно через 6 месяцев после ввода АЭС в эксплуатацию, но не позже 1 апреля 2021 года. Возврат денег предусмотрен 30 равными долями каждые 6 месяцев. На половину суммы начисляются проценты по ставке 5,23% годовых, на остальную половину – проценты по ставке LIBOR для 6-месячных депозитов в долларах США, увеличенной на маржу в размере 1,83.

Замминистра энергетики Беларуси Михаил Михадюк на видеобрифинге 11 мая сообщил, что понимание о корректировке кредитного соглашения по срокам выборки и погашения кредита, а также о процентной ставке корректируется в связи со смещением сроков ввода БелАЭС. Но документы пока не подписаны — они, по словам Михадюка, «находятся в стадии окончательного согласования и прохождения внутригосударственных процедур в Беларуси и России».

Недавно СМИ сообщали, что Москва собирается предоставить кредитную отсрочку лишь на два года, хотя белорусская сторона просила отложить выплату на 10 лет. Учитывая реальные проблемы, с которыми белорусская экономика столкнется в ближайшие годы, можно предположить, что спустя время белорусские власти вновь попросят отложить срок выплаты кредита. Таким образом, избавление от углеводородной зависимости с вводом в эксплуатацию БелАЭС станет еще более сложной задачей.

Тем более что с учетом принятого Литвой решения об отказе покупать электроэнергию с БелАЭС осложняются перспективы экспорта белорусской электроэнергии.

Отметим, что 3 июня правительство Литвы не смогло принять решение по совместному соглашению стран Балтии о торговле электроэнергией с Беларусью и другими третьими странами до 2025 года — срока синхронизации линий электропередачи стран Балтии с ЛЭП Европы. Это соглашение важно для Литвы, чтобы не допустить на свой рынок электроэнергию с БелАЭС после ввода ее в эксплуатацию. Однако против него возражает Латвия.

Правительство Латвии в августе 2019 года приняло решение открыть границу для торговли электроэнергией с третьими странами, чтобы обеспечить стабильность этого рынка в стране и в регионе. Как поясняли в МИДе Латвии, этот план будет применяться в случае, если Литва закроет границу с Беларусью для торговли электроэнергией с третьими странами для всего Балтийского региона. В январе 2020 года экс-премьер Беларуси Сергей Румас по итогам переговоров с латвийским коллегой Кришьянисом Кариньшем заявлял, что Минэнерго двух стран проработают возможность прямой поставки в Латвию белорусской электроэнергии, а не через сопредельные страны.

Однако реализовать такой план будет непросто. Заместитель министра энергетики Беларуси Вадим Закревский в начале февраля отмечал, что Беларусь может поставлять электроэнергию в Литву и Латвию не по своим ЛЭП, а через линии электропередач РФ. «Просто другой вопрос, согласится ли с этим РФ, позволит ли РФ транзит нашей полноценный электрической энергии», — сказал Закревский.

В этой связи заметил, что Беларусь готова построить отдельную ЛЭП в Латвию, но это — вопрос экономической целесообразности: если объем взаимных поставок будет незначительным, то новая инфраструктура просто не окупится.

Газовая альтернатива пока недостижима

Беларусь является крупнейшим импортером российского газа – ежегодно покупает около 20 млрд. кубометров.

В апреле 2020 года Беларусь, по данным ФТС РФ, была вторым крупнейшим импортером российского газа после Италии, закупив 1,966 млрд. куб. м (-5% к апрелю 2019 года). Между тем Германия, недавний лидер в рейтинге крупнейших импортеров российского газа, снизила закупки газа в РФ в апреле 2020 года в три раза в сравнении с апрелем 2019 года до 1,057 млрд. куб. м.

Еще год назад Минску было грех жаловаться на цену газа. В 2019 году Беларусь покупала газ по фиксированной цене 127 долларов за тыс. куб. м (на границе), и это была самая низкая цена не только в Европе, но и в других странах СНГ и странах Евразийского экономического союза. При этом средняя экспортная цена на газ «Газпрома» в 2019 года превышала 200 за тыс. куб. м.

Ситуация резко поменялась в этом году. Российский газ резко подешевел для Европы как по долгосрочным контрактам, так и на спотовом рынке, где в мае цены рухнули до 40-45 долларов (на британской площадке NBP и нидерландской TTF соответственно).

На электронных аукционах «Газпрома» в первые 20 дней мая газ уходил оптом по 80 долларов за тыс. куб.

По прогнозу «Газпрома», экспорт газа компании в 2020 году снизится на 16,4% в сравнении с 2019 годом до 166,6 млрд. куб. м, а средняя цена газа упадет на 37% — до 133 долларов за 1 тыс. куб. м.

Между тем, как сообщило Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины, средняя таможенная стоимость импортного природного газа для Украины в мае 2020 года составила в долларовом эквиваленте 98,1 долларов.

На этом фоне понятно желание Минска добиться пересмотра цен на газ для Беларуси – «с определением ее корректного и справедливого уровня», как заявили в Минэнерго. Однако пока все попытки белорусских властей сбить цену на газ терпят фиаско.

Можно предположить, что теперь-то Минск уже оценил риски привязки к одному поставщику газа. Однако что-то изменить бессилен.

По магистральным трубопроводам, проходящим по территории Беларуси, российский газ поставляется в Калининградскую область, Литву, Украину и Польшу и далее в Европу. Между тем, в перспективе Литва и Польша планируют снизить или даже вовсе отказаться от российского газа.

При этом в Литве не исключают использования строящегося в направлении Польши газопровода GIPL для экспорта газа в Беларусь по своповой схеме с участием России, о чем в конце апреля заявил литовский министр энергетики Жигимантас Вайчюнас. По его словам, экспорт газа в Белоруссию может стать возможным в начале 2022 года, после прокладки газопровода GIPL.

GIPL — газовая смычка, строящаяся между Литвой и Польшей. Это один из проектов в сфере газовой инфраструктуры, направленных на усиление интеграции стран Балтии в единый рынок ЕС. Проект GIPL реализуют литовская госкомпания по транспортировке газа Amber Grid и польская газопередающая компанией Gaz-System. Общая стоимость проекта — 500 млн. евро, инвестиции со стороны Литвы составят порядка 136 млн. евро. На проект выделено до 295,4 млн. евро финансовой помощи Евросоюза.

«Строящаяся сейчас инфраструктура предназначена несколько для других целей — для соединения нашего газового рынка с Польшей, с Европой. Но, если будет необходимо и будет взаимный интерес, ее можно использовать и для поставок газа в Беларусь», — отметил литовский министр энергетики, добавив, что уже сейчас Беларусь может покупать газ через Клайпедский терминал СПГ по схеме своповых поставок.

Однако несмотря на появление в ближайшей перспективе газового хаба в Польше, а также предложения Литвы по обеспечению Беларуси альтернативным газом, эти варианты выглядят абсолютно нереальными после продажи «Белтрансгаза» российскому «Газпрому».

Напомним, сейчас газотранспортная система Беларуси принадлежит «Газпрому», который в своем время купил ее за 5 млрд. долларов Таким образом, если нынешнее газовое противостояние Минска и Москвы выльется в полномасштабный конфликт, вслед за чем встанет вопрос о национализации газовой «трубы», Минск должен будет выплатить «Газпрому», как минимум, 5 млрд. долларов.

Это, конечно же, крайний сценарий. Понятно, что таких денег у Беларуси нет. Также понятно, что если Минск решится на такой шаг, за ним последует разрыв всех соглашений в рамках союзной «двойки», а также в ЕАЭС. Готова ли белорусская экономика к такому сценарию, — вопрос риторический.

Тэги:

, , ,

Избран новый председатель Палаты представителей Нацсобрания

Председателем Палаты представителей восьмого созыва стал бывший руководитель Администрации Александра Лукашенко Игорь Сергеенко. Такое решение было принято на ее первом заседании. Игорь Сергеенко сменил на посту председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, который занимал этот пост 16 лет. В новом составе Палаты представителей будут работать 20 депутатов предыдущего созыва, а также 27 депутатов местных советов 28-го

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Инфляция в апреле продолжила снижение

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в апреле 2024 года выросли на 0,4% после роста в марте 2024 года на 0,5% . Годовая инфляция (апрель 2024г./апрель 2023г.) составила 5,6% и не изменилась по сравнению с мартом ( такой же была и в феврале). С начала года ( к декабрю

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 3 июня

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,