Минэнерго сообщило, что на площадку строительства Белорусской атомной электростанции прибыл состав с ядерным топливом для загрузки реактора первого энергоблока.

Как говорится, сбылась мечта руководителя государства, который хотел этого, вероятно, больше всех жителей страны. Он не сомневался, а многие остальные возражали. До последнего сохраняли надежду, что руководитель выполнит свое обещание покинуть свой пост после завершения строительства АЭС. Но по всему видно, что ничего в своей жизни и в нашем с ним сосуществовании менять он не собирается.

Напротив, очень активно проводит очередную кампанию по своим перевыборам. Посещает заводы, фабрики, фермы. А в связи с приближением ввода АЭС в эксплуатацию он навестил белорусских ученых и ознакомился с их разработками по развитию электротранспорта. Поскольку производство электроэнергии в стране вырастет, возникнет проблема ее использования. Так руководитель и перемещается во времени и пространстве – создает проблемную ситуацию, решает ее за счет возникновения новой проблемы.

Вот и сейчас, пообщавшись с учеными, руководитель государства пришел к выводу, что созрела необходимость подвергнуть Академию наук серьезной ревизии. Вероятно, для того, чтобы ученые работали лучше. Поскольку, как считает руководитель, в следующей пятилетке предстоит подключить науку к развитию страны, учитывая тот факт, что в мире возрастает уровень технологической конкуренции. Ожидаемый профицит электроэнергии в стране позволит, видимо, поднять технологичность промышленности и улучшит экологическую обстановку в стране.

Впрочем, как показал Чернобыль, на исключительную безопасность атомной энергетики надеется нельзя, но жить с ней можно только верой, что реактор никогда не взорвется. Жизнь без этой веры чревата постоянными стрессами, которые известно, чем заканчиваются. А пока Беларусь готовится вступить в атомную эру. Новизна ее для нас относительна, поскольку страны, массово эксплуатирующие АЭС, как например, Германия, уже разработали программы по их закрытию.

Нам же приходится поспешать, по той простой причине, что страна к потреблению «профицита энергии» не готова. Как выяснилось во время поездки к ученым, только стране только образована рабочая группа по разработке проекта государственной программы: «Развитие электротранспорта на 2021-2025 годы». Сказано о том, что уже разработана концепция на указанный период и также до 2030 года. То есть ничего нет, но есть концепция. Кроме нее утвержден комплекс мер по созданию опытных образцов электротранспорта, организуется инфраструктура для исследований и испытаний компонентов силового электропривода машин.

Но работа идет по-стахановски. Выбраны для производства не только легковые автомобили, но и грузопассажирские, минивэны. Но их еще нет, они еще не созданы и не освоены производством. Есть опытные образцы электровелосипедов, электроскутеров, электросамокатов. Создан даже образец льдозаливочного комбайна с электроприводом. Мыслится даже создание электролетательных аппаратов.

Вроде бы все есть, и ничего из этого нет. А что есть? На МАЗе объявили о создании своего первого электробуса, правда на нем установлен немецкий электродвигатель. Этот опытный образец стоит 420 тысяч евро. При запуск его в производстве цена снизится, можно сэкономить на технических решениях, но и в этом случае электробус будет стоить намного дороже обычного автобуса. Зачем увеличивать их производство? Зачем деньги тратить, если уже освоенные производством машины? И получается, что в очередной раз заявить, мы за ценой не постоим. Получив информацию «о цене вопроса» вопроса от генерального директора МАЗа Валерия Иванковича, руководитель государства распорядился, изготовить 10 машин к маю следующего года. Посчитать аккуратно цены, доложить, назвать источники для финансирования, но к 9 маю 10, а может 12 машин.

Легко можно догадаться, какие финансовые источники имеются у МАЗа. Он их всегда осваивал и новые освоит. А что относится к руководителю, то продолжает воевать за победу, которую никто у него не оспаривает. Его заявления на этот все чаще напоминает эпизод из романа Александра Чаковского «Победа». Речь там шла о том, что неожиданно ставший президентом США Гарри Трумэн на встрече со Сталиным в Потсдаме сообщает советскому лидеру, что американцы создали атомную бомбу. Сталин в ответ сохраняет полное видимое безразличие. А сам шепчет маршалу Берии, чтобы он поторопил Курчатова с изготовлением своей.

Очень похоже на Лукашенко, не по стилю, по существу, когда он заявляет окружающим, что белорусам «в этой жесткой борьбе придется выстоять, чтобы не потерять тот клочок земли, на которой живем». Прочитывается, как лозунг – за ценой не постоим. Но есть опасность, что даже «за этот клочок» мы платим намного больше, чем нормальные люди. Они лучше работают, чем мы, они живут богаче нас, они живут спокойнее нас даже во время пандемии.

Они живут, а от нас требуют выстоять.

Как выстоять, если столько требуют? Поэтому многие падают. Например, Белстат опубликовал последние сведения о численности населения страны. Оказывается, на 1 апреля она составила 9.397,6 млн человек. Примерно столько же, 9.360,5 млн человек, жило в 1976 году. Но демографический потенциал был высокий – за 10 лет население Беларуси превысило 10 млн человек. А чуть позже началась депопуляция. Она продолжается, и только за три месяца текущего года численность населения страны сократилась на 10,6 тыс. человек.

Как бы прискорбно это ни звучало, им уже не нужны ни электробусы, ни льдозаливочные комбайны с электроприводом.

Но что происходит в нашей стране? Я, например, четыре дня в неделю смотрю по телевизору трансляции матчей белорусского чемпионата по футболу. Потому, что игры показываются в прямой трансляции и повторяются через день, и потому, что больше ничего интересного, по крайней мере для меня, не показывают.

И однажды ожидаемое происходит – к зрителю приходит понимание, что белорусский футбол отнюдь не плох. Возможно, он даже лучший из всех, поскольку в мире, кроме наших футболистов, никто в футбол не играет.

Это же относится не только к футболистам, но и к политикам. Главный из которых «зажигает» публику по-особенному. Как ни один иной в мире.

Доллар, евро и юань укрепились на торгах на БВФБ 19 декабря

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар и евро подорожали на торгах на БВФБ 5 декабря

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар и евро подорожали на торгах на БВФБ 3 октября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар и евро продолжили дорожать на торгах на БВФБ 19 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,