Предприятия белорусского ВПК овладели самыми передовыми технологиями модернизации авиационной техники, доводя ее тактико-технические характеристики до уровня лучших мировых образцов.

На днях в интернете белорусское ОАО “558-й авиаремонтный завод” разместило видео с презентацией программы модернизации многоцелевых истребителей Су-30К. Самолеты эти первоначально были поставлены Индии на основании контракта от 1996 года, предусматривающего продажу индийской стороне боевых самолетов версии Су-30МКИ – носителей управляемого оружия класса «воздух-поверхность».

Однако, из-за трудностей с налаживанием серийного производства этих машин, в 1997-1999 годах индийскому заказчику, по обоюдной договоренности, с целью ускорения подготовки летного состава, были поставлены самолеты Су-30 упрощенной версии «К», с обязательством их замены в будущем технически более совершенными «МКИ».

Впоследствии, как и предусматривалось договоренностями, Россия заменила все 18 Су-30К на Су-30МКИ. Высвободившиеся же истребители вплоть до июля 2011 года находились на индийской территории. А затем они были переброшены транспортной авиацией на 558-й авиаремонтный завод в Барановичах для капитального ремонта и модернизации.

Выбор в пользу белорусского предприятия, по мнению экспертов, был обусловлен, прежде всего, нежеланием их собственника, авиастроительной корпорации «Иркут» возвращать в российскую казну 18% НДС от общей стоимости истребителей в случае обратного их ввоза в Россию, как это следует из таможенного законодательства.

Но думается не только этим. В начале 2000-х годов на 558-м авиаремонтном заводе, при участи специалистов ЗАО «Русская авионика», была разработана программа модернизации советских Су-27УБ (конструкция которых послужила основой для разработки Су-30К), до версии Су-27УБМ1. Головной модернизированный самолет этой версии успешно прошел весь цикл испытаний еще в 2004 году. По этому же образцу доработке было подвергнуто еще несколько Су-27УБ.

И хотя впоследствии процесс модернизации белорусских машин этого типа был приостановлен, работы над выполнением иностранных заказов продолжались все время. Так что выбор барановичского завода для реновации «индийских» потомков Су-27УБ был обоснованным не только с экономической, но и с технологической точки зрения.

Уже на первом этапе модернизации в комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) Су-30К был введен ряд новых элементов, в том числе: программируемый процессор обработки радиолокационных сигналов для картографирования земной поверхности, бортовая ЦВМ с открытой архитектурой — для управления системами навигации, оружием, радиолокаторами.

Каждый доработанный истребитель оборудуется усовершенствованным информационно-управляющим полем кабины экипажа, цифровым комплексом контроля параметров систем самолета и двигателей, информационно-аналитической системой реального времени, системой видеорегистрации полетной информации, а также значительно расширенной номенклатурой бортового вооружения.

Предусмотрена возможность дополнительного включения в ее состав управляемых средства поражения наземных и надводных целей, в том числе: корректируемых бомб КАБ-500Кр и КАБ-500Л, управляемых ракет класса «воздух-поверхность» Х-59М, Х-29Т, Х-29Л, Х-31А и Х-31П, а также новых управляемых ракет «воздух-воздух» средней дальности с активными радиолокационными головками самонаведения типа РВВ-АЕ.

Что потребовало доработки системы управления оружием и включения в состав БРЭО новой аппаратуры, обеспечивающей эффективное применение всего набора вооружения в любых метеоусловиях днем и ночью. Ограниченный объем внутреннего пространства самолета заставил разместить часть этой аппаратуры на внешних узлах подвески. Сюда относятся системы лазерного дальнометрирования и целеуказания (для применения управляемого оружия с лазерными ГСН), а также тепловизионного — для обнаружения и поражения целей в инфракрасном диапазоне ночью и в сложных метеоусловиях.

При обновлении системы кабинной индикации, вместо монохромного телевизионного индикатора РЛС и ОЛС, в передней и задней кабинах модернизированного Су-30К устанавливается по одному многофункциональному цветному жидкокристаллическому индикатору МФИ-55 с кнопочным обрамлением с размером рабочего поля 5×5 дюймов. На которые выводятся пилотажно-навигационные параметры, данные от РЛС, метеорологическая обстановка, отображение электронной карты местности и показатели состояния систем самолета.

Внедрение в состав БРЭО современных вычислителей, нового программного обеспечения и отдельных новых блоков, при сохранении основного состава БРЭО серийного самолета, позволяет с минимальными затратами существенно повысить точностные характеристики прицельной системы истребителя, расширить функциональные возможности его навигационного комплекса и обеспечить применение широкой номенклатуры управляемого и неуправляемого вооружения всех классов.

Работа по наземным и надводным объектам производится в режимах картографирования. На основании этой информации производится выбор, захват, сопровождение целей, выдача координат и целеуказание бортовому оружию. Реализация новых режимов работы радиолокационного прицельного комплекса повышает характеристики дальности обнаружения воздушных, наземных и целей.

Вывод самолета в зону визуального обнаружения цели может выполняться как вручную, так и при помощи системы автоматического управления скрытно в режиме радиомолчания на малой высоте, по заранее введенному маршруту, отображаемому на ЖКИ. Значительно сокращает время нахождения атакующего самолета в зоне поражения средств ПВО противника при нанесения удара оружием с телевизионным наведением автоматическая установка оси ГСН в точку нахождения цели.

Важно и то, что все доработанные самолеты оснащаются контейнерами с оборудованием радиоэлектронной защиты летательных аппаратов «Сателлит», разработка и производство которой ведется на самом 558-м авиаремонтном заводе.

“Сателлит” производит автоматическую постановку помех всем атакующим РЛС противника, помеховое воздействие формируется на всех этапах боевой работы. Из-за чего запущенные ракеты самолета-перехватчика или ЗРК наводится на ложную цель. Аппаратура «Сателлита» работает постоянно в течение всего полета и не создает помех собственным бортовым радиоэлектронным средствам управления оружием.

На втором этапе модернизации Су-30К устанавливается по три многофункциональных ЖКИ в кабинах летчика и оператора. Антенна радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-27 заменяется фазированной антенной решеткой (ФАР). Обеспечивается возможность выполнения Су-30К роли командного самолета, управляющего тремя-четырьмя истребителями МиГ-29, взаимодействуя при этом со средствами ПВО и КП наземных войск.

По данный момент, из 18 модернизированных по заказу России Су-30К, 12 поставлены ВВС Анголы в соответствии с контрактом заключенным Минобороны этой страны с компанией “Рособороэкспорт”. Остальные шесть Су-30К законтрактованы правительством Мьянмы.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,